Грамматика русского языка для 5-6 классов 1 часть - Фонетика и морфология (Щерба) 1946 год скачать Советский учебник
Старые учебники СССР
Назначение: Учебник для 5-6 классов семилетней и средней школы
Книгоиздательство: Государственное Учебно-Педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР МОСКВА 1946
Авторство: Под ред. академика Л. В. Щербы.
Утвержден Министерством просвещения РСФСР
СОДЕРЖАНИЕ
Скачать учебник СССР - Грамматика русского языка для 5-6 классов 1 часть - Фонетика и морфология (Щерба) 1946 года
СКАЧАТЬ DjVu
С некоторыми синтаксическими темами, предложенными в учебнике для IV класса, учащиеся знакомы, поэтому эффективность работы над частично известными темами обусловлена строгим соблюдением принципа преемственности. Так, учащиеся умеют выделять в предложении пары слов, связанных между собой по смыслу (без предлогов и с предлогами), и ставить вопрос от одного слова к другому.
Словосочетание в учебнике для IV класса рассматривается как номинативная единица языка, поэтому I) словосочетания могут рассматриваться и вне предложения (как особые лексико грамматические единицы), и в составе предложения; 2) сочетания слов, образуемые подлежащими и сказуемыми, к числу словосочетаний не относятся, поскольку здесь налицо отношения, возникающие только в предложении («предикативные отношения»); 3) не следует брать для работы над словосочетанием однородные члены предложения, так как группа однородных членов не образует словосочетания.
Знакомство четвероклассников со словосочетанием ограничено а) именными словосочетаниями, в которых главным словом является имя существительное, а зависимым — имя прилагательное или существительное с предлогом и без предлога (кленовый лист, лист клена, лист от клена), и б) глагольными словосочетаниями, в которых главным словом является глагол, а зависимым — имя существительное (с предлогом или без предлога) или наречие из списка выученных в начальной школе слов (читать книгу, читать в библиотеке, бегло читать).
Другие типы словосочетаний в IV классе не рассматриваются. Отталкиваясь от умения ставить от одного слова к другому вопрос, учащиеся знакомятся со структурой словосочетания и устанавливают, что зависимое слово связывается с главным по смыслу и грамматически. Смысловая связь выявляется с помощью вопросов, которые ставятся от главного слова к зависимому. Грамматическими средствами связи зависимого слова с главным служат окончания и предлоги.
Полезно обратить внимание детей на порядок слов в словосочетаниях. Словосочетания (вне предложения) имеют постоянный порядок слов. Так, например: «прилагательное + существительное» (веселый спектакль, раннее утро), «глагол + существительное в косвенном падеже» (встретиться с другом, выполнить работу) и т. д.
Учащиеся знают, что словосочетания используются для построения предложения, но, включенные в состав предложения, словосочетания могут претерпевать различные изменения. Поэтому порядок слов в словосочетании и порядок слов в предложении может совпадать или не совпадать. Так, например, в предложении Лагерь готовился к новому празднику порядок слов в словосочетаниях, находящихся в составе предложения, совпадает с порядком слов в словосочетаниях вне предложения (готовимся к празднику, к новому празднику). А вот пример с неполным совпадением: Ужинать отряд ходил без Натки (А. Гайдар). Порядок слов в словосочетании ужинать ходил не совпадает с порядком слов в этом словосочетании вне предложения. Эти языковые явления необходимо иметь в виду при подборе дидактического материала для упражнений: надо учитывать, совпадает или не совпадает порядок слов в словосочетании, находящемся в составе предложения, с порядком слов в том же словосочетании вне предложения. Нужно помнить и о том, что работа над словосочетанием вне предложения легче увязывается с работой по орфографии.
Знакомство с порядком слов в словосочетании предупредит распространенную ошибку: при выписывании из предложений словосочетаний с прилагательным — зависимым словом школьники часто ставят его после главного слова (утро холодное), что может быть понято как «подлежащее+ сказуемое».
Вычленение словосочетаний из предложений является более сложным упражнением, чем анализ готовых словосочетаний. И это нужно иметь в виду при подборе дидактического материала.
Полезно в процессе работы над словосочетаниями предлагать учащимся упражнения, направленные на общеязыковое развитие и развитие логического мышления, например:
Понятие «предложение» — одно из основных понятий синтаксиса. Это та единица, с помощью которой язык выполняет свою основную функцию — является средством общения. Работу над § 14 «Предложение» нужно проводить в плане обобщенного повторения известных детям сведений. Выполняя упражнение 103, учащиеся делают вывод, что отдельные слова и словосочетания, не связанные между собой, не являются предложениями и не могут служить средством общения. Затем устанавливается второй признак предложения — наличие главных членов, которые
составляют грамматическую основу предложения (см. наблюдение на с. 40).
Упражнение 104 позволяет вспомнить еще один грамматический признак предложения — интонацию конца (в рассматриваемом упражнении все предложения повествовательные и произносятся со спокойным понижением голоса в конце).
Учащимся известно, что есть предложения, которые состоят из одного слова. Эти знания нужно закрепить. Выполняя упражнение 105, учащиеся, как правило, безошибочно находят эти предложения (в первом абзаце — Вечер, во втором — Светает). Задача учителя — подчеркнуть, что эти предложения имеют и смысловую, и интонационную законченность, но что их грамматическая основа состоит всего из одного главного члена. Следовательно, грамматическая основа предложения может состоять из двух главных членов или из одного — либо подлежащего (Вечер), либо сказуемого (Светает). Вводить термины двусоставные и односоставные предложения на этом этапе не следует.
Упражнения каждого параграфа расположены в определенной системе и, как правило, представляют собой единое целое с известными теоретическими сведениями, глубже раскрывают и дополняют их.
Задания упражнений носят комплексный характер, так как предусматривается работа не только с новым материалом, но и попутное повторение изученных языковых фактов, и обобщение, и перспективная подготовка к изучению некоторых последующих Тем. Чтобы представить эту «цепочку», рассмотрим упражнения § 16 «Виды предложений по цели высказывания». Материал частично известен детям: они знакомы с повествовательными и вопросительными предложениями; с побудительными встречаются впервые. В параграфе представлен только один, самый распространенный вид побудительных предложений, в которых сказуемое выражено глагольной формой повелительного наклонения. Такое сказуемое обычно помещается в начале предложения (см. примеры в упр. 112). Побудительные предложения со сказуемым-глаголом в форме повелительного наклонения в большинстве своем бывают односоставными, т. е. без подлежащего. На это языковое явление полезно обратить внимание учащихся, но для разбора по членам такие предложения детям не предлагаются.
Цели изучения данного параграфа: 1) познакомить учащихся с классификацией предложений по цели высказывания; 2) научить правильно читать повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.
В процессе анализа отдельных предложений учащиеся без труда находят повествовательное предложение, т. е. предложение, в котором сообщают о чем-либо, и вопросительное, т. е. предложение, содержащее вопрос. Указывают и предложения, в которых выражен совет, просьба: 1) Обязательно прочитайте книгу Гайдара «Тимур и его команда»; 2) Расскажите нам, пожалуйста, о писателе Гайдаре. Учитель вводит новый для учащихся термин — побудительные предложения, объясняет слова (цель высказывания) (для чего мы говорим). Ученики читают теоретические сведения по учебнику.
Затем проводятся новые наблюдения. Учащиеся узнают, что методика (повышение и понижение голоса) является одним из важных средств звучащей речи, знакомятся со значками, обозначающими паузу (II), повышение {/) и понижение (\) голоса. Этими значками учащиеся будут пользоваться для воссоздания интонационного рисунка повествовательного предложения и правильного чтения побудительных предложений, предложений с однородными членами и т. д.
Всего в параграфе 10 упражнений.
Упражнение 111 предназначено для отработки правильного чтения повествовательных предложений. Повествовательное предложение произносится так: тон речи постепенно повышается к середине фразы, затем делается небольшая пауза, после чего голос плавно спадает к концу предложения. (Иногда в повествовательном предложении бывает два и более повышений тона, но одно из них является наибольшим. Эти сведения детям не сообщаются, но если они сами заметят такие факты, следует их объяснить. )
В тексте обозначены возможные паузы. Необходимо отметить, что на месте паузы между группой подлежащего и группой сказуемого на письме знак препинания не ставится. Важность такого указания диктуется тем, что есть дети (особенно младшего возраста), которые привыкают к мысли, что каждой паузе на письме должен соответствовать знак препинания.
Упражнение 112 предназначено и для знакомства с побудительной интонацией, и для тренировки в чтении побудительных предложений. Для побудительных предложений характерна особая побудительная интонация. Обычно несколько подчеркнуто (повышенным тоном, с выделением ударного слога в слове) произносится сказуемое — повелительная форма глагола. При выполнении этого упражнения школьники учатся выражать голосом дружеский совет и приказание. Упражнения 113 и 114 на конструирование. В задании к упражнению 113 требуется составить предложения, соответствующие определенной цели высказывания. В задании к упражнению 114 нет указания ни на вид предложения, ни на цель высказывания, но зато даны глаголы в повелительном и в изъявительном наклонении (с последними могут быть составлены и повествовательные, и вопросительные предложения).
При чтении вопросительных предложений учащиеся правильно передают интонацию тех предложений, в которых логически выделяемое слово (центр вопроса) стоит в начале предложения, например: Кто пойдет в поход? Где будут соревнования? Если же слово, на которое падает логическое ударение, стоит в конце предложения или в середине, учащиеся обычно не видят такого слова и повышают голос на любом слове, тем самым нередко искажая смысл вопросительного предложения. Необходимым условием правильного чтения вопросительных предложений является умение находить слово, являющееся центром вопроса. Для выработки этого умения и дан материал для наблюдения на с. 47 и упражнение 116 (требуется прочитать предложения так, чтобы вопрос соответствовал ответу). После интонационно-произносительных упражнений дано обобщающее упражнение (117) на расстановку знаков препинания в конце предложений с последующим графическим обозначением на полях тетради пунктограммы № 1. Затем проводятся упражнения на конструирование вопросительных предложений (упр. 118 и 119).
Желательно, чтобы вопросительные слова, данные на полях, дети заучили. Знание этих слов поможет ученикам определять вопросительные предложения, а это благотворно скажется на усвоении правил о постановке вопросительного знака. Заканчивается параграф обобщающим упражнением 120.
Русский язык - ФОНЕТИКА, МОРФОЛОГИЯ
Русский язык - ГРАММАТИКА
УЧЕБНИКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ
Автор - Щерба Л.В. , ★Все➙ Учебники 5 класс, ★Все➙ Учебники 6 класс, Морфология Русского языка, Фонетика русского языка, Русский язык - 5 класс, Русский язык - 6 класс, Для учащихся средних классов