Грамматика в таблицах и вопросах (Баев) 1968 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Пособие для учащихся.
Настоящее пособие предназначено для самостоятельной работы учащихся старших классов средней школы. Цель его — обобщить, систематизировать и расширить сведения по русскому языку, полученные при изучении систематического курса грамматики в 5 — 6-х классах, повысить общую речевую культуру.
В пособии все основные разделы школьного курса русского языка даны в единстве и непосредственной взаимной связи. Условно выделены следующие разделы: 1) фонетика и орфоэпия, 2) состав слова и словообразование, 3) части речи и члены предложения, 4) простое, осложненное и сложное предложение, 5) прямая и косвенная речь.
Орфография и пунктуация даны в каждом из перечисленных разделов.
Наиболее важные языковые явления (фонетические, грамматические, орфографические) представлены в пособии в виде обобщающих таблиц. Таблицы сопровождаются вопросами и заданиями.
© Ленинградское отделение издательства "Просвещение" Ленинград 1968
Авторство: Петр Михайлович Баев
Формат: PDF Размер файла: 9.68 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие . 3
Фонетика и орфоэпия 5
Состав слова и словообразование 15
Члены предложения и части речи 33
Простое, осложненное и сложное предложение 109
Прямая и косвенная речь 148
Условные сокращения. 159
Скачать бесплатный учебник СССР - Грамматика в таблицах и вопросах (Баев) 1968 года
СКАЧАТЬ PDF
ПРЕДИСЛОВИЕ
Пособие можно читать и прорабатывать все подряд, но можно и выборочно, по разделам, в зависимости от того, какие кто обнаружит у себя пробелы в знаниях.
В таблицах по фонетике и морфологии даны слова, трудные для правописания. Такие же слова даются и для разбора по составу во всех разделах пособия. Задания по грамматическому разбору простого и сложного предложения предлагаются с 1-го раздела, но образцы для различных видов разбора представлены в соответствующем разделе.
Многие задания предусматривают выяснение значения слов. Предполагается, что толковые словари являются настольной книгой каждого читателя. Наиболее удобен для пользования однотомный „Словарь русского языка* С. И. Ожегова (М., ГИС, 1953, I960). При затруднениях в разборе по составу слова можно пользоваться „Школьным словообразова-
тельным словарем" 3. А. Потихи (М., „Просвещение", 1964), в упражнениях по орфоэпии — словарем-справочником „Русское литературное произношение и ударение" под редакцией Р. И. Аванесова и С. И. Ожегова (1959 и др.). Наконец, при выполнении заданий, связанных с фразеологическими выражениями, можно использовать книги следующих авторов: Эд. Вартаньян„ Из жизни слов" (М., Детгиз, 1963); М. Булатов „Крылатые слова" (М., Детгиз, 1958); С. Максимов „Крылатые слова" (М., 1955); Н. Ашукин и М. Ашукина „Крылатые слова" (М., 1960). Сомнения в правописании слов проверяйте по „Орфографическому словарю русского языка" Академии наук СССР и Института языкознания под редакцией С. И. Ожегова и А. Б. Шапиро (М., 1956 и все последующие издания) или по „Орфографическому словарю" Д. Н. Ушакова и С. Е. Крючкова (1956 и все последующие издания).
Задания для краткости сокращены. Вместо: прочитайте, соблюдая правила литературного произношения, требования ритмики и т. п. — просто указано: прочитайте. Или: предлагается списать—значит нужно и вставить буквы, если они пропущены, раскрыть скобки, расставить знаки препинания и т. д.
ЗАДАНИЯ
1. Прочитайте и объясните знаки препинания при прямой речи; начертите схемы предложений.
1) —Послушай, милая, добрая Бэла! — продолжал Печорин,—ты ви- - дишь, как я тебя люблю; я все готов отдать, чтобы тебя развеселить. (Л.) 2) —Дай срок, дай срок, — прибавил он (Кутузов) с злобным выражением лица и, очевидно, не желая продолжать этого взволновавшего его разговора, сказал: — Я тебя вызвал, чтоб оставить при себе. (Л.Н.Т.) 6) —Да, я слышал, — сказал он (Денисов) с сочувствием и, помолчав немного, продолжал: —Вот скифская война. (Л.Н.Т.) 7) — Я не понимаю, что делают люди, — сказала графиня, обращаясь к мужу: — мне сейчас сказали, что еще ничего не готово. (Л.Н.Т.)
2. Прочитайте предложения без слов автора и скажите, какие знаки препинания нужно поставить; перепишите, поставив слова автора в середину прямой речи, там, где стоят запятая (2, 3 и 4-е предложения), точка с запятой (5, 7-е), восклицательный знак (3, 4, 7-е), вопросительный знак (6, 8-е).
1) —Ты знаешь за что? — спросил Петя Наташу (Наташа поняла, что Петя разумел: за что поссорились отец с матерью). Она не ответила. 2) —За то, что папенька хотел отдать все подводы под раненых, —сказал Петя. — Мне Васильич сказал. По-моему . 3) — По-моему, — вдруг закричала почти Наташа, обращая свое озлобленное лицо к Пете, — по- моему, эта такая гадость, такая мерзость, такая. я не знаю! Разве мы немцы какие-нибудь! — Горло ее задрожало от судорожных рыданий. 4) —Это гадость! Это мерзость!—закричала она.—Это не может быть, чтобы вы приказали. 5) —Маменька, это нельзя; посмотрите, что на дворе! — закричала она. —Они остаются! 6) —Что с тобою? Кто они? Что тебе надо? 7) — Раненые, вот кто! Это нельзя, маменька, это ни на что не похоже. 8) — Папенька, маменька! Можно распорядиться? Можно? —спрашивала Наташа.—Мы все-таки возьмем все самое нужное. — говорила Наташа. (Л.Н.Т.)
3. Прочитайте диалоги и скажите, в каких случаях можно переставить слова автора, в каких эта возможность исключена.
I. —Так ты понял все расположение войск? — перебил его князь Андрей.
— Да, то есть как? — сказал Пьер. — Как невоенный человек, я не могу сказать, чтобы вполне, но все-таки понял общее расположение.
— Ну, так ты больше знаешь, чем кто бы то ни было, —сказал князь Андрей.
— А!—сказал Пьер с недоумением, через очки глядя на князя Андрея.— Ну, как вы скажете насчет назначения Кутузова? — сказал он.
— Я очень рад был этому назначению, вот все, что я знаю, — сказал князь Андрей. (Л.Н.Т.)
II. — Я знаю, твоя дорога — это дорога чести. — Он помолчал. — Я жалел тебя в Букареште: мне послать надо было. И, переменив разговор, Кутузов начал говорить о турецкой войне и о заключенном мире. —Да, немало упрекали меня,—сказал Кутузов,--и за войну и за мир. а все пришло вовремя. (Л.Н.Т.)
4. Прочитайте и укажите особенности реплик: в чем их сходство и в чем различие.
1. —Я понимал ее,—думал князь Андрей.
— Не только понимал, но эту-то душевную силу, эту искренность, эту открытость душевную, эту-то душу ее, которую как будто связывало тело, эту-то душу я и любил в ней. так сильно, так счастливо любил.— И вдруг он вспомнил о том, чем кончилась его любовь. (Л.Н.Т.) II.— Готов, ваша светлость,—сказал генерал. Кутузов покачал головой как бы говоря: „как это все успеть одному человеку", и продолжал слушать Денисова. (Л.Н.Т.)
5. Спишите, объясните прописные буквы.
Пьер постоял несколько времени молча раздумывая пойти ли за ним (князем Андреем), или ехать домой нет ему не нужно решил сам собой Пьер и я знаю что это наше последнее свидание он тяжело вздохнул и поехал назад в Горки/ (Л.Н.Т,)
6. Спишите диалог.
Ты знаешь мне так было больно как будто меня в язык ужалила- пчела.
А как она жалится.
То есть как это как. Тебя что никогда не жалила.
Нет а разве обязательно.
Не обязательно но очень уж чудно. А малину в лесу ты собирал. Разве малина в лесу растет. Я думал что садовое растение. Да тебе лошадь-то запрягать приходилось или нет.
Что ты запрягать! Я если хочешь знать ни на телеге ни на розвальнях ни разу не ездил. Слышал что бывают розвальни а как на них себя чувствуешь не знаю. Наверно очень тряско. (Сол,)
7. Спишите, выделяя прямую речь.
1) Кто ты такой Федор спросил его однажды Павел.
Разве не знаешь кто я такой.
Я думаю что вы большевик или коммунист тихо ответил Павел.
2) Я к тебе ночевать пришел. Принимаешь братишка зашептал Жу- храй.
Ну конечно дружески ответил Павел. Какой может быть разговор. Лезь прямо в окно. (Н.О.)
3) Катюша примиряюще сообщила Уже бросили чудачить потанцуем. (//.О)
4) Сережка все время молчавший вдруг сказал ей обязательно надо уходить!
Я буду осторожна снова сказала Уля. (Ф.)
5) Тоня сжимая руки Корчагина произнесла ты свободен а ты разве знаешь я все знаю мне рассказала Лиза. (И.О.)
8. Вставьте слова автора, данные в скобках, в середину прямой речи (в предложениях 1—3-м на месте запятой, в остальных — на месте точки, вопросительного знака многоточия); начертите схемы предложений. >
1) — А признайтесь, что хотя он всегда был очень смешон, но еще недавно он вам казался интересен в серой шинели? (Сказал я княжне ) 2) — Слушай, неужели мы будем встречаться только по делу? (Сказал Олег.) 3) —Ты не ходи далеко, а только покажи мне, где пройти между этими укреплениями. (Говорила Катя Саше.) 4. — Шли двое навстречу^ Услышали нас и тоже остановились. (Прошептал Сережа.) 5) —Больше не будем кружить. Отойдем немного да через забор. (Прошептал Сережка.) 6) — Нет, ты представляешь, что такое партизан? Работа партизана совсем не показная, но какая благородная! (Сказал Олег.) 7) j-je забудьте: кто освободится, прямо ко мне! (Говорил Олег.) 8) Вечером я имел с ним длинное объяснение: мне было досадно, что он переменился к этой бедной девочке. (Сказал Максим Максимыч.) 9) — И нет никакой надобности смотреть: пока со школы не снят наблюдательный пост, шрифтов все равно не выкопать. (Спокойно сказала она.) 10) А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его, я — княжеская дочь! (Говорила Бэла.)
9. Спишите.
1) Ну для чего вы идете на войну спросил Пьер.
Для чего я не знаю Так надо Кроме того я иду. он остановился Я иду потому что эта жизнь которую я веду здесь эта жизнь не по мне. (Л.Н.Т.) 2) Я говорил при расставанье В далеком и чужом краю я сохраню воспоминанье святую молодость твою. (Фет) 3) Отчего луна так светит грустно у цветов спросил я в тихой чаще И цветы сказали Ты почувствуй по печали розы шелестящей. (Ес.) 4) Неужели ты можешь подумать Аким что жизнь загонит меня в угол и раздавит в лепешку Пока у меня здесь стучит сердце и он с силой притянул руку Акима к своей груди и Аким отчетливо почувствовал глухие быстрые удары пока стучит меня от партии не оторвать Из строя меня выведет только смерть Запомни это братишка. (И.О.)
5) Пойдемте вальс Вы не хотите Нет Но вы должны ведь я вознегодую. Вы сердитесь за давишний ответ Я не сержусь я просто не танцую Ну дайте ж руку Ссориться не след Та к сердцу ближе Руку ту другую. (Фет)
6) То солнце покажется то закроется облаками и думаешь Вот дождь пойдет и все нет дождя. (Пр.) 7) Что ж подумал я если бы каждый человек оставлял после себя на земле по такому саду давно бы мы жили в одном великом саду. (Сол.) 8) Я уверена писала она что вы имеете честные намерения и что вы не хотели оскорбить меня необдуманным поступком. (П.) 9) И в конце концов разве это не так подумал я Чем мое
увлечение Любой лучше этого солнца Оно уже падало сквозь зелень на темную воду Чем оно лучше этого удивительного запаха некошеных лугов И чем оно лучше даже вот этого зеленого жучка торопливо ползущего по дощатой стене купальни. (Пауст.)
10. Прочитайте диалог, выпишите глаголы, с помощью которых вводится прямая речь; передайте в косвенной речи содержание отрывка.
Князь Андрей велел остановиться и спросил у солдата, в каком деле он ранен.
— Позавчера на Дунаю, — ответил солдат.
Князь Андрей достал кошелек и дал солдату три золотых.
— На всех, — прибавил он, обращаясь к подходившему офицеру. Поправляйтесь, ребята, — обратился он к солдатам,—еще дела много.
— Что, господин адъютант, какие новости? — спросил офицер, видимо желая разговориться.
— Хорошие! Вперед! — крикнул он ямщику и поскакал далее. (Л.НЛ\)
11. Спишите; по образцу напишите небольшой подобный рассказ с диалогической речью.
Перед боем на берегу одной речки встретил я недавно парнишку. Разыскивая пропавшую корову чтобы сократить путь он переплыл реку и неожиданно очутился в расположении немцев. Спрятавшись в кустах он сидел в трех шагах от фашистских командиров которые долго разговаривали о чем-то держа перед собой карту. Он вернулся к нам и рассказал о том, что видел.
Я у него спросил.
— Погоди! Но ведь ты слышал что говорили их начальники, это же для нас очень важно.
— Так же они товарищ командир говорили по-немецки!
— Знаю что не по-турецки. Ты сколько окончил классов? Девять? Так ты же должен был хоть что-нибудь понять из их разговора.
Он уныло и огорченно развел руками:
— Эх, товарищ командир! Кабы я про эту встречу знал раньше. (Л.Г.)
12. На основе косвенной (авторской) речи „восстановите* реплику героя и запишите ее.
Собакевич отвечал, что Чичиков, по его мнению, человек хороший, ха что крестьян он ему продал на выбор и народ во всех отношениях живой; но что он не ручается за то, что случится вперед, что если примрут во время трудностей переселения в дороге, то не его вина, и в том властен бог, а горячек и разных смертоносных болезней есть на свете не мало, и бывают примеры, что вымирают-де целые деревни. (Г.)
13. Прочитайте отрывок и постройте на его основе диалог, представив разговор председателя с бригадиром; запишите реплики, вводя их авторской речью, подчеркните глаголы речи.
Они принялись ругаться. Пастухов сказал, что у бригадира есть права и за ущемление прав он будет жаловаться, а председатель напомнил, что 154
бригадиры не крадут официальных документов. В конце концов, полностью отчаявшись найти общий язык, Пастухов обозвал Ивана Степановича ретроградом *, добавил, что в колхозах нельзя терпеть людей, которые держатся за инструкции, как слепой за стенку, и выскочил вон. (Ант,)
14. Найдите недостатки в рассказе, передайте его правильной литературной речью- сначала постройте диалог, а потом замените прямую речь косвенной.
„А я ему, сестрцца, сказал, что вы у нас красавица, а он, сестрица сказал: „Ну, так что же?“— а я, сестрица, сказал: да ведь красавиц все любят, а он сказал: „Все глупые любят", а я сказал: А разве вы их не любите? —а он сказал: „Мне некогда".—А я ему, сестрица, сказал: так вы с Верочкою не хотите познакомиться? — а он сказал: „У меня без нее много знакомых". (Черн,)
15. Напишите под диктовку.
Шаги за собой
В двенадцатом часу ночи я шел по почти пустынной улице Москвы. Где-то у Пушкинского театра нагнал девочку лет десяти. Я даже не сразу понял, что передо мной слепая. Она шла неровными шагами по кромке тротуара. Столб она обошла, на мгновение застыв перед ним. Я обошел слепую и оглянулся: прислушиваясь к моим шагам, она пошла вслед. У площади Пушкина я завернул за угол. Но захотелось еще раз посмотреть, что будет делать слепая.
Девочка остановилась на повороте и стала напряженно слушать, подняв голову. А может, она ждала, где раздадутся шаги людей? Никто не шел. В двух шагах проносились машины.
Я возвратился.
— Вам куда?
Слепая как будто удивилась:
— К Армянскому магазину, пожалуйста.
—А теперь?
— Теперь мне тут близко. Спасибо.
Она мгновение постояла и пошла, прислушиваясь снова к шагам прохожего. Так окончилась эта встреча. Только я подумал после, а ведь вправду, мы часто забываем, что за нами остаются отзвуки наших шагов. И нужно всегда правильно идти, чтобы не обмануть других людей, которые доверились нам и идут вслед. Вот и все. (Прист,)
16. Прочитайте; найдите существительные-синонимы и синонимические выражения, с помощью которых автор а) изображает величие Родины (таких выражений 7); 6) выражает свою любовь к ней (таких выражений 5).
Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросанно и неприютно в тебе.
Открыто-пустынно и ровно все в тебе; как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин невысокие твои города; ничто не обольстит,
1 Ретроград — человек старых взглядов, противник прогресса.
не очарует взора. Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе? Почему слышится и раздается немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине твоей, от моря и до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовет, и рыдает, и хватает за сердце? Какие звуки болезненно лобзают и стремятся в душу и вьются около моего сердца? Русь! чего же ты хочешь от меня? какая непостижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи? И еще, полный недоумения, неподвижно стою я, а уже главу осенило грозное облако, тяжелое грядущими дождями, и онемела мысль перед твоим пространством. Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему? И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою отразясь во глубине моей; неестественной властью осветились мои очи: у! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь! (Г.)
17. Напишите небольшое сочинение на одну из тем: „За что я люблю свой край", „Родные места", „Мой родной город", „Мое родное село", „Родная природа", „Родные леса", „Любимый город", „Родная улица", „Что я видел в своей стране".
18. Запишите под диктовку; проверьте и объясните постановку знаков препинания; разберите сложные предложения; подчеркните в них главные члены.
1) И Онегин и Печорин оказались не способны к делу, к активной роли, хотя оба смутно понимали, что около них все истлело. (Гонч.) 2) Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его; первый, быть может, через час простится с вами и миром навеки, а второй. второй? . . (Л.) 3) Татьяна — это редкий, прекрасный цветок, случайно выросший в расселине дикой скалы. (Бел.) 4) Татьяна—существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная. Любовь для нее могла быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни, без всякой примирительной середины. При счастии взаимности любовь такой женщины — ровное, светлое пламя. (Бел.) 5) Особенность Шолохова (а это свойство подлинного художника) в том, что его книги прочно врезаются в память, они не забываются, в какой бы обстановке ты ни находился, о чем бы ты ни думал, как бы тяжело или легко тебе ни было. (Бонд.) 6) Ты знаешь, я ничего не боюсь на свете, я не боюсь никакой борьбы, трудностей, мучений, но если бы знать, как поступить. (Ф.) 7) Понемногу темнело, шел неслышный снег, и, когда совсем стемнело и снег на вершинах сосен потерял свои последние краски, Тедди уснул. (К аз.) 8) Заиграл он (рожок) такую мелодию, что вот закрой глаза и лети над землей куда хочешь, а под тобою все озера, реки, города и везде тихо, темно. Рожок играет, а виолончели ему другой голос подают, поют они на низких струнах, говорят, вроде как сосны гудят. Тут и другие инструменты вступают и все вместе играют громче и громче. (Каз.)
19. Спишите.
1) Хороший игрок проигравший в шахматы искренно убежден что его проигрыш произошел от его ошибки и он отыскивает эту ошибку в 156
начале своей игры но забывает что в каждом его шаге, в продолжение всей игры, были такие же ошибки что ни один его ход не был совершенен 2) Передайте от меня генералу Барклаю что его сведения несправедливы и что настоящий ход сражения известен мне главнокомандующему лучше чем ему. 3) По дороге дальше к Москве несмотря на то что положение княжны было нерадостно Дуняша ехавшая с ней в карете не раз замечала что княжна высунувшись в окно кареты чему-то радостно и грустно улыбалась. (Л.Н.Т.) 4) Луны не было на небе но к ночи посветлело и стояла такая тишина что казалось хруст шагов по ходу сообщения отдается и у нас и у немцев. (Сим.) 5) Весною на сердце и грустно и ясно и в зябкой предутренней мгле ты молча шагаешь по этой прекрасной по этой воскресшей земле. (Шефн.)
ТЕКСТЫ ДИКТАНТОВ
В усадьбе Андрея Болконского
Проезжая мимо пруда, на котором всегда десятки баб, переговариваясь, били вальками и полоскали свое белье, князь Андрей заметил, что на пруде никого не было, и оторванный плотик, до половины залитый водой, боком плавал посередине пруда. Князь Андрей подъехал к сторожке.
У каменных ворот въезда никого не было, и дверь была открыта. Дорожки сада уже заросли, и телята и лошади ходили по английскому парку. Князь Андрей подъехал к оранжерее: стекла были разбиты, и деревья в кадках некоторые повалены, некоторые засохли. Он окликнул Тараса-садовника. Никто не откликнулся. Обогнув оранжерею на выставку, он увидал, что тесовый резной забор весь изломан и фрукты слив обдерганы с ветками. Старый мужик (князь Андрей видал его у ворот в детстве) сидел и плел лапоть на зеленой скамейке. (Л.Н.Т.)
М. И. Кутузов
Кутузов сидел, понурив седую голову и опустившись тяжелым телом, на покрытой ковром лавке. Он выслушивал привозимые ему донесения, отдавал приказания, когда это требовалось подчиненными; но, выслушивая донесения, он, казалось, не интересовался смыслом слов того, что ему говорили, а что-то другое в выражении лиц, в тоне речи доносивших интересовало его. Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этою силой и руководил ею, насколько это было в его власти. (Л.Н.Т.)
Андрей Соколов
Андрей Соколов — мощная трагическая фигура нашего времени, человек, который вступает в битву с самым страшным злом—с войной. Война обратила на него такое горе, которое, казалось, не вынести человеку.
Но Андрей Соколов выстоял под ударами военной бури. Словно памятник миру, встает этот человек в прогорелом старом ватнике, в чиненых штанах, идущий по весенней степи, а рядом с ним малая былинка, доверчиво прильнувшая к сильному, — приемный сын Ванюшка. Жизнь продолжается, жизнь в самом Андрее Соколове, в той несломанной силе, которая побудила его взять заботу о малом и слабом.
Шолохов своим искусством утверждает веру в человека, в его способность изменить враждебные обстоятельства, в его величие. (Як.)
Костры в тайге
— Так всю жизнь было!—крикнул он (Никишин), и за соседним столом оглянулись. — Всю жизнь люди делились на две неравные части: одни создавали партию, чтобы помочь народу, другие прожигали жизнь; одни штурмовали Зимний, а другие выжидали, что из этого получится; одни в первую пятилетку — я тогда родился — лезли под обрезы и обдирали кожу, когда возили тачки на Днепрогэсе! Но были те, кто торопился менять квартиры на большие и думал только о личном благоустройстве. Боже мой, да это арифметика, дважды два, что вся жизнь делится на нас и их! Вы думаете сейчас, когда мы про себя считаем, сколько жизней надо положить, сколько костров зажечь в тайге, чтобы сдвинуть страну на двадцать лет вперед, что, вы думаете, подсчитывают они?
Никишин вышел из-за стола и сказал куда-то в сторону:
— Они прикидывают, сколько им отломится от этого самого коммунизма, и нельзя ли поскорее его принести, как долго еще кропать, и ждать, и притворяться, что ты тоже строишь изо всех сил. (Прист.)
Стих Пушкина
Стих Пушкина. был представителем новой, дотоле небывалой поэзии. И что же это за стих! Античная пластика и строгая простота сочетались в нем с обаятельною игрою романтической рифмы; все акустическое богатство, вся сила русского языка явились в нем в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря. В нем и обольстительная, невыразимая прелесть и грация, в нем ослепительный блеск и кроткая влажность, в нем все богатство мелодии и гармонии языка и ритма, в нем вся нега, все упоение творческой мечты, поэтического выражения. Если б мы хотели охарактеризовать стих Пушкина одним словом, мы сказали бы, что это по превосходству поэтический, художественный, артистический стих, — и этим разгадали бы тайну пафоса всей поэзии Пушкина. (Бел.)
Русский язык - САМООБРАЗОВАНИЕ
УЧЕБНИКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
Русский язык - Самообразование, Русский язык - Для старших классов