Русский язык - Экспериментальные учебные материалы для средней школы Часть 3 (Булатова, Ильина, Красильникова, Кузьмина, Еськова) 1980 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Экспериментальные учебные материалы рекомендованы к изданию Министерством просвещения СССР
В третьей части предлагаемой книги продолжается публикация раздела морфологии и словообразования
Курс морфологии и словообразования рассчитан на изучение в V (до темы «Глагол») и VI классах. Заканчивается он темой «Слова, не относящиеся к частям речи». Принципы, положенные в основу этого курса, раскрыты в предисловии ко второй части.
Темы «Морфологический строй русского языка» и «Стилистическое использование грамматических форм слова» составляют содержание обобщающего и одновременно повторительного курса морфологии, который предназначен для VIII класса.
Первая из этих тем имеет большое значение для формирования у школьников обще лингвистических представлений, необходимых для лучшего усвоения как русского, так и других языков, изучаемых в школе.
Вторая тема отвечает назревшей потребности научить школьников практически использовать стилистическое богатство русского литературного языка. Выполнение стилистических заданий предусматривается уже при изучении частей речи. Однако целесообразно выделить для работы по грамматической стилистике и специальное время после изучения грамматики и более полного знакомства учащихся со стилями речи на уроках лексики.
© "ПЕДАГОГИКА" Институт русского языка АН СССР Москва 1980
Авторство: Л. Булатова, Н. Е. Ильина, Е. В. Красильникова, С. М. Кузьмина, Н. А, Еськова.
Формат: PDF Размер файла: 7.62 MB
СОДЕРЖАНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ . 3
МОРФОЛОГИЯ И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. 4
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ -
ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
- 1. ПОНЯТИЕ О ЧИСЛИТЕЛЬНОМ —
- 2. ФОРМЫ РОДА У ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ. 8
- 3. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. -
- 4. РАЗРЯДЫ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ . 10
- 5. СКЛОНЕНИЕ ПРОСТЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ . 12
- 6. СКЛОНЕНИЕ СЛОЖНЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ . . 13
- 7. СОСТАВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ЧИСЛА 14
- 8. ПРАВОПИСАНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ. —
ПОРЯДОК МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ 15
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ -
НАРЕЧИЕ 16
- 1. ПОНЯТИЕ О НАРЕЧИИ. —
- 2. ПРЕДИКАТИВНЫЕ НАРЕЧИЯ 18
- 3. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ФОРМА КАЧЕСТВЕННЫХ НАРЕЧИЙ 19
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ. -
- 4. НАРЕЧИЯ, ВОЗНИКШИЕ ИЗ ПАДЕЖНЫХ ФОРМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, И ИХ ПРАВОПИСАНИЕ 20
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 22
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ НАРЕЧИЙ —
- 1. СУФФИКСАЛЬНЫЕ НАРЕЧИЯ —
- 2. ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫЕ НАРЕЧИЯ 23
- 3. ПРИСТАВОЧНЫЕ НАРЕЧИЯ 25
ОБЩИЕ ЧЕРТЫ В СЛОВООБРАЗОВАНИИ МЕСТОИМЕНИЙ, ОТНОСЯЩИХСЯ К РАЗЛИЧНЫМ ЧАСТЯМ РЕЧИ 27
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 28
ГЛАГОЛ. -
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ. 29
I. ЛИЧНЫЕ ФОРМЫ -
- 1. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗНАЧЕНИЯ ЛИЧНЫХ ФОРМ ГЛАГОЛА -
- 2. ОСОБЫЕ СЛУЧАИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ФОРМЫ 2-ГО ЛИЦА 32
- 3. ТИПЫ СПРЯЖЕНИЯ. 33
- 4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА 'ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ ЛИЧНЫХ ФОРМ 35
ВОПР ОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ. 36
II. ИНФИНИТИВ -
- 5. ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ИНФИНИТИВА ЛИЧНЫМ ФОРМАМ -
- 6 . ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ИНФИНИТИВА 38
III, ФОРМООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КЛАССЫ ГЛАГОЛОВ 39
- 7. ПОНЯТИЕ О ФОРМООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
КЛАССАХ ГЛАГОЛОВ ~
- 8. УСЕКАЕМЫЕ И НЕУСЕКАЕМЫЕ ГЛАГОЛЫ 41
- 9. ПРАВОПИСАНИЕ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ -
ГЛАГОЛА
- 10. ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ В ОСНОВЕ ИНФИНИТИВА 43
IV. ФОРМЫ ВРЕМЕНИ 44
- 11. ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФОРМ ВРЕМЕНИ —
- 12. МАРКИРОВАННЫЕ И НЕМАРКИРОВАННЫЕ ФОРМЫ ВРЕМЕНИ 46
- 13. ВЫРАЖЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ ВРЕМЕНИ 48
- 14. ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛА В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ ВРЕМЕНИ ' 50
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ —
V. ВИД И ВРЕМЯ. 52
- 15. ПОНЯТИЕ О ВИДЕ -
- 16. ВИДОВАЯ ПАРА. 54
- 17. МАРКИРОВАННАЯ И НЕМАРКИРОВАННАЯ ФОРМА ВИДА 56
- 18. ФОРМЫ ВРЕМЕНИ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА 57
СТИЛИСТИЧЕСКИ ОКРАШЕННОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ ВРЕМЕНИ 59
- 19. ОСОБЫЕ ФОРМЫ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА. —
- 20. СТИЛИСТИЧЕСКИ ОКРАШЕННОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМЫ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ 60
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ . 62
VI. ФОРМЫ НАКЛОНЕНИЯ. -
- 21. ПОНЯТИЕ О НАКЛОНЕНИИ. ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ И УСЛОВНОЕ НАКЛОНЕНИЕ -
- 22. ВЫРАЖЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ УСЛОВНОГО НАКЛОНЕНИЯ 64
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И ПОВТОРЕНИЯ 65
- 23. ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ 66
- 24. ВЫРАЖЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ 67
- 25. ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛА ПО ЧИСЛАМ В ПОВЕЛИТЕЛЬНОМ НАКЛОНЕНИИ -
- 26. ПРАВОПИСАНИЕ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ 08
- 27. ОСОБАЯ ФОРМА ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ 69
- 28. ВЫРАЖЕНИЕ ПОБУЖДЕНИЯ ДРУГИМИ СРЕДСТВАМИ 70
- 29. УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМЫ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ В ЗНАЧЕНИИ УСЛОВНОГО 72
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ . —
VII. БЕЗЛИЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ. 73
- 30. ПОНЯТИЕ О БЕЗЛИЧНЫХ ГЛАГОЛАХ . -
VIII ПРИЧАСТИЕ 74
- 31. ПОНЯТИЕ О ПРИЧАСТИИ -
- 32. СКЛОНЕНИЕ ПРИЧАСТИЙ 77
- 33. ПОНЯТИЕ О ПРИЧАСТНОМ ОБОРОТЕ . 78
- 34. ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ И СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ -
- 35. СОСТАВ ПРИЧАСТИЙ У ПЕРЕХОДНЫХ И НЕПЕРЕХОДНЫХ ГЛАГОЛОВ 80
- 36. ВРЕМЯ ПРИЧАСТИЙ. 81
- 37. ОБРАЗОВАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ 82
- 38. ОБРАЗОВАНИЕ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ 83
- 39. ОБРАЗОВАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ. -
- 40. ОБРАЗОВАНИЕ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ 84
- 41. СИСТЕМА СУФФИКСОВ ПРИЧАСТИЙ 86
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ . -
- 42. КРАТКИЕ СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ . 87
- 43. ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ, СООТНОСИТЕЛЬНЫЕ С
ПРИЧАСТИЯМИ 88
ПРАВОПИСАНИЕ ПРИЧАСТИЙ. 91
- 44. ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С ПРИЧАСТИЯМИ . -
- 45. ПРАВОПИСАНИЕ -НН Н- В ПРИЧАСТИЯХ -
IX. ДЕЕПРИЧАСТИЕ 92
- 46. ПОНЯТИЕ О ДЕЕПРИЧАСТИИ —
- 47. ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ПРИЧАСТИЯ И
ДЕЕПРИЧАСТИЯ. 94
- 48. ПОНЯТИЕ О ДЕЕПРИЧАСТНОМ ОБОРОТЕ 95
- 49. ДЕЕПРИЧАСТИЯ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННО
ГО И НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА. —
- 50. ОБРАЗОВАНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЙ У ГЛАГОЛОВ
СОВЕРШЕННОГО И НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА 97
- 51. НАРЕЧИЯ. СООТНОСИТЕЛЬНЫЕ С ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ 98
X. ВОЗВРАТНЫЕ ГЛАГОЛЫ. 101
- 52. ПОНЯТИЕ О ВОЗВРАТНЫХ ГЛАГОЛАХ . —
- 53 . ПОСТФИКС ВОЗВРАТНЫХ ГЛАГОЛОВ 102
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 103
XI. СИСТЕМА ФОРМ ГЛАГОЛА 104
- 54. СТРОЕНИЕ ПАРАДИГМЫ ГЛАГОЛА -
ПОРЯ ДОН МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА ГЛАГОЛОВ 107
XII. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ 108
- 55. ГЛАГОЛЫ, ПРОИЗВОДНЫЕ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ —
- 56. ГЛАГОЛЫ. ПРОИЗВОДНЫЕ ОТ ГЛАГОЛОВ 111
СЛОВА, НЕ ОТНОСЯЩИЕСЯ К ЧАСТЯМ РЕЧИ . . ц6
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 117
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ СТРОЙ РУССКОГО ЯЗЫКА
- 1. ГРАММАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЯЗЫКА -
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗНАЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА 119
- 2. ГРАММАТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ. -
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ -
- 3. ГРАММАТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ И ЧАСТИ РЕЧИ 120
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ. 122
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ЗНАЧЕНИЙ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ 123
- 4. СИНТЕТИЧЕСКИЙ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ЗНАЧЕНИЙ. -
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ . 124
- 5. КОМПЛЕКСНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ
ГРАММАТИЧЕСКИХ ЗНАЧЕНИЙ. 125
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 126
- 6. СИНОНИМИЯ И ОМОНИМИЯ ГРАММАТИЧЕ
СКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА. 127
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И
ПОВТОРЕНИЯ. 128
- 7. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ СТРОЙ РУССКОГО ЯЗЫКА -
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ’ПОВТОРЕНИЯ 131
СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ СЛОВА
СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ . . 140
Скачать бесплатный учебник СССР - Русский язык - Экспериментальные учебные материалы для средней школы Часть 3 (Булатова, Ильина, Красильникова, Кузьмина, Еськова) 1980 года
СКАЧАТЬ PDF
Предисловие
Разделы третьей части написаны: Л. Н. Булатовой («Числительное» — § 1—7; «Глагол» — § 1—4, 11—25, 27—30; «Слова, не относящиеся к частям речи»; «Морфологический строй русского языка»), Н. Е. Ильиной («Словообразование наречий»; «Словообразование глаголов»), Е. В. Красильниковой («Наречие»; «Глагол» — § 5, 31, 32, 34—43, 46, 47, 49-51), С. М. Кузьминой («Числительное» — § 8; «Глагол» — §6, 9,10, 26, 44, 45), Н. А. Еськовой («Глагол» — § 7, 8). Остальные разделы написаны коллективно.
1 Содержание остальных частей: I. Лексика. Фонетика; II. Морфология и словообразование (до темы «Числительное»); IV. Синтаксис. Русский язык в его разновидностях. Язык художественной литературы. Заключение.
МОРФОЛОГИЯ И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
- 1. ПОНЯТИЕ О ЧИСЛИТЕЛЬНОМ
Материал для. наблюдений. Прочитайте текст и ответьте на поставленные в конце вопросы.
Олег Лаптев, окончив десятый класс, пришел на завод. Он еще в школе увлекался техникой, и это помогло ему быстро овладеть специальностью. Прошел один год, и Лаптев получил высший разряд, а еще через год он придумал приспособление к станку, которое позволило ускорить обработку деталей. Изобретение Лаптева принесет миллион рублей прибыли в год.
Лаптев с пятью своими друзьями учится на вечернем отделении института. Через три года он получит диплом инженера.
Подумайте, что общего между выделенными словами. Можно ли отнести их к одному и тому же тематическому классу слов? Как вы определите общее лексическое значение этого класса слов?
К каким частям речи относятся выделенные слова? Есть ли среди них слова, которые не принадлежат ни к одной из знакомых вам частей речи?
На примере выделенных слов вы можете еще раз убедиться в том, что лексические и грамматические значения слов не всегда соответствуют друг другу. Все выделенные слова по лексическим значениям относятся к одному и тому же тематическому классу— это счетные слова. А по своим грамматическим формам (и, следовательно, по своим грамматическим значениям) эти слова относятся к разным частям речи.
Миллион — существительное, которое в грамматическом отношении ничем пе отличается от таких суще
ствительных, как завод, процент, праздник. Один — это прилагательное, о чем свидетельствуют его формы рода, числа, падежа и одушевленности — неодушевленности, при помощи которых слово один согласуется с существительными (ср., например, один год — одна неделя — одно столетие — одни сутки или я купил одного щенка и я купил один мяч).
Слова пять и три по своим грамматическим свойствам отличаются и от существительных, и от прилагательных. Как и многие другие счетные слова (два, пятнадцать, тридцать, шестьдесят, сто, триста, пятьсот и т. п.), они относятся к особой части речи, которая называется числительным.
В отличие от существительных и прилагательных числительные не имеют грамматических форм числа.
Числительные изменяются по падежам (три дома, трех домов, к трем домам и т. п.; пять тетрадей, пяти тетрадей, о пяти тетрадях и т. п.). Как вы знаете, изменяются по падежам также существительные и прилагательные,* причем форма падежа прилагательного всегда зависит от существительного, к которому оно относится. Как же обстоит дело с падежами у числительных? Зависит ли их падежная форма от существительного, при котором находится числительное, или наоборот? Попробуйте ответить на эти вопросы, проработав предложенный ниже материал. Свой вывод сверьте с учебником (см. с. 7). В ходе рассуждения будем для краткости независимое слово называть хозяином, а зависимое — слугой.
Материал для наблюдений. В следующих предложениях выделите словосочетания, состоящие из числительного и существительного. Определите падеж того и другого.
1. На столе лежит пять книг.
2. Я вижу на столе пять книг.
3. У меня нет пяти книг.
4. К пяти книгам прибавь еще одну.
5. Что делать с этими пятью книгами?
6. Речь идет о пяти книгах, которые лежат на столе.
Какое слово является «хозяином» и какое — «слугой» в этих словосочетаниях? Ответить на этот вопрос вам поможет сравнение сочетания числительного и существительного с сочетанием двух существительных и прилагательного с существительным:
а) На столе лежит пять книг.
б) На столе лежит стопка книг.
в) На столе лежат новые книги.
В сочетании стопка книг «хозяином» является существительное стопка, от которого зависит падеж существительного книги, В сочетании новые книги «хозяином» является существительное книги, от которого зависит форма прилагательного новый (падеж и числи). На какое из этих сочетаний похоже сочетание пять книг? Как ведет себя здесь числительное пять — как «хозяин», т. е. как существительное, или как «слуга», т. е. как прилагательное? Форма падежа слова пять не зависит от формы падежа слова книги, а, наоборот, форма родительного падежа книг зависит от слова пять, так же как в примере (пункт «б») она зависит от существительного стопка. Числительное ведет себя в этом случае так же, как существительное.
Теперь подставьте сочетания стопка книг и новые книги в 6-е предложение:
а) Речь идет о пяти книгах, которые лежат на столе, б) Речь идет о стопке книг, которая лежит на столе, в) Речь идет о новых книгах, которые лежат на столе. Как ведет себя числительное в этом случае? Оно согласуется в падеже с существительным так же, как и прилагательное (ср. о пяти книгах и о новых книгах, но о стопке книг).
Произведите такую же подстановку во 2-м предложении (с. 5), и вы увидите, что числительное ведет себя в этом случае как «хозяин», т. е. как существительное. Проделайте то же самое с 3-м и 5-м предложениями и убедитесь, что в этих предложениях числительное является «слугой», т. е. ведет себя как прилагательное.
Значит, у числительного одни падежные формы являются, как и у прилагательных, согласуемыми, а другие, как у существительных, несогласуемыми.
Несогласуемой является форма именительного падежа и форма винительного падежа, когда она омонимична форме именительного падежа (стоят четыре дома, лежит пять яблок; вижу четыре дома, возьму пять яблок). Остальные падежные формы являются согласуемыми (подошел к четырем домам, выбрал из пяти яблок и т. д.).
Отсутствие форм числа и своеобразие падежных форм являются определяющими признаками числитель
ного как части речи. Что касается форм рода и одушевленности — неодушевленности, то они есть только у некоторых числительных: например, два, оба. Для числительных как части речи эти формы не характерны.
Числительное — это часть речи, общим грамматическим значением которой является значение количества. Числительные не имеют грамматических форм числа. Они изменяются по падежам, причем одни падежные формы являются у них согласуемыми (как у прилагательных), а другие — несогласуемыми (как у существительных). I
Числительные могут быть знаменательными (два, три, сто) и местоименными (сколько, столько, оба).
Задание 1. Какие из следующих слов являются числительными: три, тройка, трешка, тройня, треть, трижды, втроем, утроить, трое? Обоснуйте свой ответ.
Задание 2. Помните ли вы шутливое стихотворение, придуманное медвежонком Винни-Пухом?
— Вопрос мой прост и краток,— Промолвил носорог,— Что лучше — сорок пяток Или пяток сорок? — Увы, никто на это Ответа Дать не мог.
Сколько в этом стихотворении числительных?
На чем основана здесь игра слов?
Задание 3. Прочитайте текст. Выделите в нем числительные. Определите падеж каждого числительного. В каких случаях падежная форма существительного зависит от числительного, с которым оно сочетается? Какую форму имеет существительное в этом случае?
Укажите, какие числительные являются знаменательными, а какие •— местоименными.
К нам в класс пришли два новичка. Они оказались братьями. Братья сидели за одной партой и на переменах держались вместе. На большой перемене братья сели вдвоем на скамейку и смотрели на играющих ребят. Прошло несколько минут, и к ним подошли двое мальчиков. Вскоре все четверо весело смеялись. Оба брата оказались веселыми, остроумными ребятами. Шутки двух братьев стал повторять весь класс. Со многими ребятами они близко подружились и всей компанией затевали всякие игры и шалости. Хотя братья учились в одном классе, между ними было около полутора лет разницы. Старший был заводилой, а младший во всем ему старался подражать. Но учился младший брат лучше, и в серьезных случаях старший брат с ним советовался.
- 2. ФОРМЫ РОДА У ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
Формы рода имеются только у трех числительных: два, полтора и оба. Как и у прилагательных, формы рода числительных являются согласуемыми формами (два стола, но две скамьи; полтора килограмма, но полторы тонны, оба брата, но обе сестры).
У числительных два и полтора формы рода различаются только в именительном падеже и в винительном, когда он совпадает с именительным. Например, в им. и вин. падежах: два яблока, но две сливы; полтора килограмма, но полторы пачки, а в остальных падежах: двух яблок и двух слив; к двум' яблокам и двум сливам ит. п.; без полутора килограмм и без полутора пачек. У числительного оба формы рода различаются во всех падежах.
Падежи | Муж. и сред, род | Жен. род |
И. | оба | обе |
Р. | обоих | обеих |
д. | обоим | обеим |
в. | оба, обоих | обе, обеих |
т. | обоими | обеими |
п. | об обоих | об обеих |
Задание. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.
1. По об.им сторонам дороги торчали обгорелые пни. 2. На об.их берегах реки белеют палатки туристов. 3. Были у меня две задушевные подруги, но с об.ими пришлось мне расстаться. 4. Костя старший в семье. На его попечении брат и сестренка. Он заботливо опекает об.их.4
Вы, конечно, заметили, что в грамматических формах числительных много странного и непоследовательного. Это объясняется происхождением числительных, следы которого сохраняются и в современном русском языке.
- 3. ИСТОРИЧЕСКАЯ ^СПРАВКА
Те слова, которые в нашем языке относятся к числительным, в древнерусском языке принадлежали к двум разным частям речи: к существительным и к при
лагательным. Такие числительныег как пять, десять^ сорок, cmoi принадлежали к существительным, а такиег как deat три, четыре,— к прилагательным. Существительные, обозначающие количество, в сочетании с другими существительными имели независимую форму падежа, и существительные, обозначающие считаемые предметы, должны были употребляться при них в форме родительного падежа множественного числа, так же как и при других существительных со значением меры {пять столов, пяти столов, пятью столов, так же как пуд орехов, пуда орехов, пудом орехов). А счетные прилагательные два, три, четыре, так же как и другие прилагательные, зависели в роде, числе и падеже от существительных. Но в древнерусском языке, как вы знаете, было не две формы числа, а три: единственное, двойственное и множественное. Прилагательное два сочеталось с формой двойственного числа (два стола) > а прилагательные три и четыре— с формой множественного числа (три столы, четыре столы).
Форма стола имела в то время разные значения: родительный падеж единственного числа (нет стола) и именительный или винительный падеж двойственного числа (два стола).
После утраты двойственного числа такие сочетания, как два стола, сохранились, но стали восприниматься как сочетание с формой родительного падежа (т. е. как сочетание с несогласуемой формой падежа). Под влиянием сочетаний с числительным два форма родительного падежа единственного числа стала употребляться у существительных и в сочетаниях с числительными три, четыре. Стали говорить три стола, четыре стола, а не три столы, четыре столы, как было прежде. Но в косвенных падежах три и четыре по-прежнему согласовались в падеже с существительным, которое употреблялось во множественном числе (трех столов, к четырем столам и т. п.).
Теперь сочетания существительных со словами два, три, четыре и со словами пять, шесть, семь в именительном падеже стали ближе по типу связи. И те и другие счетные слова требовали формы родительного падежа существительных, хотя в первых сочетаниях существительные имели форму родительного падежа единственного числа, а в последних сочетаниях — форму того же падежа множественного числа. Затем
сближение между этими Двумя группами сочетаний распространяется и на косвенные падежи. Под влиянием согласования слов два. три. четыре с существительными в косвенных падежах такая же форма связи устанавливается и между счетными словами пять, шесть, семь, сто и другими в косвенных падежах и существительными (говорят, например, десяти столам, а не десяти столов, как было прежде).
Так счетные прилагательные два, три, четыре и другие и счетные существительные пять, десять, сто и другие объединились в один грамматичесйий класс. Возникла новая часть речи — числительные, похожая и на существительные, и на прилагательные, но отличная от тех и других. Однако и сейчас в качестве счетных слов наряду с числительными употребляются существительные (половина, четверть, миллион, миллиард) и прилагательное (один).
- 4. РАЗРЯДЫ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ (не для заучивания)
По своему значению числительные делятся на количественные (два, пять, сорок, шестьдесят, сто, мало, несколько и т. п.) и собирательные (оба, двое, пятеро и т. п.). Количественные числительные обозначают только количество предметов (два берега, три друга, пять сыновей) или отвлеченные числа (Два плюс пять равно семи), а собирательные числительные показывают, что определенное количество предметов в каком-то отношении объединяется (Оба берега реки покрыты лесом; У него пять сыновей, и все пятеро страстные спортсмены). Количественные числительные делятся в свою очередь на счетные или определенно-количественные (те, которые могут быть обозначены цифрами: пять, шестьдесят, полтора и т. п.) и неопределенно-количественные (мало, много, сколько, столько, несколько).
Каждый разряд числительных сочетается с определенным кругом существительных.
Счетные числительные, а также числительное несколько свободно сочетаются с существительными, имеющими формы единственного и множественного числа (четыре дерева, две птицы, несколько карандашей).
Неопределенно-количественные числительные (кроме числительного несколько) сочетаются со всеми существительными, поддающимися счету или мере (сколько птиц; столько снегу; мало книг; мало сахару).
Собирательные (кроме числительного оба) числительные свободно сочетаются только с существительными мужского рода, обозначающими людей, и с заменяющими их местоимениями. Например, можно сказать пять мальчиков и пятеро мальчиков, но только пять девочек; нас было пять и нас было пятеро, к кому бы эти местоимения ни относились — к лицам мужского или женского пола. Только собирательное числительное оба (обе) сочетается с существительными любого рода, как одушевленными, так и неодушевленными.
Задание 1. Прочитайте текст.
Особенно удачно выступили Петренко, Седых и Акопян. Все трое включены в состав сборной республики.
Ответьте, о какой команде идет речь — о мужской или о женской. (Из заданий на олимпиаде по русскому языку.)
Некоторые формы собирательных числительных употребляются вместо количественных (счетных) числительных при существительных, имеющих только формы множественного числа (например, ножницы, весы, гетры). Так, в именительном и винительном падежах с этими существительными не употребляются числительные два, три, четыре, а только двое, трое, четверо. Числительные двое, трое, четверо не имеют в этом случае собирательного значения.
Задание 2. Объясните разницу в значении словосочетаний пять часов и пятеро часов. Составьте предложения с этими словосочетаниями.
Задание 3. Вставьте вместо цифровых обозначений количества предметов нужные формы числительных.
1. Снег шел (2) суток. 2. Больной не приходил в сознание в течение (2) суток. 3. В нашем распоряжении (3) метлы и (5) граблей. 4. На (3) часах одновременно пробило (6) часов.
Задание 4 (на сообразительность). Подумайте, почему существительные, имеющие только формы множественного числа, не могут сочетаться с числительными два, три, четыре, оба, полтора в именительном падеже, а с косвенными падежами этих же числительных могут сочетаться. Почему, например, нельзя сказать четыре сутки, по можно — четырех суток?
Задание 6. а) Прочитайте помещенные ниже примеры, определите, в какой разновидности устной или письменной речи могли бы встретиться включенные в них предложения. Как они различаются по стилистической окраске? Ответьте, влияет ли, по вашему мнению, употребление краткой или полной формы прилагательного в сказуемом на стилистическую окраску всего предложения.
1 .— Клетки (для птиц) из органического стекла очень красивы, гигиеничны, не подвержены действию химически активных веществ.
— А мне не кажется, что эти клетки красивые, к тому же они и не очень удобные, ведь они, например, боятся горячей воды.
2 .— Иванов дисциплинирован, аккуратен, исполнителен.
— Да, конечно, этого у него не отнимешь; он аккуратный, исполнительный, но все делает только от сих до сих, и не больше.
б) Сравните два отрывка из произведений художественной литературы. В каком из них в авторской речи заметно стремление приблизиться к живой разговорной речи? В каком случае формы прилагательных, употребленные в сказуемом, сразу выдают книжный характер текста.
1. Один медвежонок угрюмый. Сидит в углу, лапу сосет и все время ворчит. А другие — веселые. Черноватый с белым пятном — нагрудником все лазает, карабкается. Полез он по железным прутьям клетки к потолку. Прутья-то скользкие — два вершка пролезет, на вершок обратно съедет. (Е. Чарушин.)
2. Вечер был бесконечно тих, неподвижен,— одни ласточки мелькали во дворе и, взвиваясь, тонули в глубоком небе. (И. Бунин.)
в) Можно ли заменить краткую форму полной или полную — краткой только у одного из прилагательных, выступающих в сказуемых следующих предложений.
Дорога была наезженная, но извилистая и узкая. Почерк убористый и четкий. Выводы интересны, но не свободны от противоречий.
Задание 7. В научных и публицистических работах авторы, говоря о себе, употребляют различные формы лица. Сравните следующие отрывки. Какие формы лица употребляют разные авторы,,, говоря о себе? Скажите, какая манера вам больше нравится и почему.
1. Беру на себя смелость писать по вопросу, требующему, между прочим, и основательных знаний по истории педагогики вообще и по истории школы в частности. (Л. Щерба.)
2. Мы придерживаемся в сущности того определения . слова, которое было сформулировано Ф. Ф. Фортунатовым в «Сравнительном языкознании», принимая, однако, это определение с небольшим изменением . (П. Черных.)
3. Следует сказать, что предлагаемый вниманию читателей курс характеризуется известной неравномерностью, разной степенью полноты в изложении различных разделов. Сам автор сознает этот недостаток, но не смог избежать его. (П. Кузнецов.)
Задание 8. В следующих отрывках приведены различные случаи переносного употребления местоимения мы и соответствующей формы глагола в переносном значении. Прочитайте эти предложения и ответьте на поставленные в конце вопросы.
1. Доктор подошел к постели больного и спросил его бодрым тоном: «Ну, как мы себя чувствуем?»
2. «Ого, какие мы сердитые! — насмешливо сказал отец малы- шу, который стоял насупившись и глядя в угол.— Так и будем молчать?»
3. «Мы полагаем,— продолжал лектор,— что наша теория дает этим таинственным фактам убедительное объяснение».
4. До его слуха смутно доносились слова царского указа: «Мы, Николай вторый . Император всероссийский . сим повелеваем .»
5. «А вы чем занимаетесь?» — спросила учительница свою попутчицу. «Мы в сельпо торгуем»,— ответила та.
1) Вместо каких форм употреблена форма 1-го лица множественного числа в каждом из этих отрывков? 2) В каком случае эта форма употреблена неправильно, не по нормам литературного языка? 3) Какое употребление формы 1-го лица множественного числа является устаревшим? 4) Какую стилистическую окраску имеет форма 1-го лица множественного числа в 1, 2 и 3-м предложениях? Одинакова или различна эмоциональная окраска этой формы в 1-м и 2-м предложениях?
Задание 9. Прочитайте отрывки. Укажите, какие глагольные формы в них стилистически окрашены и каким стилистически нейтральным формам они соответствуют.
а) Я поехала с вещами, а ты приберешь квартиру . Потом запри дверь, книги отнеси в библиотеку. (А. Гайдар.)
Какие формы употреблены здесь в переносном значении? Вместо каких форм они употреблены? Какова стилистическая и эмоциональная окраска этих форм?
б) Свет пройди — нигде не сыщешь дружбы той святей и чище, что бывает на войне. (А. Твардовский.)
Какие грамматические формы в этом отрывке стилистически окрашены? Что еще придает предложению ту же стилистическую окраску? Как изменится синтаксическая форма предложения, если стилистически окрашенные формы глагола в этом отрывке заменить нейтральными?
Задание 10. Вы уже знаете, что в рассказе о прошлых событиях авторы часто употребляют форму настоящего времени, чтобы оживить свой рассказ. Особенно распространен этот прием в газетном репортаже.
а) Прочитайте отрывок из репортажа о стыковке космического корабля с орбитальной станцией. Замените в нем форму настоящего времени глаголов формой прошедшего времени. Как при этом изменится вид глаголов? Где вы оставите глаголы несовершенного вида, а где замените их глаголами противоположного вида? В каком случае может быть употреблен без изменения смысла как глагол совершенного, так и глагол несовершенного вида? Какой из них вы предпочтете?
— Включить сигнальные маяки,— раздается команда с Земли. Командир включает поисковый прожектор, но он еще не в силах пробить толщу космической тьмы. Когда до станции остается всего сто метров, экипаж просит разрешения перейти на ручное управление. Восемьдесят, шестьдесят, сорок метров — медленно (0,3 метра в секунду) сокращается это расстояние, и вот, когда до момента стыковки остается всего несколько минут, корабль «Союз-18» уходит за радиогоризонт и связь с ним прекращается.
Сопоставьте отрывок из газеты с тем текстом, который у вас получился. Объясните, почему именно в жанре репортажа особенно часто употребляется настоящее время вместо прошедшего. В каких других видах речи употребительна такая замена?
б) Рассказ о прошлых событиях не всегда бывает выдержан в одной временной форме. Часто формы прошедшего и настоящего времени чередуются.
Вот как рассказывает Пушкин о встрече со своим лицейским товарищем Кюхельбекером, арестованным по делу декабристов.
Один из арестантов стоял, опершись у колонны. К нему подошел высокий бледный и худой молодой человек с черной бородою, в фризовой шинели. Увидев меня, он с живостью на меня взглянул. Я невольно обратился к нему. Мы пристально смотрим друг на друга — и я узнаю Кюхельбекера. Мы кинулись друг другу в объятия. Жандармы нас растащили. Фельдъегерь взял меня за руку с угрозами и ругательствами — я его не слышал.
Попробуйте объяснить, почему именно глаголы смотреть и узнавать даны в форме настоящего времени, в то время как все остальные имеют форму прошедшего времени.
Задание 11. Не только настоящее время может употребляться вместо прошедшего. В целях выразительности используются и другие случаи замены форм времени. Прочитайте следующие отрывки и объясните употребление в них форм времени.
1. В 1939 г. молодой ученый защищает диссертацию и получает назначение в Колтуши, где несколько лет работает под руководством знаменитого советского физиолога ’И. П. Павлова. Годы работы с И. П. Павловым он будет вспоминать как лучшее время своей жизни.
Измените рассказ, поставив все глаголы в форме прошедшего времени. Сравните оба варианта. Что достигается употреблением разных форм времени в этом отрывке?
2. Сравните два отрывка.
Сначала дорога пойдет прямо, потом завернет направо, поднимется на бугор и снова спустится в ложбину. Там она будет петлять среди леса, спускаться и подниматься, пока не выйдет к станции,
Сначала дорога идет прямо, потом заворачивает направо, поднимается на бугор и снова спускается в ложбину. Там она петляет среди леса, спускается и поднимается, пока не выходит к станции.
В каком из отрывков дорога описана с точки зрения идущего по ней? Чем это достигается?
Задание 12. а) В следующих примерах на один и тот же вопрос даются два ответа: с глаголом совершенного и несовершенного вида. Прочитайте примеры и проделайте указанную ниже работу.
1. — Утвердили план работы отряда?
— Не утвердили.
— Не утверждали.
2. Отец пришел с работы?
— Нет, не пришел.
— Нет, не приходил.
3. Вас предупредили, что нужна справка о прививках?
— Предупредили.
— Предупреждали.
Какие оттенки смысла передаются в каждом из двух ответов на один и тот же вопрос? Как связаны различия в смысле первого и второго ответа в каждом из приведенных примеров с грамматическим значением совершенного и несовершенного вида? Почему в первом примере нельзя заменить один ответ другим без изменения смысла, а во второми в третьем — можно?
Придумайте примеры вопросов, в ответе на которые возможна замена видов с сохранением того же смысла; невозможна такая замена. Объясните причину возможности или невозможности такой замены.
б) Сравните предложения, в которых побуждение к действию выражено глаголами совершенного и несовершенного вида. Укажите, в каких случаях эти предложения имеют один и тот же смысл, а в каких — разный. Если оба предложения имеют одинаковый смысл, то есть ли между ними стилистические различия? Определите эти различия. Какой стилистический вариант не стоит употреблять?
1. Закончите работу. Заканчивайте работу.
2. Передайте привет Ивану Петровичу. Передавайте привет Ивану Петровичу.
3. Дай мне книгу. Давай мне книгу.
Задание 13. Многие действия могут быть обозначены как глаголом, так и отглагольным существительным, например: освобождать и освобождение, мыть и мытье, играть и игра, сушить Т&. сушка, ремонтировать и ремонт. Нужно иметь в виду, что употребление глагола или существительного обычно небезразлично в стилистическом, а иногда и в смысловом отношении, 1. Преобразуйте следующие предложения по образцу: Никто не учил мальчика рисовать.— Никто не учил мальчика рисованию. Укажите, в каких случаях смысл предложения изменился.
Я люблю петь. Мы начали наблюдать за подопытными.животными. Директор согласился провести это заседание.
2. Преобразуйте следующие предложения так, чтобы вместо отглагольного существительного употребить глагол. В каких случаях предложение с отглагольным существительным допускает два истолкования и в связи с этим два разных преобразования? Объясните, как большая конкретность значения предложений с глаголом связана с различиями грамматических свойств существительного и глагола.
Приглашение Маши меня обрадовало. Докладчик выразил тревогу по поводу разрушения архитектурных памятников.
3. Неуместное употребление отглагольного существительного вместо глагола или большое скопление отглагольных существительных в тексте делает стиль сухим, казенным, тяжеловесным. В каких из приведенных ниже предложений есть такие стилистические ошибки? Исправьте их.
Школьники вели работу по собиранию металлолома. Сегодня мы производили уборку класса. Рабочие обсуждали пути улучшения организации соревнования. Проект изготовления деталей нового образца был принят единогласно. Бесчеловечный поступок Зайцева вызвал всеобщее негодование. В целях избежания разбития стекол от неумелого поднятия и опускания рам пассажирами в вагоне за поднятием и опусканием рам надлежит обращаться к проводнику вагона. Применение новой технологии обеспечивает более высокую прибыль.
СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ
В дополнение к заданиям, которые предлагаются в данной части, преподаватель может использовать также следующие упражнения из действующих учебников по темам «Числительное»: V—VI г, 314, 316, 319, 320, 321, 324, 333, 337, 342, 347, 349; /Наречие»: V-VI, 647 649, 655, 656, 703, 704, 706, 708, 709, 710; «Словообразование наречий»: V—VI, 663, 665—668, 670, 672, 673, 675, 683, 686—688, 691, 694—696; «Общие черты в словообразовании местоимений, относящихся к различным частям речи»: V—VI, 809, 810; «Глагол»: «Личные формы»: IV, 622, 629, 630; V—VI, 430, 432, 638; «Инфинитив»: IV, 565—573, 575—581, 583; «Правописание личных окончаний глагола»: IV, 639, 642, 646; «Правописание безударной гласной в основе инфинитива»: IV, 6 1, 653, 655, 656; «Формы времени»: IV, 604, 606, 607, 608, 610, 611 2; «Вид и время»: IV, 586, 587, 588, 612; V—VI, 626, 631, 653; «ФогМ1 наклонения»: V—VI, 449, 451, 454, 456, 457, 458, 466, 4 , 468; «безличные глаголы»: V—VI, 471, 472, 473, 476; «Причастие»: V—VI, 546, 547, 549, 550, 553—556, 558, 560, 562—573, 5 . , йЬ, .«2 584, 585, 587—591, 593, 595, 601—604, 609, 611, 613, (И 7 «Деепричастие»: V-VI, 620, 621, 622, 624-632, 635— 638; лВо; в тные глаголы»: V—VI, 439, 440, 441, 443; «Словооб- р.зоваьие гчаголов»: V—VI, 479, 480, 483, 486, 487, 489, 490; IV, 5 - 560. Кроме упражнений, указанных в этом списке,
уи тель по своему усмотрению может использовать также задана типа изложений и сочинений, помещенные в действующих учебниках.
1 Упражнения указаны по следующим изданиям: Русский язык» Учебник для 4 класса.— 11-е изд.— М., 1978; Русский язык: Учебник для 5—6 классов.— 5-е изд.— М., 1978.
В действующих учебниках упражнения на правописание часто сопровождаются заданием обозначить номера орфограмм. В нашем учебнике орфограммы не нумеруются. Поэтому, предлагая такие упражнения, мы имеем в виду, что должны быть выполнены все задания, кроме обозначения номеров орфограмм.
2 Римскими цифрами обозначаются учебники для соответствующих классов, арабскими — номера упражнений.
УЧЕБНИКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ
★Все➙ Учебники 5 класс, ★Все➙ Для Учителей, Словообразование, Русский язык - 5 класс, Автор - Булатова Л.Н., Автор - Ильина Н.Е., Автор - Красильникова Е.В., Автор - Кузьмина С.М., Автор - Еськова Н.А., Для учащихся средних классов