Морфология. Словообразование. Орфография. Упражнения с выборочным ответом (Горшковазование) 1983 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 ОТ АВТОРА Настоящее пособие предназначено для учителей, работающих в IX-XI классах вечерней школы. В нем содержатся упражнения, которые позволяют с учетом требований учебной программы повторить, обобщить и систематизировать важнейшие сведения по морфологии, словообразованию и орфографии, полученные учащимися в восьмилетней школе. В каждой теме упражнения располагаются в такой последовательности: сначала предлагаются упражнения на опознавание орфограмм и на повторение сведений о правописании, затем задания на отработку умений и навыков применения изученных правил. В упражнениях, где это возможно, используется метод сопоставления взаимно смешиваемых написаний, которые не распознаются или с трудов распознаются учащимися. В качестве дидактического материала используются отдельные слова, словосочетания, предложения, по возможности подобранные тематически, и связные тексты. Довольно часто в таких упражнениях употреблены слова, которые даны для запоминания их правописания в учебниках русского языка. Задания к упражнениям обычно состоят из двух вопросов: первый связан с повторением морфологии, словообразования или орфографии, второй посвящен наиболее трудным для учащихся разделам синтаксиса и пунктуации. Упражнения д|аны в двух вариантах одинаковой трудности, а задание и набор ответов - один раз к двум вариантам. На поставленный вопрос нужно выбрать из приведенных ответов правильный. Подавляющее количество упражнений состоит из десяти словосочетаний, слов или предложений, обозначенных римскими цифрами, к которым дается до пяти ответов для выбора. При выполнении упражнений в качестве несложного "технического средства" может быть использована перфопапка. Перфопапка (см. рисунок) - это согнутый пополам лист плотной бумаги размером с тетрадный. Левая половина этого листа имеет перфорацию: 10 рядов круглых отверстий (по пять в ряду). Вертикальные ряды пронумерованы арабскими цифрами, горизонтальные - римскими. Ученик вкладывает в перфопапку надписанную половинку тетрадного листка и приступает к выполнению, например, первого варианта упражнения 38. Ему надо расположить две группы слов с непроверяемым написанием в алфавитном порядке. Работая над заданием, учащийся не только запоминает написание слов с непроверяемой гласной в корне, но . приобретает навык учитывать вторую и последующие буквы слова при расстановке по алфавиту, з   1	2	3	4	5 I	О'О	®	О	О II	о	®	о	о	о ш ®	о	о	о	о IV	о	о	о	о	® V	0	0	0	8	0 VI	О	0	о	о	о VII	®	о	о	о	о VIII	о	о	о	®	о IX	о	о	о	о	® х о	о	®	о	о   навык, нужный при работе со словарями, алфавитным каталогом в библиотеке, справочными списками (указателями) в книге. Выполняя задание, ученик выбирает из приведенных ответов правильный. Так, считая верным ответ 3 на вопрос 1, он в третьем отверстии I ряда перфорации ставит пометку (кружок или крестик). На рисунке показано, как выглядит контрольный листок после выполнения этого упражнения. Учитель собирает листки, складывает их в ровную пачку и прокалывает места правильных ответов шилом. Совпадение прокола с пометкой учащегося означает правильный ответ. Несовпадение - ошибку. Для того чтобы собранные контрольные листки можно было складывать механически, не разбирая, у них срезан левый верхний угол. Такой же срез имеется на перфопапке. Неправильные ответы обсуждаются при анализе выполненных работ. Упражнения с выборочным ответом можно выполнять и без перфопапок. До того, как приступить к работе, учащийся пишет на небольшом листке бумаги свою фамилию и столбиком номера десяти словосочетаний (предложений или слов). В такую "заготовку" против номера соответствующего словосочетания (предложения или слова) ставится номер верного ответа. Использование упражнений с элементами программирования в сочетании с традиционными методами уплотняет урок, разнообразит приемы обучения. У учителя появляется возможность быстро и дифференцированно оценить знания каждого ученика тут же на уроке, предложить учащимся работать в том темпе, который им доступен. Упражнения с выборочным ответом интересуют учащихся, поскольку они включают элемент игры. Пособие органически связано с однотипным пособием "Синтаксис и пунктуация. Упражнения с выборочным ответом", выпущенным издательством "Просвещение" в 1975 г.

Назначение: Пособие для учителя вечерней школы — Книга предлагает систему упражнений, позволяющих повторить, обобщить и систематизировать важнейшие сведения по морфологии, словообразованию и орфографии.

Материал дается в использованием элементов программирования: на поставленный вопрос нужно выбрать из приведенных ответов правильный.

© " Просвещение" Москва 1983 

Авторство: Валентина Николаевна Горшкова

Формат: PDF Размер файла: 13.1 MB

СОДЕРЖАНИЕ

От автора

Морфология

Части речи

Словообразование

Орфография

Проверяемые, непроверяемые и чередующиеся гласные в корне

Согласные в корне слова

Правописание приставок

Буква ы после приставок

О и в после шипящих

Гласные после ц

Употребление букв ъ и ь

Правописание окончаний

Правописание суффиксов

Правописание н и нн

Правописание не и ни

Сложные существительные и прилагательные

Правописание наречий

Правописание предлогов и союзов

Повторительные упражнения по орфографии

Условные сокращения

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Морфология. Словообразование. Орфография. Упражнения с выборочным ответом (Горшковазование) 1983 года

СКАЧАТЬ PDF

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 ОТ АВТОРА

Настоящее пособие предназначено для учителей, работающих в IX-XI классах вечерней школы. В нем содержатся упражнения, которые позволяют с учетом требований учебной программы повторить, обобщить и систематизировать важнейшие сведения по морфологии, словообразованию и орфографии, полученные учащимися в восьмилетней школе.

В каждой теме упражнения располагаются в такой последовательности: сначала предлагаются упражнения на опознавание орфограмм и на повторение сведений о правописании, затем задания на отработку умений и навыков применения изученных правил.

В упражнениях, где это возможно, используется метод сопоставления взаимно смешиваемых написаний, которые не распознаются или с трудов распознаются учащимися.

В качестве дидактического материала используются отдельные слова, словосочетания, предложения, по возможности подобранные тематически, и связные тексты. Довольно часто в таких упражнениях употреблены слова, которые даны для запоминания их правописания в учебниках русского языка.

Задания к упражнениям обычно состоят из двух вопросов: первый связан с повторением морфологии, словообразования или орфографии, второй посвящен наиболее трудным для учащихся разделам синтаксиса и пунктуации.

Упражнения д|аны в двух вариантах одинаковой трудности, а задание и набор ответов - один раз к двум вариантам. На поставленный вопрос нужно выбрать из приведенных ответов правильный.

Подавляющее количество упражнений состоит из десяти словосочетаний, слов или предложений, обозначенных римскими цифрами, к которым дается до пяти ответов для выбора.

При выполнении упражнений в качестве несложного "технического средства" может быть использована перфопапка.

Перфопапка (см. рисунок) - это согнутый пополам лист плотной бумаги размером с тетрадный. Левая половина этого листа имеет перфорацию: 10 рядов круглых отверстий (по пять в ряду). Вертикальные ряды пронумерованы арабскими цифрами, горизонтальные - римскими.

Ученик вкладывает в перфопапку надписанную половинку тетрадного листка и приступает к выполнению, например, первого варианта упражнения 38. Ему надо расположить две группы слов с непроверяемым написанием в алфавитном порядке. Работая над заданием, учащийся не только запоминает написание слов с непроверяемой гласной в корне, но . приобретает навык учитывать вторую и последующие буквы слова при расстановке по алфавиту,

навык, нужный при работе со словарями, алфавитным каталогом в библиотеке, справочными списками (указателями) в книге.

Выполняя задание, ученик выбирает из приведенных ответов правильный. Так, считая верным ответ 3 на вопрос 1, он в третьем отверстии I ряда перфорации ставит пометку (кружок или крестик). На рисунке показано, как выглядит контрольный листок после выполнения этого упражнения.

Учитель собирает листки, складывает их в ровную пачку и прокалывает места правильных ответов шилом. Совпадение прокола с пометкой учащегося означает правильный ответ. Несовпадение - ошибку.

Для того чтобы собранные контрольные листки можно было складывать механически, не разбирая, у них срезан левый верхний угол. Такой же срез имеется на перфопапке.

Неправильные ответы обсуждаются при анализе выполненных работ.

Упражнения с выборочным ответом можно выполнять и без перфопапок. До того, как приступить к работе, учащийся пишет на небольшом листке бумаги свою фамилию и столбиком номера десяти словосочетаний (предложений или слов). В такую "заготовку" против номера соответствующего словосочетания (предложения или слова) ставится номер верного ответа.

Использование упражнений с элементами программирования в сочетании с традиционными методами уплотняет урок, разнообразит приемы обучения. У учителя появляется возможность быстро и дифференцированно оценить знания каждого ученика тут же на уроке, предложить учащимся работать в том темпе, который им доступен. Упражнения с выборочным ответом интересуют учащихся, поскольку они включают элемент игры.

Пособие органически связано с однотипным пособием "Синтаксис и пунктуация. Упражнения с выборочным ответом", выпущенным издательством "Просвещение" в 1975 г.

 

 

★ ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "РУССКИЙ ЯЗЫК"

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "РУССКИЙ ЯЗЫК"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика