Skip to main content

Советские учебники и книги по Русскому языку

Русский язык УЧЕБНИК ДЛЯ 5—6 КЛАССОВ (Бархударов, Крючков) 1962 год скачать Советский учебник

Старые учебники СССР

обложка Русский язык Фонетика и Морфология

Назначение:   УЧЕБНИК ДЛЯ 5—6 КЛАССОВ Средней школы

Книгоиздательство: Государственное Учебно-Педагогическое издательство Москва 1962 (издание девятое)

Авторство: Степан Григорьевич Бархударов, Сергей Ефимович Крючков

Формат: DjVu, Размер файла: 7.13 MB

Утвержден Министерством просвещения РСФСР

 

СОДЕРЖАНИЕ

 Повторение пройденного в начальной школе

      Предложения повествовательные, вопросительные, восклицательные. Точка, вопросительный и восклицательный знак в конце предложения (3). Главные и второстепенные члены предложения (4). Предложения с однородными членами (5). Сложные предложения (6). Обращение (7). Знаки препинания при прямой речи (8). Правописание глаголов (9). Правописание окончаний существительных (II). Правописание окончаний прилагательных (12). Предлоги и приставки (13). Правописание гласных в корне (14). Общее повторение (16)

      ФОНЕТИКА

      § 1. Образование звуков речи. Звуки гласные и согласные (17). § 2. Слог. Неслоговой звук й (18), § 3. Буквы. Алфавит (19). § 4. Употребление прописной буквы (24). {/spoilers}

📜  ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ....

§ 5. Ударение (26). § 6. Глухие и звонкие согласные (28). § 7. Мягкие и твёрдые согласные (29). § 8. Звуки ж, ш, н, щ. Буква ь после шипящих (31). § 9. Правописание гласных после шипящих (32). § 10. Правописание сочетаний чк, чн, нч, нщ, рщ (32). § 11. Буквы ыи к после щ (33). § 12. Буквы ъ и ь — разделительные знаки. (31). Повторительные упражнения (37)

      МОРФОЛОГИЯ

      СОСТАВ СЛОВА (39).

      § 13. Основа и окончание (39). § 14. Корень, суффикс, приставка (40). § 15. Правописание гласных, проверяемых ударением (44). § 16. Правописание гласных, не проверяемых ударением (46). § 17. Чередование гласных (48). § 18. Корни с чередованием и — е (48). § 19. Корни с чередованием а — о (49). § 20. Корни с чередованием я — им (55). § 21. Правописание о и е после шипящих в корне (56). § 22. Полногласные и неполногласные сочетания в корнях слов (58). § 23. Беглые гласные (59). § 24. Правописание согласных в корне (60). § 25. Корни с чередующимися согласными (61). § 26. Правописание корней с непроизносимыми согласными (62). § 27. Правописание согласных в приставках (основное правило) (64). § 28. Приставки на з (64). § 29. Правописание гласных в приставках (основное правило) (66). § 30. Правописание гласных в приставках раз-(рас-) — роз-(рос-) (67). § 31. Правописание приставок пре- и при- (67). § 32. Буква ь после приставок (70). § 33. Буква ы после приставок (71). § 34. Сложные слова (72). § 35. Сложносокращённые слова (74), § 36. Правила переноса слов (75)f Повторительные упражнения (77).

      ЧАСТИ РЕЧИ § 37 (78).

      Имя существительное (78).

      § 38. Значение и грамматические признаки существительного (род, число, падеж) (78). § 39. Существительные, имеющие только одно число (81). § 40. Имена существительные собственные (82). § 41. Склонение существительных. Падежи (83). § 42. Три склонения существительных (85). § 43. Первое склонение (86). § 44. Второе склонение (89). § 45. Правописание о и е в окончаниях существительных после шипящих и и, (93). § 46. Третье склонение (94). § 47. Склонение существительных во множественном числе (98). § 48. Именительный падеж множественного числа (99). § 49. Родительный падеж множественного числа (101). § 50. Правописание существительных в родительном падеже множественного числа (103). § 51. Существительные разносклоняемые (106). § 52. Несклоняемые существительные (107). § 53. Образование существительных (109). § 54. Суффиксы первой группы (109). § 55. Правописание суффиксов -ек, -ик, -ец, -ащ, -еньк, -оньк, -ышк- (110). § 56. Правописание окончаний существительных после суффиксов -ищ-, -ушк-, -юшк-, -ишк-, -ышк- (112). § 57. Правописание о не после шипящих в суффиксах существительных (113). § 58. Суффиксы второй группы (114). § 59. Образование и правописание существительных с не (117). Повторительные упражнения (118).

      Имя прилагательное (121).

      § 60. Значение и грамматические признаки прилагательного (изменение по числам, родам и падежам) (121). § 61. Степени сравнения прилагательных. Прилагательные качественные и относительные (122). § 62. Образование сравнительной степени (123). § 63. Образование превосходной степени (124). § 64. Краткие несклоняемые прилагательные (126Ь § 65. Склонение прилагательных (127). § 66. Притяжательные прилагательные на ий-, -ья, -ье и их склонение (133). § 67. Притяжательные прилагательные на -ин (-ын), -ов (-ев) и их склонение (135). § 68. Переход прилагательных в существительные (136). § 69. Образование прилагательных (139). § 70. Суффиксы первой группы (139). § 71. Суффиксы второй группы (140). § 72. Правописание нн и н в прилагательных, образованных от существительных (142). § 73. Правописание прилагательных с суффиксами -ск- и -к- (144). § 74. Буквы о не после шипящих и Щ в суффиксах прилагательных (145). § 75. Правописание сложных прилагательных (146). § 76. Образование и правописание прилагательных с не (148). Повторительные упражнения (150).

      Имя числительное (151).

      § 77. Общее понятие об именах числительных (151). § 78. Группы числительных по их составу (152). § 79. Количественные числительные и их грамматические признаки (152). § 80. Правописание количественных числительных (154). § 81. Склонение числительного один (155). § 82. Склонение числительных два, три, четыре (155). § 83. Склонение числительных от пяти до двадцати и числительного тридцать (156). § 84. Склонение числительных сорок, девяносто, сто (156). § 85. Склонение числительных 50, 60, 70, 80; 500, 600, 700, 800, 900; 200, 300, 400 (157). § 86. Склонение числительных полтора, полторы, полтораста (158). § 87. Склонение числительных оба — обе (158). § 88. Склонение составных количественных числительных (159). § 89. Порядковые числительные, их грамматические признаки и правописание (160). Повторительные упражнения (163).

      Местоимения

      § 90. Значение местоимений и их грамматические признаки (164). § 91. Личные местоимения (165). § 92. Склонение личных местоимений (166). § 93. Возвратное местоимение (167). § 94. Притяжательные местоимения (168). § 95. Склонение притяжательных местоимений (168). § 96. Указательные местоимения (169). § 97. Склонение указательных

      местоимений (169). § 98. Склбйение местоимения столько (169). § 99. Определительные местоимения (170). § 100. Склонение определительных местоимений сам и весь (170) § 101. Вопросительные мёстоимения (171). § 102. Склонение вопросительных местоимений (172), § 103. Относительные мес?6ймеНйя (172). § 104. Неопределённые местоимения и их правописание (173). § 105. Отрицательные местоимения и их правописание (173). § 106. Склонение отрицательных местоимений (174). § 107. Таблица разрядов местоимений (176). Повторительные упражнения (177).

      Глагол (181).

      § 108. Значение глагола и его основные грамматические признаки (181). § 109. Правописание не с глаголами (182). § 110. Неопределённая форма глагола (183). § 111. Переходные и непереходные глаголы (184). § 112. Возвратные глаголы (185). § 113. Виды глагола (186). § 114. Образование видов (189). § 115. Наклонения глагола (191) § 116. Времена глагола (191). § 117. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и по числам (193). § 118. Правописание безударных личных окончаний (196). § 119. Разноспрягаемые глаголы (198). § 120. Безличные глаголы (199). § 121. Правописание -тся и -ться в глаголах (200). § 122. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам (202). § 123. СОслаГатеЛьное наклонение и его Правописание (205) § 124. Повелительное наклонение и его правописание (207) § 125. Образование глаголов (211). § 126. Правописание глагфДЪных суффиксов. СуффикёЫ -ева-, и -ыва-, -ива- (212). § 127. Таблица спряжения глаголов (213). Повторительные упражнения (215) Причастие (216). § 128. Значение причастия и его грамматические признаки (216). § 129. Причастия действительные и страдательные (217). § 130. Образование действительных причастий настоящего Времени (219). § 131. Образование страдательных причастий настоящего времени (220). § 132. Образование действительных причастий прошедшего времени (221) § 133. Образование страдательных причастий прошедшего времени (223). § 134. Таблица образования причастий (225). § 135. Краткие страдательные причастия (226). § 136. Склонение причастий (228). § 137. Переход причастий в прилагательные и существительные (231). § 138. Правописание н и нн в причастиях и прилагательных (231). § 139. Правописание не с причастиями (233).

      Деепричастие (236).

      § 140. Значение деепричастия и его грамматические признаки (236). § 141. Образование деепричастий несовершенного виДа (238). § 142. Образование деепричастий совершейного вида (238). Повторительные упражнения (241).

      Наречие (242).

      § 143. Значение и грамматические признаки наречий (242). § 144. Наречия, образованные от прилагательных при Помощи суффиксов -о и -е (243). § 145. Правописание наречий с суффиксами -о и -е (244). § 146. Правописание наречий на -о с частицей не (246). § 147. Наречия, образованные от кратких прилагательйых с предлогами; их правописание (247). § 148. Наречия, образованные от полных прилагательных с предлогами; их правописание (248). § 149. Образование наречий от числительных и их правописание (249). § 150. Образование наречий от существительных и их правописание (250). § 151. Сложные наречия и их правописание (252). § 152. Буква ь после шипящих на конце наречий (253). § 153. Местоименные наречия (254). § 154. Отрицательные наречия и их правописание (255). § 155. Неопределённые наречия и их правописание (257). § 156. Правописание местоименных наречий оттого, потому, поэтому, затем, почему, зачем (258). Повторительные упражнения (260).

      Предлоги (261).

      § 157. Общее понятие о предлогах (261). § 158. Предлоги, образованные от других у частей речи, и их правописание (263). Повторительные упражнения (267).

      Союзы (268).

      § 159. Общее понятие о союзах. Союзы сочинительные и подчинительные (268). § 160. Сложные союзы и их правописание (269). § 161. Отличие союзов чтобы, зато, тоже, также от местоимений и наречий (270). Повторительные упражнения (272).

      Частицы (273).

      § 162. Общее понятие о частицах (273). Правописание частиц не и ни (275).

      § 163. Слитное написание частицы ни (275). § 164. Слитное написание не в отрицательных местоимениях и наречиях (276). § 165. Приставка не в словах, которые без неё не употребляются (277). § 166. Частица не с глаголами и деепричастиями (278). § 167. Слитное и раздельное написание не с существительными, прилагательными и наречиями на -о (279). § 168. Слитное и раздельное написание не с краткими прилагательными (280). § 169. Частица не с причйстйя^и (282). § 170. Употребление частицы ни для усиления отрицания (284). § 171. Употребление частицы ни перед сказуемым для усиления утвердительного значёййя (285). Повторительные упражнения (289).

      Междометие (290).

      § 172. Общее понятие о междометиях (290). Повторительные упражнения (291).

      Условные сокращения (294).

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать учебник  СССР -  Русский язык УЧЕБНИК ДЛЯ 5—6 КЛАССОВ 1962 года

СКАЧАТЬ DjVu

📜  ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

Третье слово — шорох — по данному образцу разбирает у доски один из учащихся. Четвертое слово — щёлка — все учащиеся записывают в тетради и готовятся к объяснению выбора буквы ё в нем.

Аналогичная работа выполняется со следующими 3—4 словами, которые записываются под диктовку.

Орфограммы по графическому виду, по условиям выбора и по опознавательным признакам могут иметь сходство друг с другом, поэтому необходимо в дидактический материал включать слова с такими орфограммами. При этом надо иметь в виду только те сходные орфограммы, которые ранее изучались. В рассматриваемом случае такой орфограммой является буква ё после шипящих в окончаниях глаголов.

На доске записаны слова: жёлудь, бережёт, чёлка, стережёт, шёлковый. Учащиеся читают их и отвечают на вопросы учителя.

—Один и тот же вид орфограммы в этих словах после шипящих или разные? (Разные, так как гласные буквы находятся в разных частях слова: в корне и в окончании. ) Выпишите в левый столбик слова с изучаемой орфограммой, обозначив в них условия ее выбора, а в правый столбик — остальные слова, обозначая часть слова, в которой находится буква ё после шипящих.

Самостоятельное нахождение изучаемой орфограммы и самостоятельное применение орфографического правила формируются при выполнении упражнений учебника и при написании обучающих диктантов различных типов.

Большое внимание необходимо уделить диктантам, составляемым учителем на основе выполненных упражнений. Этот вид работы но орфографии играет большую роль в слабых классах. Текст диктанта составляется из отдельных слов, словосочетаний или предложений, которые более всего затруднили учащихся при первичной работе над упражнением. Материал для такого диктанта учитель собирает при проверке как домашних, так и классных работ.

Работа над частично новыми видами орфограмм должна включать: а) повторение того орфографического правила, которым учащиеся руководствовались в начальных классах, б) сообщение новых сведений о данной орфограмме, в) формулирование нового варианта орфографического правила, дополненного изученными условиями выбора правильных написаний.

Покажем применение этих положений на примере работы над орфограммой «Большая буква и кавычки в именах собственных».

Ход урока может быть таким.

I.  Повторение пройденного.

— Сегодня мы будем работать над употреблением больших

букв. Когда они употребляются? (В начале предложения и при написании собственных имен. ) Приведите примеры.

— Назовите столицы союзных республик; вождей мирового пролетариата. С какой буквы пишутся названия городов, фамилии, имена и отчества?

II.  Изучение нового материала.

1.  Ознакомление с новым вариантом данной орфограммы.

— Большая буква пишется также в наименованиях, состоящих из нескольких слов, например: в названиях исторических событий (Великая Октябрьская социалистическая революция), в географических названиях (Средне-Сибирское плоскогорье), в названиях сооружений (Волго-Донской канал), государственных органов (Совет Министров СССР) и др. При этом одни слова в них пишутся с большой буквы, а другие — с маленькой. Рассмотрите имена собственные, данные на полях на с. 188, и запомните, какие слова в них пишутся с большой буквы. Составьте с любыми двумя именами собственными предложения. Какие они у вас получились: простые или сложные?

2.  Кавычки при именах собственных.

— Имена собственные, обозначающие заглавия книг, названия журналов, газет, картин, кинофильмов, спектаклей, заводов, фабрик, совхозов, кораблей и т. д., кроме того, что они пишутся с большой буквы, заключаются в кавычки. Рассмотрите на с. 190 (в образце под правилом), как на письме указываются условия выбора большой буквы и кавычек.

3.  Закрепление знания правила и орфографического умения.

Выполняются упражнения следующих типов:

— выбрать собственное или нарицательное имя существительное (упр. 445);

— составить предложения, используя собственные и нарицательные имена существительные (упр. 446);

— записать по памяти названия городов, улиц и т. п., данные в честь выдающихся деятелей (упр. 444).

4.  Подведение итогов урока.

— Что нового вы узнали о правописании собственных имен?

III.  Домашнее задание: 1) выучить правило (с. 190); 2) запомнить, как обозначаются условия выбора большой буквы и кавычек в именах собственных; 3) запомнить правописание имен собственных (с. 188); 4) составить предложения с именами собственными: Советский Союз, "Пионерская правда».

ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ОРФОГРАФИИ В КОНЦЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ТЕМЫ

Повторение орфографии на данном этапе используется для восстановления в памяти изученного, для выявления общего между изученными видами орфограмм, для закрепления орфографических умений и навыков, для подготовки к контрольному диктанту.

Содержание работы по орфографии представлено в специальных параграфах «Повторение» в конце каждой темы в виде орфографических вопросов и орфографических заданий к упражнениям, которые используются либо для беседы, либо для связных сообщений учащихся.

Перед учащимися ставятся вопросы, требующие как понимания сущности изученных орфограмм, так и осознанного применения орфографических правил, регулирующих выбор правильных написаний. Типичными являются следующие вопросы:

1) Как различить на письме буквы з и с на конце приставок (one после шипящих в окончаниях слов; слитное и раздельное написание не; дефисное и раздельное написание приставок или суффиксов и т. д. )?

2) Когда на конце слов пишется буква ь (буквы о и а в корнях с чередованием)? Когда употребляется слитное и раздельное написание не?

3) По каким условиям мы различаем написание букв ы и и после ц (дефисное и слитное написание суффиксов или приставок в словах и т. д. )?

4) В каких случаях в окончаниях существительных пишутся буквы е и м?

5) В чем заключается особенность употребления гласных в личных окончаниях глаголов?

6) Как мы определяем, какую букву следует написать в корне с чередованием?

Помимо этих вопросов, предлагаются более частные, например:

1) Как пишутся прилагательные с основой на шипящий?

2) Какая буква — ё или о — чаще употребляется после шипящих в корне слова? Почему?

Вместо вопросов иногда предлагаются задания:

1) приведите примеры слов с ь и без ь после шипящих;

2) расскажите о гласных после шипящих в окончаниях слов.

Для закрепления повторяемых знаний по орфографии и орфографических умений и навыков предлагаются следующие задания:

1) подчеркнуть (назвать) изученные в данном разделе виды орфограмм и обозначить части слов, в которых находятся эти орфограммы;

2) обозначить в словах условия выбора изученных в данном разделе орфограмм;

3)  определить виды орфограмм на месте пропусков и скобок;

4) выписать слова с изученными в данном разделе видами орфограмм;

УЧЕБНИКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ

БОЛЬШЕ НЕТ

Найти похожие материалы можно по меткам расположенным ниже

             👇

★Все➙ Учебники 5 класс, ★Все➙ Учебники 6 класс, Автор - Крючков С.Е., Автор - Бархударов С.Г., Русский язык - 5 класс, Русский язык - 6 класс, Для учащихся средних классов

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела "РУССКИЙ ЯЗЫК"

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика