Контрольные работы по современному русскому языку. В 4-х частях. Часть 2 – по морфемике, словообразованию и морфологии (Андрейченко, Требуховская) 1986 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Для студентов-заочников II курса факультетов подготовки учителей начальных классов педагогических институтов.
Контрольная работа по морфемике, словообразованию и морфологии (имена)
Пособие содержит тексты, формулировки заданий, методические указания К выполнению контрольных работ, образцы выполнения заданий, список рекомендуемой литературы.
© "Просвещение" Москва 1986 Московский государственный заочный педагогический институт
Авторство: Лидия Николаевна Андрейченко, Людмила Викторовна Требуховская
Формат: PDF Размер файла: 7.58 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие (3).
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2
Задания и тексты по морфемике и словообразованию (5).
Задания I-X (5).
Задания и тексты по морфологии (имена) (56).
Имя существительное (задания XI-XII) (56).
Имя прилагательное (задания XIII-XV) (62).
Имя числительное (задание XVI) (72).
Местоимение (задание XVII) (80).
Морфологический анализ имен (задание XVIII) (85).
Методические указания к выполнению заданий по морфемике и словообразованию (85).
Задания I-X (85).
Методические указания к выполнению заданий по морфологии (имена) (104).
Имя существительное (задания XI-XII) (104).
Имя прилагательное (задания XIII-XV) (110).
Имя числительное (задание XVI) (114).
Местоимение (задание XVII) (116).
Морфологический анализ имен (задание XVIII) (117).
Условные сокращения (125).
Скачать бесплатный учебник СССР - Контрольные работы по современному русскому языку. В 4-х частях. Часть 2 – по морфемике, словообразованию и морфологии (Андрейченко, Требуховская) 1986 года
СКАЧАТЬ PDF
ПРЕДИСЛОВИЕ
В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» говорится: «Неотъемлемая часть реформы системы народного образования — значительное улучшение подготовки учительских кадров»1. Это обязывает педагогические институты совершенствовать систему обучения как на дневных, так и на заочных отделениях.
В организации самостоятельной работы студентов-заочников важное место занимают контрольные работы.
Данное издание является составной частью серии пособий «Контрольные работы по современному русскому языку», написанных в соответствии с программой курса для студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального обучения». Оно предназначено для студентов-заочников II курса и должно помочь им в выполнении контрольной работы № 2.
Пособие содержит задания, тексты, методические указания к выполнению контрольной работы и списки рекомендуемой литературы. В нем приводятся схемы и образцы различных видов лингвистического анализа, примеры ответов на отдельные вопросы заданий.
На II курсе студенты-заочники изучают следующие разделы программы по современному русскому языку: морфемика, словообразование, морфология (имена). Контрольная работа №2 содержит задания по всем разделам курса (десять заданий по морфемике и словообразованию и восемь — по морфологии), каждое из них включает двадцать пять вариантов. Студент выполняет один вариант каждого задания.
По морфемике и словообразованию предлагается четыре типа заданий: 1) обоснование некоторых теоретических вопросов, истолкование их решения в лингвистической литературе и школьных учебниках; 2) анализ явлений морфонологии, морфемики и словообразования; 3) морфемный и словообразовательный анализ гнезд однокоренных слов; 4) морфемный и словообразовательный анализ словоформ текста.
1 Материалы первой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва, 11 —12 апр. 1984 г. М., 1984, с. 68.
Такие типы заданий предполагают определенные этапы в освоении лингвистического материала: от теоретического — к выполнению отдельных специально подобранных практических заданий, далее — к системному парадигматическому анализу словоформ гнезд однокоренных слов и, наконец, к анализу текста с учетом парадигматических отношений, реконструируемых самим студентом.
По морфологии предлагаются следующие типы заданий: 1) анализ грамматических значений именных словоформ; 2) анализ явлений грамматической омонимии; 3) морфологический разбор имен; 4) анализ синтаксической сочетаемости и синтаксической функции именных словоформ.
В контрольной работе решается задача лингвистического анализа сплошного текста. Выполнение заданий не только дает возможность студентам-заочникам освоить теоретический и практический материал, но и активизирует их творческие способности.
Прежде чем приступить к работе над контрольными заданиями, необходимо изучить следующую литературу:
Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование. М., 1973.
Реформатский А. А. Введение в языковедение. 4-е изд., испр. и доп. М., 1967.
Современный русский литературный язык / П. А. Лекант, Н. Г. Гольцова, В. П. Жуков и др. Под ред. П. А. Леканта. М., 1982.
Современный русский язык / В А. Белошапкова, Е. А. Земская, И. Г. Милославский, М. В. Панов. Под ред. В. А. Белошапковой. М., 1981. (Рекомендуется использовать раздел III — «Словообразование», с. 133—239, написанный Е. А. Земской).
Современный русский язык / Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина, В. В. Цапукевич. 4-е изд., доп. и перераб. М., 1971.
Современный русский язык / Под ред. Е. М. Галкиной-Федорук. Ч. I. М., 1962; ч. II. М., 1964.
Современный русский язык / Р. Н. Попов, Д. П. Валькова, Л. Я- Маловиц- кий, А. К. Федоров. М., 1986.
Шанский Н. М. Очерки по русскому словообразованию. М., 1968.
Шанский Н. М., Тихонов А. Н. Современный русский язык. В 3-х частях. Ч. II М., 1981.
При выполнении контрольной работы необходимо также пользоваться словарями:
Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. 2-е изд., стереотипное. М., 1980.
Ожегов С. И. Словарь русского языка. 12-е изд. М., 1978 (можно любое).
Потиха 3. А. Школьный словообразовательный словарь / Под ред. С. Г. Бархударова. 2-е изд., испр. и доп. М., 1964.
Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. 2-е изд., испр. и доп. М., 1976.
Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М., 1978.
Среди заданий контрольной работы есть такие, которые предполагают лингвистическое осмысление отдельных вопросов, 4
определений из курса русского языка в начальной школе. Выполнение их требует обращения к действующим учебникам русского языка для 1—3 классов или к литературе, указанной в примечаниях к заданиям.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2
ЗАДАНИЯ И ТЕКСТЫ ПО МОРФЕМИКЕ И СЛОВООБРАЗОВАНИЮ
Задание I. Ответьте на предложенный теоретический вопрос. Вариант 1. Является ли интерфикс морфемой или нет, почему? Является ли нулевая флексия морфемой или нет, почему? Каковы критерии выделения морфем? Почему по старой программе для средней школы не выделялись нулевые окончания? Как решается этот вопрос в соответствии с действующей программой для начальной, для средней школы? Какая точка зрения (признание или непризнание нулевой флексии) вам кажется более рациональной? Приведите примеры 1.
Вариант 2. Каковы границы формального тождества морфем? Можно ли говорить о тождестве морфем в случае супплетивизма; при наличии грамматического чередования (внутренней флексии)? Обоснуйте вашу точку зрения. Приведите примеры. Вариант 3. Укажите характерные для современного русского языка постфиксы. Как называются эти аффиксы в школьных учебниках (для начальной, средней школы)? В чем непоследовательность в решении этого вопроса в школе? Что берется за основу в научной классификации постфиксов (их положение в словоформе или функция)? Есть ли необходимость в выделении такого типа аффиксов? Обоснуйте свой вывод.
Вариант 4. В пособии Е. А. Земской (Современный русский язык. Словообразование. М.» 1973)2 находим: «В результате процесса переразложения возник глагольный суффикс -нича-. Он выделился из состава глаголов, производимых с помощью суффикса -а- от основ существительных на -ник: школьник — школьнич-ать, разбойник — разбойнич-ать. Наличие комплекса -нича- в большой группе слов привело к тому, что комплекс -нича- стал восприниматься и вести себя как целостный суффикс (лодырь — лодыр-ничать, столяр — столяр-ничать и т. п.)> (с. 16); «...На базе ряда производных существительных со значением лица, образованных при помощи суффикса -ик от
1 При подборе примеров необходимо широко использовать материал школьных учебников, опираться на собственную педагогическую практику. В качестве дополнительного, справочного пособия можно обращаться к книге «Русская грамматика». Т. I. М., 1980.
2 В дальнейшем см.: Земская Е. А.
основ прилагательных с суффиксом -н- (например, умн-ый — умн-ик), отрезок -ник стал восприниматься как целостный суффикс. С помощью этого суффикса образуются имена лиц непосредственно от основ существительных: колхоз — колхозник...» (с. 16); «...-ник/-нич-: школьник, школъ-нич-еский» (с. 21). Согласны ли вы с тем, что это процесс переразложения (а не опрощения)? Мотивируйте свой ответ. Нет ли здесь смешения морфемного и словообразовательного анализов? Считаете ли вы верным такое морфемное членение в приведенных примерах?
В упражнении 325 учебника по русскому языку для II класса (Закожурникова Л. М., Костенко Ф. Д., Рождественский Н. С. Русский язык. Учебник для 2 класса. 8-е изд. М., 1976) предлагается проанализировать по . составу следующие слова: заборчик, подснежник, при этом приводится образец: под-снеж- ник-и. Какие ошибки провоцируются образцом и возможны в данных примерах?
Вариант 5. В чем сходство и различие между алломорфами и вариантами морфемы? Приведите примеры. Как рассматриваются алломорфы и варианты морфем в школьном курсе русского языка?
Вариант 6. Как трактуется -ся(-сь) у Е. А. Земской, Н. М. Шанского, В. В. Лопатина, И. С. Улуханова и других лингвистов (кроме указанных в предисловии работ Е. А. Земской и Н. М. Шанского, см.: Русская грамматика. Т. I. М., 1980)? Что дает основание для такой трактовки: их местоположение или функция? Какая точка зрения вам кажется правильной? Как решается вопрос в школьных учебниках (для начальной, для средней школы)?
Вариант 7. В учебнике по русскому языку для II класса сказано: «При помощи суффикса образуются новые слова. Суффикс вносит в слово новое значение» (с. 53). Всегда ли так? Сделайте выводы о функциях суффиксов.
Вариант 8. Согласны ли вы с мнением Е. А. Земской о том, что «приставки... не несут информации о грамматических свойствах слова» (Земская Е. А., с. 331)? В учебнике по русскому языку для II класса находим: «При помощи приставок образуют слова с новым значением» (с. 50). Всегда ли так? Сравните приводимую в качестве примера словоформу написал со словоформой писал. Сделайте выводы о функциях префиксов. Вариант 9. Считаете ли вы целесообразным выделять словообразующие (деривационные) нулевые аффиксы? Как решается этот вопрос Е. А. Земской, В. В. Лопатиным (см. указанную выше работу Е. А. Земской и статью В. В. Лопатина «Нулевая аффиксация в системе русского словообразования».— Вопросы языкознания, 1966, № 1)? Как рассматривается этот вопрос в школьных учебниках?
Вариант 10. Что такое связанный корень (или радиксоид)? Приведите примеры. С каким процессом изменения морфемной
членимости слова связано это понятие? Встречали ли вы связанные корни в упражнениях в учебниках для начальной школы? Вариант 11. Согласны ли вы с мнением Е. А. Земской о том, что «в современном глаголе подвергнуть значение приставки неясно, благодаря чему она и не выделяется из «состава слова» (Земская Е. А., с. 50)? Насколько это согласуется с предлагаемыми ранее степенями членимости основ (там же, с. 44—47)? Вариант 12. Считаете ли вы правомерным членение глаголов о61у!ть и разить и отсутствие такого членения у существительного обувь, что предложено Е. А. Земской (с. 51—52)? Вариант 13. Объясните правописание следующих слов с точки зрения их морфемного состава: бараний, ранний, юный, юннат, утренний, ветреный, казенный, гривенник, мошенник, племянник, именной, безветренный.
Вариант 14. В чем различие между членимостью и производ- ностью в концепции Е. А. Земской (с. 63)? Понимается ли здесь производность в морфемном или словообразовательном аспектах? Совпадает ли это с традиционным решением вопроса? Какое мнение вам кажется более удачным? Как решается этот вопрос в школьной практике?
Вариант 15. Что такое отношения множественной производ- ности, или мотивации (Земская Е. А., с. 67)? Приведите примеры указанного явления.
Вариант 16. Что такое омонимия словообразовательной формы (Земская Е. А., с. 68)? Приведите примеры.
Вариант 17. Что вы понимаете под расхождением отношений формальной и семантической (смысловой) производности (Земская Е. А., с. 69 и далее)? Приведите примеры такого расхождения.
Вариант 18. В учебнике по русскому языку для II класса (с. 47—49) окончания рассматриваются только на примерах имени существительного. Объясните, почему не взяты другие изменяемые части речи. Какие лингвистические трудности могли бы в этом случае возникнуть перед школьниками? В чем сложность в анализе по составу слова земля, предлагаемого в упражнении 139?
Вариант 19. Согласны ли вы с формулировкой правила в школьном учебнике: «Гласные и согласные в предлогах и приставках пишутся одинаково» (Закожурникова Л. М., Кустарева В. А., Рождественский Н. С. Русский язык. Учебник для 3 класса. 14-е изд. М., 1983, с. 19)? Всегда ли так? Каким принципам орфографии подчинены правила правописания предлогов, приставок различных типов?
Вариант 20. Существуют ли в современном русском языке слова без корня? Приведите примеры.
Вариант 21. Найдите корневые морфемы в словоформах: вынуть, исподний, Шура, найти. Мотивируйте свой ответ. Вариант 22. «Для русского языка более характерно различие в морфах одного и того же суффикса или префикса
такого типа, как в-/во-, с-/со-, от-/ото-, -ок/-к, -ец/-ц, -еск-/-ск-, -еств-/-ств-, т. е. один морф отличается от другого наличием- отсутствием фонемы <о) или <е). Как рассматривать такие гласные? Представляют ли они чередования гласных с нулем звука или эти гласные являются здесь интерфиксами?» (Земская Е. А., с. 108). Как решается этот вопрос в школьном курсе русского языка?
Вариант 23. П. С. Кузнецов писал о чередованиях в русском языке: «...На протяжении всей истории русского языка они почти всегда играют лишь дополнительную роль при каких- нибудь других грамматических средствах» (Кузнецов П. С. О возникновении и развитии звуковых чередований в русском языке. Известия АН СССР. Отделение литературы и языка, вып. 1. М., 1952, с. 75). У Е. А. Земской читаем: «Чередования не имеют самостоятельного значения в словообразовании, а используются лишь как дополнительное средство, сопровождающее аффиксацию» (Земская Е. А., с. НО). Можно ли
считать это утверждение справедливым для всех типов чередований?
Вариант 24. С помощью какого способа словообразования или формообразования произведены словоформы: глушь, рвань, гниль, собрать? Можно ли говорить в данном случае о безаффиксном способе словообразования, нулевой аффиксации, внутренней флексии (грамматическом чередовании)? Как решается этот вопрос в школьной практике?
Вариант 25. Признает ли Е. А. Земская внутреннюю флексию (грамматическое чередование)? Является ли внутренняя флексия словообразовательным или морфологическим средством?
Задание II. Укажите, являются ли однокоренными данные слова. В каком случае можно говорить о тождестве морфемы? Вариант 1. Лечить, врач, медицина, доктор.
Вариант 2. Белье, белый (цвет), белый (политическая группировка), белка, белуга, бельмо.
Вариант 3. Голубь, голубой, голубушка.
Вариант 4. Вода, водить, водянка, водка, водород, завод (заводить), завод (предприятие).
Вариант 5. Дерево, деревня.
Вариант 6. Нога, нож.
Вариант 7. Вино, вина (провинность).
Вариант 8. Дерзать, дерзить, дергать.
Вариант 9. Своротить, совратить.
Вариант 10. Обернуться, обвернуться.
Вариант 11. Обвязать, обязать.
Вариант 12. Начало, конец.
Вариант 13. Лава, лавка.
Вариант 14. Молодец, молодец, молодой.
Вариант 15. Прах, порох, запорошить.
Вариант 16. Свидетель, видеть.
Вариант 17. Брать, взять.
Вариант 18. Человек, люди.
Вариант 19. Ребенок, дети.
Вариант 20. Хороший, лучше.
Вариант 21. Плохой, хуже.
Вариант 22. Вязать, узы.
Вариант 23. Спрягать, супруг, упругий.
Вариант 24. Пряжка, пружина, запрягать.
Вариант 25. Ходить, идти, шел, пойти, шла, шедший.
Задание III. Определите, являются ли однопрефиксальными
данные слова. В каком случае можно говорить о тождестве морфемы?
Вариант 1. Под (нижняя поверхность в печи), поднять, подойти, подлить, поддакивать, подлечиться, подотдел, подсудный, подгородный, подштурман, подавальщик, подавить, подавно,
подагра, поденщик, подлец.
Вариант 2. Президиум, превосходный, превратность, преступник, презент, презирать, презумпция, прекрасный, прелесть, прелый, премия, пресный, престол, претензия.
Вариант 3. Приехать, присвоить, придавать, прижать, приохотить, приоткрыть, приговаривать, прибор, приватный, приз, призма, прима, примус, приоритет, природа, приторный, прилагательное, причастие, притча, приют, приязнь, принц.
Вариант 4. Пробить, прокрасить, проехать, пропеть, прорычать, проработать, проиграть, профашистский, проба, пробел, пробка, провинция, провокатор, прогалина, прогресс, проект, просто, профессионал, профан, прохвост, процент.
Вариант 5. Забегать, забегать, заработаться, загримировать, заволжский, забава, забвение, забияка, забой (забить), забой (в шахте), забор, забота, завет, завком, завод (завести), завод (предприятие), завтра, задача, задор, закон, заместитель, зам, замок, замок, замыть.
Вариант 6. Добежать, добегаться, дошкольный, добро, добыть, доверенность, довлеть, дог, догма, дождь, доза, доить, дойти, доклад, доколе, докуда, док, доктор, долго, документ, долевой, доля, донор, дородный, досада, доска, доскональный, достоверный, досуг, дохлый, дошлый, доцент.
Вариант 7. Округлить, охватить, обхватить, обыскать, обмозговать, обойти, объехать, оба, обаяние, обед, обезьяна, обелиск, обер-офицер, оберегать, обет, обида, обилие, обиняк, обитать, облава, обладать, облако, область, опыт, орава, оратор, обозначить, обратиться, обычно, обязанность.
Вариант 8. Отдежурить, оттолкнуть, отговориться, отара (овец), отвага, ответ, отек, отель, отец, отзовизм, откос, откровение, отличие, отовсюду, отяготить, офицер.
Вариант 9. Перебежать, переделать, пересолить, перечитать, перерубить, переговариваться, переступить, преступить, перевал, превалировать, вперед, перечить, передоверить, передовик.
Вариант 10. Поползти, поспать, покрикивать, попрятаться,
поближе, подоходный, посмертный, пограничный, по-своему, победа, повадно, поведать, повеса, повидло, поганый, погода, погреб.
Вариант 11. Разорвать, расхвалить, разъехаться, разлюбить, разбинтовать, развеселый, распрекрасный, разбой, разве, раздеть, разить, разница, разуться, расизм, раствор (отверстие), раствор (жидкость), расти.
Вариант 12. Связать, спрыгнуть, срезать, сбыт, сватать, свежий, свекровь, свербеть, сверло, сверхплановый, сверчок, свет, свидетель, свищ, святой, сгиб, сказать, скакать, скатерть, складка, сколько, скорость, скоротать, скот, сласть, снедь, смятение, смычок, снабдить, сойти, стачка, счет, здесь, здание, оздоровительный, собрат.
Вариант 13. Угнать, улететь, уложить, усеять, ушить, уговорить, убедить, убавить, убить, убогий, увы, углевод, угол, угреватый, угроза, угрозыск, угрюмый, удел (область, управляемая князем, феодалом), удел (судьба, участь), удить, удобный, удовлетворение, удрать, ужин, ужас, узел, уксус, улица, ущерб.
Вариант 14. Алогичный, аббревиатура, абсолютный, авитаминоз, авось, автобаза, автор, аквариум, акклиматизировать, аккомодация, аккорд, аккомпанировать, акция, алфавит, алхимик, аморфный, анахронизм, аннотация, антагонизм, антиквар, аполитичность, аттестат.
Вариант 15. Безаварийный, бескозырка, безъязыкий, безалаберный, бездна, безе (пирожное), безмен (весы), безобразие, безысходный, беседа, бесить, беспрекословный, бестолочь, бесшабашный.
Вариант 16. Входить, вовлекать, въехать, всмотреться, в-восьмых, вдвое, вдова, вдрызг, взболтать, взбунтоваться, взаимный, взаправду, взбадривать, взойти, взвыть, вкус, влага, влагать, владеть, влечь, влияние, влить, вневременный, внедрить, внезапный, внемлющий, внимание, воображение, вопрос, вроде, навострить, вперить (взор), впечатление, всмятку, вчера. Вариант 17. Возводить, возродить, восстать, вскочить, взаимный/ взаправду, возбудить, воздух, воздыхать, возить, возмездие, возомнить, возраст, восвояси, восемнадцать, воскресенье, воспитание, восток, восторг, навострить, восхитительный, восьмерка, всадить, всегда, вскользь, вскрыть, всмятку, всплеснуть, вспыхнуть, вспять, встрять, всхрапывать, всыпать.
Вариант 18. Выучить, выбежать, вылежаться, выгода, вывих, выдра, выемка, вызволить, вымогать, вымпел, вымя, вынуть, выпь, выпрячь, высокий, выть, вычурный.
Вариант 19. Изгнать, изрезать, измучиться, исстари, изорвать, изъездить, изба, избавить, изверг, изувер, известка, издевательство, изжога, измождение, измываться, измызгать, изнанка, изолировать, изощренный, из-под, изрядный, изумительный, изъявительный, изъян, изъять, изящный, искони, искра, искренний, искусство, исполком, исподний, истерика, истец, истина.
Все части "Контрольные работы по современному русскому языку"
КОНТРОЛЬНЫЕ, ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
РУССКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ ВУЗов и ТЕХНИКУМОВ
Русский язык - МОРФОЛОГИЯ, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Русский язык - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ВСЁ ДЛЯ ВУЗОВ И ТЕХНИКУМОВ, Педагогическое образование, Морфология Русского языка, Словообразование, Русский язык - Для ВУЗов-Техникумов, Русский язык - Контрольные-диктанты, Автор - Андрейченко Л.Н., Морфемика, Автор - Требуховская Л.В.