Грамматика русского языка. Тома 1 и 2. (Виноградов, Истрина, Бархударов) 1960 год скачать Советский учебник
Старые учебники СССР
Издательство Академии наук СССР
Редакционная коллегия: академик Виноградов, член-корреспондент АН СССР Е. С. Истрина, член-корреспондент АН СССР С. Г. Бархударов
ТОМ 1 ФОНЕТИКА И МОРФОЛОГИЯ
ТОМ 2 СИНТАКСИС
Вторая книга второго тома в сети не обнаружена.
СОДЕРЖАНИЕ
Том 1. Фонетика и морфология
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
«Грамматика русского языка» в двух томах (трех книгах) была подготовлена к изданию Сектором современного русского языка Института языкознания Академии наук СССР и вышла в свет в 1952 — 1954 гг.
В связи с многочисленными требованиями читателей Издательство АН СССР производит выпуск дополнительного тиража «Грамматики».
В настоящее издание Институтом русского языка Академии наук СССР внесены некоторые исправления.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Задача настоящего издания — дать возможно широкую грамматическую характеристику современного русского литературного языка как языка национального.
Общие грамматические положения, грамматические законы и отдельные грамматические правила выводятся из самой языковой практики, но вместе с тем они направляют и упорядочивают языковую практику, речевую деятельность говорящих на данном языке.
Сознательное отношение к грамматическому строю языка, к основным его законам и отдельным частным правилам способствует более правильному пользованию родной, усвоенной с детских лет речью, более точному выражению мыслей и лучшему пониманию всего слышимого и читаемого. Вместе с тем сознательное отношение к грамматическому строю речи способствует совершенствованию общенационального языка, поднятию его культуры. Поэтому описательная нормативная грамматика, опирающаяся на научную разработку вопросов языкового строя, имеет большое практическое значение для широких кругов говорящих и пишущих.
Грамматический строй языка создается веками, он непрерывно, хотя л очень медленно, изменяется; при этом непрерывном медленном процессе рядом с сохраняющимися старыми явлениями возникают явления новые, вследствие чего в языке наблюдаются варианты произношения, ударения, форм слов, разновидности в области синтаксического строя. Варианты появляются в литературном языке также в результате постоянного общения и взаимодействия литературного языка с народными говорами, особенности которых в той или иной степени всегда проникали и продолжают проникать в литературный язык...........
Том 2 (1). Синтаксис
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
«Грамматика русского языка» в двух томах (трех книгах) была подготовлена к изданию Сектором современного русского языка Института языкознания Академии наук СССР и вышла в свет в 1952 — 1954 гг.
В связи с многочисленными требованиями читателей Издательство АН СССР производит выпуск дополнительного тиража «Грамматики».
В настоящее издание Институтом русского языка Академии наук СССР внесены некоторые исправлении.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Второй том академической «Грамматики русского языка», содержащий синтаксис, ставит перед собой задачу подробного описания основных типов словосочетаний и предложений (простых и сложных) в современном русском языке.
Для выполнения этой задачи было необходимо привлечь как можно больше синтаксического материала из языка классической русской и современной советской литературы. Обилие примеров и иллюстраций оправдывается стремлением авторов не только описать, но и наглядно показать типические случаи употребления разнообразных синтаксических конструкций. Это не могло не отразиться на объеме второго тома «Грамматики русского языка».
Работа по классификации и описанию синтаксических явлений современного русского языка, относящихся к строю простого и сложного предложений, началась еще в Институте русского языка с 1946 года. Результатом этой работы был ряд написанных глав из разделов, содержащих описание структуры простого предложения и разных видов сложного предложения (общим объемом более 30 печатных листов). С учреждением Института языкознания АН СССР направление и организация работы над вторым томом «Грамматики русского языка» коренным образом изменились. Отсутствовавший в прежнем плане отдел синтаксиса, содержащий описание типов и форм словосочетаний, занял подобающее ему место. В связи с расширением и углублением синтаксического учения о словосочетании должен был подвергнуться существенным изменениям и план исследования, а также изложение тех вопросов русского синтаксиса, которые относятся к учению о простом предложении, его членах, его разновидностях, о сложном предложении и его типах. Прежде приготовленные главы синтаксиса были в корне переработаны, ряд глав написан заново.
Коллектив авторов, принимавших активное участие в подготовке академического «Синтаксиса», значительно расширился. Теоретическое введение в «Синтаксис» написано акад. В. В. Виноградовым. Авторами глав, посвященных описанию разрядов и форм словосочетаний, являются: В. А. Белошапкова («Словосочетания имен существительных с именами существительными», «Словосочетания имен существительных с наречиями», «Словосочетания имен существительных с инфинитивом»), Е. А. Земская («Глагольные словосочетания с инфинитивом»), Н. Н. Прокопович
(«Словосочетания имен существительных с именами прилагательными, местоименными прилагательными, порядковыми числительными и причастиями», «Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова», «Словосочетания с местоимением в роли главного слова», «Словосочетания с именем числительным в роли главного слова») и В. М. Филиппова («Глагольные словосочетания с именами существительными», «Глагольные словосочетания с наречиями», «Словосочетания с наречием в роли главного слова»), В написании глав, относящихся к изложению учения о простом предложении, участвовали следующие авторы: Е. М. Галкина-Федорук («Виды предложений по цели высказывания. ..............
Скачать учебник СССР - Грамматика русского языка. Тома 1 и 2 — 1960 года
СКАЧАТЬ Том - 1 DjVu
СКАЧАТЬ Том - 2 DjVu
ИЗУЧЕНИЕ ЛЕКСИКИ ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Изучение лексики в школьном курсе русского языка имеет важное значение для познания лексической системы, взаимосвязей между грамматикой и лексикой, создает условия для развития речи учащихся — овладения лексическими нормами и обогащения словарного запаса.
В школе лексика (словарный состав) русского языка изучается в следующих направлениях: лексическое значение слова; употребление и происхождение слов. Все, что связано с лексическим значением слова, изучается в IV классе, а с употреблением и происхождением — в V классе.
В IV классе изучаются такие лексические понятия: «лексическое значение слова», «многозначные и однозначные слова», «прямое и переносное значение слова», «омонимы», «синонимы», «антонимы». Кроме того, в IV классе учащиеся знакомятся с некоторыми понятиями лексикографии: «толковый словарь», «словарная статья» (без определения этих понятий).
В процессе изучения лексики школьники учатся: 1) определять лексическое значение общеупотребительных слов; 2) различать в слове лексическое и морфологическое значения; 3) находить в тексте изученные лексические явления; 4) подбирать к словам синонимы, антонимы; 5) пользоваться толковым словарем.
Слово рассматривается с точки зрения его функции (роли) в языке (является средством наименования чего-либо) и с точки зрения его лексического значения (служит для обозначения конкретного предмета, признака, действия, например: стол, красный, писать, пять, он).
В школьном курсе лексики используются в качестве дидактического материала почти все лексико-грамматические группы самостоятельных слов, так как они являются носителями лексического значения, непосредственно связанного с реальным миром. Две лексико-грамматические группировки самостоятельных слов — числительные и местоимения — не привлекаются для анализа в школьном курсе лексики в силу специфичности их лексического значения — наименование элементов числового ряда (у числительных) и указание на предмет, признак, количество (у местоимений).
Слова рассматриваются с точки зрения глубины их семантики (однозначные и многозначные), а также с точки зрения ассоциаций, возникающих между ними, в результате чего слова объединяются в синонимические и антонимические ряды. Важную роль в школьном курсе лексики играет работа над эмоционально окрашенными значениями слов, р помощью которых выражается отношение к кому-, чему-либо говорящего и пишущего.
В процессе ознакомления с лексическими явлениями, изучаемыми в IV классе, необходимо учитывать следующие методические принципы: соотнесение слова с обозначаемым им предметом, признаком или действием, соотнесение лексического значения с грамматическими (словообразовательным и морфологическим). Для реализации первого принципа в учебнике приводятся рисунки, иллюстрирующие такие понятия, как «многозначные и однозначные слова», «синонимы», «антонимы».
Чтобы научить детей отграничивать сходные в чем-либо лексические явления, необходимо опираться на соотношение лексического значения и морфологических особенностей слов. Например, раскрывая сущность омонимии слов (в отличие от полисемии), целесообразно обратить внимание детей на одинаковость написания омонимов (ключ 1 и ключ 2) и на принадлежность их к одной и той же части речи (оба имена существительные) при совершенно несходном лексическом значении этих слов.
Для изучения лексикологических понятий используются объяснение учителя и наблюдения над лексическими явлениями. Объяснение используется применительно к тем лексикологическим понятиям, при изучении которых нельзя опираться на соотношение слова и предмета, обозначаемого этим словом, например при изучении таких понятий, как «слово», «словарный состав», «лексическое значение», «переносное значение слова». Наблюдения применяются к тем лексическим явлениям, при изучении которых можно опереться на соотношение слова и обозначаемого им предмета, например: «многозначные и однозначные слова», «омонимы», «синонимы», «антонимы». Объяснение представлено в учебнике в виде изложения готовых теоретических сведений. Материал для наблюдений позволяет учащимся извлечь все необходимые сведения об изучаемом явлении.
Определения языковых явлений, сущность которых раскрывается учителем, включаются в авторский текст. Определения тех языковых явлений, сущность которых разъясняется на основе наблюдений, даются отдельно, после материала для наблюдения. В сильном классе определение может быть выведено на основе анализа материала для наблюдения с последующей проверкой его правильности по учебнику, а в слабом классе определение читается по учебнику с последующим анализом элементов его содержания и структуры.
Для закрепления полученных знаний о лексических явлениях используются упражнения следующих видов: 1) поиск в тексте изученных лексических явлений; 2) группировка изученных лексических явлений; 3) подбор слов, относящихся к тем или иным изученным явлениям; 4) составление таблиц изученных лексических явлений; 5) выявление функций изучаемых лексических явлений в тексте; 6) использование в собственной речц изученных лексических явлений.
В работе по лексике в IV классе выделяются два этапа: изучение лексикологических понятий на специальных уроках и работа по лексике при изучении нелексикологических тем.
При изучении лексики необходимо повторять пройденное по фонетике и орфографии, по синтаксису и пунктуации, используя для этого как упражнения учебника, так и тексты обучающих диктантов.
ИЗУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ НА СПЕЦИАЛЬНЫХ УРОКАХ
На этом этапе работы по лексике учащиеся усваивают определения лексикологических понятий, познают системные связи между словами и овладевают лексикологическими умениями.
В начальных классах в практическом плане (без терминов и определения понятия) изучались близкие и противоположные по значению слова. Фактически весь материал по лексике является новым для учащихся. Это необходимо иметь в виду при разъяснении сущности лексикологических понятий.
Первый урок по лексике имеет большое значение в развитии у учащихся интереса к новому разделу науки о языке и к лексике русского языка (он проводится на основе § 42),
Ставятся задачи ознакомить учащихся: 1) с одной из основных единиц языка — словом; 2) с разделом науки о языке — лексикой; 3) со словарным богатством русского языка; 4) с толковым словарем русского языка; развить у детей: 1) интерес
к слову и к лексике как особому разделу науки о языке; 2) стремление обогащать свой словарный запас и правильно употреблять слова в собственной речи.
Для объяснения и закрепления нового материала используются объяснение учителя и беседа, перемежающиеся друг с другом. Новые сведения целесообразно сообщить в такой последовательности: 1) слова — строительный материал языка; 2) что такое лексическое значение слова; 3) толковый словарь; 4) лексическое и морфологическое значение в слове; 5) слово и словосочетание.
I. Повторение изученного: «Какие единицы языка мы изучали?» (Звук в фонетике; словосочетание, предложение, текст —
в синтаксисе.) В слабом классе: «Что мы изучали в фонетике? В синтаксисе?»
1Г. Объяснение нового. 1. Беседа:
Изучая звуки, словосочетания, предложения, текст, мы имели дело со словами. Сегодня мы познакомимся с новым разделом науки о языке, в котором специально изучаются слова, их значение, употребление слов. Слова являются как бы строительным материалом языка. Без них нет языка. Не зная слов, нельзя знать языка и пользоваться им как средством общения. Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику (слово лексика учитель записывает на доске). Слов в русском языке много. Сколько же? Прочитаем текст упражнения 282, и мы получим ответ на этот вопрос (выполняются также письменные задания).
Затем проводится беседа по тексту данного упражнения:
Сколько слов в большом словаре русского языка? Все ли слова русского языка зафиксированы в нем?
Заканчивается эта часть урока следующим сообщением учителя:
Точное количество слов в языке неизвестно, так как они постоянно возникают, а некоторые из них исчезают из языка. Очень много специальных слов, собственных имен, которых насчитывается сотни тысяч. Каждый человек владеет лишь частью всего словарного состава языка. У одних словарный запас большой. Например, словарь произведений А. С. Пушкина составляет около 22 тысяч слов. У других словарный запас невелик. Чем большим количеством слов владеет человек, тем речь его богаче, точнее. Нужно постоянно пополнять свой словарный запас, а для этого следует больше читать, интересоваться значением и употреблением незнакомых слов.
Далее учитель знакомит учащихся с назначением слова в языке и с лексическим значением слова.
Слова служат в языке для называния отдельных предметов, их признаков, действий. Например, словом голубь мы называем «птицу с серовато-голубым или белым оперением и большим зобом»1. То, что обозначает слово, есть его лексическое значение. Из слов мы строим по правилам грамматики предложения. Так слово участвует в выражении мысли.
Для проверки того, усвоены ли основные сведения о слове, целесообразно поставить следующие вопросы: для чего служат слова в языке? (Для обозначения предметов, их признаков, действий.) Чем слова отличаются друг от друга? (Своим звучанием и лексическим значением.)
2. Сообщение учителя о толковом словаре:
Слова собраны в особых книгах, называемых словарями. В них разъясняется значение и употребление слов, поэтому та
Ожегов С. И. Словарь русского языка. 9-е изд. М., 1972.
Русский язык - ГРАММАТИКА
Автор - Виноградов В.В., Автор - Бархударов С.Г., Автор - Истрина Е.С. , Грамматика