Skip to main content

О культуре чтения: Что нужно знать каждому (Смородинская, Маркова) 1984 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

О культуре чтения: Что нужно знать каждому (Смородинская, Маркова) 1984

Назначение: Для широкого круга читателей

Книга призвана помочь читателю лучше овладеть культурой чтения. Раскрыты самые разные стороны проблемы навыки и гигиена чтении, культура выбора книги, особенности чтении художественной литературы, периодики, призмы закрепления и систематизации прочитанного.

© "Книга" Москва 1984 

Авторство: Смородинская  М. Д., Маркова Ю. П.

Формат: PDF Размер файла: 3.83 MB

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие 3

Как научиться читать продуктивнее? 7

Гигиена чтения 7

Психологическая подготовка к чтению 11

Планирование и организация чтения 12

Внимание в процессе чтения 14

Как лучше запомнить прочитанное 16

Различные виды записей 18

Выбор способа записи 27

Темп чтения 28

Выбор книг и статей для чтения 35

Цели выбора 36

📜  ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ....

Помощники в выборе—каталоги и картотеки 39

Просмотр книги 44

Библиографические указатели 51

Справочные издания 60

Культура чтения периодики 65

Выбор газет и журналов для чтения 67

Выбор материала для чтения в газетах и журналах 72

Понимание прочитанного 76

Культура чтения художественной литературы 78

Заключение 86

Примечания 88

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник  СССР - О культуре чтения: Что нужно знать каждому (Смородинская, Маркова) 1984 года

СКАЧАТЬ PDF

📜  ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

ПРЕДИСЛОВИЕ

Советский Союз нередко называют страной читателей, а советских людей — самым читающим народом мира. И действительно, в нашей стране чтение народа — вопрос общегосударственной значимости. Впервые в мире государство само издает и распространяет произведения печати. Пропаганда книги и периодики, руководство чтением органически вошли в систему идеологической работы партии и государства. В партийных документах, в материалах XXVI съезда КПСС, в тексте новой Советской Конституции четко определены цели, идейное содержание и основы массового чтения. Наше государство делает все, чтобы расширился круг читателей, чтобы каждая книга дошла до всякого, кому она нужна.

Сейчас к чтению привлечено подавляющее число городского (95%) и сельского (87%) населения страны. Ежедневные затраты времени на чтение у советских людей составляют в среднем 55,7 минуты, что гораздо выше, чем у читателей высокоразвитых капиталистических стран. Книга, чтение стали постоянными помощниками советского человека в труде, учебе; «читательская атмосфера» создана во многих семьях, где книга способствует воспитанию детей, улучшению семейного климата. Читательские интересы советского человека широки и разнообразны: это литература общественно-политического звучания, посвященная вопросам международного и внутреннего положения, книги о истории нашей страны, литература, раскрывающая актуальные проблемы науки и техники, литература в помощь повышению квалификации и, конечно, художественная литература, которую читают практически все — 95%.

Таким образом, характер массового чтения в СССР свидетельствует, что выдвинутые в программных документах партии задачи всемерного духовного и культурного развития советского народа успешно претворяются в жизнь. Вместе с тем новые требования времени выдвигают новые задачи. Сегодня, когда к чтению привлечено абсолютное большинство населения нашей страны, главным становится вопрос не только количества, но и качества чтения. Исследования последних лет показали, что нередко широта, всеобщность распространения чтения еще соче-тается с недостаточной глубиной его. Невысок пока уровень

развития литературного вкуса, недостаточна осведомленность о библиографических изданиях, что затрудняет ориентировку в потоке печатной продукции; многие читатели не имеют навыка работы с книгой, периодикой и т. д. Становится очевидным, что сейчас уже недостаточно читать много, необходимо осознанно и умело выбирать литературу для чтения. Ведь «только истинно хорошие книги стоят того, чтобы их читали; питать свой ум многими книгами без всякого выбора — значит лишать его собственной силы полета и даже совсем губить его» (Петрарка).

Таким образом, насущной задачей сегодняшнего дня становится формирование культуры чтения. Что входит в это понятие?

Культура чтения — сложное явление. От элементарного навыка пользования закладкой до творческого чтения, когда читатель становится «соавтором» писателя, простираются его границы. «Словарь библиотечных терминов» определяет культуру чтения как «комплекс навыков в работе с книгой, включающий:

— осознанный выбор тематики чтения;

— ориентировку в источниках, прежде всего в системе библиографических пособий и библиотечных каталогов;

— систематичность и последовательность чтения, выбор конкретной книги;

— умение ориентироваться в книге с целью максимального усвоения и глубокого понимания прочитанного;

— умение использовать и применять на практике полученную из литературы информацию;

— владение техническими приемами, обеспечивающими закрепление и использование прочитанного (выписки, конспекты, организация картотек и т. д.)». К этому определению хотелось бы добавить: это и умение бережно обращаться с книгой и периодикой, и соблюдение основных гигиенических, физиологических и психологических правил работы с книгой, и рациональная организация процесса чтения, умение читать, гибко варьируя процесс чтения, и приемы работы с книгой или статьей и многое, многое другое.

Культура чтения включает знание места книги, газеты, журнала среди других каналов массовой информации в современном мире, их особенностей по сравнению с радио, телевидением, кино, специфики различных видов изданий, публикаций разного типа и жанра. От этого зависит правильный выбор произведения печати, умение сопоставлять информацию, полученную из разных источников, экономия времени и сил.

Культура чтения — это четкое осознание целей чтения, долговременных и «сиюминутных», умение правильно выбрать для чтения нужную литературу, оперативно разыскать ее, быстро и эффективно работать с ней.

Культура чтения —это глубокое проникновение в суть книги или статьи, каким бы трудным и бездонным ни был текст; это мобилизация разума, эмоций, воображения читателя; это полно

ценное читательское общение, способствующее лучшему пониманию прочитанного.

Один из важнейших компонентов культуры чтения — библио- течно-библиографическая грамотность: знать правила пользования библиотеками, уметь ориентироваться в их фонде, выбрать нужное издание с помощью каталога, регулярно следить за новыми изданиями в интересующей читателя области, пользоваться справочными материалами и т. д.

Культура чтения художественного произведения и научной или научно-популярной книги во многом различна. Так, если при чтении специальной книги и периодики на первый план выступают организаторские навыки, то чтение художественной литературы— прозы, поэзии—требует еще и полноценного эмоционального развития личности читателя, любви к родному языку, умения чувствовать слово и «что за словом», сопереживать, наслаждаться стилем автора, самим процессом чтения.

Культура чтения современного читателя — это умение работать не только с книгой, но и с периодикой, четкое представление о периодических изданиях по интересующей теме, умение пользоваться справочным аппаратом издания. Таким образом, гибкость подхода к произведению печати, понимание различия целей и задач чтения, критериев оценки художественного и научного произведения, газетной статьи и монографии, способов работы с ними —тоже грани культуры чтения.

Советские специалисты * разработали перечень умений, которыми должен обладать «зрелый читатель» («читатель-мастер») с достаточно высоким уровнем культуры чтения **. Он включает:

I. Гностические (познавательные) умения:

1) выделять главное в тексте, использовать «свернутые» записи (заметки, тезисы, конспекты и др.);

2) выделять в тексте связи между явлениями;

3) пользоваться библиографическими изданиями, справочной литературой;

4) привлекать в процессе чтения дополнительные источники;

5) пользоваться приемами скорочтения;

6) формулировать гипотезы, намечать пути их проверки;

7) производить анализ, синтез, обобщение на материале изучаемого текста.

II. Проектировочные *** умения:

1) формулировать цели своего чтения и отдавать себе отчет в требованиях к читательской деятельности;

* См.: Психологические проблемы чтения: Сб. науч, трудов. Л., 1981. с. 19-20.

** Этот перечень рассчитан на студентов и преподавателей и несколько сокращен нами, чтобы приблизить его к целям и условиям работы с книгой и периодикой у других категорий читателей.

*** От рго]ес!и$ (лат.) — брошенный вперед, связанный с планированием, смыслом.

2) формулировать цели самостоятельной работы над разными источниками информации;

3) формулировать, к каким результатам и с помощью каких методов работы с произведениями печати можно прийти;

4) формулировать задачи, темп и ритм чтения.

III. Конструктивные умения:

1) конспектировать кратко, сжато, своими словами и с элементами цитирования;

2) составлять план предстоящего сообщения по книге, статье;

3) составлять тезисы своего сообщения;

4) цитировать, аннотировать, реферировать, рецензировать;

5) делать выводы и обобщения.

IV. Коммуникативные умения:

1) формулировать вопросы к изучаемому тексту;

2) активно воспринимать устные сообщения о книге, анализировать их;

3) самому активно участвовать в обсуждении книги, статьи;

4) рассказывать об усвоенном, узнанном в процессе чтения;

5) строить логически законченное сообщение со вступлением к нему, заключением и выводами;

6) высказывать собственное отношение к прочитанному, формулировать и аргументировать свою оценку книги или статьи.

V. Организаторские умения:

1) организовывать свое время, контролировать пустые траты времени и избегать их;

2) организовывать читательскую деятельность: рабочее место, необходимые средства деятельности, обеспечивать гигиенические условия чтения, следить за темпом включения в работу;

3) контролировать зрение, движение глаз, утомляемость;

4) ограничивать контакты с другими людьми для достижения искомых целей в области читательской деятельности;

5) приобретать в процессе учебы, работы и в свободное время знания, умения, навыки, необходимые для читательской деятельности;

6) организовывать накапливаемую в процессе чтения информацию таким образом, чтобы по окончании чтения ею можно было воспользоваться.

Следовательно, культура чтения — это знания, умения, навыки, необходимые читателю для полноценного выбора, восприятия и понимания произведений печати. Их необходимо приобре-тать каждому, кто хочет стать квалифицированным читателем. Практическая помощь такому читателю — вот основная цель, которую ставят перед собой авторы этой книги. Мы надеемся, что, прочтя ее, читатель сумеет правильнее организовать свое чтение, будет увереннее чувствовать себя в библиотеках, сможет с меньшими затратами времени найти необходимую книгу или статью, сумеет сделать выписки, законспектировать ее, составить тезисный план и т. п., определить «стратегию» своего чтения.

КАК НАУЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ ПРОДУКТИВНЕЕ

Кто хочет быть квалифицированным работником, тот должен... научиться систематической работе над книгой и над самим собой.

М. И. Калинин

Успех всякого дела зависит во многом от умения находить наиболее рациональные приемы для достижения цели. Чтение — одна из самых распространенных форм умственного труда. Наша задача — сделать его как можно более эффективным.

Тому, кто читает для учебы и самообразования, для того, чтобы познать окружающий мир, природу, человека, чтобы осознать свое место в мире, для расширения кругозора, совершен-ствования профессиональной подготовки, знать правила работы с книгой необходимо.

Первая группа правил и приемов касается гигиены и физиологии чтения — организации рабочего места, сохранения работоспособности.

Вторая помогает ориентироваться в книге, непосредственно убыстряет процесс чтения.

Третья облегчает запоминание, усвоение, систематизацию прочитанного.

Гигиена чтения

Всякий, изучающий науки, входящий сюда, не хлопай дверью и не стучи грубо ногами, это неприятно музам. Если найдешь кого здесь уже сидящим, почтительно поклонись молча и не занимайся болтовней: здесь умершие говорят с занимающимися.

Надпись на двери библиотеки XVI века

Немалую роль в подготовке к чтению и правильной организации его играют гигиенические факторы. В помещении должен быть чистый воздух, относительная влажность — около 50—70%, температура от 18 до 12°, свет — дневной, рассеянный, не слишком яркий. Настольная лампа должна находиться на расстоянии не менее одного метра от читаемого текста. Да и расстояние от книги до глаз (при нормальном зрении) должно быть не менее 35—40 сантиметров при наклоне книги от 15°.

Во время чтения полезно иногда отрываться от книги или статьи, смотреть на темный или зеленый предмет или совсем закрыть глаза. Рекомендуется иногда глубоко подышать, смочить веки холодной водой.

Даже такие, казалось бы, посторонние факторы, как цвет стен, драпировок, форма и цвет мебели и т. п., воздействуют на читателя. Если вокруг преобладают яркие тона, усталость наступает быстрее и избавиться от нее гораздо труднее.

И конечно, важное условие полноценного чтения — тишина (не более 20—45 децибел). Много это или мало? Например, шум пишущей машинки — около 50 децибел. Однако психологи и физиологи пришли к парадоксальному выводу: при полном отсутствии внешних раздражителей трудно поддерживать внимание. По данным известного русского физиолога А. А. Ухтомского, внимание не только не ослабляется, но даже усиливается под действием несильных побочных возбудителей. Так, многим читателям не мешает шелест страниц в читальном зале, легкий гул и т. п.

Нередко читать приходится отнюдь не в идеальных условиях. Поэтому многие физиологи и психологи считают, что каждому современному человеку, раз уж тишина для него является трудно достижимым идеалом, важно научиться работать с книгой в любых ситуациях, в том числе и неблагоприятных. Тогда ему никогда не станут серьезной помехой громкий разговор, шум, включенный телевизор, присутствие посторонних и т. п. Такой точки зрения придерживался, например, замечательный русский ученый И. П. Павлов.

Важнейшая предпосылка результативного чтения — порядок на рабочем месте, правильная организация его. Огромное значение организации своего рабочего места придавал В. И. Ленин. Известный советский писатель Л. Никулин писал о впечатлении, какое произвел на него кабинет В. И. Ленина в Кремле: «Поражают скромные размеры этой комнаты. Однако, внимательно разглядев все, что в ней находится, убеждаешься: да, здесь все рационально, приспособлено для напряженного умственного труда» '. Секретарь В. И. Ленина Л. А. Фотиева вспоминала: «Каждая вещь в кабинете Владимира Ильича имела свое постоянное место, ничего не надо было искать, вспоминать, где что лежит, рука автоматически тянулась к привычному месту, чтобы взять нужный предмет—книгу, документ и все нужное для работы»2. Такое же впечатление производил и кабинет К. Маркса, где, по словам биографов, находились личный архив и библиотека великого ученого и где все «повиновалось Марксу, как члены его тела»3.

Доктор психологических наук Н. П. Ерастов предложил следующую схему размещения предметов на письменном столе, за которым обычно работает читатель:скоро

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО РОДНОЙ РЕЧИ И ЧТЕНИЮ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО РОДНОЙ РЕЧИ И ЧТЕНИЮ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО РОДНОЙ РЕЧИ И ЧТЕНИЮ

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО РОДНОЙ РЕЧИ, ЧТЕНИЮ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика