Курсовые работы по методике преподавания русского языка (Лобанова) 1989 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

  Курсовые работы по методике преподавания русского языка (Лобанова) 1989

Назначение: Для студентов-заочников 4 курса факультета русского языка и литературы педагогических институтов.

Пособие содержит темы курсовых работ, перечень общих требований, график подготовки, методические рекомендации к выполнению практической части и списки рекомендуемой литературы. Все это поможет студенту-заочнику в выполнении работы.

© "Просвещение" Москва 1989 

Авторство: Лобанова О.М.

Формат: PDF Размер файла: 8.18 MB

СОДЕРЖАНИЕ

ОТКРЫТЬ:  оглавление полностью...

 Предисловие.

Методические указания.

Требования, предъявляемые студенту при выполнении курсовой работы.

Рекомендации к выполнению практической части курсовой работы.

Литература ко всем темам.

Тематика курсовых работ.

Общие вопросы обучения русскому языку (некоторые принципы, методы обучения, отдельные структурные элементы уроков, особенности изучения трудных разделов школьного курса).

Метод языкового анализа на уроках русского языка.

Метод наблюдений над языковыми явлениями на уроках русского языка.

Метод моделирования при изучении русского языка.

Исследовательский метод на уроках русского языка.

Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Домашние задания и приемы их проверки в малокомплектной школе.

Система повторения при изучении одной из тем школьного курса русского языка.

Индивидуализация обучения на уроках русского языка в малокомплектной школе.

Работа над грамматическими понятиями, определениями правилами.

Особенности обучения орфографии в условиях местного диалекта.

Трудности формирования пунктуационных навыков в VIII (VII) или IX (VIII) классе.

Приемы работы над орфографическими и пунктуационными ошибками в одном из классов малокомплектной школы.

Роль учебно-методического комплекса в реализации принципа единства обучения и воспитания.

Роль школьного кабинета русского языка в формировании познавательных интересов учащихся.

Использование учебно-методического книжного комплекса для учителя в работе над одним из разделов школьного курса русского языка.

Использование учебного книжного комплекса для учащихся при изучении одного из разделов курса русского языка.

Приемы работы с орфографическим словарем учебника русского языка для IV, V и VII (VI) класса.

Приемы работы со словарем «Произноси правильно!» учебника русского языка для IV, V или VII (VI) класса.

Приемы работы с толковым словарем учебника для IV, V или VII (VI) класса.

Формирование у школьников готовности к самообразованию (в процессе обучения русскому языку).

Использование материалов периодической печати как один из путей реализации принципа единства обучения и воспитания на уроках русского языка и во внеклассной работе.

Использование радиопередач как один из путей реализации принципа единства обучения и воспитания на уроках русского языка и во внеклассной работе.

Работа по развитию речи в связи с изучением школьного курса русского языка.

Работа по развитию речи учащихся при изучении одной из тем школьного курса русского языка (на выбор).

Обучение орфоэпии в диалектных условиях.

Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка.

Работа над текстом как единицей речи на уроках русского языка.

Особенности работы по стилистике в одном из классов.

Работа по развитию связной речи.

Ленинская тема на уроках развития связной речи.

Развитие наблюдательности учащихся при подготовке к сочинению-описанию предмета в V(IV) или VI (V) классе.

Устные и письменные высказывания учащихся на лингвистические темы.

Рецензирование сочинений товарищей как путь обогащения речи учащихся средствами выражения оценки и авторского отношения.

Краеведческий материал на уроках развития связной речи.

Связь внеклассной работы с уроками подготовки к сочинениям.

Межпредметные связи в преподавании русского языка и других школьных дисциплин.

Использование знаний по лексике при анализе языка художественных произведений в одном из классов как путь реализации межпредметных связей в преподавании русского языка и литературы.

Реализация межпредметных связей русского языка и литературы при работе над выразительным чтением.

Реализация межпредметных связей русского языка и литературы при обучении школьников составлению плана высказываний.

Выборочное изложение как один из путей реализации межпредметных связей в преподавании русского языка и литературы.

Реализация межпредметных связей в преподавании русского языка и литературы при обучении сочинениям-описаниям природы в V(IV) или VI(V) классе.

Реализация межпредметных связей в преподавании русского языка и литературы при подготовке учащихся V(IV) класса к сочинениям-сказкам.

Реализация межпредметных связей в факультативном курсе «Теория и практика сочинений разных жанров».

Межпредметные связи в преподавании русского и иностранного языков.

Межпредметные связи в преподавании русского языка и изобразительного искусства (на материале уроков подготовки к сочинениям по картинам).

Реализация межпредметных связей в преподавании русского языка и музыки.

 

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

 

Скачать бесплатный учебник  СССР -  Курсовые работы по методике преподавания русского языка (Лобанова) 1989 года

СКАЧАТЬ PDF

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

ПРЕДИСЛОВИЕ

Повышение уровня профессиональной подготовки учителей - социальный заказ нашего общества, нашедший отражение в материал ах XXVII съезда КПСС. Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы и Основных направлениях перестройки высшего и среднего специального образования

Изучение курса методики преподавания русокосо языка играет особую роль в подготовке учителя-словесника как ее завершающий этап. Этот курс вооружает студентов системой методических понятий, раскрывает методологическую основу методики преподавания русского языка как науки, психологические и лингво-исторические основы обучения русскому языку, цели, содержание, принципы, методы, приемы, формы и средства обучения род* * ному языку, требования к современным урокам русского языка, их типологию и структуру. На этой основе формируются необходимые учителю профессиональные умения.

Центральное звено в методической подготовке студентов заочных отделений - самостоятельная работе, к основным видам которой откосится написание курсовой работы.

Курсовая работа завершает самостоятельное изучение методики преподавания русского языка. Ее можно рассматривать как научно-исследовательскую работу, выполняемую студентом при активной помощи научного руководителя. Чаще всего именно материал курсовой используется для подготовки докладов на научно-методических конференциях. На основе курсовых создаются дипломные работы.

Функциональные исследования деятельности учителя, проведенные психологами и дидактами1, а также анализ профессиограмм учителей русского языка и литературы и иностранных языков1* дают возможность вычленить те профессиональные умения, которые необходимо формировать у студентов при выполнении ими курсовых работ.

1. Гностические умения (овладение методами исследования): умение наблюдать отдельный урок (работу учителя и учеников) и систему уроков, всесторонне анализировать уроки: изучать передовой педагогический опыт: проводить методический эксперимент, пользоваться методом индивидуальных бесед с учащимися и учителями, анкетным методом, статистическим анализом детских устных и письменных высказываний; сопоставительным анализом высказываний школьников, созданных до и после экспериментального обучения; изучать лингвистическую, методическую. психологическую, педагогическую литературу с целью отбора материала по теме курсовой работы; анализировать школьную программу, учебники, пособия для учащихся для определения лингвистических основ школьного курса русского языка, принципов организации учебного материала, особенностей методического аппарата учебника; оценивать свои педагогические действия (фрагменты уроков, уроки, внеклассные занятия) с точки зрения их эффективности к вносить в них коррективы.

2. Конструктивные умения: умение планировать учебный материал, связанный с темой курсовой работы, учитывая его трудность, вариативность, многоаспектность изучения языкового явления; методически обоснованно определять тип урока (уроков), формы внеклассной работы, их цели, методы обучения. приемы и средства их реализации на уроке, позволяющие достичь единства обучения, воспитания и развития познавательных способностей учащихся; планировать деятельность учащихся на уроке или внеклассном занятии, предусматривать возможные затруднения в различных видах деятельности школьников: подготавливать необходимые наглядные пособия

3. Организационные умения. 3.1 Организация собственной деятельности: умение рационально организовать подготовку курсовой работы: пользоваться тематическими каталогами библиотек, специализированными библиографическими справочниками (сборники "Литература по педагогическим наукам и народному образованию"), картотекой передового педагогического опыта в институте усовершенствования учителей или городском (районном, школьном) методическом кабинете; правильно записывать наблюдении уроков, их фрагментов, внеклассных занятий, бесед с учащимися и учителями, используя для этого при необходимости магнитофон; проводить уроки нужного типа н внеклассную работу, добиваясь реализации намеченных планов и достижения образовательных и воспитательных целей, корректировать свою деятельность в ходе уроков и внеклассных занятий, опираясь на результаты "обратной связи" и наблюдении за учащимися, следить за распределением времени на отдельные структурные элементы уроков и внеклассных занятий.

3.2. Организация деятельности учащихся: умение пробуждать у школьников интерес к их деятельности на уроке и вне урока, 4

четко формулировать и разъяснять учащимся приемы их деятель* кости* управлять работой класса и каждого ученика при реализации плана урока или внеклассного мероприятии, учитывать индивидуальные особенности школьников, рационально использовать ТСО и наглядные пособия, применять разнообразные формы контроля и поощрения для активизации познавательной деятельности школьников и формирования у них готовности к самообразованию.

4. Речевые умения: владение лингвистической и методической терминологией: умение точно формулировать для учащихся задачи урока или отдельных его этапов, вопросы для наблюдений над языковым материалом, для организации эвристической. вводной или обобщающей беседы, проверки домашнего задания; давать устные образцы любого вида анализа языковых явлений, рассуждения яри применении теории на практике: четко мотивировать оценку знаний и навыков школьников строить сообщение (монологическое высказывание! при использовании на уроке информативно-рецептивного метода обучения,

В процессе подготовки курсовой работы у студентов совершенствуются и интеллектуально-речевые умения1:

1) грамотно и целенаправленно конспектировать научную, методическую. психологическую литературу, составлять реферативную часть курсовой работы, пользоваться цитатами:

2) приводить собранный материал в систему, вычленять подтемы, подразделы, составлять развернутый план, учитывая особенности построения исследований;

3> обобщать материал разных источников (литература, передовой педагогический опыт, обучающий эксперимент, детские устные и письменные высказывания и др.) в форме письменного высказывания научного стиля: правильно пользоваться языком лингвистической и методической науки, добиваться точности, логичности, ясности, грамотности речи;

4) выступая на защите курсовой работы, доказать актуальность, практическую значимость темы к раскрыть наиболее важные к интересные, с точки зрения автора, аспекты проблемы;

5) письменно рецензировать курсовую работу товарища н выступать оппонентом на ее защите.

Формирование названных умений развивает педагогическое мышление, навыки самовоспитания и самообразования, необходимые каждому учителю.

При определении тематики курсовых работ учитывались следующие факторы.

I. Дефицит времени, отводимого на изучение курса учебным планом заочного отделения, вследствие чего ни в лекциях, ни на практических занятиях не могут быть с достаточной полнотой осве-

1 Термин мнмавоввн у Т. А. Л ллы жене кой <<м сплыо: Обше)Ч*4ны* >"и*ия н р"ч"ма де*1*ды*осгь школьников ff Со* *ejjготика - I9BI, - 8)

щены такие актуальные проблемы, как оптимизация препона мни* русского языка путем совершенствования методов, приемов н средств обучения, содержание и эффективность использования учеб но-методического комплекса, роль школьного кабине* та русского языка а формировании познавательных интересов учащихся н готовности их к самообразованию, система работы по развитию речи на уроках русского языка, многообразие видов работ по развитию связной речи, реализация меж предметных связей в преподавании родного языка и других школьных дисциплин. расширение воспитательных возможностей уроков русского языке.

Эти проблемы составили основу тематики курсовых работ.

2. Основные дидактические трудности в работе начинающего учителя: неумение широко использовать для развития мышления школьников возможности таких методов обучения, как языковой анализ, наблюдения над явлениями языка, моделирование, исследовательский метод; недопонимание важности одного из обязательных структурных элементов урока - подготовки учащихся к восприятию нового материала, что приводит к снижению активности их работы на уроке; неумение организовать проверку знаний; невнимание к культуре устных ответов, однообразие н низкая результативность форм проверки выполнения письменных домашних заданий; недооценка роли системы повторения как основы прочности знаний школьников; затруднения в использовании индивидуальных и дифференцированных заданий на разных папах изучения темы; не владение приемами, облегчающими усвоение грамматических понятий, определений к правил, неумение использовать возможности учебников как основного средства обучении (отсутствие на уроках работы со словарями учебников, таблицами, графическими обозначениями), слабая ориентация в комплексах средств обучения родному языку.

3. Недостаточная разработанность отдельных вопросов в науке. а также трудности, вызванные неумением ориентироваться в методической литературе.

Наиболее сложны и в то же время интересны для учителей такие из неразработанных проблем: анализ речевого развития учащихся и прогнозирование их возможностей в создании высказываний разных функционально-смысловых типов, прогнозирование ошибок в предстоящих сочинениях (изложениях) и организация предварительной, рассредоточенной подготовки к сочинению (изложению), реализация связи уроков подготовки к сочинению (изложению) и внеклассной работы; система работы по расширению словарного запаса учащихся и по стилистике при изучении школьного курса русского языка, подготовка высказываний на лингвистические теми, методически целесообразное использование средств обучения, имеющихся в кабинетах русского языка.

Недооцениваются работа над выразительным чтением, анализ текстов-образцов и негативных текстов как прием подготовки к устным и письменным высказываниям, организация наблюдений учащихся для сбора материала о предмете речи, роль рецензирования школьниками сочинений товарищей как средства обо* гашения речи оценочной лексикой и другими способами выражения авторского отношения, возможности использования краеведческого материала, периодической печати, радио для повышения воспитательного воздействия уроков.

Актуальны все темы, связанные с многообразием меж предметных связей в преподавании русского языка и конкретными путями их реализации.

4. Специфические трудности в работе учителей сельских чалохомплектных школ: неумение организовать самостоятельную и индивидуальную работу учащихся на уроке и вне его, выбрать формы контроля и приемы работы над ошибками, позволившие постепенно ликвидировать пробелы в знаниях и сформировать умения и навыки учащихся; незнание особенностей обучения орфографии в условиях местного диалекта.

5. Возможность дальнейшей работы учителя над данной проблемой (подготовка доклада для выступления на методическом объединении, на почтения и т. д.).

 

 

★ ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "РУССКИЙ ЯЗЫК"

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "РУССКИЙ ЯЗЫК"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика