Skip to main content

Речь. Речь. Речь: Книга для учителя (Ладыженская, Величко, Доморацкая, Никольская, Новожилова и др.) 1990 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

Речь. Речь. Речь: Книга для учителя (Ладыженская, Величко, Доморацкая, Никольская, Новожилова и др.) 1990

Назначение: Цель книги — помочь учителю I—IV классов в игровой, занимательной форме организовать речевую деятельность детей, вооружить их умением точно и образно выражать свои мысли и чувства в устном и письменном слове.
Научно обоснованная и экспериментально проверенная система проблемных ситуаций, заданий, упражнений, комментарии методического характера позволяют целенаправленно развивать культуру речевого общения и творческие способности младших школьников.

© "Педагогика" Москва 1990

Авторство: Авторы глав и разделов: Т. А. Ладыженская (руководитель авторского коллекти-ва. От редактора), Л. И. Величко (6 заданий в разделе X), 3. А. Доморацкая (XVI), Р. И. Никольская (XI; XV), Ф.А. Новожилова (X, 3), А.А. Решетаров (I, 1,2; X, 4— 6), И.В. Сафонова (X, 2; XII; XIX, 3), Г.И. Сниткина (I, 1), М.С. Соловейчик (IX, 1, 3—7), Г.И. Сорокина (XVII; XVIII), О.Н. Сороцкая (20 заданий по речевой этике), Т. И. Тамбовкина (X, 1; XIII; XIV), М.П. Трубникова (IV; V; VI; VII; VIII; IX, 2; XI), А. И. Шпунтов (II; III; XVIII; XIX, 1, 2).

Формат: PDF Размер файла: 53.4 MB

СОДЕРЖАНИЕ

От редактора 5

I. Для чего нужна речь 8

1. Слово сообщает, влияет, помогает . 20

2. Секреты волшебницы Речи 26

3. Раз, два, три, четыре, пять, учись считалки сочинять 34

Методический комментарий 36

II. Какая бывает речь 40

1. Говорим — слышим. Читаем — пишем . . 41

2. Сначала думаем, потом говорим 47

3. Устная или письменная? 51

Методический комментарий 53

III. Какую речь хочется слушать .54

1. Громко — тихо . 55

2. Медленно — быстро . 59

3. Узнай по голосу . 66

4. Каким тоном ты говоришь? 68

5. Выделяй главное . 72

6. Разговор без слов . . 75

📜 ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ

7. Сочини сказку 85 Методический комментарий 92

IV. Учись говорить правильно 96

Методический комментарий 100

V. Точнее, точнее, точнее . 102

1. Знакомые незнакомцы —

2. Выбери слово . . .108

Методический комментарий . . 114

VI. Богатая ли у тебя речь? . . 116

Методический комментарий 122

VII. Выразительная речь 123

Методический комментарий 131

VIII. Твой словарик . . 133

Методический комментарий 135

IX. Об одном и том же по-разному . _ . . 136

1. Разговорная и деловая речь 137

2. Ты и твой собеседник 141

3. Художественная речь 146

4. Словесные зарисовки 148

5. Загадки 152

6. Сказочные истории 154

7. Твоя деловая речь 156

Методический комментарий 159

X. Что такое текст 162

1. О чем говорит заглавие? 164

2. Опорные слова . . 167

3. Основная мысль . . 169

4. Как построить текст 174

5. Цепочка предложений в тексте . . . 176

6. Какие бывают тексты 181

Методический комментарий . . 186

XI. Пересказы, пересказы 190

1. Зачем нужен план 192

2. Перескажи подробно 194

3. Коротко, но ясно . . 197

4. Аннотация 208

5. Выбери самое главное 212

Методический комментарий . . 218

XII. Что, где, когда? 220

1. Письменные объявления 221

2. Устные объявления 227

3. Афиши. 230

Методический комментарий 233

XIII. Письма пишут разные 234

1. Адрес, конверт и почта 235

2. Отправитель — получатель 237

3. Письмо — это текст 240 4. Записка 245

5. Поздравительное письмо 247

6. Письмо в газету . . 249

7. Зачем пишут письма 250 Методический комментарий 254

XIV. Личный дневник 256

Методический комментарий 259

XV. Сто тысяч «почему» живут на белом свете 260

1. Объясни и докажи —

2. Сделай вывод . . . 268

3. Цитата, правило . . 269 4. Как начать рассуждение 271

5. Несколько причит . . 274 Методический комментарий 279

XVI. Учись рисовать словами 280

Методический комментарий 283

XVII. Что общего — чем отличаются . 284

1. Правила сравнения —

2. Сравни и опиши . . 288

3. Сравни и докажи . . 295

Методический комментарий 297

XVIII. О себе и о других 298

Методический комментарий 306

XIX. О том, что бывало 308

1. Было или придумано? 309

2. Невыдуманные рассказы 313

3. Веселые происшествия 325

Методический комментарий 333

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник СССР - Речь. Речь. Речь: Книга для учителя (Ладыженская, Величко, Доморацкая, Никольская, Новожилова и др.) 1990 года

СКАЧАТЬ PDF

📜 ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ

От редактора

В школу приходят дети 6—7 лет, которые употребляют от 3 до 5—6 тысяч слов и практически владеют грамматикой родного языка, т. е. правильно склоняют, спрягают, строят предложения. Одаренные дети сочиняют стихи, придумывают сказки, фантастические и реальные истории.

Но вот проходят первые 3—4 года обучения в школе. Начиная постигать основы наук, дети, естественно, усваивают много специальных слов, некоторые книжные конструкции — овладевают учебно-научным стилем речи. Однако развитие их связной речи тормозится: речь детей становится менее раскованной и эмоциональной, более трафаретной, даже обедняется. И эта намечающаяся тенденция приводит, как правило, к печальным результатам: многие выпускники нашей школы так и не овладевают в должной мере родным языком как средством общения.

А ведь нам надо приобщить ученика, по словам Н. К. Крупской, «к многогранной кипучей общественности, дать ему возможность быть активным членом общества, понимающим других и умеющим быть понятым другими». И чем раньше мы начнем развивать у детей уникальный человеческий дар — дар слова, чем раньше сделаем все, чтобы, по выражению советского языковеда В. И. Чернышева, «открыть уста детей», тем скорее добьемся желаемых результатов.

Пока же школа еще не решает эту важную, социально значимую задачу. Причин тому много. Но главная из них, на наш взгляд, — отсутствие разработанной на научной основе методики развития речи именно младших школьников — как раз детей того возрастного периода, когда они еще обладают особыми способностями к «впитыванию» речи и у них уже сформирована готовность к овладению различными разновидностями связной речи.

Цель нашей книги и заключается в том, чтобы дать в руки учителя материал, с помощью которого он сможет решать задачи обучения родной речи. Поэтому в каждой главе книги выделяется два раздела: один — для работы в классе — включает элементы учебника (учебной тетради) по речи; второй — методический комментарий учителю: для чего вводится то или иное понятие, как оно отра

батывается, что может затруднить учеников, как эти затруднения можно преодолеть.

Основные педагогические идеи нашей программы.

1. От практики к теории и опять к практике.

Наша задача — помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе пойти вперед в овладении умением общаться. Это требует введения элементарных речеведческих понятий (сведений) — о том, для чего нужна речь, что такое текст, какие разновидности текстов встречаются, как они строятся и т. д.

Основу нашей программы составляют

понятия речевого плана, или речеведческие понятия;

предписания, инструкции, обучающие определенным способам действий;

коммуникативные умения (определенного уровня), формируемые на основе осмысления речеведческой теории.

Таким образом, наша система обучения предполагает организацию активной речевой деятельности учеников. Дети постоянно применяют полученные знания, самостоятельно создавая определенные высказывания, речевые произведения. Поэтому каждая глава книги включает задания продуктивного типа.

2. Культура — культурный человек — культура речевого поведения. Эти понятия рассматриваются нами как соотносительные и взаимосвязанные. Иначе: культура речевого поведения — проявление общей культуры человека. В процессе работы дети приближаются к осознанию важных идей мировоззренческого характера — о связи языка и действительности, языка и мышления, о значении культуры речевого поведения в жизни. Именно поэтому особую роль в нашей системе играют те задачи и упражнения, которые развивают в детях критическое восприятие речи, чувство уместности высказывания (как говорят лингвисты, чувство коммуникативной целесообразности). Специальные задания воспитывают внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку, т. е. с воспитанием вежливости. Эта линия программы представлена в книге разделом, который ведет добрый и вежливый крокодил Гена.

3. Развитие творческого воображения и литературных способностей детей.

«Родной язык, — писал Я. Корчак, — это не нарочно придуманные для ребенка правила и нравоучения, а воздух, которым дышит его душа наравне с душой всего народа». Ребенок «дышит» воздухом творчества: он хочет рисовать, петь, сочинять — и нужно лелеять эту способность его души. Меньше всякого рода запретов («Не пиши сложными предложениями», «Не пиши много, наделаешь ошибок» и т. д.) — больше свободы, фантазии! И тогда даже в самых обычных (прозаических) сочинениях типа «Как мы ходили в лес за грибами» ученику захочется сказать о чем-то своем и по-своему. Только в речевой практике он поймет, что «с помощью родного языка можно творить чудеса» (К. Г. Паустовский). А вот чтобы разбудить творческое воображение, нужны путешествия в страну

Сочиняйку. Эту линию в книге ведет любимый детьми Винни-Пух, который сам сочиняет пыхтелки, ворчалки, шумелки и пр.

4. Веселое сотворчество.

Мы учим серьезным вещам, но хотим, чтобы детям было интересно. Методика всей работы задумана как увлекательное дело, которое требует творчества от детей и конечно же от их наставников. Общение в своей основе, как писал В. А. Сухомлинский, всегда творчество. И то общение, которое составляет суть обучения (учитель — ученики; ученик — ученики в классе и т. д.), и то, которому учитель учит детей для жизни.

Стремлением учить серьезному увлекательно объясняется особое внимание к отбору занимательного текстового материала: постановка задач проблемного характера при введении нового знания, использование игровых приемов, забавных сюжетов, рисунков, с помощью которых ученики становятся активными участниками определенной речевой ситуации.

А теперь несколько организационных советов.

1. Опыт показывает, что для систематической работы по нашей книге нужно, чтобы каждый ученик завел особую тетрадь (лучше потолще, в которой могут быть сделаны всякого рода рисунки) и словарик «Речевичок».

2. Учителю следует заблаговременно побеспокоиться об исправности школьного магнитофона, узнать, у кого из ребят есть дома магнитофоны и фотоаппараты (а может быть, киноаппараты и видеомагнитофоны).

И еще: прежде чем начать работу по этой книге, будет разумно заранее спланировать на год всю работу, учитывая речевую подготовку своих питомцев.

В добрый путь, друзья!

Условные обозначения: ? — постановка проблемы; ► — теоретические сведения (памятки, правила, предписания, выводы); О — дополнительные задания; * — игра; * — значение слова нужно смотреть в толковом словаре.

Авторы благодарят учителей, принимавших участие в проверке экспериментальных материалов и высказавших ряд ценных замечаний, предложений и пожеланий: Н. И. Аверину (Калининград), Л. Б. Ермоленкову (Смоленск), Г. С. Желницкую (село Рождество Калининской области), Н. И. Капырину (Москва), Р. А. Каршинову (Москва), С. И. Кольцову (Тихвин), Л. Г. Надольную (Севастополь).

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА РЕЧЬ

Q Послушай сказку и скажи, почему ' плохо быть невидимкой.

Невидимка

Жил-был мальчик Толя. Как и все дети, Толя учился в школе. Однажды Толя пошел в школу, не выучив урока, и очень боялся, что учитель вызовет его.

— Ах, если бы я смог стать невидимкой, чтобы меня никто не видел и не слышал, — подумал он.

Учитель начал урок с переклички, а когда дошел до Толи, тот ответил: «Я здесь». Но никто его не услышал, и учитель, вздохнув, сказал: «Жаль, что Толя не пришел в школу. Сегодня я как раз хотел вызвать его». Тут Толя понял, что стал невидимкой.

После урока одноклассники высыпали на улицу. Они весело разговаривали друг с другом, шутили, смеялись, рассказывали всякие забавные истории. Вместе с ними выбежал и Толя. Но ребята его не видели. Толя

напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастать, что он невидимка; он подбегал то к одному, то к другому мальчику; говорил смешное, чтобы развеселить ребят, даже предлагал конфеты. Но ребята не видели и не слышали его, попросту не замечали. Толе стало скучно, и он побежал домой. Мама стояла на балконе. «Мама, вот он я!» — крикнул Толя. Но мама не видела и не слышала его и ничего не ответила сыну. «Я не хочу быть невидимкой, — заплакал Толя. — Хочу, чтобы мама видела меня, хочу разговаривать с ребятами! Хочу, чтобы учитель вызвал меня отвечать урок! Очень плохо быть невидимкой! Очень плохо быть одному!»

И Толя снова стал обыкновенным мальчиком.

Здравствуй, первоклассник!

Я приглашаю тебя в путешествие по стране Сочинянке.

А любая дорога веселее и интереснее, если сам что- нибудь сочиняешь.

Хочешь попробовать? Тогда ищи в книге страницы, на которых я нарисован.

Представь, что все это произошло с тобой. Расскажи эту историю.

ОРГАНИЗУЙ В КЛАССЕ КОНКУРС НА ЛУЧШЕГО РАССКАЗЧИКА НЕВЫДУМАННЫХ ВЕСЕЛЫХ РАССКАЗОВ ЛУЧШИЕ РАССКАЗЫ СОБЕРИТЕ В АЛЬБОМ «И ВСЕ ЗАСМЕЯЛИСЬ»

Вспомни о смешных случаях, происшедших с тобой, с твоими друзьями в школе, дома, на улице. Расскажи так, чтобы и слушателям было смешно.

Методический комментарий

Чаще всего в начальных классах ученики получают задание: рассказать. Задача главы — дать детям первоначальные знания о рассказе (его содержании, структуре, языковом оформлении), научить оценивать, анализировать готовые рассказы и самостоятельно создавать невыдуманные истории о том, что было на самом деле с самим рассказчиком или с его друзьями, знакомыми, о том, что он видел, участником чего был или о чем слышал.

Было или придумано? 1—2. Важно, чтобы дети поняли, что в рассказе всегда должно говориться о случае, который действительно произошел или мог произойти с рассказчиком или его знакомыми. Необходимо, чтобы дети не просто определили, где сказка, а где рассказ, но и попытались доказать, объяснить правильность своего ответа. В сказке — сказочные слова и выражения, волшебство; в рассказе — реальные действующие лица и события: я отдыхала этим летом, отдыхала в деревне, мы с Сашей и т. д. (все происходило на самом деле с самим рассказчиком — со мной).

3. Дети учатся отличать рассказ от выдуманной истории (от того, чего не бывает в жизни), различать фантазию и ложь. Рассказ не имеет традиционной концовки. Задача учителя подвести учащихся к выводу о том, что ложь всегда «выплывает» наружу, открывается. И солгавшему человеку бывает стыдно за свой дурной поступок даже по прошествии многих лет.

4. Типичным недостатком детских рассказов является простое перечисление

событий, действий (где был, что делал, что видел). Сравнивая два текста, дети должны понять: для того чтобы рассказ получился интересным, в нем должно подробно говориться только об одном случае.

5. Анализ текстов помогает практически познакомить учащихся со структурой рассказа.

6—8. Придумывание отдельных частей рассказа, составление рассказов по сюжетным картинкам подготавливает детей к рассказыванию о случаях из собственной жизни.

Невыдуманные рассказы. 9—И. Учащиеся вспоминают, что в невыдуманном рассказе говорится о случае, который действительно произошел с рассказчиком или с другими людьми, о которых он рассказывает. Об этом говорит употребление личных местоимений я, мы, точное указание на время и место действия (например: «Было это поздней осенью в последний год войны»).

12—14. Анализ текстов, рассматривание сюжетных картинок и составление по ним высказываний помогают учащимся осознать особенности невыдуманного рассказа, наличие в нем трех основных частей: начальной (зачина), главной (основной), заключительной (концовки).

15. Учащиеся узнают, что из начала рассказа должно быть ясно, с кем, когда, где, при каких условиях произошел тот или иной случай или чем вызван был тот или иной поступок.

16. В первом тексте без начала непонятно, кто именно из ребят оказался на поле около леса, как спугнули зайца;

может быть, они были на прогулке, громко разговаривали. Из второго текста непонятно, как ребята оказались на берегу, какое у них было задание и т. д. (их послали стеречь утят). Восстановить начало каждого рассказа помогут детям первые рисунки. Учитель должен обратить внимание детей на то, что из начала рассказа должно быть ясно, о ком и о чем будет говориться дальше, где и когда произошел случай. А тон, каким будет рассказано, покажет, смешной или печальный был этот случай.

17. Важно, чтобы ребята придумали продолжение историй, соответствующее их началу.

18—20. Эти задания помогут осознать детям, что в рассказе самая большая и важная часть — средняя, что именно в ней подробно говорится о том, что и как произошло с рассказчиком. Задание 19 позволяет объяснить, как и для чего можно использовать в рассказе диалог.

21—24. Выясняется, что в концовке рассказа подводится итог сказанному, иногда выражается основная мысль; употребляются слова и словосочетания, которые подчеркивают завершенность рассказа.

25—30. Задания закрепляют знания о композиции рассказа и учат сочинять собственные рассказы. Задание 28 на редактирование (исправление, переработку, дополнение) поможет учащимся осознать недостатки в своих рассказах и рассказах товарищей, а также укажет пути их устранения.

31—34. Речевое оформление услышанных историй требует специальной подготовки. Важно, чтобы в начальной части рассказа (во вступлении) школьники научились точно указывать, где, когда, при каких обстоятельствах и кем была рассказана услышанная история, а в конечной части (в концовке) отмечалось впечатление, которое произвел рассказ на слушателей, и кратко сообщалось, что произошло с момента рассказа с рассказчиком.

С нами самими, с нашими друзьями и знакомыми случается в жизни много смешного и забавного. И часто у нас появляется желание рассказать об этих веселых происшествиях. А порой мы не видим в комической ситуации, в которую попали, ничего смешного. Конечно, очень важно обладать чувством юмора. Но не менее необходимо уметь рассказать о смешном именно смешно. Цель заданий — познакомить учеников с весе

лыми (смешными) рассказами, помочь осмыслить, как строится смешной рассказ, показать некоторые приемы создания комического, научить рассказывать смешно о смешном.

35. На рисунках X. Бидструпа «Выдрессировал» изображен действительно смешной случай, и художник прибег к небольшому преувеличению — в последнем рисунке, который является в данном рассказе одновременно и самым острым моментом всего рассказа и его концовкой.

Ученики должны в этом рассказе в рисунках найти начало (1) истории, развитие действия (2—6) и концовку (7), описать изображенное. Если убрать последний рисунок, рассказ не будет смешным: что смешного в том, как хозяин обучает свою собачку?

42. В рассказе В. Драгунского говорится о действительно смешном случае из школьной жизни. При этом Дениска сам рассказывает о том, что с ним произошло, и мы верим каждому его слову, живо представляем все, о чем он говорит.

Табличная запись после рассказа показывает, как писатель использовал богатство языка при описании случившейся смешной ситуации. Секрет создания комического не только в том, что песенный куплет повторяется несколько раз сначала Мишкой, а потом и Дениской, но также и в том, что изображено поведение и переживания «горе-сатириков» во время своего выступления. Нельзя выбросить из рассказа описание Мишкиной позы с рукой, которая все время то откидывается в сторону, то выкидывается, то аккуратно выкидывается, то вымахивается, то выставляется.

Дополнительно можно обратить внимание учеников на данное в рассказе объявление и спросить, правильно ли оно составлено, верно ли выделены здесь основные информационные компоненты, можно ли еще что-то выделить в нем (можно: слова сегодня — когда? и выступление — ч т о?).

43. Цель задания в том, чтобы школьники попытались сами, вспомнив прочитанную книгу или просмотренный мультфильм, рассказать, что же случилось дальше с Печкиным. Конечно, смешно, что Печкин, устав от повторений Хватайки, начинает сам говорить одно и то же, а галчонок начинает говорить слова Печкина.

УЧЕБНИКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

БОЛЬШЕ НЕТ

Русский язык - ОБУЧЕНИЕ В ФОРМЕ ИГРЫ - ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

 

Найти похожие материалы можно по меткам расположенным ниже

             👇

Автор - Ладыженская Т.А., Автор-учебника - Тамбовкина Т.И., ★ВСЕ➙ Учебники 1 класс, ★Все➙ Учебники 2 класс, ★Все➙ Учебники 3 класс, ★Все➙ Учебники 4 класс, ★Все➙ Для Учителей, ★ВСЕ➙ Обучение в форме игры - Занимательное, Автор - Сорокина Г.И., Русский язык - 1 класс, Русский язык - 2 класс, Русский язык - 3 класс, Русский язык - 4 класс, Русский язык - Для Учителей, Русский язык - Обучение в форме игры - Занимательное, Автор - Величко Л.И., Автор - Доморацкая 3.А., Автор - Никольская Р.И., Автор - Новожилова Ф.А., Автор - Решетаров А.А., Автор - Сафонова И.В., Автор - Сниткина Г.И., Автор - Сороцкая О.Н., Автор - Трубникова М.П., Автор - Шпунтов А.И., Для учащихся младших классов, Для учащихся средних классов, Русский язык - Для младших классов

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела "РУССКИЙ ЯЗЫК"

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика