Skip to main content

Советские учебники и книги по Русскому языку

Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка (Баранов) 1988 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка (Баранов) 1988

Назначение: ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

© "Просвещение" Москва 1988

Авторство: Михаил Трофимович Баранов

Формат: PDF Размер файла: 7.57 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава первая. Общие вопросы методики лексики и фразеологии в школе 8

Задачи и роль изучения лексики и фразеологии в школе (8) Лингвистические основы школьного курса лексики и фразеологии (11) Содержание и этапы работы по лексике и фразеологии в средней школе (17) Принципы и методы изучения лексики и фразеологии (20) Межпредметные связи русского языка и их использование при изучении лексики и фразеологии (24) Попутная работа по грамматике, орфографии и развитию речи при изучении лексики и фразеологии (26) Реализация общепредметных задач русского языка при изучении лексики и фразеологии (31) Средства обучения лексике и фразеологии (33) Проверка знаний и умений учащихся по лексике и фразеологии (35)

Глава вторая. Методика изучения лексики и фразеологии русского языка на специальных уроках в IV и V классах 40

📜  ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ....

Тематическое планирование работы по лексике и фразеологии (40) Слово и его лексическое значение (40) Однозначные и многозначные слова (50) Слова с прямым и переносным значением (60) Омонимы (64) Синонимы (68) Антонимы (76) Общеупотребительные и необщеупотребительные слова (диалектные и профессиональные) (81) Заимствованные слова (92) Устаревшие слова (98) Неологизмы (101) Фразеологизмы (104)

Глава третья. Повторение пройденного по лексике и фразеологии 114

Повторение лексических понятий в конце изучения тем «Лексика» в IV и «Лексика и фразеология» в V классах (115) Повторение пройденного по лексике в начале учебного года в V и VI классах (121) Повторение пройденного по лексике в конце учебного года в IV—VI классах (128)

Глава четвертая. Работа по лексике и фразеологии при изучении грамматики, орфографии и пунктуации 135

Повторение лексики и фразеологии в процессе изучения словообразования в IV—VI классах (136) Повторение пройденного по лексике и фразеологии в связи с изучением морфологии в IV—VI классах (145) Повторение лексики в связи с изучением синтаксиса и пунктуации в VII—VIII классах (160) Работа по лексике при изучении орфографии в VII—VIII классах (163)

Глава пятая. Углубленное изучение лексики и фразеологии в школе 165

Внеклассная работа по лексике и фразеологии в школе (166) Формы внеклассной работы (172) Факультатив по лексике и фразеологии (174)

Заключение 187

Приложения

Перечень уроков по лексике 188

Указатель терминов и понятий, описанных в книге 189

Цифры в скобках указывают номер в списке использованной литературы, помещенном в конце каждого раздела.

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник  СССР - Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка (Баранов) 1988 года

СКАЧАТЬ PDF

📜  ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

 ВВЕДЕНИЕ

Лексика и фразеология изучаются в школе с 1970 года. Их включение в качестве самостоятельных разделов в школьную программу по русскому языку повысило познавательно-практическую направленность курса, способствовало повышению интереса учащихся к русскому языку как учебному предмету, оживило внеклассную работу, обеспечило условия для проведения в VII—VIII классах факультатива по лексике и фразеологии.

За сравнительно короткий срок изучения названных разделов сложилась новая область методики преподавания русского языка — методика лексики и фразеологии, сформулировавшая свои цели и определившая содержание обучения, а также методы изучения лексикологических и фразеологических понятий и методы формирования у учащихся учебно-языковых лексикологических и фразеологических умений. В создание новой области методики преподавания русского языка внесли вклад многие методисты, в том числе автор данной книги, а также учителя, чьи статьи и разработки уроков по лексике и фразеологии были опубликованы на страницах журнала «Русский язык в школе», в различных сборниках. Вопросы методики лексики и фразеологии в школе обсуждались на многих общесоюзных и республиканских семинарах и конференциях.

В настоящее время возникла необходимость в обобщении сделанного по методике лексики и фразеологии в науке и школьной практике, в создании пособия, в котором учитель мог бы найти освещение лингвистических и методических вопросов, связанных со школьным курсом лексики и фразеологии (3).

Ознакомление учащихся с отдельными лексическими и фразеологическими понятиями рекомендовалось в дореволюционной и советской методиках русского языка (в связи с изучением грамматики и правописания) и в методиках литературы (в связи с изучением языка художественных произведений).

Работу над лексическими понятиями еще в середине XIX века рекомендовал проводить Ф. И. Буслаев, который провозгласил принцип всестороннего изучения языка (6). Он впервые ввел в школьный курс русского (родного) языка изучение отдельных лексических понятий: ономастику (изучение первоначального значения слов, переносного значения слов, синонимику); архаизмы; заимствованные слова («стихии чужеземные»); диалектные слова («провинциализмы»). Идеи Ф. И. Буслаева в области изучения слова оказали существенное влияние на школьную практику второй половины XIX века, а также на методические взгляды И. И. Срезневского (28), К. Д. Ушинского (30), А. Д. Алферова (1) и других.

В советской школе отдельные лексикологические и фразеологические понятия, например прямое и переносное значения слова, многозначность слова, синонимы, антонимы, устаревшие, диалектные слова, идиомы и др., периодически то включались в действующие программы по русскому языку 20—40-х и 60-х годов, если перед нашим предметом ставились задачи, направленные на всестороннее развитие учащихся, в том числе на развитие их речевой культуры, то исключались, если задачи ограничивались изучением грамматики для формирования орфографических и пунктуационных умений и навыков. Соответственно в действовавших в те годы учебниках отсутствовали упражнения по лексике.

Вместе с тем без работы над лексикологическими и фразеологическими понятиями трудно было обойтись и на уроках русского языка (в целях создания условий для обогащения словарного запаса школьников), и на уроках литературы (для выявления особенностей языка изучаемых художественных произведений), поэтому как методисты русского языка — К. Б. Бархин (5), В. Н. Клюева (14), 54. Л. Ванслова (7), П. И. Колосов (16) и др., так и методисты литературы — М. А. Рыбникова (23, 24), В. В. Голубков (11), Н. В. Колокольцев (15), Б. М. Щербатский (36) и др. в своих работах рекомендовали учителям работать над лексикологическими и фразеологическими понятиями.

Предложения об изучении лексики на уроках грамматики и литературного чтения, время от времени появляющиеся на страницах методических книг и журналов, носили факультативный характер и существенного влияния на практику преподавания русского языка в V—VII (V—VIII) классах не оказали.

Как раздел науки о языке лексика включалась лишь в проекты программ 1944, 1951, 1965 и 1967 годов. Ее длительное отсутствие в школьном курсе русского языка объясняется прежде всего тем, что лексикология как раздел науки о языке, изучающий слово в качестве одной из основных языковых единиц, начала складываться у нас в стране только в 30-е годы нашего столетия после выхода в свет «Курса русского литературного языка» Л. А. Булаховского (Киев, 1934), в котором впервые был помещен раздел «Лексика», раскрывающий лексикологические и фразеологические категории русского литературного языка.

В 50-е и особенно в 60-е годы В. В. Виноградовым (9), А. И. Смирницким (26), О. С. Ахмановой (2), В. А. Звегинцевым (12), А. А. Уфимцевой (29), Н. М. Шанским (33, 34), Д. Н. Шмелевым (35), В. Н. Ярцевой (37) и др. были проведены фундаментальные исследования проблем лексикологии и фразеологии. В результате

были установлены системные отношения в самой лексике, ее системные связи с другими уровнями языка (9, 26, 27, 29, 37 и др.). На этой основе J1. А. Булаховским, Е. М. Галкиной-Федорук (10), Н. М. Шанским (33), А. В. Калининым (13), Л. А. Введенской и др. (8) были созданы специальные лексикологические курсы для студентов.

Отсутствие в прошлом лексики в школьном курсе русского языка объясняется также тем, что методисты и учителя недооценивали ее большое значение для формирования как речевых, так и орфографических умений и навыков, поскольку видели основу развития умений и навыков только в грамматике.

В 60—70-е годы, когда были созданы основы лексикологии современного русского литературного языка, методика получила возможность разрабатывать содержание и приемы изучения лексики как раздела науки о языке в школе. В эти годы М. Т. Барановым (3, 4), А. В. Прудниковой (20), А. И. Кондрашенковой (17, 18), 10. Я. Плотниковой (21,22), К. А. Сидоренко (25), Т. И. Чижовой (31, 32), В. А. Мызиной (19) и другими были проведены методические исследования, направленные на выяснение роли лексики в формировании умений и навыков учащихся IV—VIII классов, содержания работы, принципов и методов изучения и др.

Результаты методических исследований позволили определить лексикологические и фразеологические понятия, которые необходимо изучать в школе. Они были включены в проект программы 1967 года. После массовой ее проверки (1968—1970) уточненный перечень лексикологических и фразеологических понятий был включен в программу 1970 года, которая с незначительными изменениями действует по настоящее время, и в учебники для IV и V—VI классов, также ныне действующие.

Расширение содержания обучения русскому языку в IV—VIII классах за счет включения лексики и фразеологии вызвало появление новой области методики преподавания русского языка — методики лексики и фразеологии, которая стала элементом структуры нашей науки, наряду с ранее сложившимися ее областями.

Методика лексики и фразеологии в настоящее время приобрела права самостоятельной области методики преподавания русского языка не только потому, что имеет прямую соотнесенность с разделами школьной программы — лексикой и фразеологией. Она имеет свои цели и свой предмет обучения, свое содержание — систему лексикологических и фразеологических понятий и учебно-языковых лексикологических и фразеологических умений, свои методы обучения и свои методы научного исследования процесса овладения лексикологическими и фразеологическими понятиями и овладения учебно-языковыми лексикологическими и фразеологическими умениями.

Из факта самостоятельности методики лексики и фразеологии как области методики преподавания русского языка вытекают задачи научной разработки целей изучения лексики и фразеологии в школе, принципов отбора лексикологических понятий и объема сведений о них, принципов и методов формирования учебно-языковых лексикологических и фразеологических умений.

В предлагаемой учителям русского языка книге освещаются: общие вопросы методики лексики и фразеологии; вопросы изучения лексикологических и фразеологических понятий и формирования учебно-языковых лексикологических и фразеологических умений; вопросы закрепления знаний по лексике и фразеологии и учебно-языковых лексикологических и фразеологических умений при изучении нелексического материала; работа по орфографии и пунктуации при изучении лексикологических и фразеологических понятий. При этом вниманию читателей предлагаются как теоретические обоснования рекомендуемых методов обучения, так и практические советы по организации изучения лексических и фразеологических явлений и формирования учебно-языковых лексикологических и фразеологических умений на всех этапах работы по лексике и фразеологии в IV—VIII классах.

Изучение лексики и фразеологии в школе имеет практическую направленность, поэтому в книге большое внимание уделено, во-первых, разработке типологии упражнений, направленных на закрепление полученных знаний и формирование учебно-языковых лексикологических и фразеологических умений, во-вторых, обучению учащихся применению знаний по лексике и фразеологии в связных высказываниях. Для этого в пособии предлагается дидактический материал, который можно использовать для лексико-фразеологической подготовки к сочинениям и изложениям, а также для закрепления орфографических умений и навыков.

Русский язык - ЛЕКСИКОЛОГИЯ, ФРАЗЕОЛОГИЯ

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

БОЛЬШЕ НЕТ

Найти похожие материалы можно по меткам расположенным ниже

             👇

★Все➙ Для Учителей, Методики преподавания , Автор - Баранов М.Т., Лексикология, Фразеология, Русский язык - Для Учителей

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела "РУССКИЙ ЯЗЫК"

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика