Skip to main content

Контрольные работы по современному русскому языку. В 4 частях. Часть 4. Л.Г. Контрольная работа по синтаксису простого и простого осложненного предложения (Коротаева, Макеева) 1986 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

Контрольные работы по современному русскому языку. В 4 частях. Часть 4. Л.Г. Контрольная работа по синтаксису простого и простого осложненного предложения (Коротаева, Макеева) 1986

Назначение: Для студентов-заочников IV курса факультетов подготовки учителей начальных классов педагогических институтов
Рекомендовано Главным управлением высших и средних педагогических учебных заведений Министерства просвещения РСФСР

Пять заданий пособия (четыре по простому неосложненному, одно - по простому осложненному предложению) содержат тексты для анализа, методические указания и образцы разбора, а также список литературы.

© "Просвещение" Москва 1986

Авторство: Людмила Григорьевна Коротаева, Галина Михайловна Макеева, Московский государственный заочный педагогический институт

Формат: PDF Размер файла: 5.03 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие (3).

Контрольная работа №4

Задания и тексты

Задание I (4).

Задание II (6).

Задание III (7).

Задание IV (11).

Задание V (13).

Методические указания к выполнению контрольной работы

К заданию I (26).

К заданию II (27).

К заданию III (29).

К заданию IV (30).

К заданию V (31).

Литература (37).

Условные сокращения (38).

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник СССР - Контрольные работы по современному русскому языку. В 4 частях. Часть 4. Л.Г. Контрольная работа по синтаксису простого и простого осложненного предложения (Коротаева, Макеева) 1986 года

СКАЧАТЬ PDF

📜 ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

ПРЕДИСЛОВИЕ

Контрольная работа по современному русскому языку (часть 4) предназначена для студентов-заочников IV курса факультета подготовки учителей начальных классов.

В Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы говорится о необходимости дать будущим учителям современные знания и хорошую практическую подготовку.

Одним из путей организации самостоятельной работы студентов в условиях заочного обучения является создание сборников контрольных работ. Данное пособие поможет заочнику выработать навыки и умения синтаксического анализа простого и простого осложненного предложения.

Специфика преподавания русского языка на факультете подготовки учителей начальных классов отражена в подборе текстового материала для заданий, составленных в соответствии с требованиями программы.

Пособие включает пять заданий (четыре по простому неосложненному, одно — по простому осложненному предложению), тексты для анализа, методические указания и образцы разбора, а также список литературы. Такая структура пособия поможет студенту самостоятельно и последовательно раскрыть структурносемантические признаки конструкций разного типа.

В каждом задании представлены различные варианты для анализа текста. В I—IV заданиях—10 вариантов, в V — 21. Тексты пятого задания могут быть использованы по усмотрению преподавателя для выполнения первых четырех заданий.

Выполнению заданий контрольной работы должно предшествовать изучение соответствующих разделов учебных пособий и рекомендованной литературы, которая указана в конце сборника.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 4

ЗАДАНИЯ И ТЕКСТЫ

Задание I

Выпишите пары слов, которые не образуют словосочетания. Объясните, почему данные сочетания слов не являются словосочетанием.

Затем выпишите словосочетания. Разберите по три словосочетания с разными способами синтаксической связи: укажите начальную форму; синтаксические отношения между словами, структуру, тип — по количеству компонентов, по способу морфологического выражения главного слова, по способу синтаксической связи, по степени спаянности слов; назовите средства связи слов

Вариант 1. Вдоль берега моря и параллельно ему тянутся рядами болота и длинные озерки, отделенные друг от друга песчаными валами. Чем ближе к берегу моря, тем валы эти свежее и выражены резче. По ним грядами растут кустарниковая ольха с коротковолнистыми ветвями и слегка опущенными листьями и березолистый таволожник — маленький кустарник с бледно-розовыми цветами. (Арс.)

Вариант 2. Во многих местах от валов уже не осталось следа, и только растительность указывает бывшее их направление. Произведенные в некоторых местах раскопки дали обломки морских раковин. Здесь над приростом суши трудились одновременно и река и море. Первая приносила готовый материал, второе скла- дывало его в валы. Ныне в низовьях реки образовалось много островов. Они только что вышли из воды, состоят из чистого песка и ?ще не успели зарасти травой. (Арс.)

Вариант 3. По воздуху без шума носились два азиатских ка- пока. Они все время гонялись друг за другом. Один старался другого ударить сверху, с налета, но последний ловко увертывался от него. Верхняя птица по инерции проносилась мимо, а нижняя подымалась вверх, так что потом нельзя уже было разобраться, которая из них была нападающей и которая обороняющейся. Потом канюки спустились в траву и, распустив крылья, продолжали бой на земле. (Арс.)

Вариант 4. Лето было сухое и знойное, и ледники в горах начали таять уже в первых числах июня. Из ледниковых расщелин, как из-под пресса, сочились холодные, стеклянно-чистые струи, билась по ущельям вода, плясали на каменистых выступах гребешки пены, и говорливые речонки, блестя и извиваясь, не-

елись в отлогую долину. А в долине текла Кубань, река быстрая и ненасытная,— никакие горные стоки не могли наполнить ее берега. Ночью бушевали ливни с ветрами, долина наполнялась страшным клокочущим рокотом, и Кубань, почуяв силу, заиграла шумно и весело — по всему верховью реки открылось половодье (Баб.)

Вариант 5. Еще и восток не пылал багрянцем, и купол неба не окрасился в светло-серые тона; еще по-ночному гуляли звезды и на землю сизым туманом ложилась роса — трава, листья лопуха, кустарники при дороге не отливали блеском, а были матовотемными; еще только-только разыгралась крикливая спевка зоре- вых петухов; еще редко в какой хате дымилась труба и хлопотала у печи хозяйка,— словом, день еле-еле нарождался, а по улице Рощенской уже разудало гремела тачанка. (Баб.)

Вариант 6. Еще задолго до рассвета дождь перестал, а к утру и совсем распогодилось: небо сделалось высоким и светлым- светлым, точно кто промыл и вытер досуха. Земля сильно промокла, всюду белели лужи, через дорогу прыгала серая пупырчатая лягушка, похожая на твердый комок песка. Степь радужно зеленела и вдали слабо курилась, а в удивительно чистом и еще влажном воздухе с какой-то особенной живостью шныряли ласточки, резво спускаясь над лужами, чертя своим белым брюшком уже устоявшуюся воду. (Баб.)

Вариант 7. Над дорогой в жарком воздухе мелькали шмели, и конь, не видя их, но близость их ощущая всем телом, бил между ног хвостом, вздрагивал, часто вскидывал голову и бежал рывками, отчего рессоры то клонились вперед, то пригибались назад. Кажется, всегда вот так покачивался шарабан и отбивал поклоны конь; кажется, постоянно вот так не гремели, а только шуршали колеса и в воздухе точечками рябели шмели; кажется, всякий раз степь радовала взгляд пестротой красок и цветистым нарядом... (Баб.)

Вариант 8. Море так внушительно спокойно, и чувствуется, что в свежем дыхании его на горы, еще не остывшие от дневного зноя, скрыто много мощной, сдержанной силы. По темно-синему небу золотым узором звезд написано нечто торжественное, чарующее душу, смущающее ум сладким ожиданием какого-то откровения. Все дремлет, но дремлет напряженно-чутко, и кажется, что вот в следующую секунду все встрепенется и зазвучит в стройной гармонии неизъяснимо сладких звуков. (М. Г.)

Вариант 9. Лодка помчалась снова, бесшумно и легко вертясь среди судов... Вдруг она вырвалась из их толпы, и море — бесконечное, могучее — развернулось перед ними, уходя в синюю даль, где из вод его вздымались в небо горы облаков — лиловосизых, с желтыми пуховыми каймами по краям, зеленоватых, цвета морской воды и тех скучных, свинцовых туч, что бросают от себя такие тоскливые, тяжелые тени. Облака ползли медленно, то сливаясь, то обгоняя друг друга, мешали свои цвета и формы,

2 Заказ 4Б7О

5

поглощая сами себя и вновь возникая в новых очертаниях, величественные и угрюмые... (М. Г.)

Вариант 10. Всего лучше Пепе, когда он один стоит где-нибудь в камнях, вдумчиво разглядывая их трещины, как будто читая по ним темную историю жизни камня. В эти минуты живые его глаза расширены, подернуты красивой пленкой, тонкие руки за спиною и голова, немножко склоненная, чуть-чуть покачивается, точно чашечка цветка. Он что-то мурлычет тихонько,— он всегда поет. (М. Г.)

Задание II

Охарактеризуйте пять простых предложений разного типа. Укажите тип предложения — по цели высказывания (функции), по эмоциональной окраске, модальности, по наличию грамматических составов, главных и второстепенных членов предложения, возможных членов предложения, по членимости, чем осложнено.

Вариант 1. 1. Не созвать ли нам сегодня всех знакомых и друзей? (Марш.) 2. Дробись, дробись, волна ночная, и пеной орошай брега в туманной мгле. (Л.) 3. В реке шумно всплеснула рыба. (Арс.) 4. В городах и далеких станицах о тебе не умолкнет молва, дорогая моя столица, золотая моя Москва! (Лис.) 5. Взгляни на звезды: между них милее всех одна! За что же? Ранее встает, ярчей горит она? (Бар.)

Вариант 2. 1. — Это что за полустанок?—закричал он спозаранок. (Марш.) 2. Не гоните вы коня, не догоните меня! (Марш.) 3. Вслед за Житковым в вагоне почтовом письмо заказное везут. (Марш.) 4. Как было не смотреть на эту живую, живописную и могучую карту расцветающей с каждым годом страны! (Пауст.) 5. Где обедал, воробей? (Марш.)

Вариант 3. 1. Наступила разлука с любимыми местами. Знакомое состояние! Почему любимые места, когда с ними надо расставаться, бывают особенно хороши? Почему они сияют такой прощальной красотой? Вот и сейчас все было необыкновенным. (Пауст.) 2. Останься дома, милый мой! (Кр.)

Вариант 4. 1. С интересом мы наблюдали эту борьбу. Кто кого одолеет? Удастся ли муравьям проникнуть в улей? Кто первый уступит? (Арс.) 2. Очень заманчива была для нас эта прогулка! (В. Бел.) 3. Пусть свет и радость прежних встреч нам светит в трудный час. (Ис.)

Вариант 5. 1. Мой веселый звонкий мяч, ты куда помчался вскачь? (Марш.) 2. Кто не знавал таких ночей в ущельях гор иль средь степей? (Л.) 3. Так солнца ты своей докукою не мучь! (Кр.) 4. Птица, как говорят охотники, шла валом и в беспорядке. (Арс.) 5. Вы эту басенку прочтите... (Кр.)

Вариант 6. 1. Зачем забыть тебя нельзя? (Ош.) 2. — Нет, ты только посмотри, Валя, что это за чудо! Прелесть! Точно извая- 6

ние... Ведь она не мраморная, не алебастровая, а живая, но какая холодная! 14 какая тонкая, нежная работа,— человеческие руки никогда бы так не сумели. (Фад.)

Вариант 7. 1. Какой светильник разума угас! Какое сердце биться перестало! (Н.) 2. Серебристая дорога, ты зовешь меня куда? (Ес.) 3. — Ступай. Я не пойду за тобой дверь запирать. Ты захлопни ее покрепче, замок сам защелкнется. (Гайд-) 4. Что за пение льется в ее манящем смехе! (Фед.) 5. Тигр приближался и, вероятно, должен был пройти близко от нас. (Арс.)

Вариант 8. 1. И надо же было случиться сегодня этому бурану! (Кас.) 2. Разве это бычки? (Кат.) 3. Какая громадная, пустынная лестница! Ярко и гулко. Сколько ламп! На стене каждого пролета — керосиновая лампа в чугунном кронштейне. (Кат.) 4. Зачем с безумным ожиданьем к тебе прислушиваюсь я? (Бар.) 5. Шуми, шуми с крутой вершины, не умолкай, поток седой! (Бар.)

Вариант 9. 1. Обгони-ка сперва моего брата. (П.) 2. Старший молвил: «Что за диво! Все так чисто и красиво. Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал. Кто же? Выдь и покажися, с нами честно подружися». (П.) 3. Где сладкий шепот моих лесов? (Бар.) 4. Весна, весна! Как воздух чист! (Бар.)

Вариант 10. 1. Откуда чудный шум, неистовые клики? Кого, куда зовут и бубны и тимпан? Что значат радостные лики и песни поселян? (77.) 2. Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной, угрюмый океан... (П.) 3. Друзья мои, прекрасен наш союз! (77.) 4. В деревянные крылья окна вместе с рамами в тонкие шторы вяжет взбалмошная луна на полу кружевные узоры. (Ес.)

Задание III

Выделите главные и второстепенные члены предложения, подчеркнув подлежащее одной чертой, сказуемое — двумя, определение — волнистой линией, дополнение — пунктиром, обстоятельство— точкой и тире. Разберите члены предложения (не менее пяти примеров на каждый член предложения), укажите: значение, способ выражения, для сказуемого — тип по структуре и способу выражения, для второстепенных членов предложения — на какой вопрос отвечают, какую часть речи поясняют, каким способом связаны с определяемым словом, каков порядок расположения членов предложения (нормативный или ненормативный).

Вариант 1. 1. Я думаю, что и вы бы, товарищи, пришли в восторг, если бы вам вдруг выпало счастье прокатиться по морю на настоящем пароходе, да, кроме того, еще и под парусом. (Кат.) 2. Самое лучшее в мире — смотреть, как рождается день! (М. Г.) 3. Книги окутывали всю землю, весь мир печалью о лучшем, и каждая из них была как бы душой, запечатленной на бумаге знаками и словами, которые оживали, как только мои глаза, мой разум соприкасались с ними. (М. Г.) 4. Завтра все это исчезнет, и со

всем другая обстановка будет окружать его, Карташева. (Гарин.) 5. Голос его хотел быть шутливым, но дрожал от волнения. (Гарин.) 6. Есаулу Товкачу передал Тарас свою власть вместе с крепким наказом явиться сей же час со всем полком, если только он подаст из Сечи какую-нибудь весть. (Г.) 7. Семеро одного не ждут. (Поел.) 8. Завоевать межпланетные пространства, проникнуть в иные миры — одно из давнишних мечтаний обитателей земного шара. (Кас.) 9. Тут с ревом и грохотом промчался скорый. (Гайд.) 10. Дедушка остался дома чинить перемет. (Кат.)

Вариант 2. 1. Народный учитель — ваятель духовного мира юной личности, доверенное лицо общества, которому оно вверяет самое дорогое, самое ценное — детей, свою надежду, свое будущее. (Из газ.) 2. Тарас был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. (Г.) 3. Даже отдал (Тарас) приказ напоить коней и всыпать им в ясли крупной и лучшей пшеницы и пришел усталый от своих забот. (Г.) 4. Остап считался всегда одним из лучших товарищей. (Г.) 5. Все три всадника ехали молчаливо. (Г.) 6. Каждый из них работал одним веслом. Это было легко и весело: кто кого перегребет? Однако оба они равнодушно хмурились и только покрякивали. (Кат.) 7. Поняла Катюша, что дело не до смеха, и подняла такой рев, как будто бы ее кипятком ошпарили. (Гайд.) 8. А Васька полежал-полежал да и уснул. (Гайд.) 9. Несколько раз в течение лета заходил Гаврик к Пете во двор узнавать, как дела. (Кат.)

Вариант 3. 1. Скоро оба молодые казака стали на хорошем счету у казаков. (Г.) 2. Один из старшин взял палицу и поднес ее новоизбранному кошевому. (Г.) 3. Спящий вздрогнул. (Кат.) 4. Это был он, тот самый матрос! (Кат.) 5. Тогда мальчик решил отыскать усатого и посмотреть, что он делает. (Кат.) 6. Здесь горели костры, и вокруг них толпились любопытные. (Гайд.) 7. Налетавшие порывы ветра со свистом поднимали с земли целые груды засохших листьев; несколько крупных капель брызнуло мне в лицо. (Гайд.) 8. Жиган пошел обедать. (Гайд.) 9. Построить дредноут было нелегко. (Гайд.) 10. Мы смастерили два лука, запаслись десятком стрел и отправились в перелесок. (Гайд.)

Вариант 4. 1. Дежурный посмотрел на Жигана... (Гайд.) 2. Тимка Штукин был безобидным и безответным мальчуганом. (Гайд.) 3. Никто не мешал ему ходить по любым дворам и играть на любой улице. (Кат.) 4. Все эти крепко забытые вещи вдруг возникли перед Петиными изумленными глазами во всей своей первобытной новизне. (Кат.) 5. На другой день, когда я проснулся, все люди были уже на ногах. Я тотчас отдал приказание седлать лошадей и, пока стрелки возились с вьюками, успел приготовить планшет и пошел вперед вместе с гольдом. От места нашего ночлега долина стала понемногу поворачивать на запад. Левые склоны ее были крутые, правые — пологие. С каждым километром тропа становилась шире и лучше. (Арс.) 6. В отчем доме получает

каждый из нас первые уроки нравственности, трудолюбия, патриотизма. (Из газ.)

Вариант 5. 1. Главный труд детей —это, разумеется, учеба. Поэтому реформа школы ориентирована на дальнейшее повышение уровня общеобразовательной подготовки, на прочное овладение основами наук, на улучшение качества знаний учащихся. (Из газ.) 2. По смуглым лицам видно было, что все они были закалены в битвах, испробовали всяких невзгод. (Г.) 3. После чая стрелки начали вьючить коней; Дереу тоже стал собираться. (Арс.) 4. Уж я не тот, но ты (Волга) светла и величава, как была. (Н.) 5. Ейсно. ва послышалось тихое «ау». (Кас.) 6. Ни тучки в небе голубом, долина вся в цветах, все солнцем залито,— на всем, внизу и на горах, печать могучей красоты... (Н.) 7. Если же кто-нибудь из них подымался и вставал на время, то ему представлялась степь усеянною блестящими искрами светящихся червей. (Г.) 8. Походить по ней (ярмарке) и поглазеть было для мальчика настоящей радостью. (Кат.) 9. Мальчик счел возможным приблизиться и даже стать на пороге тира. (Кат.) 10. Глядя со стороны, можно было подумать, что эти двое взрослых играют в салки. (Кат.)

Вариант 6. 1. Мало-помалу хвойный лес начал заменяться смешанным. Все чаще и чаще стали попадаться тополь, клен, осина, береза и липа. Я хотел было сделать второй привал, но Дереу посоветовал пройти еще немного. (Арс.) 2. Но тут что-то заставило его прислушаться. (Кас.) 3. Все, что происходило на земле весной, казалось мне волшебством. Именно тогда мне открывалось, что весна — это движение, порыв, полет. (Буб.) 4. Мальчик готов был смотреть на ее (машины) работу часами. (Кат.) 5. Две или три тысячи человек стояли около дощатой трибуны и слушали ораторов. (Гайд.) 6. Навстречу пронеслась по обочине улицы группа ремесленников в черных шинелях. (Кас.) 7. Из-за снежной бури, разыгравшейся едва мы приземлились, я весь вечер не мог добраться из аэропорта до города и решил заночевать в комнате ожидания. (Кас.) 8. Корень ученья горек, да плод его сладок. (Поел.)

Вариант 7. 1. Наша молодежь — это ни с чем не сравнимое мировое явление, величия и значительности которого мы, пожалуй, и постигнуть не способны. (Мак.) 2. Несколько дюжих запорожцев, лежавших с трубками в зубах на самой дороге, посмотрели на них довольно равнодушно и не сдвинулись с места. (Г.). 3. Чем больше старался я забраться вглубь, тем реже становились деревья и чаще попадались поляны со следами лошадиных копыт и навоза. (Гайд.) 4. Главное население этих болотистых степей — пернатое. Кто не бывал в низовьях реки Лефу во время перелета, тот не может себе представить, что там происходит. Тысячи тысяч птиц большими и малыми стаями тянулись к югу. Некоторые шли в обратном направлении, другие — наискось в сторону. (Арс) 5. Неожиданное открытие совершенно сбило с толку. (Кас.) 6. Спорт был для Чудинова постоянной потребностью, естественным выражением его жизненной энергии. (Кас.) 7. Я там не свой... (И.) 8. Там зелень ярче изумруда, нежнее шелковых ков

ров, и, как серебряные блюда, на ровной скатерти лугов стоят озера. (И.)

Вариант 8. 1. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка. (Мак.) 2. Это Коля научил ее такой игре: плотно зажмурить глаза, а потом сразу раскрыть их — и все на свете вдруг покажется новым, немножко чужим и неузнаваемым по своей окраске. Нечто похожее можно проделать и с ушами: плотно зажать их ладонями, а потом отпустить и снова прикрыть. И тогда все вокруг то будет замирать в ватной тишине, то вдруг наполнится чистыми, будто освободившимися от какой-то шелухи, звуками. (Кас.) 3. Чем больше я читал, тем более книги роднили меня с миром, тем ярче, значительнее становилась для меня жизнь. (М. Г.) 4. В первый день все участники экспедиции выступили бодрыми и веселыми. День был жаркий, солнечный. На небе не было ни одного облачка, но в воздухе чувствовался избыток влаги. (Арс.) 5. Но Жигану стало уже не до шутки, и, кроме того, то, что он собирался соврать, вылетело у него из головы. (Гайд.) 6. Весь день Димка был сам не свой. (Гайд.)

Вариант 9. 1. Было тихо. Людей не было видно, из трубы шел легкий дымок. Стайка гусей вперевалку направлялась в мою сторону. (Гайд.) 2. Так свирепы и снегообильны бывали порой метели, что заметали городок до крыш, и приходилось прокапывать иной раз дорогу возле городских учреждений... (Кас.) 3. Было во многих рисунках нечто такое, что заставило и отца и мать подолгу рассматривать эти миниатюрки. (Кас.) 4. Налетавшие порывы ветра со свистом поднимали с земли целые груды засохших листьев; несколько крупных капель брызнуло мне в лицо. (Гайд.) 5. Привязались к нему оба мальчугана. (Гайд.) 6. Вода стала еще светлей. Теперь она была явно разбавлена чистой голубоватой морской водой. (Кат.) 7. Преследовать лося теперь было бесполезно. (Дре.) 8. Одно «нынче» лучше двух «завтра». (Поел.) 9. Все трое были свидетелями лесной драмы. (Арс.) 10. Наши пряли, а ваши спали. (Поел.)

Вариант 10. 1. Рост и воспитание детей — это большое, серьезное и страшно ответственное дело, и это дело, конечно, трудное. (Мак.) 2. Все острова и прибрежная часть поймы покрыты густым лиственничным и тополевым лесом. (Обруч.) 3. Выскочить из засады, схватить одну из собак и опять скрыться в зарослях было для тигра делом одной минуты. (Арс.) 4. Пусть всегда будет солнце... (Ош.) 5. До утра в аллеях парка будет весело и ярко, будет музыка греметь, будет публика шуметь. (Мих.) 6. Каков привет, таков ответ. (Поел.) 7. Он летел на высоте около двух тысяч метров. (Кат.) 8. Я жизнь отдать за сегодня рад. (М.) 9. Чтобы помочь машине и наверстать время, потерянное при затянувшейся погрузке, капитан приказал поставить парус. (Кат.)

Задание IV

Проанализируйте шесть односоставных предложений разного типа. Укажите тип предложения, его грамматический состав, способ выражения и значение главного члена.

Вариант 1. 1. Ив тот же миг зазвенело в ушах, словно ударило снаружи в башенную броню, как в бубен. (Лат.) 2. И веет в комнатах теплом и свежестью сосновой. (Марш.) 3. Пряный вечер. (Ес.) 4. Нас распустили на летние каникулы. (Гайд.) 5. Все рожь кругом, как степь живая, ни замков, ни морей, ни гор... (Н.) 6. Полночь; тихо. (Н.) 7. Так вспомним же юность свою боевую... (Светл.) 8. Визг. Пыль. Часть казаков повернула — рубиться. Смешались, сбились. (А. Н. Т.) 9. Нет друга, так ищи, а нашел — береги. (Поел.) 10. Вот и Качалов лесок, вот и пригорок последний. (Н.)

Вариант 2. 1. Прошу помедлить час. Дорога наша так дурна, вам нужно отдохнуть. (Н.) 2. Не презирай совета ничьего, но прежде рассмотри его. (Кр.) 3. По платью встречают, по уму провожают. (Поел.) 4. Это же прелесть. Белая ночь. Тихий пруд. Теплынь. (Пермит.) 5. Их обоих заносило снегом. Нельзя было оставаться тут на самом ветру. Надо было найти хоть какое-нибудь укрытие. (Кас.) 6. Лежа кнута не добыть. (Поел.) 7. Надо бы радоваться родному дому, а Варе грустно. (Пад.) 8. От надвигавшегося города веяло жаром, как из печки. (Кат.) 9. Ну, пошел же, ради бога! Небо, ельник и песок — невеселая дорога... Эй! садись ко мне, дружок! (Н.)

Вариант 3. 1. Помню — вечерело. Крепко пахло на вокзале нефтью... (Гайд.) 2. Вот широкое поле, и сыро и тихо еще в нем. А вот уже солнце стало подниматься. Ранний восход, птички зачирикали... (Кас.) 3. Поживем — увидим. (Поел.) 4. Без топора по дрова не ходят. (Поел.) 5. Жарко! ...До полдня грибы собирали. (Н.) 6. Трудно даже представить себе море в таком спокойном состоянии: ни малейшего всплеска у берега, ни малейшей ряби на поверхности. (Аре.) 7. Бежишь, бежишь, и все конца нету. Может, и сбился давно. Хоть бы спросить у кого. (Гайд.) 8. Глядит и видит, что пора давно уж ехать со двора. (П.)

Вариант 4. 1. Вот почта новая. Какая груда дел! Куда деваться мпе от писем и посылок? (Н.) 2. Веришь: чуть первую веху зеленую на воду вывезли, стали втыкать, поняли пчелки сноровку мудреную: так и валят, и валят отдыхать! (Н.) 3. Прекрасные мечты! Но их достанет на пять дней. Не век же вам грустить? Поверьте совести моей, захочется вам жить. (Я.) 4. Начинало слегка давить виски, так же как давит голову, когда долго кружишься на карусели. (Гайд.) 5. Раньше по деревьям можно было далеко проследить реку, теперь же нигде не было даже кустов, вследствие этого на несколько метров вперед нельзя было сказать, куда свернет протока: влево или вправо. (Аре.) 6. Обычные виды: былая краса пустынного русского края... (Н.) 7. Морозно. Дорога бела и глад-

ка, ни тучи на всем небосклоне... (Н.) 8. Кого люблю, того дарю. (Поел.) 9. Куст. Поворот. Еще куст. (Пад.) 10. По этим рисункам на текстильной фабрике делали материю. (Кас.)

Вариант 5. 1. Конюшня была пуста, и понятно: в эту пору лета лошадей редко держат под крышей, больше — в лугах, на выпасах. (Тендр.) 2. Больше верь делам, нежели словам. {Поел.) 3. Пришли к пристани: темнота, ни души там, ни одной лодки. (Гонч.) 4. Бледная вода. Громады кучевых облаков в перламутровых просторах неба. И первые звезды, глядящие в морскую глубину, где более слабым огнем загораются их двойники. (Пауст.) 5. Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком и хорошо берет хитрая и осторожная рыба — плотва. (Пришв.) 6. А вот и часы! (Тург.) 7. Не слыхать, не видать ни одной птицы... (Тург.) 8. Близкое присутствие моря возвратило миру свежесть и чистоту, как будто бы сразу сдуло с парохода и пассажиров пыль. (Кат.)

Вариантб. 1. Медные, ярко начищенные таблички на дверях. Кокосовые маты для ног. Детская коляска. (Кат.) 2. Вот и Нева. (Гарин.) 3. Вверх по течению дороги уже никакой не было. (Фад.) 4. Под ольхами было уже темновато; пахло сыростью; пели вечерние комары. (Фад.) 5. Красивые птицы: незапятнанная белизна, легкий полет! А бросьте за борт какую-нибудь дрянь, объедки — и с хриплым криком ледовая чайка кинется вниз, будет рвать мясо, жадно глотать куски. (Кубл.) 6. На бульваре жгут прошлогодние листья. (В. Бел.) 7. Ей ленты алые вплели в две русые косы, цветы, наряды принесли невиданной красы. (Н.) 8. Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу. (Поел.)

Вариант 7. 1. Было тихо. Людей не было видно, из трубы шел легкий дымок. (Гайд.) 2. Зимою очень скучно. Разъезд маленький. Кругом лес. Заметет зимою, завалит снегом — и высунуться некуда. Одно только развлечение — с горы кататься. Ну прокатился раз, ну прокатился другой, ну двадцать раз прокатился, а потом все-таки надоест, да и устанешь. (Гайд.) 3. Затем выбирали прекраснейший пенал с переводной картинкой на выдвижной лакированной крышке. (Кат.) 4. Нет! что однажды решено — исполню до конца! (Н.) 5. Свежо было майское утро. Сизые лужи. На березах — пахучая листва. (А. Н. Т.) 6. Не забыть мне очей твоих ясных и простых твоих ласковых слов... (Гус.)

Вариант 8. 1. Ночь была теплая, но к утру стало свежо. (Кат.) 2. Воскресный вечер. (М. Г.) 3. В восемнадцать лет трудно решать сложные жизненные вопросы. Посоветоваться бы с кем-нибудь, да кто же в таком деле даст совет. (Сахн.) 4. Не ищи правды в других, коли в самом ее нет. (Поел.) 5. С разбором выбирай друзей. (Кр.) 6. Когда взойдешь, на Ленинские горы, захватит дух от гордой высоты. (Долм.) 7. Рассвело. Я вышел на палубу, жарко; дышать густым, влажным и теплым воздухом было тяжело до тоски. (Гонч.) 8. От скуки бери дело в руки. (Поел.)

Вариант 9. 1. Было уже поздно. Взошла луна. Кругом было тихо. Ни малейшего движения в воздухе, ни облачка на небе. 12

(Ape.) 2. Грохот, визг пилы, стукотня молотков. (А. Н. Т.) 3. Три оборонительные полосы. Между ними промежуточные позиции с тремя траншеями в каждой и несколько опорных пунктов. (Пад.) 4. А за самым дальним лугом — поле, вспаханное плугом. (Марш.) 5. Эй, ребята, поскорей выходите из дверей на поля, в леса и парки получать свои подарки. (Марш.) 6. Вещи везут на перрон. Кидают в открытый вагон. Готово. (Марш.) 7. После обеда было очень жарко, невозможно было усидеть в накаленном солнцем доме. (В. Бел.)

Вариант 10. 1. Вот портфель, пальто и шляпа. (Марш.) 2. Не поехать ли сегодня в ботанический музей? (Марш.) 3. Но как пусто, одиноко сейчас на совхозном току! Никого. Ни одной живой души. (В. Бел.) 4. Помолчали. От печки пыхало жаром. Сухо тыркали сверчки. Тишина. Скука. (А. Я. Т.) 5. С кем поведешься, от того и наберешься. (Поел.) 6. Что за горы! Век гляди на них и не устанешь. (Пад.) 7. Вскоре Максима вызвали в штаб полка, и Лене не довелось больше поговорить с ним. (Пад.) 8. Еще ни одного огонька не видно в окнах. (В. Бел.)

Задание V

Спишите предложения, расставляя знаки препинания.

Охарактеризуйте конструкции, осложняющие простое предложение: 1) однородные члены предложения; 2) обособленные члены предложения; 3) вводные и вставные конструкции; 4) обращение.

1. Подчеркните однородные члены предложения, определите их синтаксическую функцию и морфологическое выражение. Отметьте случаи, когда однородные члены предложения выражены разными частями речи. Определите средства выражения однородности (форма слов, интонация, союз). В обобщающих словах при однородных членах предложения укажите значение обобщающих слов, их позицию по отношению к однородным членам, способ выражения.

2. а) Подчеркните обособленные согласованные и несогласованные определения, укажите, к какому слову они относятся. Определите способ морфологического выражения и условия их обособления, а также причины, препятствующие обособлению (препозитивное положение; отсутствие согласования в падеже; сочетание с определяемым словом, характеризующимся информативной недостаточностью и нуждающимся в определении);

б) подчеркните обособленные распространенные и одиночные приложения волнистой чертой, определяемое слово — пунктиром. Определите значение приложений, место их по отношению к определяемому слову. Сформулируйте условия обособления и причины отсутствия обособления. Объясните, в каких случаях целесообразно использовать тире;

 

Все части "Контрольные работы по современному русскому языку"

КОНТРОЛЬНЫЕ, ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

РУССКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ ВУЗов и ТЕХНИКУМОВ

БОЛЬШЕ НЕТ

Русский язык - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

 

Найти похожие материалы можно по меткам расположенным ниже

             👇

★ВСЕ➙ДЛЯ ВУЗОВ-ТЕХНИКУМОВ, ★ВСЕ➙ КОНТРОЛЬНЫЕ - КУРСОВЫЕ, Педагогическое образование, Русский язык - Для ВУЗов-Техникумов, Русский язык - Контрольные-диктанты, Автор - Коротаева Л.Г., Автор - Макеева Г.М.

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела "РУССКИЙ ЯЗЫК"

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика