Skip to main content

Фоностенография - Слуховая скоропись (Александрова) 1968 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Фоностенография - Слуховая скоропись (Александрова) 1968

 

Назначение: Для широкого круга читателей

В этой книге излагается новая стенографическая система по слуховому методу, изобретенному известным русским стенографом-новатором М. А. Терне (1874) с целью создания массового скоростного письма.

"Картя молдовеняскэ" Кишинёв 1968

Авторство: Александрова Ольга Сергеевна

Формат: PDF, Размер файла: 14.2 MB

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

От автора  5

Что такое фоностенография и основной принцип сокращения слов  7

Стенография как предмет изучения и ее назначения 7

История развития стенографии 8

Возникновение и развитие русской стенографии  9

Стенография в советское время 10

Слуховой метод и его особенности 11

Фонетические особенности живого потока речи 12

Соответствие звучания и начертания 14

Как изучать слуховой метод  15

I.  Фонознаки согласных и их строение 16

Графические особенности фоноэнаков согласных  18

II.  Обозначение гласных по правилу Терне 22

III. Понятие о пяти фоностенографических типах слов  26

📜 ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ....

1  -й тип - однозначковый 27

2-й тип - с начальной частью  28

3-й тип - с конечной частью  31

4-й тип - объединенный  37

5-й тип - осложненный, или смешанный 39

IV.  Гласные-одиночки и их обозначение  42

V. Обратные звуковые ядра и их обозначение  45

VI.  Прерывистые звуковые ядра и их обозначение  49

VII.  Понятие о сочетаниях согласных и слитных знаках  53

1. Слитные знаки сочетаний "РЛ+..." и "...+РЛ" с элементами 55

овал улиткообразный  57

овал влитой 58

овал приписанный 65

2. Слитные знаки сочетания "СЗ..." с элементами 65

петля вверху:  65

простая, 65

наклонная 68

с изломом  68

расширенная 70

расширенное закругление 70

3. Слитные знаки сочетания "...+ДТ" (с петлей внизу) 74

4. Слитные знаки сочетания "...+Н" (уменьшенные до полумерного размера) 79

5. Слитные знаки сочетания "ГКХ+..."  81

6. Слитный знак сочетания "ЧЦ+ВФ"  88

7. Слитные знаки сочетания "ДТ+..."  89

VIII. Фонетические сокращения за счет согласных 92

IX.  Условные сокращения. Заключение  94

Хрестоматия 97

Образцы записи на разных языках  106

"Ключ" к упражнениям  115

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник СССР - Фоностенография, или Слуховая скоропись (Александрова) 1968 года

СКАЧАТЬ PDF

📜 ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

ЧТО ТАКОЕ ФОНОСТЕНОГРАФИЯ И ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП СОКРАЩЕНИЯ СЛОВ

Фоностенография как предмет изучения и ее назначение

Кто из работников умственных профессий, служащих государственных учреждений, учащихся, студентов не испытывал досады, не успев записать возникшую мысль, интересное выступление оратора на совещании или лекцию преподавателя?

"Как бы хотелось каждому из них научиться писать быстро, со скоростью живой речи!"1 - так писала республиканская газета "Молодежь Молдавии", выражая потребность в овладении скоростным письмом, которую испытывает наша молодежь и вся советская интеллигенция.

Фоностенография, или слуховая скоропись, даёт возможность даже начинающим - после прохождения теории и небольшой тренировки - писать со скоростью 50-60 слов в минуту, а после приобретения достаточного навыка скорость может повыситься до 90-120 слов в минуту, вместо 15-25 слов в минуту обыкновенного письма. Из практики видно, что стенографическое письмо нашей системы легко читается как самим писавшим, так и другими лицами, знающими фоностенографию, и что она может применяться для записи не только на русском, но и многих других языках. Назначение фоностенографии не ограничивается записью речей на съездах, конференциях, собраниях и т. п., что может и должно быть механизировано. Знание слуховой стенографии будет способствовать повышению производительности труда не только канцелярского работника, но и людей самых разнообразных профессий. Так, владея скорописью, студент потратит меньше времени и сил на запись лекций и сделает свои конспекты более точными и подробными; связист сэкономит время и энергию при приеме телефонограмм; ученый, врач или разведчик смогут исполь-

1 Т. В. Колычева. Важнейшее средство рационализации умственного труда. "Молодежь Молдавии", 1957, 5 января.

зовать фоностенографию для записи наблюдений; журналист, инспектор или юрист - при беседах с людьми и сборе материалов; писатель - для составления черновиков и заметок. Секретарь - для записи распоряжений, опроса посетителей и протоколирования и т. и. Машина не сможет заменить скоропись там, где требуется быстро записать свои собственные, потоком нахлынувшие мысли, зафиксировать их, чтобы сохранить и сообщить другим. Дать массовое скоростное письмо как дополнительное средство общения - такую цель преследовали лучшие представители русской стенографической мысли.

История развития стенографии

Стенография является весьма древним искусством скорописи. Папирусы со стенографическими письменами были обнаружены, например, в древнеегипетских гробницах фараонов. При раскопках под Акрополем была найдена мраморная доска, относящаяся к 360 году до нашей эры, с высеченными на ней стенографическими знаками. Есть сведения о стенографировании известным греческим историком и литератором Ксенофонтом речей философа Сократа. В Риме, в первом веке до нашей эры, возникло особое скоростное письмо - так называемые "тироновы ноты", изобретенные римским грамматиком Марком Тироном. Тироновой скорописи мы обязаны, например, тем, что до нас дошло наследие Цицерона- блестящего оратора своего времени (58 записанных его речей). Тироновы ноты при Августе преподавались в 300 специальных школах и находили применение не только в частной переписке, но и при составлении документов (например, духовных завещаний на передачу имущества). Тироново письмо просуществовало свыше тысячи лет.

После падения Римской империи, в эпоху средневекового мракобесия, стенография была почти совершенно искоренена как "колдовское" письмо и заново возрождается лишь в конце XVII века (в Англии). В XIX столетии стенография получает большое распространение во многих странах в виде английской фонографии Питмана, французской фонетической системы Дюплуайе, немецкой стенографии Габельсбергера, Штольце и Шрая и др. В большинстве стран принцип сокращения слов в стенографии является фонетическим. Уже с конца прошлого столетия стенография в Западной Европе преподается во многих средних, коммерческих и военных школах, стенографическим письмом овладевают миллионы людей различных профессий. В Германии в 1924 году стенография была введена специальным правительственным постановлением как обязательный предмет изучения на государственных железных дорогах. Введение стенографии в госаппарате Германии привело к экономии в один миллион рабочих часов ежедневно.

Возникновение и развитие русской стенографии

Скоропись существовала еще в Древней Руси. Так, известно, например, что в древнем Новгороде речи выступавших на вече записывались специалистами- скорописцами. При дворе Петра I скорописцы существовали под наименованием "кампании писак". Но собственно о русской стенографии следует говорить с конца XVIII века. Так, в конце XVIII века профессор Вольке, в Петербурге, изобрел систему стенографии, посредством которой он с успехом записывал разговоры на русском языке. Однако первой опубликованной на русском языке скорописью является составленная на рубеже XIX столетия так называемая "тахиграфия" Франца Анри. К тому же, примерно, времени относится и создание в России так называемого "нотного" скоростного письма, за которое изобретатель Блан получил в награду от Александра I драгоценный перстень. Примечателен факт, что в числе подписчиков на издание стенографии (Корфа) были поэты А. С. Пушкин и А. С. Грибоедов.

Практическое значение стенография стала приобретать в России с 1860-х годов. Возникшая в то время оригинальная русская система Иванина преподавалась в Петербургском военном училище топографов. По этой системе стенографировала А. С. Сниткина (жена Достоевского), а также известный русский революционер И. Мышкин. В связи с проведением судебной реформы в 60-х годах в России повышается потребность в записывании речей, из-за границы были ввезены в Россию немецкие системы Габельсбергера и Штольце. В 1874 году Михаил Андреевич Терне, один из преподавателей системы Штольце в Петербургской женской гимназии, опубликовал изобретенный им оригинальный способ сокращения слов (так называемую слуховую скоропись), прекрасно приспособленный к особенностям русского языка и в то же время оказавшийся удобным для записи и на других языках. Но это изобретение М. А. Терне, имеющее международное значение, было недооценено царским правительством и осталось по сути дела незамеченным. В России продолжали усиленно пропагандироваться мало приспособленные к русскому языку немецкие системы. Отсталость царской России и косность чиновников препятствовали практическому развитию русской стенографии. И все же теоретическая русская мысль по стенографии оставила значительное наследие: уже в 1880 году в России было опубликовано более ста работ, 55 отдельных руководств по различным стенографическим системам, десятки журнальных и газетных статей.

Находит своих последователей и развивается также слуховой метод. Так, в Петербурге свыше 20 лет успешно преподавала слуховую скоропись ученица М. А. Терне Е. Н. Патканова. Всего за четыре месяца она подготавливала стенографисток не только на русском, но и на французском, немецком, итальянском, польском и других языках, за что и

получила правительственные награды (серебряную медаль и Почетную грамоту). Однако широкого распространения стенография в условиях царской России не получила, да и не могла получить. "Не было живого слова, не могло быть, естественно, и потребности в искусстве, предназначенном для занесения этого слова на бумагу" ',- так писал на заре русской революции 1905 года один из выдающихся представителей слухового метода А. И. Сапонько.

Стенография в советское время

Развитие русской стенографии наблюдается вскоре после Великой Октябрьской социалистической революции. Возникает большое количество новых систем, переиздаются старые. Организуется Московское общество стенографов. Принимаются меры для создания единой государственной системы стенографии (ГЕСС), за основу которой в 1933 году в РСФСР была принята система Н. Н. Соколова, близкая по своим принципам сокращения слов к немецкой системе Габельсбергера. Занимавшая в течение многих лет положение единственной системы в СССР, ГЕСС способствовала успешному выполнению задачи обеспечения крупных городов и центральных учреждений кадрами профессионалов-стенографов, однако вопрос о создании массовой стенографии введением этой системы до последнего времени не разрешен. С 1949 года стенография Н. Н. Соколова применялась для преподавания в старших классах некоторых средних школ, но этот опыт оказался неудачным, и стенография из учебных планов была исключена. В течение нескольких последних лет стенография преподавалась в некоторых школах по программам производственного обучения, но и этот опыт показал, что система ГЕСС требует для ее изучения очень много времени и усилий учащихся, а достаточной квалификации школьное обучение не дает: для работы в крупном учреждении требуется, согласно программе, утвержденной Министерством Просвещения РСФСР, еще дополнительная подготовка в школе или на курсах стенографии1 2.

Вполне очевидно, что для решения вопроса о массовом овладения скорописью как средством повышения производительности труда необходима другая, более доступная для широких масс стенографическая система, то есть такая, в основе которой лежит слуховой метод.

1 А. И. Сапонько. Стенография - краткопись. СПб., 1905, стр. 19.

2 Программы средней школы с производственным обучением. Профессия - референт по делопроизводству (со знанием средств механизации, стенографии и машинописи). Учпедгиз - 1963.

и

Слуховой метод и его особенности

Слово фоностенография происходит от трех греческих слов: ФОНО- "звук", СТЕНО - "узкий", "сжатый" и ГРАФО-"писать", и означает сокращенное, основанное на закономерностях звучания письмо, или, как называл М. А. Терне, "слуховую стенографию".

Для того чтобы лучше понять суть слухового метода, следует сравнить его с обыкновенным письмом и с существующей у нас системой ГЕСС (Н. Соколова).

Система Н. Соколова по своим принципам стремится быть близкой к обыкновенному письму. Как и в обычной грамоте, в ней есть буквы, кроме того - большое количество знаков для обозначения отдельных частей слова: приставок, суффиксов, корней. Применяются также особые знаки для большинства отдельных слов и выражений (фразеограммы). Начертание большинства слов приобретает характер специальных, требующих запоминания и "автоматизации" значков. Происходит это потому, что слова сокращаются так, как принято это в обыкновенном письме, то есть пишутся только начальные буквы или начальные и конечные (например, "т. к."-так как, "з-д"-завод). Но в обычном письме таких сокращений два-три десятка и запомнить их нетрудно, а в системе Н. Соколова - более пяти тысяч обязательных для запоминания "слов-значков", ничего общего не имеющих со звучанием слова, составленных из одной или нескольких букв. Более того, в практической деятельности стенограф по системе Соколова вырабатывает множество собственных условных сокращений. Чтобы удержать в памяти все эти сокращения, требуется большой труд: постоянные тренировки и повторения, без которых система ГЕСС легко забывается.

В фоностенографии нашей системы мы даем лишь несколько десятков таких условных сокращений - в виде образца - и не рекомендуем это количество сильно увеличивать. Гораздо меньше, чем в ГЕСС, также основных знаков (около 30), которые употребляются по определенным правилам, "сливаясь" зачастую друг с другом. Некоторые из этих правил весьма своеобразны и ничего общего не имеют с буквенной грамотой.

Фоностенография - это не буквенная система письма, а скорее "нотная". В ней, например, как и в нотах, один и тот же знак может обозначать различные звуки - в зависимости от величины знака, расположения его по отношению к строке и пр. Слова пишутся сокращенно, в той "сжатой" форме, в какой воспринимает их наш слух при очень быстром произношении. Для этого, однако, не требуется заучивать и запоминать особые слова-значки, но в то же время и не нужно нарушать орфографию "выбрасыванием" тех или иных букв, так как букв в на-

шей системе вообще нет, а есть особые фонознаки, которые лишь в отдельных случаях соответствуют практически буквам. Они обозначают звуки речи, но могут обозначать также сразу несколько звуков, их сочетания, "звуковые ядра" и др.

Фоностенографическая запись - по слуховому методу М. А. Терне - является сокращенной записью, но в то же время достаточно полнозвучной, не требующей особых (условных) сокращений. Основным принципом ее как фонетической системы является принцип "Пишется, как слышится". Но в отличие от других фонетических систем, принятых во многих зарубежных странах, М. А. Терне, изобретая свою систему, научно обосновал этот принцип, определил закономерности звучания русского языка и значение ударения в слове для восприятия его смысла. Поэтому для того, чтобы хорошо усвоить основной принцип слуховой стенографии, необходимо понять некоторые особенности звучания нашей речи, в соответствии с которыми строится фоностенографическая запись.

Фонетические особенности живого потока речи

Наша речь звучит по-разному - в зависимости от того, кто, кому, с какой целью и в какой обстановке говорит. Различные формы или способы произношения называются стилями речи. Мы различаем два основных стиля: медленное слоговое произношение и быстрое, или "сжатое". Обычная наша разговорная форма представляет собой нечто среднее или промежуточное между этими двумя крайними формами (рис. 1).

Возникает вопрос: на какое же произношение следует опираться в фоностенографическом письме?

При медленном, или слоговом, произношении слово выговаривается приблизительно так, как оно пишется в буквенном письме, то есть отчетливо звучат все гласные.

При быстром произношении слова звучат "сжато", многие гласные изменяют свое звучание (или, как говорят, редуцируются): становятся неотчетливыми, неясными и даже могут совсем не произноситься, то есть "пропадают". Изменяются также согласные, созвучные подменяют друг, друга (например, Б-П, Д-Т, Ж-Ш и др.). Слоговое деление слов при этом нарушается. Поэтому мы не будем говорить в дальнейшем о слогах как о звуковых частях слова, а введем новое понятие - звуковое ядро (слогоподобное объединение согласных и гласных звуков) или тональ. При медленном произношении звуковые ядра в большинстве случаев соответствуют слогам. При быстром-образуются новые звуковые ядра за счет выпадения неударяемых гласных. Причем количество звуковых ядер оказывается при

 

Найти похожие материалы можно по меткам расположенным ниже

             👇

Скоропись - Стенография, Автор - Александрова О.С., ★Все➙ Скоропись, скорочтение, быстрый счет, быстрое запоминание

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела "РУССКИЙ ЯЗЫК"

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика