Выразительность речи и чтения (Найдёнов) 1969 год

Скачать Советский учебник

 Выразительность речи и чтения

 Выразительность речи и чтения (Найдёнов) 1969

Назначение:  Пособие для учителей начальной и средней школы

Издательство: "ПРОСВЕЩЕНИЕ" Москва 1969

Авторство: Борис Степанович Найдёнов

Формат: DjVu, Размер файла: 3.09 MB

 


СОДЕРЖАНИЕ

      
      ГЛАВА I. Устная речь 
      ГЛАВА II. Рассказывание 
      ГЛАВА III. Выразительное чтение 
      ГЛАВА IV. Выразительное чтение на уроках русского языка 
      ГЛАВА V. Выразительное чтение на уроках литературы 
      «Слово о полку Игореве» 
      Ода М. В. Ломоносова Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» 
      Басни И. А. Крылова 
      Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» 
      Лирика А. С. Пушкина 
      Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» 
      М. Ю. Лермонтов 
      Литература 

Скачать учебник  СССР - Выразительность речи и чтения (Найдёнов) 1969 года  

Скачать

     Скачать...

 

 

См. Отрывок из учебника........

 Одна из важных задач нашей школы — вооружить учащихся культурной, выразительной речью. Умение говорить еще более важно, чем умение писать. Дидактическое правило гласит: «В школе не должно быть невыразительного чтения». 

      Практика показала, что наиболее целесообразно идти от устной речи к рассказыванию и от него к выразительному чтению. Исправлять устную речь учеников обязан каждый учитель, какой бы предмет он ни преподавал. Только при таком единстве требований дети прочно и легко овладеют устной речью. 

      Учитель влияет на учеников прежде всего своим примером. Его речь должна быть ясной, четкой и выразительной. Недаром А. С. Макаренко считал речь основным элементом «педагогической техники». 

      Объясняет ли учитель, рассказывает ли, читает ли, беседует ли, или слушает ответы учеников, он следит не только за содержанием, но и за формой речи. 

      Данная книга предназначена для всех учителей начальной и средней школы, но особенно много полезного найдет в ней учитель, обучающий русскому языку и литературе. 

      При выборе текстов для начальных классов, к сожалению, пришлось брать тексты из книг для чтения, изданных в 1965 — 1968 годах, так как новые книги для чтения еще не стабилизировались. 

      

      Светлой памяти моих учителей Марии Александровны Рыбниковой и Виктора Ивановича Стражева 

      посвящаю. 

      Автор. 

      

      Глава 1. УСТНАЯ РЕЧЬ 

      

      Речь может быть зримой и слышимой. Звучащая речь, или, как ее обычно называют, устная, появилась на много тысячелетий раньше письменной. В развитии школьника она играет преобладающую роль, поскольку он говорит несравненно больше и чаще, чем пишет. Устная речь всегда к кому-нибудь обращена. В этом процессе участвует, с одной стороны, говорящий, с другой — слушающий, да и сам говорящий слушает себя. Ребенок учится говорить, слушая взрослых. Произнесение и слушание — две стороны одного и того же явления. 

      Эта книга посвящена устной речи. Но нам придется постоянно обращаться и к речи письменной. Эти явления в некотором отношении противоположны — «мешают» друг другу. Если ученик пишет вместо «учиться» — «учица», как слышит, он совершает ошибку. Чтобы этого не происходило, нужно ясно знать законы каждого вида речи и не смешивать их, уметь переводить написанное слово в звучащее и обратно. 

      Знакомство с устной речью естественно начать с рассмотрения речевого аппарата и его работы. 

      

      Обычно под речевым аппаратом разумеют органы дыхания, гортань с голосовыми связками, полость носоглотки, полость носа и рта с размещенными в последней артикуляционными органами. Но речь — явление несравненно более сложное, чем обычно представляется, и в речевой процесс вовлечен весь наш организм. 

      Основатель современной физиологии И. П. Павлов назвал речь второй сигнальной системой (у животных она отсутствует), а слово — «сигналом сигналов». Но в этом качестве слово выступает только в том случае, если оно понятно слушающему. Слово на незнакомом языке сигналом не является. Процесс речи есть одновременно процесс мышления. Если перед вами стоит задача овладеть четкой, логичной и выразительной речью, следует иметь в виду не технику речи, как обыкновенно называют упражнения в дыхании, голосоведении, произнесении членораздельных звуков (дикции), а психотехнику — упражнения, связанные с мыслью, чувством и воображением. Они приводят в действие весь организм и подчиняют технику произнесения творческой воле говорящего. 

      Начнем рассмотрение речевого процесса с дыхания (рис. 1). Наш речевой аппарат часто сравнивают с органом или .гармонью. Подобно этим инструментам, он имеет «меха» — легкие, которые, расширяясь, наполняются воздухом, а сжимаясь, этот воздух выталкивают. Это парный орган. Основание каждого конусообразного легкого опирается на купол грудо-брюшной преграды (диафрагмы). Легкое состоит из огромного количества крошечных легочных пузырьков — альвеол и сети трубообразных дыхательных путей — бронхиолей и бронхов. Легкие покрыты тонкой эластичной оболочкой — плеврой. Легочные пузырьки пронизаны капиллярными кровеносными сосудами. В альвеолах осуществляется жизненно важный процесс газообмена. Легкие заключены в закрытую грудную полость. Они имеют возможность расширяться и сокращаться. Межреберные мышцы, раздвигая при вдохе нижние ребра, увеличивают объем грудной клетки и тем самым способствуют расширению легких в горизонтальном направлении. Сокращение межребер-ных мышц сжимает ребра и легкие в процессе выдоха. 

      Различают три типа дыхания: ключичное (плечевое), грудное (реберное), диафрагменное (брюшное) — в зависимости от той области, где происходит основное мышечное движение, расширяющее и сжимающее легкие. Движения всех мышц, кроме диафрагмы, заметны. При вдохе диафрагма опускается вниз. Между нею и легкими образуется свободное пространство, которое заполняют расширяющиеся под давлением входящего в них воздуха легкие. Чем глубже вдох, тем активней сокращается при вдохе диафрагма, тем больше освобождается места для легких. При выдохе диафрагма поднимается и давит на легкие, содействуя их сокращению (рис. 2). Наиболее полезным для речевого процесса является реберно-диафрагменный тип дыхания. При нем работают межреберные мышцы, диафрагма, косые мышцы живота. Движение диафрагмы незаметно, но она давит на внутренние органы, находящиеся в брюшной полости, вследствие чего выпячивается верхняя часть живота; это легко заметить, если положить на живот руку. 

      Рис. 2. Положение диафрагмы при вдохе и выдохе. 

      Грудная полость увеличивается в объеме — расширяется в вертикальном направлении за счет опустившейся диафрагмы. Нижняя часть легких заполняется воздухом. Межреберные мышцы раздвигают грудную клетку и увеличивают объем грудной полости в горизонтальном направлении. Легкие расширяются в своей средней части и тоже заполняются воздухом. Одновременно происходящее подтягивание косых мышц живота создает опору для диафрагмы и содействует перемещению воздуха из средней и нижней части легких в верхнюю. 

      Выдох происходит в обратном порядке. Воздух выходит через рот. Диафрагма поднимается. Мы это замечаем потому, что опадает живот. Дыхание беззвучное и речевое сильно различаются. Ритм беззвучного дыхания: вдох — выдох — пауза, причем вдох по длительности равен выдоху. Для речи требуется иной ритм: вдох — задержка — выдох. Вдох быстрый, выдох медленный. 

      Реберно-диафрагменный тип дыхания наблюдается у меньшинства людей. Большинство же, в том числе почти все женщины, имеют грудной тип дыхания. Установление реберно-диафрагменного дыхания требует систематических упражнений. Прежде всего, как говорят, нужно «найти» дыхание, т. е. почувствовать его механизм, а потом найденное закрепить. 

      Упражнение 1 

      Лягте на спину, положите руку на живот, спокойно дышите. Проследите, как при вдохе рука поднимается, а при выдохе опускается. Если движение диафрагмы едва заметно или совсем не ощущается, надо в момент выдоха выдуть воздух на звуке «ф», что активизирует движение диафрагмы. Это надо проделать 3 — 4 раза в качестве первого упражнения на закрепление найденного движения диафрагмы. При этом необходимо учитывать, что выдох всегда должен быть длиннее вдоха: если вдох на два счета, то выдох должен быть на четыре. Это упражнение повто ряйте в течение нескольких дней по 2 раза в день (утром и вечером). 

      Найдя дыхание и проделав упражнение в положении лежа, перейдите к его выполнению стоя. 

      Все упражнения стоя лучше делать в положении, которое в строевых занятиях именуется положением «смирно», т. е. пятки вместе, носки врозь, тяжесть тела равномерно распределена на обе ноги, грудь слегка развернута, подбородок составляет прямой угол с шеей. Нн в коем случае не следует допускать мускульной напряженности. 

      Для самоконтроля положите правую руку на живот, левую — на нижние ребра. Не следует приводить в движение диафрагму механически, мускульным усилием. Упражнение начинают с выдоха, делается секундная остановка, чтобы почувствовалась потребность во вдохе. При таком выполнении упражнения движение диафрагмы будет мягким, органичным. 

      Упражнение 2 

      Для укрепления дыхания рекомендуем следующие упражнения.

      1. Мысленно считая: «раз, два», сделайте быстрый вдох, «три, четыре» — задержку, «пять, шесть, семь, восемь, девять, десять» — выдох. Повторите 2 раза. 

      2. Чтобы почувствовать, как работают косые мышцы, дающие опору звуку, положите руку на нижнюю часть живота и покашляйте; обратите внимание, как сокращаются мускулы, подтягиваются косые мышцы во время задержки перед выдохом. 

      3. Проделайте упражнение со счетом, но теперь уже считая вслух. Упражнение повторите 2 — 3 раза. 

      С течением времени у вас в конце упражнения будет оставаться воздух; продолжайте счет: «одиннадцать, двенадцать» 

      и т. д., но не доводите до задыхания, когда не хватает воздуха, и не ускоряйте темпа. 

      4. Проделайте дыхательное упражнение, соединяя его с движением рук. Вытягивая руки вперед, делайте выдох, разводя руки в стороны — вдох, сводя их снова вместе — выдох. Опуская руки по бокам вниз — выдох, поднимая вверх над головой — вдох, снова опуская по бокам вниз — выдох. Каждое из указанных движений проделайте 5 раз. 

      5. Соедините движение рук со счетом вслух. 

      Аналогичные упражнения по дыханию можно проводить и со школьниками на любых уроках, включая эти упражнения в физкультминутку, а также на уроках физкультуры. 

      Усвоив элементы правильного реберно-диафрагмен-ного дыхания, необходимо закрепить такое дыхание путем постоянных упражнений. Проще всего это сделать, соединив эти упражнения с утренней гимнастикой; когда ведущий урок гимнастики делает указание о дыхании, нужно делать не любой «глубокий вдох» и «полный выдох», а следить, чтобы вдох и выдох были реберно-диафрагменгюго типа. 

      Как же сочетается дыхание с речью? Ведь одного вдоха хватает на произнесение не больше 13 — 14 слогов. Если пристально наблюдать говорящего, в том числе и себя, то мы заметим, что во время речи говорящий продолжает пополнять воздух в легких. Такие вдохи делаются во время пауз, т. е. перерывов в произнесении. Этим умением владеют все, но не в равной мере. Есть люди, которые захлебываются, у них не хватает воздуха, и они вынуждены останавливаться специально, чтобы набрать его. Это мешает речи. Тренироваться в незаметном набирании воздуха будем при чтении стихов. 

      Дыхание — обязательное условие правильного, сильного звучания речи, но образование звука происходит в органе, лежащем выше легких, — в гортани (рис. 3). 

      Гортань состоит из четырех хрящей. Наружный выступ щитовидного (верхнего) хряща - кадык легко прощупывается. 

      Главной частью гортани являются голосовые связки (рис. 4). Они представляют собой тонкие и нежные эластичные продолговатые мышцы, покрытые слизистой оболочкой, прикрепленные к хрящам. Черпаловидные хрящи, поворачиваясь изнутри наружу, раздвигают голосовые связки и открывают голосовую щель; производя обратное движение, они смыкают связки — закрывают голосовую щель. Связки и сами имеют способность сокращаться и сближаться друг с другом. 

      При беззвучном дыхании связки разомкнуты, вдыхаемый и выдыхаемый воздух свободно проходит через открытую голосовую щель. Если выходящий из легких воздух встречает на своем пути сомкнутые связки, он давит на них, колеблет и проникает сквозь щель, образуемую вибрирующими связками. В этой сложной системе возникает звук. Звук еще слаб, но колебания, возникающие при его появлении, содействуют возникновению колебаний в смежных полостях нижних и верхних резонаторов. В резонаторах возникают дополнительные звуки (обертоны), которые усиливают основной звук и придают ему особую окраску — тембр. Верхние резонаторы — это так называемая надставная труба, состоящая из ряда полостей, расположенных над связками: полости носоглотки, рта и носа. 

      Если нижними (лежат ниже гортани) резонаторами мы не управляем, то использование верхних зависит от нас, и именно умелым управлением этими резонаторами в значительной степени определяются сила и качество звука. Качествами голосового звука считают: звонкость, или металличность, собранность, свободу, полетность, устойчивость, подвижность, широту диапазона. 

      Под звонкостью, или металличНОстью, не следует понимать какое-то особое звучание. Звонкость — это чистое звучание, в противоположность глухому, тусклому. Получается такой звук в силу резонанса (отражения) звука в передней части ротовой полости, у твердого нёба и зубов. Поэтому нельзя допустить, чтобы звук формировался у заднего мягкого нёба: он полу- 

      чается глухим и тусклым. В период мутации, т. е. изменения голоса, юноши теряют управление своим голосом и начинают говорить глухо, «загоняют звуки вглубь». Часто, вместо того чтобы исправить этот недостаток, его укрепляют и делают глухой звук привычным. Интересно отметить, что у поющих юношей такого недостатка не бывает. 

      Собранность звука — это концентрация звука у губ, не допускающая расползания звука, что вредит внятности и четкости звучания, это — направление звука, как говорят, «в маску». 

      Когда мы слушаем певца или чтеца, нас радует свобода звучания, создается впечатление, что пение или произнесение не требует усилий. На самом деле такая легкость достигается упорным трудом и многочисленными упражнениями. Трудное делается привычным, а привычное легким. 

      Свобода звукй требует устранения напряжения во всем теле. Нужно следить, чтобы не было мускульных зажимов. В ротовой области необходимо свободное размыкание, достаточный раствор рта. Для этого следят за свободным опусканием нижней челюсти и за тем, чтобы язык не горбился и не мешал. 

      Предварительным условием всяческих речевых упражнений, в том числе и упражнений в звучности, собранности и свободе звучания, является правильное положение верхних резонаторов: нельзя держать голову опущенной или поднятой вверх. Подбородок должен составлять прямой угол с шеей. 

      Все перечисленные свойства звука необходимо различать, вслушиваясь в звучание голоса диктора или артиста (по радио или в грамзаписи), а также в звучание голоса товарища. Мы так привыкли к звучанию собственного голоса, что не умеем его критически оценивать, не слышим неправильностей. После того как звонкость, собранность и свобода голоса стали для нас конкретно 

      ощутимы, можно перейти к упражнениям. Эти упражнения следует выполнять при негромком звучании на самых привычных нотах нашего голоса. 

      Упражнение 3 

      1. Произнесите протяжно несколько раз: ммммм, мммиии, 

      мммэээ, мммааа, мммооо, мммууу, мммыыы, мииим, мэээм, мааам, мооом, мууум, мыыым. Заметьте, как дрожат губы и зубы и как звук резонирует. 

      2. Произнесите, сохраняя то же резонирование: 

      Этот зверь зовется лама. 

      Лама — дочь 

      и лама — мама. 

      3. Произнесите несколько раз протяжно ооо, заметьте, что губы образуют как бы овальный рупор. Такая овальность губ обеспечивает собранность звука. 

      4. Несколько раз произнесите пословицу: «Один с сошкой, а семеро с ложкой», наблюдая за собранностью звука. 

      5. Положите указательный и средний пальцы левой руки на кадык, сделайте начальное движение, как будто вы собираетесь зевнуть, заметьте, как опустится гортань. Держа по-прежнему пальцы на гортани, произнесите несколько раз протяжно «мммааа», потом обычный слог «ма», заметьте, как широко раскрывается рот. 

      6. Произнесите следующие строчки, соблюдая звонкость, собранность и свободу звука: 

      Русалка плыла по реке голубой, 

      Озаряема полной луной. 

      (М. Лермонтов.) 

      Звонкость, собранность и свобода звука улучшают слышимость. Важным условием слышимости является и полетность звука, т. е. способность звука распространяться возможно дальше. Припомним, как люди перекликаются в лесу: помимо громкости и протяжности, заметен умышленный посыл звука вдаль. Что это свойство не обязательно связано с громкостью, можно убедиться на простом примере: опытный артист говорит тихо, но его слышно даже в самых дальних рядах. 

      Полетность есть прежде всего результат собранности звука. Звук, сконцентрированный у губ, при посылке вдаль становится полетным. Но важен и волевой момент — стремление как можно дальше направить звук. Ведь именно такое намерение помогает человеку, перекликающемуся в лесу, делать звук своего голоса полетным, хотя он этому не учился и даже не слыхал термина «полетность звука». 

      Упражнение 4 

      Упражнение это следует выполнять вдвоем, чтобы взаимно контролировать друг друга. 

      Разойдясь с товарищем на возможно большее расстояние, представьте, что вы разговариваете в присутствии третьего, спящего, которого вы не хотите разбудить. Естественно, что вы будете говорить тихо и одновременно постараетесь, чтобы тот, кому адресуете речь, слышал вас точно и отчетливо. Определите ваши взаимоотношения с собеседником и со спящим. Например, вы зовете товарища пойти в кино, где идет очень интересная картина, но не хотите, чтобы к вам присоединился товарищ, который спит (он вернулся с ночного дежурства, ему необходимо отдохнуть). Заранее не договаривайтесь с партнером о теме разговора, чтобы он не догадывался, о чем вы говорите, а действительно слышал и понимал ваши слова. 

      Важным качеством голоса является устойчивость: голос не должен колебаться, «качаться». За этим следует строго следить. Специальные упражнения обычно проделываются на чтении стихов. Но голос должен быть не только устойчивым, но и подвижны м, — в этом случае он будет послушно и точно передавать мысли и чувства, быстро менять темп, силу звука, высоту и тембр. 

      В пределах своего голоса говорящий то повышает, то понижает тон. Высотный объем голоса, или диапазон (от греческого dia — через и pason — все, подразумеваются все струны или все ноты), бывает различен (рис. 5). Обычно в нормальный диапазон входят полторы, в редких случаях — две октавы. Но в быту человек говорит на 3 — 4 нотах. Расширение диапазона весьма желательно, но этого расширения следует добиваться постепенно и осторожно. Упражнения на расширение диапазона лучше соединить с чтением стихов, и поэтому они будут даны ниже. Чрезвычайно важна в речевом аппарате роль ротовой полости. Здесь происходит формирование членораздельных звуков — рождается речь. Благодаря артикуляции (от латинского articulare — членораздельно выговаривать) находящихся в ротовой полости губ, языка, нижней челюсти образуются все гласные и согласные звуки. Подробнее на этом процессе остановимся в главе IV в связи с изучением фонетики. 

      И дыхание, и звукообразование, и артикуляция происходят не сами по себе. Ими управляет сложная система. Речь связана с мышлением. Поэтому управлять речью значит управлять в первую очередь мышлением. У нас имеется контролер правильности и неправильности — слуховой аппарат. Управление речью осуществляют мозг и нервная система (рис. 6). 

      Центральным органом в процессе речи, как и во всех наших сознательных действиях, является мозг. От него 

      Рис. 6. Мозг и нервная система: 

      I — спинной мозг, 2 — головной мозг, 3 — зрительный, 4 — обонятельный, 5 — лицевой, 6 — тройничный и 7 — блуждающий нервы; 8 — спинномозговые нервы нижней конечности, 9 — спинномозговые нервы верхней конечности, 10 — нервы правой стороны туловища, 

      II — солнечное сплетение, 12 — периферические нервные узлы. 

      исходит приказ произнести определенные звуки. Движущиеся органы в порядке обратной связи доносят об исполнении, одновременно от слуховых органов поступают сигналы о правильности или неправильности произнесения. Беда заключается в том, что, привыкнув к неправильному произнесению, обычно не замечают своих ошибок. Здесь необходимо бывает включить чужой, тренированный слух. Когда произносящему слушатель указывает на неправильность, на нее начинает обращать внимание и говорящий. В роли слушателя-критика в педагогическом процессе выступает учитель. Он обращает внимание говорящего на неправильности и помогает ему подсказом и прямым показом найти правильное звучание. 

      

      С чего начинать работу над культурой речи? В специальных театральных учебных заведениях начинают с постановки голоса и дикции, отдавая этим занятиям очень много времени и сил. Для массовой школы этот путь неприемлем: он очень труден и рассчитан на профессиональную подготовку. 

      В массовой школе наиболее естественно начинать работу над культурой речи с улучшения повседневной речи. Этот же путь целесообразен и для педагогов. В дальнейшем они смогут применить полученные навыки и приемы в работе со школьниками.

      Обычная бытовая речь выразительна и действенна, поскольку выступает в прямом своем назначении — как средство общения. Но порою говорящие не следят за своей речью. Одни неясно произносят звуки, бормочут, другие говорят излишне громко, крикливо, третьи — слишком быстро. 

      «Огромное большинство людей плохо, вульгарно пользуются речью в самой жизни, но не замечают этого, так как привыкли к себе и к своим недостаткам»1. 

      Чаще всего опытные учителя пользуются средним темпом, но нужно уметь по своему желанию ускорять его и замедлять. Темп речи образуется в результате более медленного или более быстрого произнесения 31вуков и длительности пауз. Следует иметь в виду, что мы воспринимаем паузы сравнительно. Поэтому равновеликие паузы не создают впечатления разорванности. Скороговорка — упорный недостаток речи. Тот, кто им страдает, не замечает этого, а когда ему предлагают говорить медленно, отвечает: «Я не могу». 

      Предложенное ниже упражнение даст возможность овладеть медленным темпом речи. В тексте упражнения малые паузы обозначены одной вертикальной черточкой, большие — двумя. 

      1 К. С. Станиславский. Собр. соч., т. 3. М., «Искусство», 1955, стр. 81. 

      Упражнение 5 

      1. Следующие фразы произнесите очень медленно: 

      Косматая туча | очень медленно | выползла из-за горизонта. II Она все ширилась | и заволакивала небо. II Облака в ней клубились, | образуя разнообразные и причудливые фигуры. 

      Для того чтобы обеспечить медленный темп, отсчитывайте про себя на малой паузе «раз, два», на большой — «раз, два, три, четыре». Произнеся текст 3 раза, скажите эти же фразы без отсчета, но с соблюдением того же темпа и пауз. 

      2. В том же медленном темпе произнесите следующий текст: 

      Мне часто вспоминается теперь | и эта темная река, | затененная скалистыми горами, | и этот живой огонек. II Много огней | и раньше и после | манили не одного меня | своею близостью. II Но жизнь течет все в тех же угрюмых берегах, | а огни еще далеко. || И опять приходится | налегать на весла. (В. Г. Короленко, Огоньки.) 

      3. Несколько раз произнесите пословицу: «Не красна изба 

      углами, а красна пирогами». Постепенно ускоряйте произнесение, не забывая о паузах и при быстром произнесении. 

      Упражнения, подобные указанным, полезно делать и со школьниками. 

      Часто наблюдающимся недостатком речи бывает ее прерывистость. Говорящий останавливается, делает паузу. Во время этих пауз обдумывает дальнейшее, вспоминает. Необходимо помнить, что пауза как средство воздействия на слушателя — это мы увидим ниже — имеет определенную цель. Бесцельных пауз делать нельзя: они портят речь, нарушают впечатление и снижают воздействие речи на слушателя. Чтобы избежать неоправданных пауз, нужно приучить себя обдумывать фразу не по ходу ее произнесения, а перед ее произнесением. 

      Сходное явление — повторы. Они так же нехороши, как и неоправданные паузы; в этом случае говорящий не просто умолкает, а заполняет паузу повторением только что сказанного, что очень портит речь. От этого недостатка необходимо избавляться. 

      Не следует вносить исправления по ходу речи. В этом случае говорящий, произнеся фразу и заметив в ней ошибку, неточность, повторяет фразу уже в исправленном виде. Подобные исправления тоже портят речь. Их 

      По Возможности следует избегать. Надо помнить, что Мелкая неточность менее вредит, чем исправление. Если же ошибка грубая: вырвалось совсем не то слово и смысл исказился, — исправить ее необходимо, но без извинений или объяснений причины ошибки, так как слушателям и без того понятно, что это оговорка, а всякие извинения и объяснения еще больше нарушают цельность речи и отвлекают слушателя от ее содержания. Мешает исправление и самому говорящему: отвлекает его от хода мысли, выводит из творческого настроения. 

      Культура речи требует, чтобы говорящий сознательно управлял произнесением, быстро находя лучшие формы выражения мысли. Работа над речью есть одновременно работа над мышлением. Совершенствуя речь, мы стремимся к трем качествам речи: понятности, выразительности и приятности (красоте) речи. Все эти качества зависят от многих условий: от подбора слов, от их расположения и т. п.1. Рассмотрим только ту сторону этих качеств, которая зависит от произнесения. 

      

      Язык — средство общения. Поэтому мы Понятность прежде всего вправе требовать, чтобы речь была понятной слушающим. Что же мешает понимать речь? Прежде всего нечеткое, неправильное произнесение звуков. Правильность произнесения звуков называется дикцией (от латинского dico — произношу). Дикция определяется работой органов, находящихся в ротовой полости: языка, нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком. 

      Главным органом, участвующим в образовании звуков, является язык. Он очень подвижен и гибок. То приближаясь к нёбу, то удаляясь от него, он увеличивает полость рта или уменьшает ее; смыкаясь или сближаясь с разными частями артикуляционного аппарата (зубами, деснами, твердым и мягким нёбом), язык изменяет характер звука. 

      Челюсти и зубы имеют также существенное значение для четкости произнесения. Нижняя челюсть то увеличивает полость рта, опускаясь вниз, то уменьшает ее, сближаясь с верхней челюстью. Отсутствие зубов или неправильное их строение, так же как и вялая работа 

      1 Все эти вопросы раскрываются на уроках русского языка, при занятиях лексикой и фразеологией. 

      Нижней челюстй йЛй неправильный прикус, искажают речь и являются причиной многих недостатков произнесения: шепелявости, сюсюканья. 

      При правильном прикусе верхние зубы наполовину закрывают нижние, между сомкнутыми зубами нет щелей. Твердое нёбо имеет форму купола и служит усилителем звука. От формы купола зависит характер звука. Являясь мышечным продолжением твердого нёба, мягкое нёбо заканчивается маленьким язычком, вместе с которым, поднимаясь, оно закрывает и, опускаясь, открывает доступ в носовую полость. Губы, то плотно смыкаясь, то раздвигаясь и обнажая зубы, принимают активное участие ,в образовании звуков. 

      Бытовая речь, во время которой мы не следим за четкостью и правильностью артикуляции, приучает к небрежности, к малой подвижности артикуляционных органов, особенно губ — есть выражение «вялые» или «ленивые» губы. Исправление этого недостатка требует специального упражнения, приучающего губы активно и четко работать. 

      Упражнение 6 

      Проделайте следующие беззвучные упражнения: 

      1. Энергично, но плавно опустите нижнюю челюсть — откройте рот. Поднимите нижнюю челюсть и сомкните рот. Заметьте, что подвижной является нижняя челюсть. 

      2. Выдвиньте нижнюю челюсть вперед, верните ее в первоначальное положение. Заметьте, что при обычном положении челюстей верхние зубы до половины закрывают нижние. 

      3. Отодвиньте язык как можно глубже, а затем распрямите и коснитесь кончиком его корней нижних зубов; вновь отодвиньте язык вглубь и, распрямляя, коснитесь кончиком языка корней верхних зубов. 

      4. Двигая язык внутри рта, коснитесь кончиком языка сперва левой щеки, потом правой. 

      5. Сомкните губы, потом поднимите верхнюю губу и обнажите верхние зубы, после чего опустите вниз нижнюю губу, обнажая нижние зубы. В результате этих двух движений обнажены и верхние и нижние зубы (оскал). Верхней губой закройте верхние зубы, нижней — нижние. Губы возвратились в исходное положение — сомкнулись. 

      6. Сомкнутые губы вытяните вперед в виде «хоботка», затем растяните в сомкнутом состоянии на улыбку. 

      7. Образовав «хоботок», двигайте его последовательно вправо, вверх, влево, вниз, затем в обратном направлении. Плавно двигайте «хоботок» по кругу. 

      Все упражнения Для гу& НаДо выполнять по Б — В раз. ЭтН беззвучные упражнения должны помочь в дальнейшем сознательно управлять своими артикуляционными органами. 

      Беззвучные артикуляционные упражнения некоторые учителя с пользой проводят со школьниками; эти упражнения заставляют учеников сознательно отнестись к процессу артикуляции. 

      Все звуки речи делятся, как известно, на две основные группы — гласные и согласные. Гласные звуки образуются в результате колебания голосовых связок и смежных с гортанью полостей. 

      При произнесении гласных воздух, проходя через ротовую полость, не встречает на своем пути никаких препятствий. Изменение в положении языка, губ, а также в растворе рта определяет звучание гласных. 

      При произнесении согласных выдыхаемый воздух встречает на своем пути те или иные препятствия. В отличие от гласных, согласные образуются не только с помощью голоса, но и с помощью шума, возникающего от трения выдыхаемой струи воздуха о препятствия, встречаемые на пути, или от взрыва, который происходит, когда струя прорывает встречающиеся ей препятствия.

      Классификация звуков и их характеристика даны в разделе «Фонетика» учебника русского языка. Здесь же, говоря о дикции, мы остановимся на практике произнесения звуков и на тех недостатках, которые наиболее часто встречаются. Недостатки произнесения — картавость, шепелявость и заикание. Картавость и шепелявость, порожденные органическими недостатками речевых органов, — явление крайне редкое. Обычно у страдающих речевыми недостатками органы речи ничем не отличаются от органов правильно говорящих. Поэтому почти всегда эти недостатки исправимы. Легче их исправить у ребенка, но и взрослому человеку заняться исправлением своей речи не поздно. 

      Четкое произнесение отдельных звуков не всегда обеспечивает понятность речи. Человеческую речь называют членораздельной. Раздельность — обязательное условие понятности речи. Чтобы убедиться в этом, произнесем ряд звуков, не разделяя их: «видгор». Слушателям покажется, что произнесли какое-то непонятное слово, и они с удивлением посмотрят на нас. Как только мы произнесем те же звуки, отделяя одно слово от другого: «Вид гор», пас тотчас поймут. Технически это свб-дится к группировке звуков. 

      В каждой группе есть центр, вокруг которого объединяются звуки. Наименьшая группа звуков — слог, в котором звучит слогообразующий гласный звук, а согласные и неслоговой гласный (й) становятся как бы призвуками. 

      Слоги группируются в слова. Роль центра в слове играет ударный, наиболее полнозвучный слог. Что это именно так, убеждаемся в том случае, когда произнесение расходится с написанием. Мы пишем на гору двумя словами, а произносим нагору. Получив ударение, предлог на притягивает остальные звуки и становится центром звучащего слова. 

      Слова тоже группируются. Из грамматики мы знаем, что слово или несколько слов, выражающих законченную мысль, называются предложением. В устной речи предложение именуется фразой. Наша речь состоит из фраз, которые отделяются друг от друга. 

      Если мы вслушаемся в достаточно длинную фразу, то заметим, что фраза эта имеет части, между которыми есть пауза, хотя она меньше, чем между фразами. Например, в фразе: Чтобы хорошо говорить, нужно уметь слушать — две части, которые отделяются паузой. В данном примере пауза на месте запятой. Но часто паузы бывают и там, где никакого знака препинания дет. Ранним летним утром хорошо дышится и легко бывает на душе. Здесь фраза делится на три части, хотя внутри нее нет никаких знаков препинания. Части фразы, отделяемые небольшой паузой, называются речевыми звеньями.

 

  

 

НОВЫЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "РОДНАЯ РЕЧЬ"

ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "РОДНАЯ РЕЧЬ"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика