Правописание НЕ и НИ (Соколова) 1981 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Правописание НЕ и НИ (Соколова) 1981

Назначение: Пособие для учителей, Из опыта работы. 

В пособии предлагаются разнообразные приемы работы на протяжении всех лет обучения, позволяющие добиться прочных орфографических навыков в правописании не и ни. Автор широко использует сопоставительные таблицы, приводит тексты для диктантов и проверочных работ, а также материал обобщающего повторения.

© "Просвещение" Москва 1981

Авторство: Галина Павловна Соколова, Редактор И. И. Проскуровская Обложка художника О. В. Камаева Художественный редактор Т. Г. Никулина

Формат:DjVuРазмер файла: 0.8 MB

СОДЕРЖАНИЕ

От автора 3

Изучение правописания не в начальной школе 5

IV класс

Правописание не с глаголами 6

V класс

Правописание не с именами существительными 10

Правописание не с именами прилагательными 17

Правописание не и ни в отрицательных местоимениях .... 22

VI класс

Правописание не с полными и краткими причастиями .... 28

ОТКРЫТЬ:  оглавление полностью...

 

Правописание не и ни с наречиями 35

Изучение правописания не и ни в теме «Частицы» 39

VII класс

Повторение правописания не и ни в курсе VII класса .... 59

VIII класс

Повторение правописания не и ни в курсе VIII класса. . 67

Дидактический материал для разных видов работ по повторению правописания не и ни " ..... 75

Приложение 90

Литература 92

Условные сокращения 93

 

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Правописание НЕ и НИ (Соколова) 1981 года

СКАЧАТЬ DjVu

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 ОТ АВТОРА

В школьной практике тема «Частицы» является одной из самых сложных. Особые трудности вызывает написание не и ни.

Большое количество работ учащихся, проанализированных нами в течение 25 лет преподавания, дают основание утверждать, что ошибки на правописание не и ни, выступающих в роли словообразовательных морфем и в роли частиц, относятся к числу устойчивых.

Ошибки в написании не и ни имеют два аспекта: во-первых, это ошибки, связанные со смешением не и ни («негде не был», «некто не приходил» и т. д. вместо: никто не приходил, нигде не был...), во-вторых, — с неверным написанием: слитное вместо раздельного и наоборот (никто — «ни кто», не у кого — «неукого» и т. д.). К числу распространенных относятся ошибки в написании не и ни в предложениях типа Куда ни (не) оглянусь, повсюду рожь густая. Учащиеся не разбираются в значении таких предложений и поэтому смешивают в них частицы не и ни. Кроме того, анализируя подобные предложения, учащиеся делают ошибочное обобщение грамматического характера: «С глаголами употребляется только частица не».

Поэтому для усвоения и правильного применения орфографических правил, связанных с правописанием не и ни, учащиеся должны владеть понятиями «отрицательное и утвердительное предложения», уметь ставить ударение в слове, правильно выделять в нем значимые части, определять способ образования слов, различать части речи и глагольные формы.

Однако и этого мало. Как справедливо отмечает известный исследователь этой проблемы В. Ф. Иванова, «поскольку частицы не и ни чаще безударны и совпадают в произношении, то при выборе этих частиц на письме нужно всегда исходить из их значения, нужно знать, в каких случаях употребляется частица

не и в каких случаях — частица ни. Таким образом, правописание частиц не и ни является лишь внешним проявлением их выбора, а сам выбор диктуется общим смыслом того или иного предложения, словосочетания или слова»1.

Следовательно, только умея анализировать, сопоставлять, рассуждать, учащиеся смогут сознательно решить вопрос о выборе той или иной частицы, смогут правильно определить, чем являются не и ни в данном конкретном случае — приставкой или частицей.

Принцип сознательности усвоения материала мы старались пронести через все уроки по правописанию не и ни.

1 Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. М., 1975, с. 68.

ИЗУЧЕНИЕ ПРАВОПИСАНИЯ НЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В программе начальной школы второго года обучения предусматривается изучение темы «Не с глаголами». В учебнике для II класса 1 работа по этой теме начинается с наблюдения. В упр. 481 учащимся предлагается списать предложения и подчеркнуть глаголы с не:

1. Правда в огне не горит и в воде не тонет.

2. Ложь человека не красит.

3. К то сегодня обманет, тому завтра не поверят.

4. Не спеши языком, спеши делом.

Затем дается правило: «Не перед глаголом пишется отдельно».

Упр. 482, 483, 484 помогают закрепить это правило. Учащимся предлагается вместо точек поставить перед глаголом не, подчеркнуть глаголы с не, выписать в один столбик глаголы с не, в другой — глаголы без нс. В методических разработках Т. Г. Рамзаевой «Уроки русского языка во II классе»2 3 изучение «Не с глаголами» рекомендуется начать с наблюдения над смысловой ролью глаголов с не при сопоставлении утвердительных и отрицательных предложений. Затем предлагаются упражнения в написании не с глаголами: диктант с предварительной подготовкой, запись под диктовку текста и т. п.

В 111 классе* идет практическое закрепление правописания не с глаголами, не с прилагательными (не — приставка), не с наречиями (не — приставка). В учебнике для III класса встречается 142 случая написания слое с не и ни, в том числе: не с глаголами — свыше 80 слов; не с прилагательными — свыше 30; не с наречиями — свыше 20; встречаются и сложные случаи типа: Русской зимы нельзя не любить! Кто не видел ее, тот не может судить о русской народной жизни! (Рыл.); Никто не боится старухи зимы 

 

★ ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "РУССКИЙ ЯЗЫК"

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "РУССКИЙ ЯЗЫК"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика