Skip to main content

О богатстве русского языка (Ильинская) 1963 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

О богатстве русского языка (Ильинская) 1963

Назначение: Книга рассчитана на массового читателя.

Автор рассматривает вопрос о словарном богатстве языка, рассказывает о постоянно происходящих в языке процессах: о том, как одни слова исчезают, другие утрачивают свои прежние значения и приобретают новые, как появляются новые слова; автор дает характеристику основных стилистических пластов русской литературной лексики и их использования в различных видах устной и письменной речи, в произведениях разных авторов, классиков и современников. В брошюре имеется немало рекомендаций по употреблению тех или иных слов и выражений.

АДЕМИЯ НАУК СССР ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА - Научно-популярная серия

© Издательство Академии наук СССР 1963

Авторство: Ирина Сергеевна Ильинская

Формат: PDF Размер файла: 3.35 MB

 

СОДЕРЖАНИЕ

Сколько слов в русском языке? 6

Новые слова по старым образцам 9

Пароход и паровоз 10

Словообразовательные неудачи 12

Слова-конкуренты и их судьба .17

Многозначность слова 20

Новые значения старых слов 22

Из истории слов 24

Заимствованные слова 30

Забытые слова и выражения 31

Словарный запас одного человека 41

Слова торжественные, стилистическиприподнятые ....44

Несколько замечаний о названияхгородов 49

Слова стилистически сниженные 51

Разговорные слова 55

Некоторые другие виды стилистическойокраски слов . .61

Не на своем месте 53

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник СССР - О богатстве русского языка (Ильинская) 1963 года

СКАЧАТЬ PDF

📜 ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

Ответственный редактор

С. Г. БАРХУДАРОВ

Мы часто говорим и слышим о богатстве русского языка. Широко известно, например, высказывание Алексея Максимовича Горького о том, что «русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей» Ч Но слово «богатство» в применении к языку — это метафора, то есть употребление слова не в прямом, а в переносном смысле. Мы говорим так и о музыке — богатство звуков, и о произведениях живописи — богатство красок. Но в чем же состоит богатство языка?

С первого взгляда на этот вопрос ответить как будто бы не так трудно. Ведь богатство русского языка наиболее полно раскрывается в нашей художественной литературе, в поэзии и прозе наших классиков и современных писателей и поэтов. Мы восхищаемся также богатством и выразительностью языка лучших образцов нашей политической, научной литературы и других видов русской письменной и устной речи — яркостью, красочностью ораторского выступления, четкой убедительностью лекции, доклада, меткостью и остроумием фельетона, гневом и иронией сатиры, юмором анекдота. «Главный характер нашего языка,— писал Герцен в „Былом и думах 44,— состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем — отвлеченные мысли, внутренние лирические чувствования, „жизни мышья беготня 44, крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть» 1 2.

И, действительно, это так! А между тем, говоря о богатстве языка какого-нибудь произведения или устно

1 М. Горький. О том как я учился писать. Собрание сочинений в тридцати томах, т. 24. М., 1953, стр. 491.

2 Цит. по кн.: «Русские писатели о языке». Л., Учпедгиз, 1954, стр. 140.

го выступления, мы говорим не только о богатстве русского языка, языка русского народа, но и о мастерстве автора, написавшего свое произведение, об искусстве, умении оратора говорить на этом языке. И, наоборот, когда мы возмущаемся бедностью, невыразительностью, сухостью языка, мы недовольны, собственно, не самим русским языком, а тем, как неумело, неудачно, безвкусно он использован у какого-либо автора, в каком-либо произведении.

Следовательно, для того чтобы ответить на вопрос, в чем заключается богатство русского языка, нужно сначала договориться, о каком языке идет речь: о самом ли русском языке во всей полноте его разнообразных средств (звуков, слов, грамматики) или о русском языке в том виде, как он представлен у того или иного писателя, поэта, в том или ином произведении, вообще в речи любого говорящего и пишущего на этом языке?

Для каждого из нас, говорящих по-русски, русский язык, созданный русским народом на протяжении длительной истории его существования, является тем мате-риалом, из которого мы строим свою речь. На одном и том же языке можно говорить хорошо и плохо. В зависимости от целей, которые мы перед собой ставим, в за-висимости от содержания того, что хотим сообщить, мы строим свою речь по-разному. Можно говорить и писать просто, по-деловому, и образно, художественно, рассудочно, холодно и эмоционально, строго и шутливо и т. д. и т. п. Можно сказать, например: «Светит луна, снег искрится в ее сиянии», а можно и так:

Кресало желтое луны Из снега высекает искры. *

В. Павлинов. «Северный Урал»

Мысль примерно одна и та же, но выражена она по- разному. А между тем материалом как в первом, так и во втором случае послужил один и тот же русский язык. Из него, как из источника, черпались необходимые средства выражения,— в одном случае одни, в другом — другие, и речь из этих отобранных элементов составлялась, строилась по-разному, что и привело к разным результатам. С одной стороны, перед нами — проза, с другой — стихи, с одной стороны — простое повествование, с другой -- образное, художественное описание того же явления.

В этой книжке речь в основном будет идти о богатстве русского языка как «материала», как искони сложившейся системы разнообразных средств выражения. Конечно, это вовсе не значит, что нельзя вообще говорить о богатстве языка какого-нибудь произведения, это не значит, что нельзя говорить о разнообразии приемов и способов использования языкового материала в том или ином виде речи. Но для того чтобы разобраться в этих сложных вопросах, надо прежде всего, хотя бы в основных чертах, выяснить, в чем же заключается богатство языка как «материала», из которого создаются эти различные виды речи.

Значит ли это, что в богатом языке очень много слов? Конечно, богатый язык содержит в себе большое количество слов, хотя и не только в этом заключается его богатство. Оно состоит также и в том, что такой язык обладает и другими разнообразными средствами для выражения любых мыслей, самых сложных и самых тонких.

В этой книге богатство русского языка будет рассматриваться главным образом на лексическом материале, В первую очередь мы остановимся на количественной стороне, на том, как накапливается это богатство, какие процессы здесь происходят.

тет и пр., заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом. Из того еще не следует, что в русском языке причастие должно быть уничтожено. Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя 39.

В некоторых случаях незначительная, казалось бы, деталь в построении предложения создает его особый стилистический тон. Такое маленькое слово, как частица м. присоединенная к сказуемому предложения, подчеркивает его разговорный характер, например: «Осип: Не знаю я разве, что такое кровать? У меня есть ноги; я и постою» (Гоголь. «Ревизор»); «Ты это напрасно. Пше- ничкин — бригадир очень хороший.— А я и не сказал, что он плохой» (Троепольский. «Игнат с балалайкой»); «Г у р м ы ж с к а я: Ты меня извини, я про тебя и забыла» (Островский. «Лес»); «Я и не знал, что тут канавка» (Л. Толстой. «Воскресение») 40.

Попробуйте отбросить это словечко и — и конструкция сразу изменится, потеряет свой разговорный оттенок.

Остановимся еще на некоторых любопытных примерах бытового содержания, в которых, наряду с различием лексических средств, наблюдается также стилистическое различие в синтаксическом построении. Кроме обычных, повсеместно распространенных объявлений «Курить воспрещается» и «Просят не курить», которые мы видим в общественных местах, встречается и такое объявление: «У нас не курят». По существу, это последнее является таким же запретительным требованием, как и два других, но это требование выражено в нем в иной, смягченной форме.

От объявления «курить воспрещается» оно отличается, во-первых, тем, что в нем отсутствует слово, выражающее запрет,— воспрещается, а во-вторых, тем, что здесь устранена форма 3-его лица глагола, применяемая обычно в предложениях официального стилистического тона, выражающих требование чего-нибудь не делать,— ср. «входить не разрешается», «запрещается ходить по газону» и т. п.

39 А. С. Пушкин. Полное собрание сочинений, т. VII, М., Изд-во АН СССР, стр. 479.

40 Примеры взяты из кн.: Н. Ю. Шведова. «Очерки по синтаксису русской разговорной речи». М., Изд-во АН СССР, 1960.

Второе предложение «просят не курить» выражает это требование несколько мягче (вас просят, а не запрещают!); но в то же время сочетание глагола просят с отрицанием не и последующим глаголом в неопределенной форме (типичная конструкция, выражающая запрет) здесь налицо. От этого предложения предложение «у нас не курят» отличается тем, что в нем нет даже и этой «запретительной» конструкции. Сообщается факт — «у нас не курят», из которого курящий должен сам сделать вывод, что и ему здесь курить не следует.

Можно было бы привести еще много примеров различной стилистической окрашенности грамматических средств русского языка. Приведенные здесь примеры, конечно, далеко не исчерпывают всех его стилистических возможностей в этом отношении. В понятие богатства языка входит также и его произносительная система. Различные типы предложений и фраз характеризуются разной интонацией, служащей в живой речи непременным условием речевого общения, определяющим то или иное понимание сказанного.

Мы намеренно не касались в этой книжке различного рода приемов переносного, образного употребления средств языка, так называемых тропов (метафора, мето-нимия, эпитет и другие), которыми пользуются мастера слова для целей художественной изобразительности. Эта тема могла бы быть предметом особой, специальной книги. Нашей целью было показать средства, «материал» самого языка, как искони сложившейся системы, дать лишь в общих чертах представление о его неисчислимом количественном богатстве, о богатстве его стилистических возможностей.

Уменье пользоваться этим богатством, применять его в соответствии с идейным содержанием, целями и задачами высказываемого и составляет то, что называется культурой речи. Чем глубже мы проникаем в материал языка, чем лучше узнаем его разнообразные средства и возможности, тем легче овладеваем культурой речи, тем выразительней, точнее, совершеннее становится наш собственный язык.

Русский язык недарОхМ называют не только богатым, по и могучим языком. И. С. Тургенев в известном стихотворении в прозе писал о русском языке: «Во дни сомне

ний, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» 41.

Памятуя об этом высказывании, В. И. Ленин в статье «Нужен ли обязательный государственный язык?» отвечал своим противникам: «Мы лучше вас знаем, что язык Тургенева, Толстого, Добролюбова, Чернышевского — велик и могуч»42. И если вспомнить о том, что слова могучий и могущий восходят к одному корню — мочь, то, определяя так русский язык, мы как бы говорим, что он все может, может все выразить. Эпитеты великий, богатый, могучий принадлежат русскому языку но праву!

41 И. С. Тургенев. Собрание сочинений в двенадцати томах, т. 8. М., 1956, стр. 507.

 

Найти похожие материалы можно по меткам расположенным ниже

             👇

Автор- Ильинская И.С., ★ВСЕ➙ДЛЯ ШИРОКОГО КРУГА-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ, История русского языка, Популярно-познавательно о русском языке, История русского литературного языка

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела "РУССКИЙ ЯЗЫК"

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика