Первые уроки русского языка для 3 года обучения (Пешковский, Андреевская, Губская) 1931 год скачать Советский учебник

Старые учебники СССР

 Обложка  Первые уроки русского языка для 3 года обучения 1931

Назначение:  КНИГА ДЛЯ УЧЕНИКА  - ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Книгоиздательство:  Государственное Учебно-Педагогическое издательство Москва 1931

Авторство: А. М. Пешковский, М. Н. Андреевская, А. П. Губская

Формат: PDF, Размер файла: 12 MB

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Скачать учебник  СССР -   Первые уроки русского языка для 3 года обучения 1931 года  

Скачать

 Скачать...

 

См. Отрывок из учебника...

 Читать Статью из журнала "Наука и Религия" №2 Февраль 1978 год (стр 34)

 Практика: опыт, проблемы

ГДЕ НЕ СТАВЯТ ОЦЕНОК

В. БРИКАЧ

 Немало внимания в комплексе идеологической работы партийной организации Гродненской области уделяется атеистическому воспитанию. Это объясняется рядом обстоятельств! главное из которых — прошлое нашего края, а точнее говоря, наследие, проявляющееся, в частности, в том, что и сегодня еще часть населения верит в бога. Причем священнослужители у нас, как правило, пользуются среди верующих авторитетом не только в вопросах веры, но и нравственности, семейных отношений и г. п.

Партийные организации области приложили немало усилий для того, чтобы как можно полнее реализовать ленинское указание: «Борьбу с религией поставить научнее». У нас создано 254 общественных совета по атеизму, действуют более 830 организаторов атеистического воспитания, с лекциями по нравственно-атеистической тематике часто выступают многие лекторы областной организации общества «Знание». Повсеместно возрастает значение научного, комплексного подхода, планового начала в руководстве атеистическим воспитанием. Разумеется, параллельно идет дальнейшее совершенствование содержания, форм и средств этой работы. Мы стремимся к тому, чтобы и трудовое, и нравственное, и интернациональное, и эстетическое воспитание несли в себе также большой атеистический заряд.

Уже сейчас мы можем говорить о том, что в области сложилась определенная система атеистического воспитания населения. Здесь лекции и беседы, тематические вечера, массово-политическая работа в трудовых коллективах и по месту жительства. Оправдали себя такие формы работы, как вечера вопросов и ответов, циклы лекций по различным мировоззренческим проблемам, атеистические факультеты народных университетов и т. д. Но особую популярность завоевали, безусловно, школы начальных знаний о природе, обществе и человеке.

Сначала такие школы создавались в небольших населенных пунктах, удаленных от центров колхозов и совхозов, и были главным образом рассчитаны на пожилых людей, в основном верующих. Не все тогда шло гладко. Попытки ориентировать школы на одних верующих сразу не оправдали себя — пропагандисту было трудно устанавливать контакты с такой аудиторией. Чувствовалась настороженность, скованность. Постепенно в школы начали приходить и неверующие. Занятия стали проходить более живо и интересно. Этому в немалой степени способствовало то обстоятельство, что программа школ не ограничивалось чисто атеистической тематикой, но охватывала многие вопросы из различных областей знания — астрономии, физики, биологии, медицины, истории, обществоведения. Большое внимание уделялось знакомству слушателей с некоторыми проблемами индивидуальной и общественной психологии, нравственности, пониманию смысла жизни, счастья и назначения человека, соотношения общественного и личного.

Сегодня программа школ включает еще более разнообразный материал, относящийся как к естественнонаучной картине мира и ее философскому осмыслению, так и к проблемам морально-этического характера. Сообщение позитивных сведений сопровождается объективной критикой соответствующих религиозных идей и представлений. Таким образом, получаемый на протяжении двух лет систематизированный материал естественных и общественных наук должен пробудить у верующих сомнения в библейских утверждениях, заставить критически относиться к вероучению.

В области работают 202 такие школы, в которых занимаются почти пять тысяч человек. Особенно большое признание получили эти школы на селе. Их охотно посещают люди пожилого и среднего возраста, имеющие слабую общеобразовательную подготовку и не занимающиеся в системе политической и экономической учебы. Слушателей привлекает возможность в доступной форме познакомиться с законами развития природы и общественной жизни, вопросами морали и нравственности.

 

Многие слушатели, особенно люди пожилые, с большим интересом относятся к воспроизведению в лабораторных условиях ряда явлений природы. Даже обычный микроскоп открывает многим целый новый мир. Они задают множество вопросов, с вниманием рассматривают альбомы «Происхождение жизни на Земле», «Происхождение человека», «Происхождение религии» и другие. Возможно, такой подход для молодых слушателей и не совсем оправдан, но для людей старшего возраста он вполне приемлем. Всегда хороший результат дают и беседы, построенные на фактах, которые на первый взгляд кажутся «необъяснимыми», а на самом деле имеют строго научное обоснование. Особенно если такие занятия сопровождаются демонстрацией учебных и научно-популярных кинофильмов. Это подтверждает, в частности, опыт работы школ в колхозах «Вперед» и имени В. И. Ленина — Волковысского, «Молодая гвардия»— Зельвенского, «Прогресс», «Искра» и совхоза «Сопоцкин-ский» — Гродненского районов и многих других.

В городе Лиде, например, есть 10 школ начальных знаний. Слушатели их часто посещают местный планетарий, где постоянно действующий лекторий предлагает циклы лекций: «Основы

научного атеизма», «Человек и природа», «Научно-технический прогресс». В Гродненском районе таких школ—18; их посещают более 400 человек, в основном колхозники и рабочие совхозов.

Большим успехом здесь пользуются выступления учащихся старших классов — членов клуба «Юный атеист». Слушатели — частые гости во дворцах культуры. И как результат — многие верующие перестали ходить в церковь, активно участвуют в общественной жизни своих коллективов.

Об эффективности работы школ начальных знаний свидетельствуют и другие факты. Бывшие верующие —семья Шафаревич из колхоза «Гигант» Лид-ского района, М. Т. Теслюк из колхоза «Вперед» Слонимского района, К. А Чудовский из колхоза имени Кирова Ошмянского района, А. И. Раповец и Н. И. Бенько из колхоза «Родина», Е. И. Пикта вместе с тремя взрослыми детьми, колхозница колхоза имени Кирова, В. И. Тур из колхоза «Большевик» Новогрудского района и другие, занимавшиеся в школах начальных знаний, отошли от религии.

Как известно, атеизм призван не только преодолевать религиозную веру, но и воспитывать людей в Духе научного мировоззрения, коммунистической морали. Причем упор делается именно на позитивной стороне. Безусловно, для того чтобы созидательная сторона атеистического воспитания проявилась в полной мере, требуется учет специфики отдельных профессий, индивидуальных особенностей слушателей и т. п.

Одним из критериев эффективности той или иной формы атеистического воспитания является, в частности, и степень ее воздействия на верующих. До сих пор в этом смысле мы знали лишь такое средство, как индивидуальная работа. Теперь можно уверенно утверждать: с возникновением школ

начальных знаний практика атеистического воспитания приобрела новую, весьма эффективную форму непосредственного воздействия на религиозно-го человека.

При анкетном опросе слушателей школы начальных знаний, организованной на Л и декой обувной фабрике, почти все 30 человек (среди них 19 считают себя верующими) положительно отозвались о своей школе, содержании ее занятий. При этом девять человек из тех, кто относил себя к верующим, отметили, что учеба, беседы пропагандистов заставили их пересмотреть роль религии в их жизни( пробудили интерес к книге, кино, общественным делам. И еще одна характерная деталь: подавляющее большинство слушателей ответили, что полученными в школе знаниями они делятся с товарищами по работе, родственниками.

Процесс духовного освобождения человека далеко не прост, а сложен и длителен. Это — осмысление и сопоставление услышанного на молитвенном собрании, прочитанного в религиозной литературе с тем, что приобретено на занятиях в школе. И если в конце учебы у верующих появляются сомнения в истинности тех или иных положений религии, элементы критического отношения к своим взглядам, положительное отношение к научному знанию, если они начинают рассуждать, задумываться, то, следовательно, школы начальных знаний о природе, обществе и человеке успешно решают возложенные на них задачи.

г. Гродно Белорусской ССР


 

ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "РУССКИЙ ЯЗЫК"

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "РУССКИЙ ЯЗЫК"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика