Правописание НЕ и НИ (Соколова) 1981 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Пособие для учителей, Из опыта работы.
В пособии предлагаются разнообразные приемы работы на протяжении всех лет обучения, позволяющие добиться прочных орфографических навыков в правописании не и ни. Автор широко использует сопоставительные таблицы, приводит тексты для диктантов и проверочных работ, а также материал обобщающего повторения.
© "Просвещение" Москва 1981
Авторство: Галина Павловна Соколова, Редактор И. И. Проскуровская Обложка художника О. В. Камаева Художественный редактор Т. Г. Никулина
Формат: DjVu Размер файла: 0.8 MB
СОДЕРЖАНИЕ
От автора
Изучение правописания не в начальной школе 5
IV класс
Правописание не с глаголами 6
V класс
Правописание не с именами существительными 10
Правописание не с именами прилагательными 17
Правописание не и ни в отрицательных местоимениях .... 22
VI класс
Правописание не с полными и краткими причастиями .... 28
Правописание не и ни с наречиями 35
Изучение правописания не и ни в теме «Частицы» 39
VII класс
Повторение правописания не и ни в курсе VII класса .... 59
VIII класс
Повторение правописания не и ни в курсе VIII класса. . 67
Дидактический материал для разных видов работ по повторению правописания не и ни " ..... 75
Приложение 90
Литература 92
Условные сокращения 93
Скачать бесплатный учебник СССР - Правописание НЕ и НИ (Соколова) 1981 года
СКАЧАТЬ DjVu
ОТ АВТОРА
В школьной практике тема «Частицы» является одной из самых сложных. Особые трудности вызывает написание не и ни.
Большое количество работ учащихся, проанализированных нами в течение 25 лет преподавания, дают основание утверждать, что ошибки на правописание не и ни, выступающих в роли словообразовательных морфем и в роли частиц, относятся к числу устойчивых.
Ошибки в написании не и ни имеют два аспекта: во-первых, это ошибки, связанные со смешением не и ни («негде не был», «некто не приходил» и т. д. вместо: никто не приходил, нигде не был...), во-вторых, — с неверным написанием: слитное вместо раздельного и наоборот (никто — «ни кто», не у кого — «неукого» и т. д.). К числу распространенных относятся ошибки в написании не и ни в предложениях типа Куда ни (не) оглянусь, повсюду рожь густая. Учащиеся не разбираются в значении таких предложений и поэтому смешивают в них частицы не и ни. Кроме того, анализируя подобные предложения, учащиеся делают ошибочное обобщение грамматического характера: «С глаголами употребляется только частица не».
Поэтому для усвоения и правильного применения орфографических правил, связанных с правописанием не и ни, учащиеся должны владеть понятиями «отрицательное и утвердительное предложения», уметь ставить ударение в слове, правильно выделять в нем значимые части, определять способ образования слов, различать части речи и глагольные формы.
Однако и этого мало. Как справедливо отмечает известный исследователь этой проблемы В. Ф. Иванова, «поскольку частицы не и ни чаще безударны и совпадают в произношении, то при выборе этих частиц на письме нужно всегда исходить из их значения, нужно знать, в каких случаях употребляется частица
не и в каких случаях — частица ни. Таким образом, правописание частиц не и ни является лишь внешним проявлением их выбора, а сам выбор диктуется общим смыслом того или иного предложения, словосочетания или слова»1.
Следовательно, только умея анализировать, сопоставлять, рассуждать, учащиеся смогут сознательно решить вопрос о выборе той или иной частицы, смогут правильно определить, чем являются не и ни в данном конкретном случае — приставкой или частицей.
Принцип сознательности усвоения материала мы старались пронести через все уроки по правописанию не и ни.
1 Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. М., 1975, с. 68.
ИЗУЧЕНИЕ ПРАВОПИСАНИЯ НЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В программе начальной школы второго года обучения предусматривается изучение темы «Не с глаголами». В учебнике для II класса 1 работа по этой теме начинается с наблюдения. В упр. 481 учащимся предлагается списать предложения и подчеркнуть глаголы с не:
1. Правда в огне не горит и в воде не тонет.
2. Ложь человека не красит.
3. К то сегодня обманет, тому завтра не поверят.
4. Не спеши языком, спеши делом.
Затем дается правило: «Не перед глаголом пишется отдельно».
Упр. 482, 483, 484 помогают закрепить это правило. Учащимся предлагается вместо точек поставить перед глаголом не, подчеркнуть глаголы с не, выписать в один столбик глаголы с не, в другой — глаголы без нс. В методических разработках Т. Г. Рамзаевой «Уроки русского языка во II классе»2 3 изучение «Не с глаголами» рекомендуется начать с наблюдения над смысловой ролью глаголов с не при сопоставлении утвердительных и отрицательных предложений. Затем предлагаются упражнения в написании не с глаголами: диктант с предварительной подготовкой, запись под диктовку текста и т. п.
В 111 классе* идет практическое закрепление правописания не с глаголами, не с прилагательными (не — приставка), не с наречиями (не — приставка). В учебнике для III класса встречается 142 случая написания слое с не и ни, в том числе: не с глаголами — свыше 80 слов; не с прилагательными — свыше 30; не с наречиями — свыше 20; встречаются и сложные случаи типа: Русской зимы нельзя не любить! Кто не видел ее, тот не может судить о русской народной жизни! (Рыл.); Никто не боится старухи зимы
Русский язык - ОРФОГРАФИЯ - ПРАВОПИСАНИЕ
Методики преподавания , ★ВСЕ - Педагогический опыт - из опыта работы, Автор - Соколова Г.П., Орфография - Правописание, Автор - Проскуровская И.И., Русский язык - Педагогический опыт