Русский язык СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (Баранов, Костяева, Прудникова) 1993 год скачать Советский учебник

Старые учебники СССР

ru-sprav-1993.jpg 

Назначение:   УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Книгоиздательство:  ИЗДАТЕЛЬСТВО "ПРОСВЕЩЕНИЕ" Москва 1993

Авторство: Михаил Трофимович Баранов, Тамара Александровна Костяева, Антонина Васильевна Прудникова

Формат: PDF, Размер файла: 23.6 MB

 

СОДЕРЖАНИЕ

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

О книге «Русский язык» 3

      Общие сведения о языке 6

      Язык — важнейшее средство общения (6). Русский язык (6).

     

      Фонетика 10

      Звуки языка (10). Образование звуков языка (10). Гласные звуки (11). Согласные звуки (11). Чередование звуков (12). Ударе-

      ние (13). Место ударения в слове (14). Слог (14).

     

      Графика 15

      Буквы русского письма (15). Обозначение на письме звуков (16). Соотношение звуков и букв (17).

См. оглавление полностью...

     

      Орфоэпия 18

      Правила орфоэпии (18). Фонетический разбор слова (18).

     

      Лексика 20

      Лексическое значение слова (20). Однозначные и многозначные слова (20). Прямое и переносное значения слов (20). Омонимы I (21). Синонимы (21). Антонимы (22). Общеупотребительные и необщеупотребительные слова (23). Диалектные слова (23). Профессиональные слова (24). Заимствованные слова (24). Устаревшие слова (24). Новые слова (25).

     

      Фразеология 25

      Фразеологизмы (25). Словари русского языка (26).

     

      Словообразование 32

      Состав слова (32). Основа и окончание (32). Корень слова (33). Суффикс (34). Приставка (35). Варианты значимых частей слова (35). Способы образования слов (36). Приставочный способ (36). Суффиксальный способ (37). Приставочно-суффиксальный способ (37). Бессуффиксный способ (38). Сложение как способ образования слов (39). Сложение сокращённых основ (40). Переход слов одной части речи в другую (40). Образование самостоятельных частей речи (42). Образование служебных частей речи (44). Разбор слова по составу (44). Словообразовательный разбор (45).

     

      Морфология 48

     

      Самостоятельные части речи (53).

      Имя существительное (53). Значение и грамматические признаки имени существительного (53). Имена существительные собственные и нарицательные (54). Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые (55), Род имён существительных (55). Число имён существительных (56). Падежи имён существительных (57). Склонение имён существительных (58). Первое склонение (58). Второе склонение (59). Третье склонение (62). Разносклоняемые имена существительные (63). Несклоняемые имена существительные (64). Морфологический разбор имени существительного (65).

     

      Имя прилагательное (66). Значение и грамматические признаки имени прилагательного (66). Качественные прилагательные (67). Сравнительная степень (68). Превосходная степень (71). Относительные прилагательные (73). Притяжательные прилагательные (74). Переход прилагательных из одного разряда в другой (75). Изменение имён прилагательных (76). Морфологический разбор имени прилагательного (80).

     

      Имя числительное (83). Значение и грамматические признаки имени числительного (83). Простые и составные числительные (84). Количественные числительные (85). Числительные, обозначающие целые числа (85). Склонение числительных (85). Дробные числительные (88). Собирательные числительные (88). Порядковые числительные (89). Морфологический разбор имени числительного (90).

     

      Местоимение (91). Значение и грамматические признаки местоимения (91). Разряды местоимений по значению (92). Личные местоимения (93). Возвратное местоимение себя (95). Вопросительные и относительные местоимения (95). Неопределённые местоимения (97). Отрицательные местоимения (98). Притяжательные местоимения (99). Указательные местоимения (100). Определительные местоимения (102). Морфологический разбор местоимения (103).

     

      Глагол (105). Значение и грамматические признаки глагола (105). Неопределённая форма глагола (или инфинитив) (106). Виды глагола (107). Переходные и непереходные глаголы (108). Возвратные глаголы (110). Наклонения глагола (110). Употребление наклонений глагола (112). Время глагола (112). Настоящее время (113). Прошедшее время (113). Будущее время (114). Спряжение глагола (115). Разноспрягаемые глаголы (117). Безличные глаголы (118). Морфологический разбор глагола (118).

     

      Причастие (119). Значение и грамматические признаки причастия (119). Действительные и страдательные причастия (121).

      Образование причастий (122). Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени (123). Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (125). Краткие страдательные причастия (126). Переход причастий в прилагательные (127). Склонение причастий (130). Морфологический разбор причастия (130).

     

      Деепричастие (131). Значение и грамматические признаки деепричастия (131). Деепричастия несовершенного вида (133). Деепричастия совершенного вида (134). Отличие деепричастий от причастий (136). Переход деепричастий в наречия (137). Морфологический разбор деепричастия (138).

      Наречие (139). Значение и грамматические признаки наречия (139). Степени сравнения наречий (142). Морфологический разбор наречия (143).

     

      Служебные части речи (143).

      Предлог (143). Грамматические признаки предлога (143). Не-производные и производные предлоги (145). Морфологический разбор предлога (145).

      Союз (146). Грамматические признаки союза (146). Сочинительные союзы (147). Подчинительные союзы (148). Морфологический разбор союза (149).

      Частица (150). Формообразующие частицы (150). Отрицательные частицы (151). Модальные частицы (151). Морфологический разбор частицы (152).

      Междометие (153).

     

      Синтаксис 156

     

      Словосочетание (156). Виды словосочетаний (157). Способы связи слов в словосочетании (159). Синтаксический разбор словосочетания (160).

      Предложение (160).

     

      Простое предложение (162). Порядок слов в предложении. Логическое ударение (162). Члены простого предложения (163). Главные члены предложения (163). Второстепенные члены предложения (168). Виды простых предложений (176). Виды простых предложений по цели высказывания (176). Виды простых предложений по эмоциональной окраске (177). Виды простых предложений по наличию главных членов (177). Виды простых предложений по наличию или отсутствию второстепенных членов (179). Виды простых предложений по наличию или отсутствию необходимых членов предложения (179). Простое осложнённое предложение (180). Однородные члены предложения (180). Обращения, вводные слова и междометия в предложении (183). Отличие вводных слов от членов предложения (185). Обособленные члены предложения (186). Виды обособленных второстепенных членов предложения (186). Синтаксический разбор простого предложения (192).

      Прямая и косвенная речь. Диалог (193). Прямая речь (193). Диалог (194). Косвенная речь (194). Замена прямой речи косвенной (195). Передача чужой речи простым предложением (197). Цитаты, различные способы цитирования (197). План синтаксического разбора предложения с прямой речью (198).

     

      Сложное предложение (198). Сложное союзное предложение (199). Сложносочинённое предложение (199). Сложноподчинённое предложение (202). Строение сложноподчинённого предложения, состоящего из двух простых (202). Виды сложноподчинённых предложений по значению (205). Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными (209). Бессоюзное сложное предложение (211). Виды бессоюзных сложных предложений (211). Синтаксический разбор сложного предложения (213).

      Сложное предложение с разными видами связи (215). План синтаксического разбора сложного предложения с разными видами связи (216).

     

      Орфография

      Орфограмма (218).

      Орфографическое правило (220).

      Группы орфограмм (221). Орфограммы в корне слова (221). Орфограммы в приставках (224). Орфограммы после шипящих и ц в корнях, суффиксах и окончаниях (226). Орфограммы-гласные (не после шипящих) в суффиксах разных частей речи (228). Орфограммы в окончаниях слов (233). Орфограммы — буквы ъ и ь (234). Орфограммы — большие буквы (236). Не и ни на письме (237). Орфограммы-дефисы (240). Непроверяемые орфограммы в словах (243). Перенос слов (243). Соединительные гласные в сложных словах (244).

     

      Пунктуация

      Знаки препинания и их назначение (246). Пунктуационное правило (246).

      Группы знаков препинания (247). Знаки завершения (247). Знаки препинания в конце предложения (247). Разделительные знаки препинания (248). Разделительные знаки препинания в простом предложении (248). Разделительные знаки препинания между простыми предложениями в сложном предложении (251) Разделительные знаки препинания между частями предложения с прямой речью (253). Выделительные знаки препинания (254). Случаи, когда пунктуационный знак не ставится (262). Список изученных в школе пунктуационных правил (263).

     

      Стилистика 266

      Языковые средства стилей (266).

      Стили литературного языка (266). Разговорный стиль (267). Официально-деловой стиль (269). Публицистический стиль (272). Научный стиль (273). Художественный стиль (стиль художественной литературы) (275). Текст (277). Смысловые типы текстов (278).

      Культура речи (280). Правильность речи (280). Речевое мастерство (281).

Скачать учебник  СССР - Русский язык СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 1993 года  

Скачать

 Скачать...

 

См. Отрывок из учебника...

 Отрывок из учебника: Обучение русскому языку в 4 классе 1981 год

 

ЧАСТИ РЕЧИ

 

Воспроизведение определений и орфографических правил. Среди них — описательные, большие по объему определения частей речи (характеристика их по трем основаниям). Такого типа определения встречаются четвероклассникам впервые и, естественно, требуют прежде всего осознания их структуры (о чем подробно см. в главе «Изучение частей речи» на с. 178).

 

Особенностью этих определений является также то, что они дополняются образцами рассуждений, которые нередко носят сравнительный характер и используются для установления принадлежности слова к той или иной части речи (белый — белизна; купаться — купание и т. д.). Эта часть теоретических сведений (о способах деятельности) введена в упражнение 424 (с. 181), где дается образец устного ответа для определения имен существительных. Общий план этого типа ответа («Как определять части речи») дается в разделе «Памятки» (на с. 301).

 

Усвоение определенной последовательности действий в свою очередь облегчает ученикам формулировку ответов на вопросы типа «Какая это часть речи? Докажи»; «Почему данное слово относится (ты относишь) к глаголам (существительным, прилагательным) ?», способствует освоению способов введения доказательств с помощью слов во-первых, во-вторых и т. д. и вывода с помощью слов значит, таким образом и т. д. Новыми, но несложными для усвоения четвероклассниками являются описательные определения кратких прилагательных и видов глагола, среди орфографических правил — правило о написании о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных и прилагательных (с. 214, 225) и правило о написании букв е и и в корнях с чередованием (с. 252).

 

Орфографические правила такжение, и в окончаниях существительных (на с. 204) и образец рассуждения в упражнении 480, а также материалы о правописании гласных в падежных окончаниях прилагательных (§ 75, на с. 222 и в упр. 524) и в личных окончаниях глаголов (§ 90, на с. 264).

 

Пересказ текстов упражнений. В разделе «Имя существительное» предлагаются для пересказа тексты двух упражнений. Пересказ первого текста (упр. 454) позволит учащимся усвоить формы словоизменения существительного мышь, пересказ текста о невидимых чернилах (упр. 461) —формы существительного чернила. Поэтому важно перед пересказом проанализировать с морфологической точки зрения указанные существительные, выделить сочетания слов и словосочетания, в которых проявляются формы рода существительного мышь (например, мышь съела, мышь исчезла и т. д.) и форма числа существительного чернила.

 

Тексты упражнений 488 (об употреблении существительных на -ий, -ие, -ия), 492 (об употреблении слов название и заглавие), 577 (об употреблении глаголов звать и называть) содержат некоторые дополнительные сведения лингвистического характера. Целесообразно выслушать устные пересказы, подготовленные сильными учащимися. ’

 

Разбор частей речи. Учитель предлагает проанализировать данную в учебнике последовательность разбора. Ученики вычленяют постоянные и непостоянные признаки части речи; мотивируют последовательность введения каждого из них. Например: «Почему следует (почему лучше) вначале определить род существительного, а затем уже его склонение?» Или: «Почему вначале указывается число глагола, а потом лицо (или род)?» Затем анализируется образец связного устного разбора. Учитель обращает внимание на выражения типа стоит в (§ 65, разбор имени существительного), здесь употреблено в (§91, разбор глагола), и ученики тренируются в устном разборе, опираясь на данный в учебнике образец.

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "РУССКИЙ ЯЗЫК"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика