Методика русского языка в начальной школе (Костин) 1949 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Методика русского языка в начальной школе (Костин) 1949

Назначение: ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И УЧАЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ

© УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР МОСКВА - ЛЕНИНГРАД 1949

Авторство: Н. А. КОСТИН

Формат: DjVu, Размер файла: 3.11 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Цели и задачи обучения русскому языку в начальной школе 3

Часть первая.

Обучение грамоте.

L Методы обучения грамоте 5

L Буквослагательный метод 7

2. Слоговой метод 10

3. Метод целых слов 12

4. Звуковые методы 13

5. Обобщения и выводы 26

II. Общий ход занятий по обучению грамоте звуковым

аналитико-синтетическим методом 28

A. Добукварный период 28

1. Первые дни детей в школе 28

2. Работа по развитию речи в добукварный период 29

3. Ознакомление детей со звуками 34

4. Подготовка детей к письму 35

ОТКРЫТЬ:  оглавление полностью...

5. Круг умений, знаний и навыков, усваиваемых детьми в добукварный

период 42

Б. Период прохождения азбуки 42

1. Ознакомление учащихся с новым звуком и буквой 43

2. Чтение отдельных слов 57

3. Чтение отдельных предложений 72

4. Чтение связных текстов 76

5. Письмо отдельных слов и предложений 81

6. Круг знаний, умений и навыков, усваиваемых детьми в период

прохождения азбуки 82

B. Послебукварный период 82

III. Примерные планы и конспекты уроков по обучению грамоте 84

Часть вторая.

Объяснительное чтение. Внеклассное чтение учащихся.

I. Задачи чтения в начальной школе 100

II. Методы чтения в начальной школе 101

III. Общие требования к чтению учащихся 110

А. Сознательность чтения 110

1. Лексический разбор 110

2. Логический разбор 114

3. Уяснение идейной стороны читаемых текстов 117

Б. Правильность чтения 130

1. Сила произношения 130

2. Правильная постановка ударений в словах 131

3. Отчетливость и ясность произношения 131

4. Соблюдение правил литературного произношения 132

В. Скорость чтения 133

Г. Выразительность чтения 134

1. Паузы 135

2. Ударения 137

3. Интонации 139

4. Темп чтения 141

IV. Связь объяснительного чтения с изучением грамматики 142

V. Виды воспроизведения содержания прочитанного 148

VI. Виды уроков объяснительного чтения и их построение 152

VII. Примерные планы и конспекты уроков объяснительного чтения 162

VIII. Внеклассное чтение учащихся 175

IX. Работа с книгой и газетой 185

Часть третья.

Грамматика и правописание.

I. Целевая установка занятий по грамматике в начальной школе 189

II. Методы преподавания грамматики в начальной школе 193

III. Виды учебной работы по грамматике в начальной школе 195

1. Первичное ознакомление с новым материалом 195

2. Осмысливание материала 196

3. Повторение пройденного по грамматике 197

4. Выполнение грамматических упражнений 199

5. Подбор и запись примеров из прочитанных произведений 200

6. Применение принципа наглядности на уроках грамматики 201

7. Грамматический разбор 201

IV. Виды уроков по грамматике 204

A. Уроки по изучению нового грамматического материала 204

1. Повторение пройденного грамматического материала

для связи с новым грамматическим материалом 205

2. Ознакомление учащихся с содержанием работы на уроке 205

3. Усвоение нового грамматического материала 205

4. Закрепление вновь усвоенного знания 206

5. Подготовка задания на дом 206

Б. Уроки по закреплению вновь усвоенного грамматического материала 206

B. Уроки по систематизации изучаемого грамматического материала 206

Г. Уроки повторения пройденного грамматического материала 207

Д. Уроки с целью проверки, насколько сознательно и прочно усвоен пройденный грамматический материал 207

V. Указания о работе по отдельным грамматическим темам 207

А. Работа над предложением 208

1. Практическое ознакомление детей с предложением 208

2. Определение предложения. Виды предложения 209

3. Ознакомление с повествовательным предложением 209

4. Ознакомление с вопросительным предложением 211

5. Ознакомление с восклицательным предложением 212

6. Члены предложения 213

7. Нераспространенные и распространенные предложения 217

8. Предложения с однородными членами 220

9. Практическое знакомство со сложным предложением 225

10. Практическое элементарное знакомство с чужой речью 227

11. Практическое ознакомление детей с обращением 227

Б. Работа над звуками речи 228

1. Гласные и согласные звуки 228

2. Деление слов на слоги 228

3. Твердые мягкие и согласные звуки 230

4. Ударение в слове. Ударные и безударные гласные звуки 230

5. Звонкие и глухие согласные звуки 232

В. Работа над словами 232

1. Предмет, качество и действие 233

2. Состав слова 233

3. Повторение пройденного о составе слова 236

4. Сложные слова 237

Г. Работа над частями речи 238

1. Имя существительное 238

2. Имя прилагательное 242

3. Личные местоимения 244

4. Глагол 251

5. Имя числительное 251

6. Понятие о наречии 252

7. Предлоги 252

8. Союзы 253

VI. Методы обучения правописанию в начальной школе 254

1. Целевая установка занятий по правописанию 254

2. Значение правил для усвоения орфографии 265

3. Некоторые обобщения и выводы 277

VII. Наглядные пособия и дидактический материал по грамматике

и правописанию 279

1. Буква ь на конце слова 280

2. Второстепенные члены предложения 281

3. Непроверяемые безударные гласные 281

4. Приставки 282

5. Предложный падеж имени существительного 283

6. Наречия 283

7. Предлоги и приставки 284

VIII. Примерные уроки по грамматике и правописанию 284

Часть четвертая.

Развитие устной и письменной речи.

I. Задачи учебной работы по развитию речи 291

II. Основные требования к ведению учебных занятий по развитию речи 292

III. Виды, способы и приемы учебной работы по развитию речи 295

А. Логические упражнения 296

1. Умение ответить на вопросы: кто это? Что это? 296

2. Распределение предметов по группам 297

3. Перечисление признаков предмета 298

4. Сопоставление предметов по сходству и различию

по другим признакам 300

5. Упражнения в образовании положительных и отрицательных

суждений 300

6. Видовые и родовые признаки 301

7. Упражнения в отыскивании явлений, их причин и следствий 302

8. Умение различать общее и частное 302

Б. Словарная работа 304

1. Название предметов 305

2. Название действий 305

3. Определение предметов по цвету и вкусу 306

4. Работа над словами противоположного значения (антонимы) 306

5. Работа над омонимами 307

6. Работа над синонимами 308

7. Работа над сравнениями, эпитетами и метафорами 310

8. Уяснение значения слов путем грамматического анализа их 312

9. Составление словариков 314

10. Элементарные наблюдения над изменениями в языке 315

В. Работа над предложением 316

Г. Работа над связной речью 319

1. Рассказывание 320

2. Устный пересказ и письменное изложение прочитанного 321

3. Устные и письменные сочинения 328

Д. Работа над деловыми бумагами 347

Е. Предметные уроки 350

 

 

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

 

 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Методика русского языка в начальной школе (Костин) 1949 года

СКАЧАТЬ DjVu

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 Русский язык является основным предметом обучения в начальной школе.

За время пребывания в начальной школе учащиеся должны: а) научиться грамоте и овладеть навыками сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения; б) выработать умение свободно и правильно излагать свои мысли устно и письменно; в) овладеть навыками правописания; г) сознательно и прочно усвоить «точно очерченный круг знаний»1 о родном языке.

А. М. Горький в статье «О новом и старом» (1927 г.) писал: «Никогда ещё дети не были так дороги, как теперь, когда перед ними - дело мировой важности, дело, удивительно успешно начатое их матерями и отцами, дело, которое постепенно будит среди трудящихся всего мира разум и волю к новой жизни».

В прямой связи с такой постановкой вопроса о советских детях А. М. Горький особо подчеркивал мысль о том, что «никогда еще дети не нуждались так в обогащении языком, как нуждаются они в эти годы, в наши дни, когда жизнь всесторонне изменяется, создается множество нового и всё требует новых словесных форм».

Эти высказывания А. М. Горького приобретают особенное значение в настоящее время, когда наша Родина победоносно закончила Великую Отечественную войну и вновь вступила в период мирной социалистической стройки.

Русский язык, как и всякий другой язык, является орудием мысли и в то же время средством ее формирования: работа по развитию мышления учащихся содействует обогащению и совершенствованию их языка, а работа по обогащению и совершенствованию языка учащихся, в свою очередь, содействует развитию их мышления.

«Язык и мышление изначально тесно связаны. Эта связь сохраняется и выступает во всей истории развития человеческой речи»2.

Обучая детей русскому языку, учитель в то же время и воспитывает их. Обучение и воспитание - это две стороны одного и того же процесса: постепенного введения учащихся в практическое и теоретическое овладение родным языком.

Как образовательная, так и воспитательная работа, проводимая с детьми на уроках русского языка, должна отличаться идейно-политической направленностью. Прямое указание об

1 Постановление ЦК ВКП(б) от 5 сентября 1931 г. «О начальной и средней школе».

2 Акад. И. И. Мещанинов. Новое учение о языке на современном этапе развития». 1948.

этом дано в постановлении ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград»:

«Задача советской литературы состоит в том, чтобы помочь государству правильно воспитать молодежь, ответить на ее запросы, воспитать новое поколение бодрым, верящим в свое дело, не боящимся препятствий, готовым преодолеть всякие препятствия».

В свете этого указания ЦК ВКП (б) и надо проводить всю воспитательную работу с учащимися, начиная с I класса.

Все виды занятии по родному языку в начальной школе надо вести так, чтобы у учащихся развивались интерес и любовь к родному слову, к родной литературе, чтобы у них воспитывались лучшие качества новых людей социалистического общества - горячая любовь к Родине и вождям, уважение к старшим, забота о младших, чувство товарищества, любовь к труду, чувство прекрасного, понимание своих прав и обязанностей...

Обучая детей родному языку, учитель должен соблюдать требование о единстве теории и практики.

Теорией в данном случае будут грамматические знания о языке, предусмотренные программой для начальной школы, а практикой - умение читать и понимать читаемое, а также умение грамотно во всех отношениях излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Соблюдать требование о единстве теории и практики при обучении русскому языку - это значит устанавливать естественные связи между грамматикой, чтением и работой по развитию речи учащихся.

Одной из важнейших задач обучения в начальной школе является выработка у детей навыков самостоятельного чтения. Эта задача должна разрешаться в самой тесной связи с другими основными задачами: с обучением языку, с развитием мыслительных способностей и чувствований, с усвоением знаний о природе, о прошлом своей страны.

Методика русского языка для удобства ее изучения излагается по частям, соответственно основным разделам учебной работы по русскому языку.

Основными разделами методики русского языка в начальной школе являются следующие: 1) Обучение грамоте. 2) Объяснительное чтение. Внеклассное чтение учащихся. 3) Грамматика и правописание. 4) Развитие устной и письменной речи.

Между этими разделами учебной работы по русскому языку имеется самая тесная взаимная связь. Характер этой взаимосвязи должен определять сам учитель применительно к отдельным темам и урокам.

Все частные методические указания и примеры, приводимые в данном пособии для учителей, надо рассматривать как примерные иллюстрации: они не только не исключают, но как раз предполагают проявление личной инициативы, самодеятельности и педагогического творчества со стороны самих учителей.

 

 

★ ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "РУССКИЙ ЯЗЫК"

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "РУССКИЙ ЯЗЫК"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика