Skip to main content

Русский язык - Экспериментальные учебные материалы для средней школы Часть 2 (Булатова, Ильина, Красильникова, Кузьмина, Лопатин, Еськова) 1979 год - Старые учебники

Скачать Советский учебник

Экспериментальные учебные материалы

 

Назначение: Экспериментальные учебные материалы рекомендованы к изданию Министерством просвещения СССР

В части II публикуется учебный материал раздела «Морфология и словообразование» (до темы «Числительное») Этот материал вместе с темами «Числительное» и «Наречие», которые публикуются в следующей части, должен составить содержание курса V класса.
Морфология и словообразование — самостоятельные разделы пауки о языке. Но их предполагается изучать параллельно, чередуя-морфологические и словообразовательные темы.

© "ПЕДАГОГИКА" Москва 1979

Авторство: Л.Н. Булатова, Н. Е. Ильина, Е. В. Красильникова, С.М. Кузьмина, В.В. Лопатин, Н.А. Еськова

Формат: PDF Размер файла: 9.97 MB

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ К ЧАСТИ №2

МОРФОЛОГИЯ И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ 5

МОРФЕМЫ

  • 1. ПОНЯТИЕ О МОРФЕМЕ. . —
  • 2. КОРЕНЬ И АФФИКСЫ 8
  • 3. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И СЛОВОИЗМЕНИТЕЛЬНЫЕ АФФИКСЫ 9
  • 4. ОСНОВА СЛОВА 10
  • 5. ИНТЕРФИКСЫ И ПОСТФИКСЫ И
  • 6. ОДНА МОРФЕМА И РАЗНЫЕ МОРФЕМЫ. МОРФЫ 12
  • 7. ЧЕРЕДОВАНИЕ ФОНЕМ 14
  • 8. ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ЧЕРЕДОВАНИЯ ФОНЕМ . 16
  • 9. РОЛЬ ЧЕРЕДОВАНИЯ ФОНЕМ В СЛОВООБРАЗОВАНИИ И СЛОВОИЗМЕНЕНИИ 19
  • 10. ЧЕРЕДОВАНИЯ СОГЛАСНЫХ ФОНЕМ 20
  • И. ЧЕРЕДОВАНИЯ ГЛАСНЫХ ФОНЕМ '. . . . 21
  • 12. ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ ФОНЕМ С НУЛЕМ ФОНЕМЫ 23
  • 13. ЧЕРЕДОВАНИЕ ПОЛНОГЛАСНЫХ И НЕПОЛНОГЛАСНЫХ СОЧЕТАНИЙ 26
  • 14. ПРАВОПИСАНИЕ ПОЛНОГЛАСНЫХ И НЕПОЛНОГЛАСНЫХ СОЧЕТАНИЙ —

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МОРФОЛОГИИ ’. . . 31

📜 ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ
  • 1. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗНАЧЕНИЯ —
  • 2. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ СЛОВА . . 33
  • 3. КАК ВЫРАЖАЮТСЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗНАЧЕНИЯ? 34
  • 4. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ СЛОВА 35
  • 5. НУЛЕВОЙ АФФИКС 36
  • 6. ГРАММАТИЧЕСКИЕ КЛАССЫ СЛОВ 37

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 38

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ 39

  • 1. СЛОВА ПРОИЗВОДНЫЕ И НЕПРОИЗВОДНЫЕ —
  • 2. О НЕПРОИЗВОДНЫХ СЛОВАХ, КОТОРЫЕ ПРЕЖДЕ БЫЛИ ПРОИЗВОДНЫМИ . . 41
  • 3. ПРОИЗВОДНЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ СО ЗНАЧЕНИЕМ ДЕЙСТВИЯ И ПРИЗНАКА 43
  • 4. ОСНОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СУФФИКСЫ 44
  • 5. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕПОЧКИ. СТЕПЕНИ ПРОИЗВОДНОСТИ СЛОВ 45
  • 6. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ГНЕЗДО 48

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ К § 1—6 49

  • 7. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТИПЫ —
  • 8. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОДУКТИВНОСТЬ 51

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ К § 7—8 54

  • 9. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ. АФФИКСАЦИЯ —
  • 10. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ. СЛОЖЕНИЕ 58

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ к § 9—10 61

  • И. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОР СЛОВА . —

ЧАСТИ РЕЧИ 62

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ —

ПОВТОРЕНИЕ

Предлоги

  • 1. ПОНЯТИЕ О ПРЕДЛОГАХ 65
  • 2. ПРЕДЛОГ И ПАДЕЖ -
  • 3. ПРЕДЛОГИ, ВОЗНИКШИЕ ИЗ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ СЛОВ. ИХ УПОТРЕБЛЕНИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ . —

Союзы (Предварительные сведения) 68

  • 4. ПОНЯТИЕ О СОЮЗАХ —
  • 5. НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УПОТРЕБЛЕНИИ И ПРАВОПИСАНИИ СОЮЗОВ 71

Частицы 72

  • 6. ПОНЯТИЕ О ЧАСТИЦАХ —

Правописание частиц 74

  • 7. ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦ -ТО, -ТАКИ, -КА . —

ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦ НЕ И НИ —

  • 8. КАК РАЗЛИЧАТЬ ЧАСТИЦЫ НЕ И НИ —
  • 9. КАК ОТЛИЧИТЬ ЧАСТИЦУ НЕ ОТ ПРИСТАВКИ . 76

Связка 78

  • 10. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ —

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ —

Самостоятельные части речи 79

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ . . . . -

  • 1. СЛОВО И СЛОВОФОРМА —
  • 2. ПАРАДИГМА СЛОВА 81
  • 3. СЛОВОИЗМЕНИТЕЛЬНЫЕ И СЛОВОРАЗЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗНАЧЕНИЯ . 82
  • 4. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗНАЧЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ 83

Существительное 86

  • 1. ПОНЯТИЕ О СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ —

I. Род существительных 8 7

  • 2. ПОНЯТИЕ О РОДЕ —
  • 3. СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕГО РОДА 88
  • 4. РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ИХ ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ 89
  • 5. РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ИХ ОКОНЧАНИЯ 91

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 93

II. Число существительных . . . —

  • 6. ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЧИСЛА —
  • 7. СЧИТАЕМЫЕ И НЕСЧИТАЕМЫЕ ПРЕДМЕТЫ . 95
  • 8. СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ ЧИСЛА 98

ВОПР ОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 99

III. Падеж существительных —

  • 9. ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПАДЕЖА —
  • 10. СКОЛЬКО ПАДЕЖЕЙ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ? . 100
  • 11. СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ ПАДЕЖА 102

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 103

IV. Склонение существительных —

  • 12. ТРИ ОСНОВНЫХ ТИПА СКЛОНЕНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ —

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 104

Склонение существительных в единственном числе —

  • 13. РАЗЛИЧИЕ ТИПОВ СКЛОНЕНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬ

НЫХ В ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ 104

  • 14. ПРАВОПИСАНИЕ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ СУ

ЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ . . -

  • 15. ВАРИАНТЫ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ 106

Склонение существительных во множественном числе 107

  • 16. ОКОНЧАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В ДАТЕЛЬ

НОМ, ТВОРИТЕЛЬНОМ, ПРЕДЛОЖНОМ ПАДЕЖАХ — § 17. ОКОНЧАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В ИМЕНИ

ТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ —

  • 18. ОКОНЧАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В РОДИТЕЛЬ

НОМ ПАДЕЖЕ 108

  • 19. ПРАВОПИСАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В ФОРМЕ РОДИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА 111
  • 20. РАЗЛИЧИЕ В СКЛОНЕНИИ ОДУШЕВЛЕННЫХ И

НЕОДУШЕВЛЕННЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ . 112

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ ИЗ

  • 21. РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ 114

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ —

  • 22. СКЛОНЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ИМЕЮЩИХ

ОКОНЧАНИЯ, ОМОНИМИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯМ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ 115

V. Неизменяемые существительные 116

  • 23. ПОНЯТИЕ О НЕИЗМЕНЯЕМЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ —
  • 24. КАКИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ НЕ СКЛОНЯЮТСЯ? 117

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ . 119

VI. Местоименные существительные . —

  • 25. ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ 120
  • 26. СКЛОНЕНИЕ ЛИЧНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ 122
  • 27. УКАЗАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕННЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ 123
  • 28. СКЛОНЕНИЕ УКАЗАТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕННЫХ

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 125

  • 29. МЕСТОИМЕНИЯ КТО. ЧТО И ИХ ПРОИЗВОДНЫЕ — ПОРЯДОК МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА СУЩЕСТВИ

ТЕЛЬНЫХ 127

VII. Словообразование существительных 128

  • 30. СУФФИКСАЛЬНЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ —
  • 31. ПРИСТАВОЧНЫЕ И ПРИСТАВОЧНО-СУФФИК

САЛЬНЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ 135

  • 32. СУБСТАНТИВАЦИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ 137
  • 33. СЛОЖНЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ 138
  • 34. АББРЕВИАЦИЯ 140

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 141

Трилагателыюе —

  • 1. ПОНЯТИЕ О ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ —

I. Склонение прилагательных —

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ —

  • 2. ФОРМЫ ОДУШЕВЛЕННОСТИ — НЕОДУШЕВЛЕННОСТИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ 142
  • 3. ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ 143

II. Краткие и полные формы прилагательных 144

  • 4. ГРАММАТИЧЕСКОЕ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ

КРАТКИХ И ПОЛНЫХ ФОРМ —

  • 5. УПОТРЕБЛЕНИЕ КРАТКОЙ И ПОЛНОЙ ФОРМ

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В СКАЗУЕМОМ 145

  • 6. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ КРАТКИХ ФОРМ 146

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 147

III. Сравнительная форма . . —

5 7. ЗНАЧЕНИЕ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ФОРМЫ —

  • 8. ОБРАЗОВАНИЕ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ФОРМЫ . . . . 148
  • 9. НЕИЗМЕНЯЕМОСТЬ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ФОРМЫ . 149

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 150

IV. Качественные и относительные прилагательные —

  • 10. ДЕЛЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ НА КАЧЕСТВЕННЫЕ И ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ —
  • И. КАЧЕСТВЕННЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ —
  • 12. ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ 152
  • 13. ОСНОВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ И ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ 153
  • 14. УПОТРЕБЛЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В ЗНАЧЕНИИ КАЧЕСТВЕННЫХ 154

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 155

V, Особенности склонения притяжательных и местоименных прилагательных .

  • 15. КЛАССЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ИМЕЮЩИХ ОСО

БЕННОСТИ В СКЛОНЕНИИ -

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 159

VI. Неизменяемые прилагательные . . 160

  • 16. ПОНЯТИЕ О НЕИЗМЕНЯЕМЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ —

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 161

Порядок морфологического разбора прилагательных —

Словообразование прилагательных . —

  • 17. СУФФИКСАЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ —
  • 18. ПРИСТАВОЧНЫЕ И ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ 167
  • 19. СЛОЖНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ 170
  • 20. СЛОВА-СРАЩЕНИЯ 171
СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ 172

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник СССР - Русский язык - Экспериментальные учебные материалы для средней школы Часть 2 (Булатова, Ильина, Красильникова, Кузьмина, Лопатин, Еськова) 1979 года

СКАЧАТЬ PDF

📜 ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ

ПРЕДИСЛОВИЕ К ЧАСТИ II

Чем объясняется такое построение курса?

Морфология изучает части речи. Словообразование также целесообразно изучать по частям речи, потому что каждая из них имеет свои словообразовательные модели.

Другая причина состоит в том, что и грамматические и словообразовательные значения выражаются при помощи специальных морфем— различных аффиксов. Поэтому как морфология, так и словообразование опираются на учение о морфемах.

Отсюда вытекает предлагаемое здесь построение раздела: общее введение, состоящее из трех частей («Морфемы», «Основные понятия морфологии», «Основные понятия словообразования»), за которым следует описание морфологии и словообразования частей речи.

Во введении раскрываются понятия, необходимые для того, чтобы уяснить системный характер морфологии и словообразования и их роль в общей системе языка. Таково, например, понятие грамматической формы как единства грамматического значения и средств его выражения. Понятие грамматической формы позволяет осуществить единый принцип в выделении частей речи и представить все части речи в их отношениях друг к другу, т. е. как систему.

Читатель легко заметит, что в нашем курсе слова разбиты на ‘части речи не совсем так, как в традиционной школьной грамматике: местоимения распределены по разным частям речи, междометия стоят вне частей речи и т. д. Важно попять, что за этими бросающимися в глаза, но все-т аки частными различиями стоит более общее расхождение: иной (последовательно грамматический) подход к

1 Остальные разделы предлагаемого школьного курса распределяются по следующим частям:! — Лексика. Фонетика; III — Морфология и словообразование (окончание); IV — Синтаксис. Русский язык в современном мире. Русский язык в его разновидностях. Язык художественной литературы.

выделению частей речи. Этот подход привел не только к некоторой перегруппировке самостоятельных частей речи, по и к новой трактовке каждой из них, даже в том случае если состав части речи не изменился (глагол).

Изучение морфологии и словообразования тесно связывается с предыдущими разделами. Так, сразу же устанавливается отношение морфем к фонемам. Учащимся, в частности, становится по-пятно, что в словоформах воду и землю или селом и полем, в словах кожаный и серебряный, крючок и огонек не различные аффиксы, а различные написания одинаковых аффиксов (поскольку они имеют один и тот же фонемный состав и одно значение). Система аффиксов при таком подходе становится проще. Практическая выгода состоит в том, что расширяется круг проверочных написаний. Например, для проверки правописания суффикса в слове полевой можно привлечь прилагательное сосновый (с тем же суффиксом), так как соотношение букв е и о ученикам известно из курса фонетики.

Необходимо подчеркнуть, что изучение правописания грамматических и словообразовательных аффиксов основывается на фонемном принципе русской орфографии и вытекающих? из пего правилах проверки, которые были даны в разделе фонетики. Специальные правила необходимы только для непроверяемых написаний или написаний, противоречащих фонемному принципу (например правописание one после шипящих в суффиксах и окончаниях). А в остальных случаях предусматривается тренировка учащихся в применении общих правил к изучаемым аффиксам.

Порядок следования частей речи в нашем курсе не всегда совпадает с тем, который принят теперь в школе. Так, служебные части речи даются у нас раньше самостоятельных. Это вызвано практическими соображениями. Работая с самостоятельными частями речи, учащимся приходится иметь дело и со служебными словами, о которых они еще очень мало знают. Поэтому полезно начать изучение частей речи именно со служебных.

Большие трудности представляет для учащихся правописание частиц не и ни и приставок не- и пи-. Предлагаемый нами порядок изучения частей речи позволит довольно рано дать учащимся общие правила правописания этих частиц с тем, чтобы при изучении самостоятельных частей речи повторять и в необходимых случаях дополнять эти правила. Думается, что таким путем будет обеспечено более сознательное усвоение учениками всего комплекса относящихся сюда правил’ и продлится срок для практической тренировки.

Разделы II части книги написаны:

Л. И. Булатовой («Основные понятия морфологии», «Служебные части речи», «Самостоятельные части речи»—§ 1—4, «Существительное» — § 25—29); Н, Е, Ильиной («Морфемы» — § 7—14, орфографические части разделов «Словообразование существительных» и «Словообразование прилагательных»); Е. В. Красильниковой («Существительное» — § 1—13, 15—18, 20—24, «Прилагательное» —. § 1,2, 4—6, 10—14, 16); С. М. Кузьминой («Существительное» — § 14, 19, «Прилагательное» — § 3); В. В. Лопатиным («Морфемы»-— § 1—6, «Основные понятия словообразования», «Словообразование существительных» п «Словообразование прилагательных», кроме орфографических частей этих разделов); И. А. Еськовой («Прилагательное» — § 7—9, 14, 15).

МОРФОЛОГИЯ И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

1

МОРФЕМЫ

  • 1. ПОНЯТИЕ О МОРФЕМЕ

Наша речь состоит из слов. Каждое слово имеет определенное значение (или несколько значений). Но слово — это не самая маленькая значащая единица языка. Слова членятся на еще более короткие части, отрезки, тоже обладающие значением. Такие части слов называются м о р- ф ё м а м и.

Рассмотрим таблицу 1.

желт-ый желт-оват-ый желт-е-ть

б ел-ын бел-оват-ый бел-е-ть

стар-ый стар-оват-ый стар-е-ть

Слова в этой таблице расположены так, что они составляют три столбика (вертикальных ряда) и три строчки (горизонтальных ряда).

В первом столбике записаны слова, обозначающие качества, признаки предметов. Это имена прилагательные. У них одинаковое окончание -ый — окончание им. п. ед. ч. м. р. Но первая часть у них различна: в первом слове отрезок желт-, во втором — бел-, в третьем — стар-. Различны и значения этих отрезков: они обозначают разные признаки.

Во втором столбике тоже имена прилагательные. Они во многом сходны между собой. Во-первых, у них одинаковое окончание: это, как и в первом столбике, прилагательные в форме им. п. ед. ч. м. р. Во-вторых, у них одинаковый общий отрезок “Оват- да к тому же большое

сходство в значении: все они обозначают признак, слабо выраженный, проявляющийся в небольшой степени. Желтоватый — это слегка желтый, немного желтый; беловатый — немного белый, слегка белый; староватый — старый, но не очень. То общее, что есть в значении прила-гательных второго столбика,— оттенок «слабая степень признака» — выражено в них отрезком -оват-.

Почему же мы считаем, что оттенок значения «слабая степень признака» выражен здесь именно отрезком -оват-, а не -ый? Ведь отрезок -ый тоже есть во всех словах второго столбика. Однако тот же отрезок (окончание) выделяется и в словах первого столбика, которые не имеют этого оттенка значения. Этот оттенок, который есть только у слов второго столбика, выражается именно отрезком -оват-. Уберем отрезок -оват исчезнет и оттенок зна

чения «слабая степень признака».

Задание 1. Приведите еще несколько прилагательных, в которых выделяется отрезок -оват- с таким же оттенком значения .

Посмотрим теперь на слова третьего столбика. Это уже не прилагательные, а глаголы. Кроме общего последнего отрезка -ть (это окончание неопределенной формы глагола) все они имеют общий отрезок -е- и притом тоже сходны в значении. Желтеть — значит становиться желтым, по-степенно приобретать желтую окраску; белеть — становиться постепенно белым, приобретать белый цвет; стареть — становиться старым. То общее, что есть в7значении этих глаголов, можно назвать так: «приобретение признака». И выражается этот оттенок значения общим отрезком -е-.

Задание 2. Докажите, что оттенок значения «приобретение признака» выражается в этих глаголах не отрезком -ть.

Посмотрим теперь, что объединяет в пашей таблице слова, приведенные в одной строчке (горизонтальном ряду). В словах первой строчки это общий отрезок желт-. Он обозначает тот признак, то качество, о котором говорится в каждом слове этой строчки. В словах второй строчки такую же роль играет общий отрезок бел-, в третьей — отрезок стар-.

Мы выделили в приведенных рядах слов (вертикальных: и горизонтальных) общие для всех слов каждого ряда

отрезки и заметили, что все они обладают значением. Например, отрезок желт- обозначает определенный цветовой признак, отрезок -оват слабую степень признака, отрезок -е- — постепенное приобретение признака, отрезок -ый имеет грамматическое значение определенного рода, числа и падежа. Все эти отрезки — морфемы.

Морфемы всегда выделяются в ряде слов, имеющих сходство и в значении, и в фонемном составе. Чтобы установить значение морфемы, надо сопоставить слова, в которых она выделяется, и найти то общее, что имеется в значении этих слов.

Задание 3. Расчлените па морфемы слова бородатый, городской, столик, барабанщик, белить. Каково значение этих морфем? На каждую из морфем, которую вы вычленили, подберите еще по два слова (можно и больше).

Морфемы — минимальные (самые маленькие) части слова, имеющие значение. Более мелкие отрезки, которые можно выделить в составе морфемы, своего значения не имеют.

Например, в морфеме желт- (в словах желтый, желтоватый и др.) нельзя уже выделить более мелкие отрезки, которые обладали бы каким-нибудь значением.

Задание 4. Вова Бутузов не согласен с тем, что в словах желтоватый, староватый отрезок -оват- — морфема. Он выделил в них еще более мелкий отрезок -ат- и сказал, что это тоже морфема. Ведь морфема -ат- встречается в других словах, например: бород- ат-ый, ус-ат-ый, рог-ат-ый.

Прав ли Вова? Какое значение имеет морфема -ат- в словах бородатый, усатый, рогатый? Попробуйте определить это значение, сравнив^эти прилагательные с существительными борода, усы, рога. Можно ли сказать, что то же самое значение имеет отрезок -ат- н в словах желтоватый, староватый? Иначе говоря, можно ли поставить слова желтоватый, староватый по значению в один ряд с бородатый, усатый, рогатый? Можно ли вообще установить какое-нибудь значение у отрезка -ат- в словах желтоватый, староватый?

Морфемы состоят из фонем. Есть морфемы, состоящие из одной-единственной фонемы, например у- в словах уползти, унести. Есть морфемы, состоящие из двух фонем (вы- в словах выползти, вынести; -ат-в словах бородатый, рогатый), трех (вод- в словах вода, водный) и больше.

Задание 5. Приведите еще примеры морфем, состоящих из одной, двух, трех, четырех, пяти фонем. Запишите их фонемный состав.

А из скольких фонем состоят первые морфемы в словах сковородка, колокольный?

Слова состоят из морфем. Чаще всего в словах выделяется две или больше морфем. Но есть слова, состоящие только из одной морфемы, например, шоссеt пальто, вдруг£ около.

Задание 6. Из скольких морфем состоят слова вода, водица, пионерка, июльский? Расчлените эти слова на морфемы и приведите другие слова с теми же морфемами.

  • 2. КОРЕНЬ И АФФИКСЫ

Вернемся к таблице 1. Мы видели, что в каждой строчке (горизонтальном ряду) все слова имеют общую морфему. Она обозначает основной признак, о котором говорится в каждом слове. В первой строчке это морфема -желт-, во второй бел-, в третьей стар-. Все остальные

морфемы в этих словах обозначают дополнительные оттенки, которые добавляются к основному значению признака.

Задание 1. Назовите эти дополнительные оттенки значения в словах первой строчки.

Морфема^ выражающая в слове основное значение, называется корнем. Морфемы, добавляющиеся к корню и выражающие дополнительные значения^ называются аффиксами (от латинского слова аффиксу с — приставленный, прикрепленный). Корень есть в каждом слове, слов без корня нет. А аффиксы встречаются не в каждом слове.

Задание 2. Мы уже говорили о словах, имеющих только одну морфему (шоссе, вдруг и др.). Какая это морфема?

Слово может состоять из одного корня, а из одного аффикса не может. Аффиксы приданы корню, сопровождают *его и вне корня не употребляются.

Задание 3. Разбейте на морфемы слова узнать, звонок, загородный. Укажите в них корень и аффиксы.

' § 3. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И СЛОВОИЗМЕНИТЕЛЬНЫЕ АФФИКСЫ

Аффиксы бывают разные.

Такие аффиксы, как -оват- в слове желтоватый или -е- в слове желтеть, вносят дополнительные оттенки в лексическое значение слова. Аффикс -оват- обо- значает слабую степень признака, аффикс -е- — приобретение признака. При помощи этих аффиксов образуются новые слова. Такие аффиксы называются с^л^о в о о б р а- зовательны MJI.

| Рассмотрим теперь таблицу 2.

желт-ый желт-ая желт-ую

бел-ый бел-ая бел-ую

стар-ый стар-ая стар-ую

В отличие от таблицы 1 в каждой строчке (горизонтальном ряду) таблицы 2 записаны не разные слова, а разные формы одного и того же слова. А в каждом столбике — одинаковые формы разных слов (имен прилагательных).

Задание 1. Назовите окончания прилагательных в каждом столбике. Прилагательные какого рода, числа и падежа записаны в первом столбике, во втором, в третьем?

Путем замены окончания образуется не новое слово, а другая форма того же самого слова. Окончания меняются независимости оттого, с какими словами слово сочетается, например:][большой дом, большая книга, большое окно. Разные Т окончания1[прилагательного У употребляются прп сочетании*образным и существительными.

Читаю книгу ,\ду маю о книге, восхищаюсь прочитанной книгой. Суш^с^ът^елъ^е^книга выступает с' разными падежными окончаниями^ в зависимости от глагола, с которым оно сочетается.

^Аффиксы, стоящие обычно в конце слова и указывающие на отношение слова к другим словам, называются^ окончаниями или флексиями.

С помощью окончаний различаются грамматические формы слова. Разные формы одного слова имеют одно и то же лексическое значение, а грамматические значения у них различны. Окончаниями передаются грамматические значения этих форм, например значения рода,*числа,'падежа, а у глаголов также значение лица.

Задание 2. Укажите, какие грамматические значения передаются окончаниями в выделенных формах слов:

Красный мяч, красная лепта, красное платье; мы прыгаем, ты прыгаешь, девочка прыгает, девочки прыгают', писать изложение, готовиться к изложению', решать задачу, решение задачи.

Итак, аффиксы делятся на словообразовательные и словоизменительные.

Словообразовательные аффиксы служат для образования слов; они изменяют лексическое значение слова.

Словоизменительные аффиксы служат для образования разных форм одного слова и выражают грамматические значения.

Все окончания — словоизменительные аффиксы.

Аффиксы, стоящие в слове перед корнем, называются приставками или префиксами (от латинского слова префиксу — приставленный впереди). Аффиксы, стоящие после корня, по перед окончанием, называются суффиксами (от латинского слова суффиксу с — подставленный).

Приставки п суффиксы — это, как правило, словообразовательные аффиксы (есть несколько словоизменительных суффиксов, по вы узнаете о них позднее, в разделе «Морфология»).

Задание 3. Разбейте па морфемы все формы слов, из которых состоит предло/кеппо Машины перевозят железную руду. Какие аффиксы выделяются в этих формах? Отметьте словоизмени-тельные и словообразовательные аффиксы,

Задание 4. Какое значение передает приставка без- в словах безводный, безбородый, безрукавка? А суффикс -ик в словах домик, столик, коврик?

  • 4. ОСНОВА СЛОВА

Если мы отбросим в какой-нибудь форме слова словоизменительные аффиксы, то получим основу слова. Основа — общая часть ряда форм одного

и того же слова, а различаются эти формы словоизменительными аффиксами.

Задание 1. Найдите основу в следующих формах слов: синий, заколка, перенесу. Какие аффиксы вам пришлось отбросить? Из скольких морфем состоит основа в каждом из этих слов?

Корень — единственная морфема, которая может совпадать с основой слова.

Если мы встретили слово, в котором основа состоит из одной морфемы (например: вод-a, пол-е, нес-у), то морфема эта— корень. Аффиксы в отличие от корня никогда не совпадают с основой.

Задание 2. Найдите корень в словах синева, морской, вымыть. Докажите, что указанная вамп морфема — корень.

  • 5. ИНТЕРФИКСЫ И ПОСТФИКСЫ

I. До сих пор мы разбирали слова, имеющие только один корень. Ио есть слова, в которых больше одного корпя, например: лесостепь, водопад, седобородый, прямоугольный, нефтепровод. Основы таких слов называются сложны м и, а основы слов, содержащих только одни корень,— простыми. В состав сложной основы входят, по крайней мере, две простые основы.

Задание 1. Разбейте приведенные выше слова со сложной основой на морфемы. Выделите в составе сложных основ простые основы и приведите слова, которым они принадлежат.

Аффикс, стоящий в составе сложной основы между простыми основами, называется и н т е р ф й к с о м (от латинских слов интер — между, фиксус — приставленный). Интерфикс служит для соединения простых основ в единой сложной основе и указывает на связь понятий, обозначаемых простыми основами.

Задание 2. Укажите интерфиксы в приведенных выше словах со сложной основой.

II. Мы уже познакомились с такими аффиксами, как окончание, приставка (или префикс), суффикс, интерфикс. .

Но есть еще один аффикс. Место’его в слове — после окончания. Он называется постфиксом (от латинских слов пост — позади, фиксус — приставленный).

К постфиксам относится, например, аффикс -ся или -сь в глаголах: шепч-ут-ся, тряс-ет-ся, тряс-у-съ.

Задание 3. Найдите окончания в приведенных выше формах слов и укажите их грамматические значения.

Окончания в таких формах уже не конечные морфемы, а предконечные. Но это не мешает нам и здесь считать их окончаниями. Во-первых, они обозначают такие грамматические значения (лицо, число), которые выражаются в языке именно окончаниями. А во-вторых, есть много форм, в которых те же окончания являются действительно конечными морфемами: шепч-ут, тряс-ет, тряс-у и т. д.

Глагольный постфикс -ся — словообразовательный аффикс. Он присутствует во всех формах глагола. Сколько бы мы ни привели разных форм глагола шептаться, мы обязательно найдем в них постфикс. Есть, конечно, такие формы, как шепчут, шептали, но это уже формы другого глагола — шептать. Значит, этот постфикс входит в состав основы глагола. Ведь к основе слова не относятся только словоизменительные аффиксы.

Но в словах с постфиксом основа отличается тем, что она прерывистая. Две ее части находятся слева и справа от окончания.

Задание 4. Укажите основы в приведенных выше формах слов, где вы уже выделили окончания.

  • 6. ОДНА МОРФЕМА И РАЗНЫЕ МОРФЕМЫ. МОРФЫ

Вспомним, что морфема — это не просто любой отрезок слова, не просто сочетание нескольких фонем (или одна фонема), а отрезок слова, имеющий значение. У морфемы две стороны, неразрывно между собой связанные: внешняя (состав фонем) и внутренняя (значение).

Задание 1. Запишите ряд слов: нос, переноска, носатый, вынос, разносчик. Найдите в каждом слове корень и определите, из каких фонем он состоит. Различаются ли эти корни по составу фонем? А по значению? Сколько здесь разных корней? Найдите эти корни в сложных словах утконос и водонос.

Одинаковые по составу фонем, но различные по значению отрезки слов — это разные морфемы (например, корни слов нос и вынос).

Одинаковые по значению, но различные по составу фонем отрезки слов — это тоже разные морфемы. Напри

мер, корни глаголов погас и потух обозначают одно и то же явление. Однако это разные корпи, ведь состав фонем в них совершенно различен.

Задание 2. Какое значение передает корень в глаголах погас и потух! Придумайте предлоясопия с ними. Выделите в этих глаголах приставку.

Задание 3. Выделите окончания в формах существительных столы и окна. Одинаковые или разные грамматические значения передаются этими окончаниями? Почему это разные окончания?

Задание 4. Прочитайте предложения.

Читатель — человек, который читает книги.

Жнец — человек, который жнет в поло хлеб.

Наводчик — человек, который наводит орудие па цель.

Врач — человек, который лечит людей.

Выпишите парами слова, обозначающие: 1) действие, 2) человека, который производит это действие. Вычлените в них корень и аффикс. Обратите внимание па то, что в первых трех парах и глагол, и существительное имеют одинаковый корень. А в четвертой паре? Можно ли выделить в словах лечит и врач общую морфему?

Слова, совершенно различные по фонемному составу, не имеют общих морфем, даже если эти слова сходны по значению. Например, в словах лечить и врач разные морфемы.

Задание 5. Подберите другие слова того ясе корпя, что в глаголе лечить* и того же корпя, что в слове врач.

Одна и та же морфема может выступать в разных словах и формах слов с небольшими различиями в составе фонем.

Материал для наблюдений. Одинаковы ли по составу фонем корни слов вода* водный и водица* водяной! Запишите их фонемный состав. Чем они отличаются друг от друга? Можно лн отнести эти отрезки к одной и тон же морфеме, объединить их в один корень? Покажите то же па примере слов нос и носик.

Разновидности одной морфемы называются морфами.

Разные морфы одной и той же морфемы одинаковы по значению, но частично отличаются друг от друга по составу фонем: одна какая-нибудь фонема заменяет в лих другую. Например, (вод) в слове вода и (водь) в слове водица — это морфы одной и той же морфемы: первые две фонемы в них одинаковы, а третья различна — вместо (д) в слове водица выступает (дь).

Задание 6. Спишите слова мороз, морозить, заморожу, замораживать. Подчеркните в них корень. Можно ли сказать, что это один п тот же корень? Отметьте различия в составе фонем корня в разных словах.

Корень слова мороз представлен в разных словах четырьмя различными морфами: (мороз), (морозь), (морбж), (мораж).

  • 7. ЧЕРЕДОВАНИЕ ФОНЕМ

Морфы одной и той же морфемы различаются фонемами, вступающими друг с другом в чередование.

Что же такое чередование фонем?

Рассмотрим слова рука — ручонка. Это слова однокоренные. Их корни имеют одно и то же значение, по по составу фонем совпадают не полностью:

<рук> а

хх

<р у ч> онка

Корни имеют общую часть (ру) и различаются фонемами (к) и (ч).

Звук [к], который мы произносим в слове рука, и звук [ч] в слове ручонка находятся перед гласными звуками. Это значит, что они находятся в сильной фонетической позиции, т. е. не испытывают влияния соседних звуков и выступают в своем основном звучании. Звук [к] передает фонему (к), звук [ч] — фонему (ч).

Явление, которое мы наблюдаем, представляет собой мену фонем: фонема (к) в слове рука заменяется фонемой (ч) в слове ручонка.

У слов рассмотрит — рассматривает тоже есть общие фонемы в составе корня:

рас <с м о т рь> ит

хх :х

рас <смат рь> ивает

Различие фонематического состава — в гласных фонемах (о) и (а). Обе фонемы находятся в сильной фонетической позиции — под ударением. Поэтому и здесь перед нами не позиционное чередование звуков, а замена фонемы (о) фонемой (а).

Такая мена фонем в морфеме, не вызванная фонетической позицией, называется чередованием фонем.

Чередование фонем обозначается так: (к//ч), (о//а>.

Чередование фонем (к//ч) наблюдается па конце корневой морфемы в словах рука — ручонка. Корневая морфема здесь представлена двумя морфами — (рук)- и (руч)-. Точно так же чередование фонем (о//а) различает корневые морфы (смотрь)-и (сматрь)-в словах рассмотрит — рассматривает.

Не путайте позиционное чередование звуков с чередованием фонем.

Задание 1. Есть ли чередование в корнях форм слова [г] [л] [а] [с] — [г] [л] [а] [з] [а]? Если есть, то какое?

Задание 2. Дан ряд примеров: но[г]а, но[к], /^о[ж]о«ка, но[ш]яа. 1) Укажите, в каких примерах на конце корпя наблюдается позиционное чередование звуков, в каких — чередование фонем? 2) Сколько здесь слов? 3) Сколькими морфами представлена корневая морфема?

Материал для наблюдений. Вова Бутузов сидит за партой и вполголоса произносит слова:

— Собака — собачонка, трубка — трубчонка, лавка — лавчонка, лодка— лодчонка, река — речонка, рука — ручонка, шапка — шапчонка. Послушай, Настя, что получается: если в существительном нет суффикса -онк-, на конце корня находится фонема (к); появился суффикс -онк-, и фонема (к) заменилась фонемой (ч). Значит, чередование фонем (к//ч> позиционное: от суффикса -опк- оно зависит.

— Вот и неправильно,— отпарировала Настя.— Если бы все фонемы перед суффиксом -опк- чередовались . а то только (к//ч).

— Да ты послушай внимательно, Настя. Ведь и другие . тоже . чередуются: из(б)а — из(бь)ёнка, шля(п)а — шля(пь)ёнка, коро(в)а — коро(вь)ёнка, ха- (т)а — ха(ть)ёнка, боро(д)а— боро(дь)ёпка, ко(с)а — ко- (сь)ёнка, гла(з)а — гла(зь)ёпки.

— Так бывает только па конце корпя,— упорствует Настя.

— Нет, и в середине корпя так,— торжествует Вова.— Слушай: рассмотрит — рассматривает, засолит — засаливает, размочит — размачивает. Если пет за корнем суффикса -ива-, в середине корпя преспокойно стоит фонема (о), встал за корнем суффикс -ива- и сразу же поставил (а) па место (о).

Вова верно заметил: суффикс -опк-, вносящий в основу существительного уменьшительно-пренебрежительное значение, может присоединяться только к тем корневым морфам, которые оканчиваются фонемами (пь — бь — фь — ВЬ — мь — ть — дЬ — сь — Зь — ль — пь — рЬ — ч — ш — ж — щ — жь — j>. Только эти фонемы и возможны на конце корневого морфа в позиции перед суффиксом -опк-. Фонемы (п—-б — ф — в — м — т — д — с — з — Л — II — р — к — г — х — ц) в этой позиции не встречаются. Точно так же в позиции перед суффиксом -ива- в середине корня обычно стоит фонема (а).

Положение фонемы в морфе перед другой морфемой — это грамматическая позиция. Фонемы корня находятся в грамматической позиции перед окончанием или суффиксом. Фонемы суффикса находятся в грамматической позиции перед окончанием. Фонемы, составляющие приставку, находятся в грамматической позиции перед корнем. Чередования фонем — это грамматические чередования.

Примеры:

В слове ру(к}а фонема (к) на конце корневого морфа находится в грамматической позиции перед окончанием -а. В слове ру{ч}онка фонема (ч) на конце корневого морфа находится в грамматической позиции перед суффиксом -опк-; (к//ч) — грамматическое чередование фонем.

В словоформе си{^ъ}ят фонема (дь) находится в грамматической позиции перед окончанием -ат. В словоформе си{ж)у фонема (ж) находится в грамматической позиции перед окончанием -у; (дь//ж) — грамматическое чередование фонем.

  • 8. ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ЧЕРЕДОВАНИЯ ФОНЕМ

Чередование фонем в русском языке происходит в строгом порядке, не как попало.

Так, фонема (к) может чередоваться только с фонемой (ч) II с фонемой (ц): звук — звучный, скука — скучать, батрак — батрачить — батрацкий, моряк — морячок — моряцкий.

Зад’аи’ие 1. 1) Расчлените слова моряк, морячок, моряцкий на морфемы. 2) В какой морфеме — корневой или аффиксальной — чередуются фонемы (к//ч//ц)’? 3) Укажите морфы этой морфемы.

Задание 2. Попробуйте придумать такой пример, где фонема (к) чередовалась бы не с (ч) п не с (ц), а с какой-нибудь другой фонемой. Придумали? Нет? Не получается?

Вступать в чередование с другими фонемами (к) не может.

Другой пример. Фонема (с) вступает в чередование только с фонемами (сь) и (ш): нос — носик, (с//сь); вес — взвесить — взвешу, (с//сь//ш>; пригласить — приглашу, приглашение, (сь//ш).

Материал для наблюдений. Был однажды такой случай. Сидели Настя с Вовой и ели мороженое. Вдруг Настя говорит:

— Знаешь, Вова, а ведь в словах мороз и мороженое один и тот же корень.

— Верно,— согласился Вова,— корень-то одни, да звучит он по-разному: на конце слова мороз произносится глухой согласный звук [с], в слове мороженое — звонкий согласный звук [ж]. Значит, фонетическое позиционное чередование [с//ж] помогает нам различать два корневых морфа.

— Что ты, Вова! — всплеснула руками Настя.— Когда фонема (ж) оказывается па конце слова, она звучит как [ш]. А в слове мороз не [ш], а [с] на конце. Значит, здесь на конце корневых морфов разные фонемы, значит,; чередование это грамматическое!

Посидели еще немножко, доели мороженое и отправились по домам.

На другой вечер опять купили мороженое, присели на скамейку в сквере — и сразу вспомнили свой спор о чередовании.

— Я передумала, Вова,— задумчиво сказала Настя.— Пожалуй, в словах мороз — мороженое, п правда, фонетическое позиционное чередование: чередуются-то ведь все-таки звуки, которые мы произносим и слышим.

— Я тоже передумал,— угрюмо буркнул ТРВова.— Никакое оно не фонетическое: звук [с] уступает свое место звуку [ж] только в позиции перед другим звуком [ж]. Помнишь: спилить — сжать. Да и звук [ж] в слове сжать получается долгим — [5к]ать. В '’'слове мороженое такой фонетической позиции “нет и ^такого -звука пет. Здесь не звуки, а фонемы чередуются.

Решили рассуждать хладнокровно, стали сами себе задавать такие вопросы:

1) Какие фонемы стоят на конце морфов?

Определили по сильной фонетической позиции: морозы, морозный—фонема (з), мороженое — фонема (ж).

Так, значит, здесь две разные фонемы! Они-то и чередуются независимо от фонетической позиции. Позиция здесь другая — грамматическая: в слове мороз перед нулевым окончанием на конце корня стоит фонема (з), в слове мороженое перед аффиксами -еп(ое) может стоять только фонема (ж). Чередование (з//ж) — грамматическое позиционное чередование фонем. Фонемы (з) и (ж) различают два корневых морфа.

2) Какие звуки произносятся на месте этих фонем?

В слове мороз фонема (з) оказалась на конце слова, т. е. в слабой позиции по звонкости — глухости. Здесь всегда произносятся только глухие звуки. Поэтому звук [з], который звучит в сильной позиции (моро[з]ы), (моро[з]ный), уступает свое место звуку [с]. Это — чередование звуков, входящих в состав фонемы (з). Мо/ю[з] и жо/>о[с] один

и тот же корневой морф моро{з)-.

3) Что же происходит па конце корневых морфов в словах мороз — мороженое?

| Здесь наблюдается грамматическое позиционное чередование фонем <з//ж).

Оно усложнено фонетическим позиционным чередованием [з//с].

Задание 3. Л какие фонемы чередуются па конце корпя в словах про[зъ]ба — про[ш]у?

Задание 4. 1) К слову низ подберите одпокорепные слова, в которых корень оканчивался бы другими фонемами. 2) Такое же задание для слова груз. 3) Какие фонемы могут замещать фонему (з)?

Рассмотренный материал можно обобщить так: фонемы, вступающие в чередование друг с другом, образуют ряды; вступать в чередование могут фонемы только из одного ряда; один и тот же ряд чередующихся фонем встречается в корневых и аффиксальных морфемах в начале, в середине и в конце морфемы. Это означает, что чередования фонем закономерны.

  • 9. РОЛЬ ЧЕРЕДОВАНИЯ ФОНЕМ В СЛОВООБРАЗОВАНИИ И СЛОВОИЗМЕНЕНИИ

Расчленим на морфемы слова зуб и зубок. Они имеют одинаковое (нулевое) окончание и разные основы. В слове зуб основа равна корню. В слове зубок основа состоит из корня зуб- и суффикса -ок. Слово зубок отличается от слова зуб и по значению: зубок — это маленький зуб. Значение «маленький», «малых размеров» (иначе — значение уменьшительности) свойственно суффиксу -ок. Слово зубок образовано от зуб. Для этого к основе зуб- прибавлен суффикс -ок, за которым идет нулевое окончание.

Однако нередко присоединения аффиксов к основе бывает недостаточно для образования нового слова. Так, например^ если к основе сапог- (равной корню) прибавить тот же суффикс -ок с нулевым окончанием,, то слова со значением «маленький сапог» еще не получится. Для того чтобы такое слово получилось, в корне необходима мена фонемы (г) на фонему (ж) — сапо(ж)ок.

Еще пример. Для образования имени прилагательного со значением «живущий в лесу» достаточно к основе лес- нрисоединить суффикс-и-и окончание -ой (лесной зверь). При образовании же прилагательного со значением «живущий в реке» необходимо помнить, что аффиксы -н- и -он присоединяются к основе, в которой происходит чередование (к//ч): ре(к)— ре(ч)ной (речной паук).

Из рассмотренных примеров следует, что для образования слов всегда используются аффиксы: это основное средство словообразования. Чередования тоже используются для образования слов, но не всегда: чередование фонем сопутствует аффиксам в словообразовании.

Задание 1. Образуйте глаголы с помощью аффиксов -и(ть) от основ существительных и прилагательных. Образец: рыбак — рыбачить. Укажите, какие фонемы чередуются в основах существительных, прилагательных и глаголов.

Тревога, вьюк, страх, сухой, граница, тупой, слепой, бомба, бурав, кривой, графа, пощада, вред, трата, муть, мороз, заноза, косой, квас, корм, жало, трал, партизан, тесный, мастер.

Какие фонемы находятся в грамматической позиции перед аффиксом -и(ть)?

УЧЕБНИКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 5 КЛАССА

БОЛЬШЕ НЕТ

Русский язык - МОРФОЛОГИЯ, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

 

Найти похожие материалы можно по меткам расположенным ниже

             👇

★Все➙ Учебники 5 класс, ★Все➙ Для Учителей, Морфология Русского языка, Словообразование, Русский язык - 5 класс, Автор - Булатова Л.Н., Автор - Ильина Н.Е., Автор - Красильникова Е.В., Автор - Кузьмина С.М., Автор - Лопатин В.В., Автор - Еськова Н.А., Для учащихся средних классов

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела "РУССКИЙ ЯЗЫК"

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика