Грамматические игры и загадки (Кондрашов) 1961 год скачать Советский учебник
Старые учебники СССР
Автор: Владимир Николаевич Кондрашов
СОДЕРЖАНИЕ
Словарные игры
Шарады
Метаграммы
ЛогогриФы
Перевертыши
Анаграммы
Грамматическая арифметика
Прибавите — получите
Возьмите корень слова от названия значительной возвышенности...
Если к крику птицы...
Если к названию ноты...
Десять задач с одним междометием
Загадки с одной буквой
Тематические игры, задачи
Буква Ь после мягких согласных
Пиши без буквы Ь
Буква Ь после шипящих
Поставь слово в свою группу
Буква Ь как разделительный знак
Безударные гласные
Выберите безударную гласную правильно, не заглядывая к соседу
Проверь безударную гласную ударением
Подбери неполногласие
Непроизносимые согласные
Нужно ли вставлять букву Т?
Из существительного — прилагательное
Грамматическое лото
Буквы О, Ё, Е после шипящих
Слово наше — кричу, не наше — молчу
Поставь на свое место
Кто больше и правильнее
Имя существительное
Отгадай пословицу
Прочитай по лесенке
«Змейка»
Прочти лозунг
Пословица о трудолюбии
Пословица о мастерстве
Архаизмы и историзмы
Загадочная башня
Что здесь написано?
А здесь какие слова написаны?
Несклоняемые существительные
Объясните значение
Грамматическая викторина
Имя прилагательное
Подбери суффикс правильно
Полезный совет
Вместо черточек — буквы
Синонимы-прилагательные
Грамматическая викторина
Антонимы
Имя числительное
Грамматическая викторина
Кто правильнее?
Разбейте по группам
Отгадайте загадки
Местоимение
Грамматическая викторина
Заполни лесенку
Глагол
Кто быстрее?
Букву заменишь — смысл слова изменишь
Перепутанные сочетания слов
Грамматическая викторина
Наречие
Грамматическая викторина
Криптограмма «Наречия»
Криптограмма о правописании местоимений
Предлоги, союзы, частицы, междометия
Грамматическая викторина
Объясните омонимы, омофоны
Сколько правил?
Работа с рассказами об ошибках
Шуточные вопросы
Шуточный диктант
Найдите ошибку
Загадочные предложения
Ответы
Скачать учебник СССР - Грамматические игры и загадки 1961 года
СКАЧАТЬ DjVu
Учитель демонстрирует учащимся какой-либо из толковых словарей, а также словарь учебника на с. 292—297.
⦁ Сведения о каком-либо отдельном слове, помещенном в словаре, даны в отдельной словарной статье. Толковый словарь, следовательно, представляет собою сборник словарных статей. Прочитайте в учебнике на с. 120, что входит в словарную статью, и ответьте на вопросы: из каких частей состоит словарная статья? (Можно так поставить вопрос: «Что мы узнаем о слове из словарной статьи толкового словаря?») Какая из частей словарной статьи является основной? (Толкование лексического значения слова.) Как расположены слова в толковом словаре? С какой целью мы будем обращаться к толковому словарю?
Для закрепления полученных знаний предлагается:
1) рассказать о двух-трех словах, пользуясь толковым словарем учебника (упр. 283);
2. определить лексическое значение известных слов и сравнить свое определение с определением этих слов в толковом словаре учебника (упр. 284).
3. Сопоставление лексического и грамматического (морфологического) значения слова:
⦁ В слове,— говорит учитель,— заключено не только лексическое значение, но и грамматическое. Например, слово парта имеет лексическое значение «школьный ученический стол с наклонной верхней доской, соединенной в нижней части со скамьей» и грамматическое «существительное женского рода в именительном падеже, в единственном числе».
Для закрепления этих знаний выполняются упражнения следующих видов:
1) определить лексическое и грамматическое значения данных слов (упр. 285);
2) выписать группами слова, имеющие одно и то же лексическое значение, но разные грамматические значения, например: лимонного (сока), пишем, портфеля, писать, лимонным (соком), пишут, (в) портфеле, (в) лимонный (сок), (с) портфелем.
4. Сопоставление слова и словосочетания в форме беседы:
⦁ Что такое лексическое значение? Для чего служат словосочетания? У слова или у словосочетания более общее значение?
Для закрепления полученных знаний выполняется упражнение 286 — составление словосочетаний по картине.
III. Подведение итогов урока.
⦁ Мы познакомились с лексическим значение слова, знаем, для чего служит слово, чем лексическое значение отличается от грамматического, познакомились с толковым словарем, чтобы пополнять свой словарный запас.
IV. Задание на дом. Прочитать на с. 120—121 сведения о слове и приготовиться пересказать их; записать первый абзац из сочинения 282.
Обучение толкованию лексического значения слова. Это умение является одним из важнейших среди речевых умений. Оно обеспечивает понимание учащимися лексического значения слова, способствует овладению орфографией и выступает как одно из условий формирования коммуникативных умений.
Умение толковать лексическое значение слова развивается на протяжении всего учебного года, а начинается на специальном уроке, на котором учащиеся знакомятся с основными приемами толкования лексического значения (семантики) слова (на основе § 42, с. 122—123).
Приводим возможный ход урока на тему «Способы толкования лексического значения слова». На уроке ставятся задачи: 1) ознакомить учащихся с основными способами толкования лексического значения слова; 2) заложить основы для формирования умений определять лексическое значение известных учащимся слов; 3) сформировать у детей стремление обогащать свой словарный запас.
⦁ Проверка домашнего задания. Учащиеся: 1) отвечают на вопросы («Что изучается в лексике? Что такое лексическое значение слова? Какие еще имеются значения в слове? Как называются книги, в которых разъясняются лексические значения слов? Из чего состоит словарная статья?»); 2) выборочно читают отдельные предложения из упр. 282; 3) пересказывают (1—2 наиболее сильных ученика) содержание сведений о слове и словарной статье.
⦁ Объяснение нового материала. Основные способы толкования слов учитель разъясняет в своем сообщении.
⦁ Определить лексическое значение слова можно разными способами. Один из способов — подбор близких по значению слов, например: вишневый (платок)— темно-красный; темнокрасный— слово, близкое по значению слову вишневый: вишневый (платок) — цвета ягод вишни, темно-красный. Другой способ— указание на существенные признаки предмета (признака, действия), названного словом, например: береза — «лиственное дерево с белой корой» (здесь названы существенные признаки березы: это дерево, причем не хвойное, а лиственное, и кора у нее белого цвета). Третий способ — указание на значения частей, из которых состоит слово, например: ледокол — «корабль, который ломает (колет) лед силой своей тяжести».
⦁ Рассмотрим,— говорит учитель,— упражнение 287 и определим, какие из перечисленных способов толкования использованы в нем.
Перед выполнением задания под пунктом «а» учащиеся отвечают на следующие вопросы: «Какой способ толкования лексического значения использован в образце? Что обозначает звездочка справа вверху у данных слов? (посмотрите условные обозначения перед титульным листом)».
Учащиеся читают в словаре, что обозначают слова оранжевый и лиловый, и, пользуясь образцом, записывают в тетради толкование их лексического значения.
— Мы уже знаем,— говорит учитель,— что если в учебнике встретится слово со звездочкой, надо посмотреть в словаре, что оно обозначает.
Сразу же целесообразно выполнить дополнительное задание — составить словосочетания «прилагательное-!-существительное» из данных слов и слов, помещенных в рамке. Сначала учащиеся выясняют, какой один цвет обозначают слова в рамке (голубой). Затем школьники сравнивают свое толкование лексических значений этих слов с их толкованием в словаре. После этого учащиеся составляют употребительные словосочетания (голубое небо, лазурное небо, бирюзовое небо; голубые глаза; голубое море, лазурное море, бирюзовое море; голубой цвет, небесный цвет; голубая незабудка).
Приступая к работе над пунктом «б», учащиеся отвечают на вопросы: «Какой способ толкования лексического значения использован в образце? Что представляет собою этот образец?» (Предложение.) «Почему в нем стоит тире?» (Потому что подлежащее и сказуемое выражены существительными.)
Далее учащиеся, пользуясь образцом, записывают определение лексического значения слов ель и сосна.
Перед выполнением задания в пункте «в» также выясняется, какой способ толкования лексического значения слова использован в образце.
III. 3 а кр еп л ение. Предлагается:
1) прочитать в словаре учебника словарные статьи, например: айсберг, бакен, бессердечный, бесчеловечный, манок — и определить, каким способом они разъяснены;
2) записать толкование слова (упр. 288);
3) узнать по толкованию слова, о каком слове идет речь (упр. 289).
IV. Задание на дом: записать в виде предложений лек. сическое определение двух-трех слов (по выбору) из упражнения 289 (не забыть поставить тире).
Ознакомление с лексическими явлениями, связанными с семантикой отдельного слова,— однозначными и многозначными словами, словами с прямым и переносным значением. В методике работы над ними много общего, в силу того что они тесно связаны друг с другом. Эти понятия характеризуют глубину семантики слова, взаимоотношение производных значений слова с исходным значением и друг с другом.
В процессе изучения необходимо показать единство слова, существующего в разных лексических значениях, связь его производных лексических значений по разным признакам с исходным лексическим значением, возможность истолкования производных лексических значений через исходное.
Ознакомление с многозначными словами и со словами с переносным значением можно провести в такой последовательности:
1) знакомство с многозначностью слова (на основе наблюдения в § 43), с прямым и переносным значением слова (на основе § 44);
2) работа над определением новых понятий (путем анализа соответствующего материала в учебнике на с. 124 и 128);
3) выяснение того, как в толковом словаре отражается многозначность слова и переносное значение слов (с. 124 и 128);
4) закрепление полученных знаний с помощью упражнений следующих видов:
5) найти в словаре многозначные слова (упр. 291), слова с переносным значением (упр. 298);
6) выбрать из данных (или выделенных) слов многозначные (с переносным значением) (упр. 290 и 299);
7) определить лексическое значение слова, в котором оно употреблено в тексте (упр. 294 и 300);
8) составить предложения со словами, употребленными в разных лексических значениях (в том числе в переносном).
Дальнейшая работа на уроках о многозначных словах и о словах с переносным значением строится по разным планам.
Во второй части урока, посвященного многозначным словам, рассматривается вопрос о том, что объединяет разные лексические значения многозначного слова в одно слово: во-первых, сходство в чем-либо предметов, признаков и действий, которые называются одним словом; во-вторых, возможность объяснения производных (вторичных) лексических значений через исходное (основное) лексическое значение.
I. Учитель рассказывает о том, что одним словом называют разные предметы (признаки, действия), если между ними есть сходство в чем-то; например, словом игла называют швейную иглу, патефонную иглу, лист хвойного дерева, колючки некоторых растений. Все эти предметы имеют сходство в форме, а названы они одним словом в разных значениях: швейная игла — «тонкий металлический стержень с одним заостренным концом и ушком на другом конце для вдевания нити»; патефонная игла— «небольшой металлический стержень с заостренным концом для специального назначения»; еловая, сосновая и т. д. игла— «лист хвойного дерева»; игла кактуса — «колючка, шип у некоторых растений».
Новые значения у слова появляются, если этим словом называют сходные по форме, цвету, назначению, размеру и т. д.
предметы, признаки, действия. В результате словарь языка обогащается.
II. Чтение и анализ материала на с. 125.
III. Закрепление полученных знаний о близости лексических значений многозначного слова. Предлагается:
— определить общее в лексических значениях многозначного слова (упр. 292);
— выяснить, какое лексическое значение появилось раньше (швейная игла, патефонная игла; ситцевое полотно, железнодорожное полотно; кисть руки, кисть винограда; спутник в пути, искусственный спутник);
— определить способ образования лексических значений у многозначного слова (упр. 293);
— выяснить лексическое значение, в котором употреблено многозначное слово (упр. 295 и 297 — слово ствол);
— найти ошибки в употреблении многозначных слов (упр. 296).
Вторая часть урока о словах с переносным значением посвящается выяснению их роли в текстах разных стилей. Слова с переносным значением употребляются главным образом в художественном и в разговорном стилях, они используются в двух функциях: назывной и изобразительно-выразительной. При этом важно показать, что основу появления переносного значения составляет сравнение двух предметов (признаков, действий). Именно поэтому слова с переносным значением могут выступать в художественной речи как метафоры. Рассмотрим ход урока.
I. Беседа, направленная на воспроизведение знаний: на основе каких сходных признаков разных предметов (признаков, действий) появляется переносное значение у слова? Как отражаются в словарях переносные значения слова?
II. Сообщение учителя об изобразительно-выразительной функции слов с переносным значением.
— Слова с переносным значением употребляются в речи для образного изображения предмета (озябли елки), для выражения своего отношения к тому, о чем говорится (ослепительный успех актрисы).
III. Закрепление полученных знаний. Предлагается:
— определить в слове с переносным значением то общее, что связывает его с прямым значением (упр. 300, ч. 2);
— найти в тексте слова с переносным значением и выяснить их функции (изобразительно-выразительную или выражение отношения) — упр. 303;
— устранить ошибки в употреблении слов с переносным значением (упр. 301);
— составить предложения со словами, имеющими переносное значение (упр. 302).
Ознакомление с лексическими явлениями, связанными с семантикой группы слов.
Найти похожие материалы можно по меткам расположенным ниже
👇
★Все➙ Конкурсы-Викторины, ★ВСЕ➙ Развивающие - интеллектуальные игры, Автор - Кондрашов В.Н., Русский язык - Конкурсы-Викторины