Skip to main content

Советские учебники и книги по Русскому языку

Беседы о русской грамматике (Граудина) 1983 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

Беседы о русской грамматике (Граудина) 1983

Назначение: Адресуется широкому кругу читателей. Может служить справочным пособием для слушателей народных университетов всех профилей.

© "Знание" НАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, ФАКУЛЬТЕТ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА Москва 1983

Авторство: Людмила Карловна Граудина

Формат: DjVu, Размер файла: 2.11 MB

СОДЕРЖАНИЕ

БЕСЕДА ПЕРВАЯ. Культура речи и вопросы грамматической стилистики. Об отношении к грамматике. Первая русская грамматика. «Российская грамматика» М. В, Ломоносова. «Великий муж русской грамматики». Что нужно знать о разных типах современной грамматики.

 

БЕСЕДА ВТОРАЯ. Род у существительных. Новое в обществе — новое в языке. Языковой процесс «омужчинивания» (?) женщин: летчик-космонавт В. В. Терешкова, танкист Мария Октябрьская. Из истории наименований социального характера. Литературная норма в названиях «женских» профессий и должностей. Другие случаи колебаний в роде.

 

БЕСЕДА ТРЕТЬЯ. Городская речь — новые способы наименований. Колебания в формах числа: Дворец бракосочетания или Дворец бракосочетаний? Число в грамматике: единственное — множественное, особая форма собирательности. Современная литературная норма.

📜 ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ....

БЕСЕДА ЧЕТВЕРТАЯ. О понятии падежа. Борьба падежей. Родительный и винительный при глаголах с отрицанием: «Счастья (или счастье) не ищут в одиночку»? «Электрическая» сила отрицательной частицы. Конкуренция окончаний в им. пмн. ч. Другие трудности в падежной системе.

БЕСЕДА ПЯТАЯ. Новаторство в языке советской эпохи. Аббревиатуры и грамматика. Судьба сокращений и трудности оценок. Склоняется ли ЖЭК? Какого рода Госкино СССР и Гостелерадио СССР? Правила употребления.

БЕСЕДА ШЕСТАЯ. НТР и рост составных существительных («двойняшек»). Новое на основе старого: разрыв-трава и эхо-сигнал. Как обратиться к старшему по званию — к капитану-инженеру или капитан-инженеру? Трудности в определении склонения и рода.

БЕСЕДА СЕДЬМАЯ. Склонение географических названий. «Телебашня в Останкино»? Несклоняемость наименования — посягательство на грамматику или языковая тенденция? Из истории явления: традиционные нормы и «падежные иллюзии». Трудные случаи склонения географических названий.

БЕСЕДА ВОСЬМАЯ. Обращение к женщине: девушка, дама, сударыня, гражданка? Особенности и согласовании форм: куда вы пошла? Трудные случаи и правила употребления местоимений.

БЕСЕДА ДЕВЯТАЯ. Переход прилагательных в существительные: «полюбил румяный — бледную » Из истории образований. Командировочные и командированные, приёмочный и приёмный. Как назвать должность женщины, которая заведует сектором, управляет делами? Стилистические нормы употребления синонимов.

БЕСЕДА ДЕСЯТАЯ. Вид глагола. Бывала ли форма бывало? Чередование в глаголах: сосредоточивать или сосредотачивать? Двувидовые глаголы. Дирекция организует или организовывает работу? Норма употребления.

БЕСЕДА ОДИННАДЦАТАЯ. Ловушки в грамматике. Чем различаются глаголы обезденежеть и обезденежить? Обессилею — обессилю, выздоровею — выздоровлю. Как правильно образовать форму 1-го лица наст, и буд. вр. у глагола пылесосить? Глаголы с изъяном.

БЕСЕДА ДВЕНАДЦАТАЯ. О наклонении и повелении. Как правильно: поезжай — езжай — съезди? Стилистическая распределенность вариантов повелительного наклонения: почисти — почисть; не тронь — не трожь — не трогай! Норма употребления.

БЕСЕДА ТРИНАДЦАТАЯ. Числительное даты. Из истории родительного времени. Грамматические особенности обозначения дат. Поздравление с праздником Восьмое марта или Восьмого марта? Письменная и устная норма употребления числительного даты.

БЕСЕДА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ. Склонение числительных. Из его истории:Карл вторый на десять, а не двенадцатый. Старое и новое у составных числительных. Числительное — хамелеон: человек с тысячью или тысячей лиц? Современная литературная норма.

ЛИТЕРАТУРА

Л. К. ГРАУДИНА — доктор филологических наук, автор книги «Вопросы нормализации русского языка. Грамматика и варианты», один из авторов книги «Грамматическая правильность русской речи», многих статей, посвященных грамматической стилистике, истории русского языка и культуре речи.

Рецензент: Л. И. Скворцов, доктор филологических наук, заведующий сектором культуры русской речи Института русского языка АН СССР.

В книге рассказывается о стилистических возможностях русской грамматики, о трудных случаях и вариантах в современном русском языке, об основных частях речи и их грамматической природе. Объяснение языковых явлений дается в форме рассказа с историческими комментариями и справочными данными.

В книге приводятся нормативные рекомендации практического характера, указания на правильное употребление существующих форм вариантов.

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник СССР - Беседы о русской грамматике (Граудина) 1983 года

СКАЧАТЬ DjVu

📜 ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

БЕСЕДА ПЕРВАЯ. Культура речи и вопросы грамматической стилистики. Об отношении к грамматике. Первая русская грамматика. «Российская грамматика» М. В, Ломоносова. «Великий муж русской грамматики». Что нужно знать о разных типах современной грамматики.

Что такое школьная грамматика — об этом имеют представление все, закончившие среднюю школу. Однако тех элементарных сведений по грамматике, которые сообщаются в школе, бывает нам в дальнейшем недостаточно. Надо научиться сознательному отношению к языку, научиться соединять теоретические знания и правила с живым материалом языка. Именно этим целям и служат те популярные издания о языке, которые предлагает издательство «Знание» слушателям народных университетов. Гак, о проблемах культуры русского языка рассказывают книги: Люстрова 3. Н., Скворцов Л. И. Мир родной речи (М., Знание, 1972); Люстрова 3. Н., Скворцов Л. И., Дерягин В. Я. Беседы о русском слове (М., Знание, 1978). С литературными стилями и основными понятиями стилистики читателей знакомит книга В. Я. Дерягина «Беседы о русской стилистике» (М., Знание, 1978).

«Беседы о русской грамматике» продолжают эту серию популярных изданий. В отличие от названных книг пособие посвящается вопросам одной лишь грамматической стилистики, рассказам о трудных случаях употребления форм в русской грамматике в составе основных частей речи.

Обращаясь к разбору частей речи в грамматике, замечательный лингвист Л. В. Щерба некогда писал о смысле своей работы: «Оканчивая свое обозрение так называемых «частей речи» в русском языке, я начинаю слышать тот стон, который идет из учительских рядов: как все это сложно! Неужели все это можно нести в школу? Нам надо бы что-нибудь попроще, поотчетливее, попрактичнее...

К сожалению, жизнь людей — не проста, и если мы хотим изучать жизнь — а язык есть кусочек жизни людей, — то это не может быть просто и схематично. Всякое упрощение, схематизация грозит разойтись с жизнью, а главное, перестает учить наблюдать жизнь и ее факты, перестает учить вдумываться в ее факты... Я знаю, что думать трудно, и тем не менее думать надо и надо, и надо бояться схоластики, шаблона, которые подстерегают нас на каждом шагу, всякий раз как мысль наша слабеет». Да, конечно, в книгах должны быть поставлены не те вопросы, на которые ответить легко и просто. Будят мысль только такие факты живой речи, которые заставляют задуматься и редактора, и лектора, и автора грамматики, и студента. У репортеров есть выражение «писать с конца горящей балки», которое употребляется, когда речь идет об оперативности журналиста, его умении мобильно и в любых условиях откликнуться на происходящие события. Как это ни парадоксально, наша «старушка-грамматика» (так в шутку говорят о ней специалисты) должна очень молодо и быстро откликаться на новые потребности языка. Язык и общество, как связаны они в области грамматики и современной литературной нормы? И как мы с позиций культуры речи должны осноситься ко всем тем новшествам, которые вторгаются в нашу речь? Появилась Народная Республика Ангола — й сразу возникает вопрос, надо ли склонять географическое название в составе этого сочетания: В Народной Республике Анголе или Ангола? Построены дворцы для молодых пар, вступающих в брак, — и опять вопрос: Дворец бракосочетаний или бракосочетания? Появился бытовой глагол пылесосить. А как вы скажете в 1-м лице настоящего времени: я пылесошу или пылесо-сю? Вы покупаете в магазине хозяйственные порошки и снова сталкиваетесь с вопросом: как правильно склонять эти названия, скажем, в творительном падеже — персолью, пемоксолью или персолем, пемоксолем? В 1971 г. были введены новые составные воинские звания лейтенант-инженер, капитан-инженер, полковник-инженер. Как правильно: обратиться к капитану-инженеру или к капитан-инженеру? Сравнительно недавно были созданы новые учреждения Госкино СССР и Гостелерадио СССР. Какого рода эти новые аббревиатуры? Госкино постановило или постановил? Новое в грамматике в сопоставлении с темой культуры речи — так можно сформулировать основную мысль, объединяющую предлагаемые читателю «Беседы о русской грамматике».

В современной филологии весьма активно развивается направление, связанное с исследованием проблем языковой культуры. Основатель науки о теории и практике культуры речи, С. И. Ожегов, подчеркивая значение научных работ по нормализации языка, писал о необходимости популяризации главных идей этого направления.

Культура речи — понятие очень емкое. Это не только построение речи по правильным грамматическим образцам, не только выбор определенного языкового средства. Это всегда и творчество, изобретение речи, и вместе с тем оценка ее явлений, и воспитанный языковой вкус, и, конечно, общая культура говорящего, предполагающая определенный минимум знаний о своем родном языке. Поскольку именно грамматика учит правильной речи, тому, как следует говорить, читать и писать, основные сведения о ней должны быть известны каждому.

Грамматика, с одной стороны, изучает жизнь языка, с другой — дает правила к его употреблению. Самая блестящая характеристика роли грамматики принадлежит М. В. Ломоносову: «Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики. И хотя она от общего употребления языка происходит, однако правилами показывает путь самому употреблению». Язык является исключительно важным показателем духовного развития, нации, роста ее самосознания, ее культурного уровня. История народа выражается в слове, а слово в языке живет по законам грамматики. Справедлива пословица: «Без грамматики не выучить и математики»... Но многим кажется, будто грамматика представляет собой законодательную сводку наводящих тоску правил о частях речи, склонении, спряжении и разборе предложений. Скучные грамматические правила, необходимость зубрежки форм склонения, спряжения и многочисленных исключений вырабатывают неприязнь к грамматике, подобную той, о которой вспоминал А. П. Чехов в рассказе «Кто виноват?».

Дядюшка Петр Демьяныч, «сухой, желчный коллежский советник, очень похожий на несвежего копченого сига, в которого воткнута палка, как-то, собираясь в гимназию, где он преподавал латинский язык, заметил, что переплет его синтаксиса изъеден мышами». Принявши мудрое решение извести мышей, Петр Демьяныч взялся дрессировать бездельника-котенка. Обучение кончилось тем, что, будучи уже взрослым и рассудительным котом, при виде мыши он малодушно пускался в бегство.

«Увы! — заканчивает рассказ автор. — Иногда и я чувствую себя в смешном положении бегущего кота. Подобно котенку, в свое время я имел честь учиться у дядюшки латинскому языку. Теперь, когда мне приходится видеть какое-либо произведение классической древности, то вместо того чтоб жадно восторгаться, я начинаю вспоминать ut consecutivum, неправильные глаголы, желто серое лицо дядюшки, ablativus absolutus... бледнею, волосы мои становятся дыбом, и, подобно коту, я ударяюсь в постыдное бегство».

Педантическое преподавание, действительно, остужает интерес к грамматике. Между тем грамматика представляет собой увлекательную часть общей науки о языке. «Грамматика есть философия языка, философия человеческого слова» (В. Г. Белинский). В ней закреплены законы человеческой речи, в ней находит отражение мир логических абстракций, созданных человечеством. Шестьдесят лет назад французский лингвист Балли писал, что «грамматика есть не что иное, как логика в приложении к языку». Действительно, как будто бы человеческая мысль дает одинаковые отсветы в грамматиках разных языков: названия предметов и явлений составляют категорию существительных, названия действий — глагол, логические абстракции числа и времени создают аналогичные грамматические категории и т. д. Некоторые ученые предлагали даже начинать обучение грамматике изнутри: от мыслей, общих логических понятий к формам их грамматического выражения в различных языках. Разумеется, грамматические и логические категории не накладываются одна на другую. Так, в реальном мире и мире логических понятий существуют три деления по признаку пола: мужской — женский пол (существа) и бесполые предметы. В русской грамматике эти понятия нашли следующее грамматическое выражение: мужской род, женский род, средний род. Прямого соответствия нет — многие названия предметов распределились между существительными мужского и женского рода. Есть языки, в которых вообще нет среднего рода и все существительные в них распределены лишь по двум родам.

Следует различать грамматический строй каждого языка и грамматику как свод правил о языке.

Грамматику уже в далекой древности считали «наукой, как правильно писать и говорить». Само название ведет происхождение от греч. grammatike (gramma — буква). Первые записанные грамматики в Индии ив Греции относятся еще к IV в. до н. э. На Руси известная грамматика Мелетия Смотрицкого («Грамматики словен-ския правильное синтагма») появилась в 1619 г. Она была написана на церковнославянском языке по греческим образцам. В 30-е гг. XVIII в. появилась первая небольшая русская грамматика на родном языке. Ее автор — Василий Евдокимович Адодуров. Однако выдающимся событием, национальным торжеством был выход в свет в 1757 г. «Российской грамматики» М. В. Ломоносова. Это первый полный свод грамматических правил о русском языке, первое научное изучение живого языка. Современники оценили грамматику как победу русской науки. Парадные экземпляры грамматики были изданы так, что сразу привлекали внимание. Она вышла с золотым обрезом, в голландских и французских переплетах, украшенная золотым глазетом, серебряным муаром и красной тафтой. Внешние украшения были лишь скромной данью воистину огромному научному авторитету и той славе, которую завоевала себе грамматика М. В. Ломоносова среди русских читателей. Надо заметить, что филологи и грамматисты вообще пользовались в то время особым уважением. Сохранился любопытный рассказ историка и писателя Н. М. Карамзина о «Великом муже русской грамматики». Писателем был поставлен вопрос: ученый — педант, хорошо это или плохо?

Русский язык - ГРАММАТИКА

БОЛЬШЕ НЕТ

Русский язык - СПРАВОЧНИКИ, ЭНЦИКЛОПЕДИИ, СЛОВАРИ

БОЛЬШЕ НЕТ

Найти похожие материалы можно по меткам расположенным ниже

             👇

★ВСЕ - Энциклопедии, справочники, каталоги, таблицы, Грамматика, Автор - Граудина Л.К., Русский язык - Справочники

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела "РУССКИЙ ЯЗЫК"

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика