Skip to main content

Русский язык - Экспериментальные учебные материалы для средней школы Часть 4 (Ицкович, Ширяев, Булатова, Ильинская) 1980 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

Русский язык - Экспериментальные учебные материалы для средней школы Часть 4 (Ицкович, Ширяев, Булатова, Ильинская) 1980

Назначение: Экспериментальные учебные материалы рекомендованы к изданию Министерством просвещения СССР

Четвертая часть предлагаемой книги открывается разделом «Синтаксис» х. Его изучение намечается на VI класс («Простое предложение») и VII («Сложное предложение»). Этот раздел начинается (так же как и раздел «Морфология и словообразование») с изложения основных понятий. И здесь центральное место отводится понятию грамматической (в данном случае синтаксической) формы. Это позволяет связать воедино преподавание морфологии и синтаксиса и тем самым обеспечить целостное восприятие грамматики.
При описании синтаксиса простого предложения в целях лучшей систематизации материала дано понятие синтаксического нуля, что ведет к более строгому определению номинативных и неполных предложений. Существенно уточнены в этом разделе определения согласования, членов предложения и некоторых других синтаксических понятий.

© "ПЕДАГОГИКА" ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА АКАДЕМИИ НАУК СССР Москва 1980

Авторство: В. А. Ицкович, Е. Н. Ширяев, Л, Н. Булатова, И. С. Ильинская

Формат: PDF Размер файла: 10.7 MB

СОДЕРЖАНИЕ

 

📜 ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ

ОГЛАВЛЕ НИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ 3

СИНТАКСИС □

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИНТАКСИСА

  • 1. СИНТАКСИЧЕСКИЕ ФОРМЫ СВЯЗИ —
  • 2. ПРЕДЛОЖЕНИЕ — ОСНОВНАЯ СИНТАКСИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА 7

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 9

ТИПЫ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ -

  • 1. ТИПЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЦЕЛИ СООБЩЕНИЯ —
  • 2. НЕВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ И ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 10
  • 3. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 11
  • 4. ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 12
  • 5. УТВЕРДИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 14

ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СВЯЗИ СЛОВ 16

  • 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ

СВЯЗИ —

  • 2. СОГЛАСОВАНИЕ 17

$ 3. СОГЛАСУЕМЫЕ СЛОВА 18

  • 4. СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ 19
  • 5. СОГЛАСОВАНИЕ СЛОВ В ПРЕДИКАТИВНОМ

ЯДРЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 20

  • 6. УПРАВЛЕНИЕ. 21
  • 7. УПРАВЛЯЕМЫЕ И УПРАВЛЯЮЩИЕ СЛОВА 23
  • 8. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ И НЕОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ —
  • 9. СОЧЕТАНИЕ СОГЛАСОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ 26
  • 10. ПРИМЫКАНИЕ —

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ. 2 7

  • И. О СВЯЗИ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ И НЕОБЯЗАТЕЛЬНОЙ -

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ . 28

  • 1. ПОНЯТИЕ О СЛОВОСОЧЕТАНИИ. СЛОВОСОЧЕТАНИЯ НЕРАСПРОСТРАНЕННЫЕ И РАСПРОСТРАНЕННЫЕ —
  • 2. КЛАССИФИКАЦИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ ПО МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ПОДЧИНЯЮЩЕГО СЛОВА 29
  • 3. СИНОНИМИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ. 30
  • 4. ОМОНИМИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ. 31

ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 33

  • 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ -
  • 2. О ВОПРОСАХ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ И СИНТАКСИЧЕСКИХ —

ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 34

I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ДВУСОСТАВНОМ ПРЕДЛО

ЖЕНИИ . 34

II. ПОДЛЕЖАЩЕЕ. 35

III. СКАЗУЕМОЕ. 36

  • 1. ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ —
  • 2. СЛОЖНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ —
  • 3. ФОРМЫ ВРЕМЕНИ ГЛАГОЛА БЫТЬ 38
  • 4. НОМИНАТИВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 40

$ 5. ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ 41

5 6. ПАДЕЖ ПРИСВЯЗОЧНОГО СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО -

  • 7. ПОЛНОЕ И КРАТКОЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ В СКАЗУЕМОМ 42
  • 8. ПАДЕЖ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО В СКАЗУЕМОМ 44
  • 9. ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ —

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 45

  • 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ОДНОСОСТАВНОМ

ПРЕДЛОЖЕНИИ. -

  • 2. БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 46
  • 3. БЕЗЛИЧНЫЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ -
  • 4. ИНФИНИТИВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 47
  • 5. НЕОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ —
  • 6. ОБОБЩЕННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ . 48
  • 7. ЛИЧНЫЕ ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 50

ПРЕДЛОЖЕНИЯ НЕРАСПРОСТРАНЕННЫЕ II РАСПРОСТРАНЕННЫЕ, ПОЛНЫЕ И НЕПОЛНЫЕ 51

  • 1. ПРЕДЛОЖЕНИЯ НЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ И РАСПРОСТРАНЕННЫЕ —
  • 2. НЕПОЛНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. -
  • 3. ЕЩЕ О НЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ И НЕПОЛ

НЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ. 54

ПОРЯДОК СЛОВ II ИНТОНАЦИЯ 56

  • 1. ПОРЯДОК СЛОВ. -
  • 2. ПОРЯДОК СЛОВ И ИНТОНАЦИЯ 57

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ 59

СОЧИНИТЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ В ПРЕДЛОЖЕНИИ 60

  • 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О СОЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ -

S 2. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ . 62

5 3. СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ОДНО

РОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ. 63

  • 4. ОДНОРОДНЫЕ И НЕОДНОРОДНЫЕ СОГЛАСОВАННЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ. 64
  • 5. ПУНКТУАЦИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 67

СЛОВА, НЕ ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ -

  • 1. ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ. —
  • 2. ВВОДНЫЕ СЛОВА 68
  • 3. МЕЖДОМЕТИЯ. 69
  • 4. ОБРАЩЕНИЯ. 70

СХЕМА СИНТАКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ 71

ОБОСОБЛЕННЫЕ ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕД

ЛОЖЕНИЯ 72

$ 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ОБОСОБЛЕНИИ —

ВОПР ОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ. 73

  • 2. ПОЛУПРЕДИКАТИВНОСТЬ. 74
  • 3. ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ 75
  • 4. ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ 77
  • 5. УТОЧНЯЮЩИЕ И ПОЯСНЯЮЩИЕ ОБОСОБ

ЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 79

  • 6. ПУНКТУАЦИЯ ПРИ ОБОСОБЛЕНИИ 81

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. 83

1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ 83

  • 1. ПРЕДИКАТИВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ КАК ЧАСТИ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
  • 2. СИНТАКСИЧЕСКАЯ ФОРМА СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ 85
  • 3. СОЮЗНЫЕ И БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 8 7
  • 4. СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ И СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 90
  • 5. СОЮЗНЫЕ СЛОВА. 92
  • 6. СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПЕРЕЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ. 94
  • 7. МНОГОПРЕДИКАТИВНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 95

ВОПР ОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ. 96

II. СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 9 7

  • 1. ЧТО ТАКОЕ ТИП СЛОЖНОСОЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ -
  • 2. СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРОТИВИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ. —
  • 3. СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ 98
  • 4. СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СОЕДИНИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ . 99
  • 5. СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СОЮЗАМИ НЕ ТОЛЬКО ., НО Н\ ТО ЕСТЬ . . 102
  • 6. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ 103

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ . —

III. СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ . 104

  • 1. ГЛАВНАЯ И ПРИДАТОЧНАЯ ЧАСТИ В СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ -
  • 2. ЧТО ТАКОЕ ТИП СЛОЖНОПОДЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ 105
  • 3. ОСНОВНЫЕ И НЕОСНОВНЫЕ СОЮЗЫ (СОЮЗНЫЕ СЛОВА) В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ОПРЕДЕЛЕННОГО ТИПА 107
  • 4. СООТНОСИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА В СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ 108
  • 5. СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

С ПРИСУБСТАНТИВНОЙ ПРИДАТОЧНОЙ

ЧАСТЬЮ. 109

  • 6. СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИКОМНАРАТИВНОЙ ПРИДАТОЧНОЙ ЧАСТЬЮ . 113
  • 7. СИНТАКСИЧЕСКИЕ ТИПЫ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПРИГЛАГОЛЬНОЙ ПРИДАТОЧНОЙ ЧАСТЬЮ 114
  • 8. ДВА ВИДА СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПРИГЛАГОЛЬНОЙ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНОЙ ПРИДАТОЧНОЙ ЧАСТЬЮ 116
  • 9. СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНОЙ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНОЙ ЧАСТЬЮ ПРИ ГЛАГОЛЕ С ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ СООТНОСИТЕЛЬНЫМ СЛОВОМ -
  • 10. СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНОЙ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНОЙ ЧАСТЬЮ ПРИ ГЛАГОЛЕ БЕЗ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СООТНОСИТЕЛЬНОГО СЛОВА 118

ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ 120

1. ЧТО ТАКОЕ ПРЯМАЯ РЕЧЬ?. -

2. ОТЛИЧИЯ ПРЯМОЙ РЕЧИ ОТ КОСВЕННОЙ 121

3. КОСВЕННЫЙ ВОПРОС. 123

4. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ 124

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ. 126

  • И. СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИГЛАГОЛЬНОЙ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННОЙ ПРИДАТОЧНОЙ ЧАСТЬЮ. СОЮЗЫ И СОЮЗ-

НЫЕ СЛОВА В ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННОЙ ПРИДАТОЧНОЙ ЧАСТИ 126

  • 12. СООТНОСИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННОЙ ПРИДАТОЧНОЙ ЧАСТЬЮ 128
  • 13. НАБЛЮДЕНИЯ НАД СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ С ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННОЙ ПРИДАТОЧНОЙ ЧАСТЬЮ 129
  • 14. СИНТАКСИЧЕСКИЕ ТИПЫ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПРИДАТОЧНОЙ ЧАСТЬЮ, КОТОРАЯ МОЖЕТ ОТНОСИТЬСЯ К РАЗНЫМ ЧАСТЯМ РЕЧИ. 133
  • 15. СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С

ПРИДАТОЧНОЙ ЧАСТЬЮ МЕРЫ И СТЕПЕНИ 134

  • 16. СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНОЙ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ЧАСТЬЮ 136
  • 17. СИНТАКСИЧЕСКИЕ ТИПЫ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПРИДАТОЧНОЙ ЧАСТЬЮ, ОТНОСЯЩЕЙСЯ К ГЛАВНОЙ В ЦЕЛОМ 137
  • 18. ОБЩАЯ ТАБЛИЦА СИНТАКСИЧЕСКИХ ТИПОВ СЛОЖНОПОДЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ . 139
  • 19. НАБЛЮДЕНИЯ НАД СИНТАКСИЧЕСКОЙ ФОРМОЙ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ —
  • 20. НАБЛЮДЕНИЯ НАД УПОТРЕБЛЕНИЕМ ПРЕДИКАТИВНЫХ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ 141
  • 21. ОСОБЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ ФОРМЫ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ —
  • 22. ПРИДАТОЧНАЯ ЧАСТЬ И ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 142
  • 23. ПУНКТУАЦИЯ В СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ 143

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 145

IV. БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ . 146

  • 1. БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПЕРЕЧИСЛЕНИЕМ -
  • 2. БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ЯРКОЙ И НЕЯРКОЙ ИНТОНАЦИЕЙ . 148
  • 3. СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПРЕДИКАТИВНЫМИ КОНСТРУКЦИЯМИ В БЕССОЮЗНЫХ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ЯРКОЙ ИНТОНАЦИЕЙ. 150
  • 4. БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ИЗЪЯСНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДИКАТИВНОЙ КОНСТРУКЦИЕЙ. 151
  • 5. БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДИКАТИВНОЙ КОНСТРУКЦИЕЙ . 152
  • 6. БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИЧИННОЙ ПРЕДИКАТИВНОЙ КОНСТРУКЦИЕЙ 153
  • 7. БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СО СЛЕДСТВЕННОЙ ПРЕДИКАТИВНОЙ КОНСТРУКЦИЕЙ 155

$ 8. БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРОТИВОПОСТАВИТЕЛЬНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ 156

  • 9. АВТОРСКИЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БЕССОЮЗНЫХ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ . . -
  • 10. В КАКОМ ОТНОШЕНИИ БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ НАХОДЯТСЯ К СОЮЗНЫМ 158
  • 11. БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

И СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СОЮЗОМ И (ОДИНОЧНЫМ) 159

  • 12. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БЕССОЮЗНЫХ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 160

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ -

V. МНОГОПРЕДИКАТИВНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 161

  • 1. СХЕМЫ МНОГОПРЕДИКАТИВНЫХ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 161
  • 2. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ И СОПОДЧИНЕНИЕ 162
  • 3. НАБЛЮДЕНИЯ НАД СТРОЕНИЕМ МНОГОПРЕ- ДИКАТИВНЫХ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 164
  • 4. ПУНКТУАЦИЯ В МНОГОПРЕДИКАТИВНЫХ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ 165

РУССКИЙ ЯЗЫК В ЕГО РАЗНОВИДНОСТЯХ . 167

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК И ДИАЛЕКТЫ

  • 1. ПОНЯТИЕ О ДИАЛЕКТАХ. . -
  • 2. ДИАЛЕКТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ 168
  • 3. НАРЕЧИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА 171
  • 4. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК И ДИАЛЕКТЫ . 174
  • 5. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЯЗЫКИ И ЖАРГОНЫ 177

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ. 179

ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ iso

ВВЕДЕНИЕ . -

  • 1. РЕЧЬ ПЕРСОНАЖЕЙ КАК СРЕДСТВО И ПРЕДМЕТ ИЗОБРАЖЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ. 184
  • 2. О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПОСТРОЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ 186
  • 3. РОЛЬ ЛЕКСИЧЕСКИХ И ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ПЕРЕДАЧЕ ХАРАКТЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЖИВОЙ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ . . 190
  • 4. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ В НЕПРЯМОМ ЗНАЧЕНИИ КАК СРЕДСТВО ПЕРЕДАЧИ ЖИВОЙ РЕЧИ. 192
  • 5. НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ ПЕРЕДАЧИ ЗВУЧАНИЯ ЖИВОЙ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ. 194
  • 6. СОЦИАЛЬНЫЕ, ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ В РЕЧИ ПЕРСОНАЖЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ . 196
  • 7. РЕЧЬ ПЕРСОНАЖА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ 204
  • 8. ОБ УСЛОВНОМ ХАРАКТЕРЕ РЕЧИ ПЕРСОНАЖЕЙ 210

? 9. О СПОСОБАХ ВКЛЮЧЕНИЯ РЕЧИ ПЕРСОНАЖЕЙ В ПОВЕСТВОВАНИЕ АВТОРА 217

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ. 227

ЗАКЛЮЧЕНИЕ , 228

СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ИЗ ДЕЙСТВУЮЩИХ УЧЕБНИКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА 230 ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА 231

ПОСЛЕСЛОВИЕ 232

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник СССР - Русский язык - Экспериментальные учебные материалы для средней школы Часть 4 (Ицкович, Ширяев, Булатова, Ильинская) 1980 года

СКАЧАТЬ PDF

📜 ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Рассмотрение в качестве особого знака препинания двух запятых (например, в обособленных оборотах) и использование принципа поглощения знаков позволяют более четко, обобщенно и лаконично сформулировать правила пунктуации.

Сложное предложение изучается исходя из его формы, представляющей собою единство синтаксического значения (смысловые отношения между предикативными конструкциями, образующими сложное предложение) и средств выражения этого значения (союзы и союзные слова). Дается классификация сложносочиненных и сложноподчиненных предложений по типам синтаксических значений. Показано, что синтаксическая форма бессоюзного сложного предложения функционирует только при опоре на лексико-семантическую структуру предикативных конструкций. Классификация смысловых отношений в бессоюзных сложных предложениях ориентирована па правила постановки знаков препинания в этих предложениях.

Некоторые частные вопросы простого и сложного предложения специально не рассматриваются, но в упражнениях приводится материал и формулируются задания, ориентированные на

1 Остальные разделы предлагаемого школьного курса распределяются по следующим частям: I — «Лексика. Фонетика», II — «Морфология и словообразование» (до темы (Числительное»), III — «Морфология и словообразование» (до конца).

то, чтобы учащиеся самостоятельно сделали соответствующие выводы. К таким вопросам относятся, например, виды связи числительного с существительным, формы сказуемого в неопределенно-личных и обобщенно-личных предложениях, неосновные союзы п союзные слова в разных типах сложного предложения.

Раздел «Русский язык в его разновидностях» (он планируется в VIII классе) знакомит учащихся с территориальными (народные говоры) п социальными (профессиональные языки и жаргоны) диалектами.

Территориальные диалекты рассматриваются как исторически обусловленное явление. При описании диалектных различии проводится идея системности языка, которая пронизывает всю нашу книгу. Знакомство с диалектами используется также для работы по культуре речи.

Знакомя учащихся с понятием жаргона, авторы более подробно останавливаются на молодежном жаргоне, стараясь без прямолинейной дпя античности воспитать у школьников правильное отношение к этому явлению.

«Язык художественной литературы» — заключительный раздел всего предлагаемого школьного курса русского языка. Изучение его представляется удобным проводить в IX классе, когда учащиеся будут уже достаточно знакомы с произведениями русской литературы. Раздел этот является нововведением для школьного курса и не имеет поэтому опоры в практике преподавания. С другой стороны, в самой науке о языке многие вопросы языка художественной литературы недостаточно полно изучены и раскрыты. Сказанным объясняется, что «Язык художественной литературы» менее разработанный раздел, чем другие, как со стороны содержания, дан и в методическом отношении. Однако включение сю в предлагаемые «Экспериментальные учебные материалы» кажется небесполезным как попытка дать учащимся представление о специфике художественной речи исходя из строго лингвистических оснований. Этот раздел, раскрывающий учащимся эстетическую функцию языка, может быть легко связан с преподаванием литературы.

Разделы IV части книги написаны: «Синтаксис» — В. А. Ицковичем и Е. Н. Ширяевым («Основные понятия синтаксиса»), В. А. Ицковичем («Простое предложение») и Е. Н. Ширяевым («Сложное предложение»); «Русский язык в его разновидностях» — Л. И. Булатовой; «Заключение» — И. С. Ильинской; «Язык художественной литературы» — коллективно.

СИНТАКСИС

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИНТАКСИСА

  • 1. СИНТАКСИЧЕСКИЕ ФОРМЫ СВЯЗИ

Синтаксис — это раздел грамматики, в котором изучаются соединения слов в разного рода синтаксические конструкции. Слово «синтаксис» пришло в русский язык из греческого; его значение — «связь, построение, конструирование».

Если до сих пор речь шла о грамматических формах отдельного, взятого самого по себе слова, то теперь необходимо понять, что такое грамматическая, а точнее синтаксическая, форма соединения слов.

Материал для Неожиданно, от, резкий, костер, ветер, порыв, погаснуть, сильный.

наблюдений.

От сильного и резкого порыва ветра костер неожиданно погас.

В левом и правом столбиках даны одни и те же слова. И тем не менее в том, что написано в правом столбике, есть смысл, которого в левом нет. Что же это за смысл? В отличие от левого столбика в правом между словами установлены смысловые отношения: прилагательное сильный стало определять существительное порыв (сильный порыв), существительное порыв вступило в смысловую связь с другим существительным ветер (порыв чего? ветра) и т. д. Как же установлена смысловая связь между словами? Прежде всего с помощью такого уже хорошо известного нам грамматического средства, как окончание: то, что прилагательное сильный определяет существительное порыв, показывает окончание этого прилагательного -ый, то, что существительное ветер связано по смыслу с существительным порыв, показывает окончание родительного падежа единственного числа — ветра.

Те грамматические формы слова, которые припя- мают участие в установлении связи этого слова с другими словами, называются синтаксическими. Грамматические формы рода, падежа и числа у прилагательного сильный — синтаксические.

Те грамматические формы слова, которые не принимают участия в установлении связи этого слова с другими словами, называются несинтаксическими. К несинтаксическим относится, например, форма числа у существительного порыв: если вместо единственного числа это существительное употреблять во множественном, то его связь с другими словами не нарушится и не изменится: от порыва ветра — от порывов ветра.

Смысловая связь между словами может быть установлена также с помощью специально предназначенных для связи служебных слов — предлогов и союзов: от порыва ветра, сильного и резкого порыва.

Немалую роль в установлении смысловых связей играет порядок слов. Если бы, например, в предложении От сильного и резкого порыва ветра костер неожиданно погас прилагательные поставить в конец, то уже не удалось бы понять, что эти прилагательные определяют существительное порыв: «От порыва ветра костер неожиданно погас сильного и резкого».

Сделанные наблюдения свидетельствуют: нами обнаружена одна из самых важных синтаксических форм — синтаксическая форма связи слов. Так же как и грамматическая форма слова, синтаксическая форма имеет грамматическое значение и грамматическое средство его выражения.

Грамматическое значение синтаксической формы связи — это смысловые отношения между соединяемыми словами.

Грамматические средства синтаксической формы связи — это те средства, которые выражают смысловые отношения между соединяемыми словами.

Ваш старый знакомый Вова Бутузов решил изучить испанский язык. Он купил небольшой словарь, в котором было три тысячи слов. И он сказал: «Каждый день я буду заучивать десять слов. Только по воскресеньям я не буду учить новых слов, а буду повторять те слова, которые я выучил за неделю. И через год я смогу говорить по-испански». Так Вова и сделал. Он

выучил за год три тысячи слов. Как, по-вашему, научился ли он говорить по-испански? Конечно нет. Вова знал слова, но не знал ни их синтаксических форм, ни форм связи этих слов между собой. В словаре слова стоят в своих исходных формах: склоняемые слова — в форме именительного падежа, глаголы — в инфинитиве.

Предположим, Вова хотел сказать, что он весь год занимался испанским языком. Он помнил все слова, ему не надо было заглядывать в словарь. Но если мы переведем на русский язык то, что он сказал по-испан- ски, получится: «Весь год я заниматься испанский язык». Но тут хотя и с'трудом, но можно догадаться, что Вова хотел сказать. А потом он сказал: «Дать книга я ты». Что это значит? То ли Я дал тебе книгу или Я дам тебе книгу, то ли Дай ты мне книгу или Ты мне дал книгу, то ли еще что-нибудь.

  • 2. ПРЕДЛОЖЕНИЕ - ОСНОВНАЯ СИНТАКСИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА

Слова, объединяясь между собой по определенным синтаксическим формам, образуют предложение. Но это не значит, что любые синтаксически связанные слова являются предложением: Костер погас — предложение, а От сильного и резкого порыва ветра — не предложение. Кроме того, предложением может быть и одно слово — Смеркалось. Так что же такое предложение? Что делает одно слово или конструкцию, т. е. несколько синтаксически связанных слов, предложением?

Задание 1. По-видимому, вы без труда сумеете расставить точки, выделив тем самым предложения в следующем ниже тексте. Попытайтесь определить, что же общего имеют выделенные точками конструкции, почему все они — предложения: Поезд шел берегом моря я смотрел в окно вид был очень красивый.

Общим у выделенных вами конструкций является то, что все они обладают грамматической формой предикативности. Грамматическое значение предикативности — время и наклонение. Выражаются эти значения, как правило, предикативными формами глагола или особым служебным словом — связкой.

Задание 2. Найдите в каждом из выделепыых вами предложений из задания 1 глагол или связку. Определите их

время и наклонение. Преобразуйте второе предложение (Я смотрел в окно) так, чтобы глагол стоял: а) в настоящем времени, б) в будущем времени, в) в сослагательном наклонении, г) в повелительном наклонении.

Конструкция, 1) в которой слова связаны друг с другом по определенным синтаксическим формам и 2) которая обладает грамматической формой предикативности,— это предикативная конструкция. Но это еще не предложение.

Чтобы предикативная конструкция стала предложением, надо дать ей свое интонационное оформление и тем самым интонационно отграничить от других предикативных конструкций.

Читая предложения задания 1, мы по голосу, по интонации поймем, где кончается каждое предложение. (Подробнее об интонации предложения вы узнаете далыпе.)

Предложение — это одна или несколько предикативных конструкций, интонационно отделенных от других предикативных конструкций.

Предложение, состоящее из одной предикативной конструкции, называется простым: Я вернулся домой поздно вечером. Предложение, состоящее из двух и более предикативных конструкций, называется сложным: Я вернулся домой поздно вечером, когда все уже спали.

В сложном предложении не только объединяются две пли больше предикативных конструкций, но и между ними устанавливаются с помощью таких служебных слов, как союзы, определенные смысловые отношения — синтаксические значения.

В сложном предложении кроме синтаксических форм связи слов есть еще синтаксические формы связи предикативных конструкций.

Предложение — это основная синтаксическая единица. Именно в форме предложения получают языковое выражение наши относительно законченные, завершенные мысли, будь то глубокое философское заключение или простая информация из нашей повседневной жизни, выражение просьбы, желания.

Почему сказано, что в предложении выражаются не просто законченные, а только относительно законченные мысли? Предложения обычно выступают в связном тексте. Если вырвать предложение из текста,

то, естественно, его смысловые связи с другими предложениями уже не будут поняты. Обратимся снова к тексту задания 1 (см. с. 7). Изолировав предложения друг от друга, мы не поймем, что кто-то смотрел не просто в окно, а в окно вагона поезда, что именно из этого окна ему открывался красивый вид. Но тем не менее и каждое взятое изолированно предложение этого текста представляет собой закопченную по смыслу синтаксическую единицу. Оно понятно, осмысленно само но себе, не ясны только его отношения к другим предложениям в тексте.

Почему же именно в форму предложения мы заключаем наши мысли? Все, о чем мы говорим, пишем, думаем на языке, происходит во времени и воспринимается нами как реальное (изъявительное наклонение) или нереальное, как еще говорят, ирреальное (сослагательное и повелительное наклонение). Именно поэтому построенная нами синтаксическая конструкция только тогда является предложением, т. е. служит для выражения законченной мысли, если в ней заключена грамматическая форма предикативности. Предикативность — основное грамматическое значение предложения. Без нее нет предложения.

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ТИПЫ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

  • 1. ТИПЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЦЕЛИ СООБЩЕНИЯ

Когда мы говорим, мы либо рассказываем, повествуем о чем-нибудь, либо спрашиваем о чем-нибудь, либо побуждаем другого (приказываем ему, просим его) сделать что-нибудь.

В зависимости от цели сообщения все предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.

Повествовательные предложения — это предложения, содержащие рассказ о чем-нибудь, сообщение, информацию для собеседника: Сегодня похолодало. Земля вращается вокруг Солнца. Параллелограмм — это четырехугольник, стороны которого попарно параллельны.

Вопросительные предложения — это предложения, представляющие собой вопрос: Ты приготовил уроки? Который час? Что называется параллелограммом?

Побудительные предложения — это предложения, содержащие побуждение (приказание, просьбу) сделать что-нибудь: Дай мне книгу. Ты попробуй-ка решить эту задачу. Сказуемое побудительного предложения обычно выражается формой повелительного наклонения.

Эти типы предложений различаются по своей форме. Один и тот же смысл может быть выражен и повествовательным, и вопросительным, и побудительным предложением. Например, просьбу разбудить в семь часов можно выразить такими предложениями: Разбуди меня в семь часов (побудительное). Не разбудишь ли меня в семь часов? (вопросительное). Я надеюсь, что ты меня разбудишь в семь часов (повествовательное).

Точно так же различные типы предложений могут служить для выражения вопроса: Где находится шахматный клуб? (вопросительное). Я хотел бы узнать адрес шахматного клуба (повествовательное).

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения различаются особой интонацией или особыми словами (частицами, местоимениями), а также формами наклонения глагольного слова.

Задание. Выразите повествовательным, вопросительным и побудительным предложениями просьбу к товарищу ответить без задержки на ваше письмо.

  • 2. НЕВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ И ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ [ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В предложениях всегда содержится сообщение. Но кроме сообщения предложение может выражать и чувства говорящего, его отношение к сообщению, например радость, взволнованность, огорчение и т. д. Предложения, в которых содержится сообщение и особой интонацией выражается сильное чувство говорящего, называются восклицательными предложениями. Восклицательными могут быть все виды предложений — и повествовательные, и вопросительные, и побудительные. Например, предложение Я нашел книгу.— повествовательное невосклицательное. Но если вы долго искали книгу, думали, что потеряли ее, и вдруг нашли,

то вы воскликнете: Я нашел книгу! Это повествовательно-восклицательное предложение. Предложение Знаешь ли ты адрес Вовы Бутузова? — вопросительное. А предложение Неужели ты не знаешь адрес Вовы Бутузова?! — вопросительно-восклицательное. Предложение Дай мне книгу,— побудительное. А предложение Дай мне книгу! — побудительно-восклицательное.

  • 3. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В конце невосклицательных предложений стоит точка или вопросительный знак. Точка ставится в конце повествовательных и побудительных предложений, вопросительный знак — в конце вопросительных предложений.

Задание 1. Выпишите из примеров, приведенных в предыдущих параграфах, по одному повествовательному, вопросительному и побудительному предложению. Выписывайте только невосклицательные предложения. Поставьте нужные знаки в конце предложений.

В конце восклицательных предложений всегда ставится восклицательный знак. Но ведь перед этим знаком в невосклицательном предложении стоял уже свой знак. Как же быть с ним?

Когда рядом оказываются два знака препинания, они по-разному ведут себя. Восклицательный знак поглощает стоящую перед ним точку. Поэтому в конце повествовательно-восклицательных предложений, где восклицательный знак должен стоять после точки, ставится только восклицательный знак. Мы пишем

Я нашел книгу!

Мы можем записать это правило такой формулой:

. + ! = !

Вопросительный знак не поглощается восклицательным, они могут стоять рядом.

Вова Бутузов спросил с любопытством соседа по парте: «Кто это принес в класс котенка?» Учитель сердито спросил учеников: «Кто это принес в класс котенка?!» Прочитайте вслух эти предложения. Чем они различаются?

Мы можем записать это такой формулой:

?+!=?!

Правило постановки знаков препинания в конце предложений мы можем записать в виде таблицы.

Предложения Повествовательные Вопросительные Побуди- тельные
Ново ск л нцате л ьные      
Восклицательные      

Заданно 2. Заполните все клетки таблицы, поставив в них нужный знак или сочетание знаков. Придумайте по одному примеру па каждый случай.

  • 4. ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Материал для наблюдений. Перепишите следующие предложения, распределив их на две группы. В первую группу включите предложения, на которые можно ответить словом да или нет, во вторую — все остальные предложения. Подчеркните в предложениях второй группы слова, которые указывают, что эти предложения — вопросительные, па- пример: I. Ты принес книгу? II. Когда ты приехал?

Что ты тут делаешь? Ты почему не говоришь? Ты можешь повторить? Ты в каком классе? Учиться хочешь? Петя приехал? Как же ты ехал? (В. Каверин.)

Существует два вида вопросительных предложений. Один вид — это предложения, в которых есть вопросительные местоимения кто, что, какой, чей, где, когда, сколько и др. Такие предложения называются местоименными вопросами. Ответ па местоименный вопрос всегда содержит новое сообщение, в таком ответе рассказывается о том, чего мы раньше не знали: Где живет Петя? — Он живет в Москве. Кто пришел? — Вова.

Другой вид вопросительных предложений — это предложения без местоименных вопросительных слов. Такие предложения называются неместоименными во

просами. Ответ на неместоименный вопрос содержит только утверждение или отрицание нашего предложения: Петя живет в Москве? — Да. Ты был вчера в кино? — Да. Вова говорит по-испански? — Нет.

Примечание. Существуют неместоимеипые вопросы особого вида — альтернативные 1 вопросы: Петя живет в Москве или в Калинине? Петя живет в Москве или Сеня? Ты был вчера в цирке, в кино или в театре? Вова говорит по-испански или не говорит? В таких вопросах есть два или несколько членов предложения, соединенных союзом или.

На альтернативный вопрос нельзя ответить Да или Нет, этим они отличаются от других неместоиметшых вопросов. Альтернативные вопросы сходны с местоименными вопросами. Вопрос Петя живет в Москве или в Калинине? подобен вопросу Где живет Петя? Отличие альтернативных вопросов от местоименных в том, что ответ на местоименный вопрос содержит повое сообщение, а ответ на альтернативный вопрос утверждает или отрицает одну из возможностей, содержащихся в вопросе: Петя живет в Москве. Петя не живет в Калинине, в Калинине живет Сеня.

Местоименные и неместоименные вопросы могут иметь различную интонацию. Прочитайте вслух повествовательное предложение Петя приехал и вопросительное Петя приехал? Чем они отличаются друг от друга? Вопросительное предложение отличается особой вопросительной интонацией. В неместоименных вопросах вопросительное значение выражается только интонацией. В местоименных вопросах есть особые слова, указывающие, что это вопрос. Поэтому вопросительная интонация может быть в них очень слабой или же они не отличаются по интонации от повествовательных предложений. Прочитайте предложение Что ты тут делаешь? с вопросительной и повествовательной интонацией. Оно в обоих случаях сохраняет вопросительное значение. А можно ли прочитать с повествовательной интонацией предложение Ты читал <Два капитана»? Нет, нельзя. Оно превратится тогда в повествовательное предложение.

1 Альтернативный от слова альтернатива — «необходимость выбора между двумя различными, несовмсстпмымп решениями».

Надо уметь задавать вопросы, правильно решать, какой вопрос следует задать — пеместоименный или местоименный.

Задание 1. Однажды осенью Вова Бутузов решил отправиться в лес за грибами. Правда, дни были уже холодные, да ведь опята — славные ребята, холода не боятся, лишь бы заморозков нс было. Вот в дождь идти в лес не хочется. Л у нас в городе можно теперь справиться по телефону, какая ожидается погода. Вова позвонил по телефону и спрашивает: «Скажите, пожалуйста, завтра будет дождь?» — «Нет,— отвечают ему,— завтра дождя не будет». Вова с вечера приготовил большую корзину для опят. Утром встал, посмотрел в окно — все белым-бело. Й снег продолжает сыпать. Какие уж тут грибы! Вова возмутился: «Вот, не сказали, что снег будет. А я ведь спрашивал».

Какой вопрос должен был задать Вова, чтобы получить нуж ный ответ?

Существуют такие вопросительные предложения, которые по смыслу представляют собой утверждение. Мать говорит ребенку: «Разве можно так вести себя?» По форме это вопросительное предложение. По смысл его иной. Мать ведь не спрашивает ребенка, опа этим предложением выражает утверждение «Нельзя так вести себя». Предложение Почему ты так медленно идешь? может выражать утверждение: «Ты идешь очень медленно». Предложение Легко ли мне нести такой тяжелый чемодан? выражает утверждение: «Мне нелегко нести такой тяжелый чемодан».

Вопросительные по форме предложения могут выражать повеление. Например, предложения Долго ты будешь смотреть телевизор? Скоро ты сядешь за уроки? выражают повеление: «Перестань смотреть передачу по телевизору! Садись за уроки!»

Предложения, которые имеют форму вопроса, но содержат в себе утверждение или повеление, называются риторическими вопросами.

Задание 2. Преобразуйте в риторические вопросы следующие высказывания. Обратите внимание па знаки препинания в конце предложений:

Ты не справишься с этой работой; Перестань разговаривать; Такие простые вещи не надо объяснять.

  • 5. УТВЕРДИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения могут быть утвердительными или отрицательными.

В одних повествовательных предложениях утверж' дается какой-нибудь факт: Я нашел книгу. Вова выучил испанский словарь. Такие предложения называются утвердительными.

В других предложениях содержится отрицание какого-нибудь факта: Я не нашел книги. Вова учил не португальский язык. Это не учебник. У меня нет велосипеда. Такиепредложения называются отрицательными. В отрицательных предложениях всегда есть слово нет или частица не.

В некоторых случаях в отрицательных предложениях имена существительные выступают не в той форме, в какой они употребляются в утвердительных предложениях. Существительное, которое в утвердительном предложении стоит в винительном или в именительном падеже, в отрицательном предложении может стоять в родительном падеже: Вова пил молоко.— Вова не пил молока. У меня есть велосипед.— У меня нет велосипеда.

Отрицательными могут быть также вопросительные предложения: Ты не читал этой книги? Часто форму отрицательных предложений имеют риторические вопросы: Кто не знает Павла Корчагина? Как не любить родной язык?

Побудительные предложения тоже могут быть отрицательными: Не балуйся. Не разговаривай на уроке. Не бей слабого. Не плачь. Не дразни собаку.

Побудительные отрицательные предложения имеют разное значение в зависимости от вида предикативной формы глагола. Предложения с глаголами несовершенного вида обычно обозначают запрет, а предложения с глаголами совершенного вида содержат предостережение. Если вы скажете Не разговаривай на уроке, то вы этим запрещаете собеседнику разговаривать (просите его или велите ему). Если вы скажете Паяльник горячий, не обожгись, то это не приказ не обжигаться, а предостережение: паяльником можно обжечься, потому что он горячий.

Задание. Образуйте отрицательные побудительные предложения с формами глаголов баловаться, плакать, упасть, поскользнуться, разбить (стекло), бить (маленьких). Распределите эти предложения па две группы: 1) предложения со значением запрета, 2) предложения со значением предостережения. Над глаголами совершенного вида надпишите СВ, а над глаголами несовершенного вида — НСВ.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Итак, читатель познакомился с книгой «Русский язык: Экспериментальные учебные материалы для средней школы». Ее авторы, специалисты-языковеды, хотели показать, что курс русского языка в средней школе можно построить не совсем так, как он строится в настоящее время. Принципы построения курса были освещены в первой части нашей книги. Предлагаемая нами книга ориентирована на существенное изменение программы и не рассчитана на скорое введение в школьную практику. Нужно время, чтобы ученые-методисты, руководители органов народного образования, учителя обсудили предлагаемые новшества и пришли к выводу о целесообразности этих предложений для совершенствования преподавания русского языка в школе, в частности программ и учебников по русскому языку. Однако материалы этой книги уже сейчас могут быть использованы в педагогической практике.

Так, учитель может применять предлагаемые в книге новые типы упражнений, которые позволяют активизировать мышление ученика, помогают осознать суть лингвистических явлений и повышают интерес учащихся к урокам русского языка. Во многих случаях эти упражнения облегчают формирование практических навыков (например, типы упражнений для проверки орфограмм).

На наш взгляд, целесообразно использовать ряд формулировок правил, предложенных в книге: правописания частиц и приставок не ине-, ни и ни-, правописания е и о после шипящих, определения спряжения глаголов, пунктуации в бессоюзных сложных предложениях и др.

Материалы книги позволяют более глубоко рас

крыть ряд тем, например: собственные и нарицательные имена, многозначность слова, причастия и деепричастия, связь слов в предложении, однородные члены предложения. Знакомство учителя со словообразовательным разделом книги даст ему возможность исходить из единого принципа при изучении словообразования частей речи, что позволит более компактно излагать материал.

Темы, выходящие за пределы современной программы, могут быть использованы пока для факультативных курсов русского языка в старших классах. Таковы все темы фонетического раздела, связанные с поня тием позиционных чередований, лексические темы, предназначаемые нами для изучения в VIII классе, темы «Морфологический строй русского языка» и «Русский язык в его разновидностях». Раздел «Язык художественной литературы» может быть использован на уроках литературы.

Некоторые наши предложения могут быть учтены в текущей работе по совершенствованию программ и учебников. Так, может быть признано целесообразным начинать изучение частей речи со служебных слов. Несомненно, было бы полезно ввести в программу понятие грамматической формы (в морфологии и синтаксисе), как оно дано в книге.

Одна из самых насущных проблем школы — уменьшение учебной нагрузки ученика. Наша книга предлагает ряд решений этой проблемы: исключены разряды наречий по значению, классификация местопмепий дапа в рамках грамматической необходимости, грамматически систематизирован раздел о числительных, упрощена классификация членов предложения, устраняется излишняя детализация типов придаточного предложения.

Однако было бы неверно думать, что уменьшение нагрузки ученика связано с уменьшением объема учебника., Представим себе, что был бы сокращен объем учебника геометрии за счет доказательств теорем. Сокращение объема учебника было бы очень значительным, по нагрузка ученика не уменьшилась бы, а увеличилась: ему пришлось бы механически заучивать формулировки теорем, не понимая их внутренней логики. Необходимо отдавать себе отчет в том, что дальнейшее совершенствование преподавания русского языка (п,

следовательно, уменьшение нагрузки ученика) связано с последовательно научным подходом к языку. Наша книга представляет собой попытку дать описание современного русского языка как единой целостной системы, все явления которой взаимосвязаны и определяют друг друга. Поэтому в этой книге больше, чем в других, рассуждений, доказательств, обоснований, позволяющих ученику понять суть языковых закономерностей. Мы надеемся, что наш опыт позволит составителям учебников обратить большее внимание на эту сторону дела.

Однако частичное использование экспериментальных материалов не может решить проблемы коренного усовершенствования школьного курса русского языка, его приближения к подлинно научной интерпретации. Для этого нужно построить весь курс на единых научных принципах, что мы и попытались сделать в данной книге.

Русский язык - СИНТАКСИС, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ

БОЛЬШЕ НЕТ

 

Найти похожие материалы можно по меткам расположенным ниже

             👇

Автор- Ильинская И.С., ★Все➙ Учебники 6 класс, ★Все➙ Учебники 7 класс, Синтаксис Русского языка, автор - Ширяев Е.Н., Русский язык - 6 класс, Русский язык - 7 класс, Автор - Булатова Л.Н., Автор - Ицкович В.А., Для учащихся средних классов

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела "РУССКИЙ ЯЗЫК"

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика