Грамматика русского языка для 5-6 классов ЧАСТЬ ПЕРВАЯ (Щерба) 1946 год скачать Советский учебник

Старые учебники СССР

Грамматика русского языка для 5-6 классов ЧАСТЬ ПЕРВАЯ:ФОНЕТИКА И МОРФОЛОГИЯ 1946

Назначение:  Учебник для 5-6 классов семилетней и средней школы

Книгоиздательство:  Государственное Учебно-Педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР МОСКВА 1946

Авторство: Под ред. академика Л. В. Щербы.

Формат: DjVu, Размер файла: 6.39 MB

 Утвержден Министерством просвещения РСФСР

СОДЕРЖАНИЕ

 Оглавление

Оглавление1

Оглавление2

Скачать учебник  СССР - Грамматика русского языка для 5-6 классов ЧАСТЬ ПЕРВАЯ 1946 года  

Скачать

Скачать...

 

   

Отрывок из учебника: Обучение русскому языку в 4 классе 1981 год

РАБОТА НАД ЧАСТИЧНО ИЗВЕСТНЫМИ СИНТАКСИЧЕСКИМИ ПОНЯТИЯМИ

Фрагмент учебника Обучение русскому языку в 4 классе 1981 год

С некоторыми синтаксическими темами, предложенными в учебнике для IV класса, учащиеся знакомы, поэтому эффективность работы над частично известными темами обусловлена строгим соблюдением принципа преемственности. Так, учащиеся умеют выделять в предложении пары слов, связанных между собой по смыслу (без предлогов и с предлогами), и ставить вопрос от одного слова к другому.

Словосочетание в учебнике для IV класса рассматривается как номинативная единица языка, поэтому I) словосочетания могут рассматриваться и вне предложения (как особые лексико грамматические единицы), и в составе предложения; 2) сочетания слов, образуемые подлежащими и сказуемыми, к числу словосочетаний не относятся, поскольку здесь налицо отношения, возникающие только в предложении («предикативные отношения»); 3) не следует брать для работы над словосочетанием однородные члены предложения, так как группа однородных членов не образует словосочетания.

Знакомство четвероклассников со словосочетанием ограничено а) именными словосочетаниями, в которых главным словом является имя существительное, а зависимым — имя прилагательное или существительное с предлогом и без предлога (кленовый лист, лист клена, лист от клена), и б) глагольными словосочетаниями, в которых главным словом является глагол, а зависимым — имя существительное (с предлогом или без предлога) или наречие из списка выученных в начальной школе слов (читать книгу, читать в библиотеке, бегло читать).

Другие типы словосочетаний в IV классе не рассматриваются. Отталкиваясь от умения ставить от одного слова к другому вопрос, учащиеся знакомятся со структурой словосочетания и устанавливают, что зависимое слово связывается с главным по смыслу и грамматически. Смысловая связь выявляется с помощью вопросов, которые ставятся от главного слова к зависимому. Грамматическими средствами связи зависимого слова с главным служат окончания и предлоги.

Полезно обратить внимание детей на порядок слов в словосочетаниях. Словосочетания (вне предложения) имеют постоянный порядок слов. Так, например: «прилагательное + существительное» (веселый спектакль, раннее утро), «глагол + существительное в косвенном падеже» (встретиться с другом, выполнить работу) и т. д.

Учащиеся знают, что словосочетания используются для построения предложения, но, включенные в состав предложения, словосочетания могут претерпевать различные изменения. Поэтому порядок слов в словосочетании и порядок слов в предложении может совпадать или не совпадать. Так, например, в предложении Лагерь готовился к новому празднику порядок слов в словосочетаниях, находящихся в составе предложения, совпадает с порядком слов в словосочетаниях вне предложения (готовимся к празднику, к новому празднику). А вот пример с неполным совпадением: Ужинать отряд ходил без Натки (А. Гайдар). Порядок слов в словосочетании ужинать ходил не совпадает с порядком слов в этом словосочетании вне предложения. Эти языковые явления необходимо иметь в виду при подборе дидактического материала для упражнений: надо учитывать, совпадает или не совпадает порядок слов в словосочетании, находящемся в составе предложения, с порядком слов в том же словосочетании вне предложения. Нужно помнить и о том, что работа над словосочетанием вне предложения легче увязывается с работой по орфографии.

Знакомство с порядком слов в словосочетании предупредит распространенную ошибку: при выписывании из предложений словосочетаний с прилагательным — зависимым словом школьники часто ставят его после главного слова (утро холодное), что может быть понято как «подлежащее+ сказуемое».

Вычленение словосочетаний из предложений является более сложным упражнением, чем анализ готовых словосочетаний. И это нужно иметь в виду при подборе дидактического материала.

Полезно в процессе работы над словосочетаниями предлагать учащимся упражнения, направленные на общеязыковое развитие и развитие логического мышления, например:

1.  Установить, по какому признаку данные словосочетания можно распределить на две группы: Осеннее время, неизвестная местность, почувствовать толчок, удариться о ствол, купол парашюта. (По характеру главного слова: одни из них именные, другие — глагольные. )
2.  По какому признаку можно распределить данные именные словосочетания на две группы? Незнакомый предмет, изучение природы, заволжские степи, лесные острова, удочка из бамбука. (По способу выражения зависимого слова. )
3.  Какие главные слова в этих словосочетаниях обозначают предмет, какие — действия? Лесной запах, повеяло сыростью, поймал шмеля, бесшумно пролетел, проснулся ночью.
4.  Заменить зависимые слова однокоренными прилагательными и поставить их перед существительными. Дом из кирпича, ручка от двери, трубы из стали.

Понятие «предложение» — одно из основных понятий синтаксиса. Это та единица, с помощью которой язык выполняет свою основную функцию — является средством общения. Работу над § 14 «Предложение» нужно проводить в плане обобщенного повторения известных детям сведений. Выполняя упражнение 103, учащиеся делают вывод, что отдельные слова и словосочетания, не связанные между собой, не являются предложениями и не могут служить средством общения. Затем устанавливается второй признак предложения — наличие главных членов, которые

составляют грамматическую основу предложения (см. наблюдение на с. 40).

Упражнение 104 позволяет вспомнить еще один грамматический признак предложения — интонацию конца (в рассматриваемом упражнении все предложения повествовательные и произносятся со спокойным понижением голоса в конце).

Учащимся известно, что есть предложения, которые состоят из одного слова. Эти знания нужно закрепить. Выполняя упражнение 105, учащиеся, как правило, безошибочно находят эти предложения (в первом абзаце — Вечер, во втором — Светает). Задача учителя — подчеркнуть, что эти предложения имеют и смысловую, и интонационную законченность, но что их грамматическая основа состоит всего из одного главного члена. Следовательно, грамматическая основа предложения может состоять из двух главных членов или из одного — либо подлежащего (Вечер), либо сказуемого (Светает). Вводить термины двусоставные и односоставные предложения на этом этапе не следует.

Упражнения каждого параграфа расположены в определенной системе и, как правило, представляют собой единое целое с известными теоретическими сведениями, глубже раскрывают и дополняют их.

Задания упражнений носят комплексный характер, так как предусматривается работа не только с новым материалом, но и попутное повторение изученных языковых фактов, и обобщение, и перспективная подготовка к изучению некоторых последующих Тем. Чтобы представить эту «цепочку», рассмотрим упражнения § 16 «Виды предложений по цели высказывания». Материал частично известен детям: они знакомы с повествовательными и вопросительными предложениями; с побудительными встречаются впервые. В параграфе представлен только один, самый распространенный вид побудительных предложений, в которых сказуемое выражено глагольной формой повелительного наклонения. Такое сказуемое обычно помещается в начале предложения (см. примеры в упр. 112). Побудительные предложения со сказуемым-глаголом в форме повелительного наклонения в большинстве своем бывают односоставными, т. е. без подлежащего. На это языковое явление полезно обратить внимание учащихся, но для разбора по членам такие предложения детям не предлагаются.

Цели изучения данного параграфа: 1) познакомить учащихся с классификацией предложений по цели высказывания; 2) научить правильно читать повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

В процессе анализа отдельных предложений учащиеся без труда находят повествовательное предложение, т. е. предложение, в котором сообщают о чем-либо, и вопросительное, т. е. предложение, содержащее вопрос. Указывают и предложения, в которых выражен совет, просьба: 1) Обязательно прочитайте книгу Гайдара «Тимур и его команда»; 2) Расскажите нам, пожалуйста, о писателе Гайдаре. Учитель вводит новый для учащихся термин — побудительные предложения, объясняет слова (цель высказывания) (для чего мы говорим). Ученики читают теоретические сведения по учебнику.

Затем проводятся новые наблюдения. Учащиеся узнают, что методика (повышение и понижение голоса) является одним из важных средств звучащей речи, знакомятся со значками, обозначающими паузу (II), повышение {/) и понижение (\) голоса. Этими значками учащиеся будут пользоваться для воссоздания интонационного рисунка повествовательного предложения и правильного чтения побудительных предложений, предложений с однородными членами и т. д.

Всего в параграфе 10 упражнений.

Упражнение 111 предназначено для отработки правильного чтения повествовательных предложений. Повествовательное предложение произносится так: тон речи постепенно повышается к середине фразы, затем делается небольшая пауза, после чего голос плавно спадает к концу предложения. (Иногда в повествовательном предложении бывает два и более повышений тона, но одно из них является наибольшим. Эти сведения детям не сообщаются, но если они сами заметят такие факты, следует их объяснить. )

В тексте обозначены возможные паузы. Необходимо отметить, что на месте паузы между группой подлежащего и группой сказуемого на письме знак препинания не ставится. Важность такого указания диктуется тем, что есть дети (особенно младшего возраста), которые привыкают к мысли, что каждой паузе на письме должен соответствовать знак препинания.

Упражнение 112 предназначено и для знакомства с побудительной интонацией, и для тренировки в чтении побудительных предложений. Для побудительных предложений характерна особая побудительная интонация. Обычно несколько подчеркнуто (повышенным тоном, с выделением ударного слога в слове) произносится сказуемое — повелительная форма глагола. При выполнении этого упражнения школьники учатся выражать голосом дружеский совет и приказание. Упражнения 113 и 114 на конструирование. В задании к упражнению 113 требуется составить предложения, соответствующие определенной цели высказывания. В задании к упражнению 114 нет указания ни на вид предложения, ни на цель высказывания, но зато даны глаголы в повелительном и в изъявительном наклонении (с последними могут быть составлены и повествовательные, и вопросительные предложения).

При чтении вопросительных предложений учащиеся правильно передают интонацию тех предложений, в которых логически выделяемое слово (центр вопроса) стоит в начале предложения, например: Кто пойдет в поход? Где будут соревнования? Если же слово, на которое падает логическое ударение, стоит в конце предложения или в середине, учащиеся обычно не видят такого слова и повышают голос на любом слове, тем самым нередко искажая смысл вопросительного предложения. Необходимым условием правильного чтения вопросительных предложений является умение находить слово, являющееся центром вопроса. Для выработки этого умения и дан материал для наблюдения на с. 47 и упражнение 116 (требуется прочитать предложения так, чтобы вопрос соответствовал ответу). После интонационно-произносительных упражнений дано обобщающее упражнение (117) на расстановку знаков препинания в конце предложений с последующим графическим обозначением на полях тетради пунктограммы № 1. Затем проводятся упражнения на конструирование вопросительных предложений (упр. 118 и 119).

Желательно, чтобы вопросительные слова, данные на полях, дети заучили. Знание этих слов поможет ученикам определять вопросительные предложения, а это благотворно скажется на усвоении правил о постановке вопросительного знака. Заканчивается параграф обобщающим упражнением 120.

  

ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "РУССКИЙ ЯЗЫК"

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "РУССКИЙ ЯЗЫК"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика