Skip to main content

Советские учебники и книги по Русскому языку

Сборник диктантов для начальной школы (Шапошников, Милаков, Борисова, Ягодовская) 1956 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

Сборник диктантов для начальной школы (Шапошников, Милаков, Борисова, Ягодовская) 1956

Назначение: Пособие для учителей.

Авторы настоящего «Сборника диктантов для начальной школы» ставили своей задачей дать учителю отвечающий требованиям обучения и воспитания материал по всем разделам правописания, который учитель мог бы использовать для различного вида диктантов, главным образом диктантов обучающего характера, способствующих, наряду с обучением правописанию, развитию речи и мышления учащихся.

© УЧПЕДГИЗ РСФСР МОСКВА 1956

Авторство: Шапошников, Н. В. Милаков, А. И. Борисова, В. К. Ягодовская.

Формат: PDF Размер файла: 10 MB

 

СОДЕРЖАНИЕ

В «Сборнике» даны следующие виды диктантов:

1) предупредительные (обучающие, объяснительные) диктанты;

2) выборочные диктанты;

3) творческие диктанты;

4) свободные диктанты;

5) самодиктанты (письмо по памяти);

6) проверочные (контрольные) диктанты.

Кроме диктовочного текста, в «Сборнике» часто даётся «Словарь», в котором учитель найдёт значительное количество слов на изучаемое в данный момент правило правописания.

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник СССР - Сборник диктантов для начальной школы (Шапошников, Милаков, Борисова, Ягодовская) 1956 года

СКАЧАТЬ PDF

📜 ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

К УЧИТЕЛЮ

Авторы настоящего «Сборника диктантов для начальной школы» ставили своей задачей дать учителю, отвечающий требованиям обучения и воспитания материал по всем разделам правописания, который учитель мог бы использовать для различного вида диктантов, главным образом диктантов обучающего характера, способствующих, наряду с обучением правописанию, развитию речи и мышления учащихся.

В «Сборнике» даны следующие виды диктантов:

1) предупредительные (обучающие, объяснительные) диктанты;

2) выборочные диктанты;

3) творческие диктанты;

4) свободные диктанты;

5) самодиктанты (письмо по памяти);

6) проверочные (контрольные) диктанты.

Кроме диктовочного текста, в «Сборнике» часто даётся «Словарь», в котором учитель найдёт значительное количество слов на изучаемое в данный момент правило правописания.

Предупредительные диктанты подразделяются на зрительные, зрительно слуховые и слуховые, в зависимости от приёма предупреждения ошибок и типа орфограмм.

Предупредительный диктант является основной формой диктанта в школе, а потому ему в «Сборнике» отведено наибольшее место.

Суть этого диктанта заключается в том, чтобы не допускать ошибочных написаний, а потому каждый раз предварительно производится разбор тех слов, в которых ученик может сделать ошибку.

Разбор этот в младших и старших классах имеет разный характер.

В младших классах, при небольшом объёме грамматических знаний, предупреждение носит более указательный характер, причём учитель опирается в нужных случаях на слоговой и звуковой анализ слов и тем самым предупреждает ошибку.

В старших же классах предупреждение в большей мере опирается на грамматические знания, на осмысливание орфограмм (приставка, корень, суффикс, окончание).

Предлагаемый для зрительного диктанта материал учитель пишет на классной доске, причём те орфограммы (слова или отдельные буквы), которые особенно должны быть запечатлены зрительной памятью, могу г быть выделены графически (подчёркиванием, другим цветом или более крупным шрифтом).

Данный на классной доске текст подвергается нужному разбору. Затем учащиеся приступают к выполнению задачи, причём всегда и неизменно соблюдается правило: нужно предварительно, до письма, внимательно вглядеться в графический (буквенный) образ слова, данного на доске; списывание по буквам не допускается.

Чтобы приучить учащихся ярко запечатлевать в памяти буквенный состав слова, можно иногда практиковать такой приём: учитель предлагает детям внимательно вглядеться в слово, при этом предупреждает их, что оно сейчас будет стёрто с доски.

Несколько позднее можно требовать, чтобы учащиеся, смотря на классную доску, запоминали написание целой фразы и затем писали её целиком, уже не справляясь с текстом, данным на классной доске. В таком случае можно применять приём стирания с доски всей фразы, а не отдельного слова (конечно, после того, как пример всесторонне разобран и прочно запечатлелся в зрительной памяти детей). Возможно прибегать не к стиранию текста, а к занавешиванию: тогда после написания текста занавеска открывается, и ученики имеют возможность проверить свою работу. Занавеской может, конечно, служить и газетный лист.

Дадим несколько примеров постановки зрительного диктанта.

1- й пример. На классной доске пишутся лишь слова: Решай... Рисуй... Пой... и т. д. При этом буква й везде подчёркивается, на неё обращается особое внимание.

Класс устанавливает добавочные слова и пишет: Решай задачу! Рисуй птичку! Пой песню! Конечно, при написании слов задачу, птичку, песню ит. д. ошибки предупреждаются.

2- й пример. На классной доске пишутся лишь вопросы: Куда пошли дети? Куда сложили сено? и т. д. Классу предлагается задание: дать полный ответ на каждый вопрос, чтобы в ответе было слово с буквой й (работа ведётся по правописанию этой буквы).

Класс устанавливает ответы и пишет: Дети пошли в музей. Сено сложили е сарай и т. п.

Или же, наоборот, на доске пишутся лишь ответы: музей, сарай, а вопросы ставятся учителем. Ученики записывают полный ответ, внося в него слово, написанное на доске. Этим заостряется внимание детей на букве и

звуке й.

3:й пример. На классной доске пишутся слова: Волчья... Волчье... Птичья... Птичье... Класс дополняет и пишет: Волчья пасть (шерсть, жадность...). Волчье ухо (логовище..,). Птичья стая (голова, лапа). Птичье гнездо (перо).

Предупреждения ошибочных написаний в случаях нарушения морфологического и традиционного принципов будут носить неодинаковый характер.

В написаниях традиционных можно- ограничиться простым указанием, что после шипящих пишется буква и, или, например, в словах мдвзо- лещ коммунист и других (слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением) пишутся такие-то буквы. При этом следует эти слова написать на классной доске, заставив учащихся вглядеться в них и запомнить их написание.

Поясним это на примерах.

Берётся, например, из «Сборника диктантов» стихотворение «Праздник».

Учитель прочитывает весь текст, подлежащий записи под диктовку, чтобы ознакомить учащихся с его содержанием. Ставит несколько вопросов для уяснения, как понято содержание прочитанного текста. Затем идёт диктовка текста по отдельным предложениям.

Продиктовав первое предложение: По Красной площади в колоннах народ проходит каждый год, учитель заставляет кого-нибудь из учащихся повторить его. После этого ставятся вопросы: сколько слов в этом предложении? Как напишут слова по Красной площади? Почему? Слова праздник, колонна учитель может написать на доске.

Особенно целесообразно начинать с вопросов: какие в данном предложении слова, по вашему мнению, наиболее трудные для написания? В чём тут трудность? Как их нужно написать?

После орфографического разбора предложение снова произносится учителем или учащимся и затем пишется в тетради, а одним учеником — на классной доске.

Необходимо воспитывать внимание учащихся к диктуемому, чтобы во время письма „учителю не приходилось его повторять.

Во время диктанта (письма) учитель обходит класс и, обнаружив ошибку в написании, берёт её себе на заметку.

По окончании письма текст прочитывается в целом учителем или учащимся.

Проверка написанного проводится, учителем в классе совместно с учениками.

Зрительный и слуховой диктанты могут принять и форму выборочного диктанта. Суть его состоит в том, что учащиеся из каждого примера, из каждой, фразы пишут только одно, сейчас наиболее нужное слово, но в сочетании с его «парным» словом. Почти каждый зрительный диктант может быть использован и как выборочный. Даём несколько примеров.

1- й пример. (Правописание мягкого знака на конце слов.) «Учитель диктует: После лета наступает осень. Учащиеся пишут: Наступает осень. Учитель диктует: Зимой бывает короткий день. Учащиеся пишут: Короткий день. Учитель диктует: В шахтах добывается каменный уголь. Учащиеся пишут: Каменный уголь.

2- й пример. Учитель диктует: Мы вошли в (какой?) лес. Класс

пишет: В густой (или берёзовый, хвойный) лес. Учитель диктует: Под

(каким?) дубом была барсучья нора. Учащиеся пишут: Под старым (толстым, высоким...) дубом.

3- й пример. Учитель диктует: На лице у него показалась приятная улыбка. Учащиеся пишут: Приятная улыбка или Показалась улыбка. Учитель диктует: На крыше сидит сизая голубка. Учащиеся пишут: Сидит голубка или Сизая голубка.

Выборочный диктант ценен тем, что привлекает внимание учащихся к усваиваемому в данный момент орфографическому правилу. Кроме того, сокращённая запись продиктованного текста даёт, возможность в течение урока провести через сознание, глаз и руку учащихся значительное количество нужных очередных орфограмм. Таким образом, получается экономия времени. Наконец, попутно с ведением выборочного диктанта усваивается

правило связи слов друг с другом, что имеет огромное значение не только в орфографическом отношении.

Выбранные учащимися пары слов могут одновременно записываться одним учеником на классной доске.

Творческий диктант. Для закрепления того или иного орфографического правила даются соответствующим образом подобранные слова, которые учащийся должен включить в свой пример (предложение). Пример обсуждается классом и записывается на классной доске и в тетради. Слова для творческого диктанта даются группами, по темам. Даём конкретные примеры ведения творческого диктанта.

1- й пример. Учитель просматривает данные в «Сборнике» слова по группам (на каждую тему отдельно) и выбирает наиболее, по его мнению, подходящую для данного класса тему. Например, его выбор остановился на словах: зима, дорога, буран. Слова эти он пишет на классной доске. Даётся задание: составить фразу (одну или несколько), в которую вошли бы все эти слова. Порядок слов при составлении фраз можно менять. Конечно, конструкция фраз очень часто потребует, чтобы то или иное из данных слов изменило свою форму. Дети начинают предлагать примерно такие фразы: Зимой в дороге нас застал буран, или: Была зима. Меня в дороге застал 6ypanf или: Была зима. Поднялся буран. А мы были в дороге. И т. п.

Однако не следует развивать фразы в целое сочинение.

Класс заслушивает все предложенные фразы и выбирает лучшую из них. Конечно, фраза может исправляться классом, дополняться, сокращаться и т. п.

В интересную работу по ведению творческого диктанта учитель должен втянуть весь класс, пользуясь каждым случаем, чтобы подбодрить робкого, развязать язык у молчаливого.

2- й пример. Слова: глушь, ночь, костёр, полночь. Тема: «В лесу ночью».

На классной доске учитель пишет название темы и вышеприведённые слова. В результате коллективного творчества могут получаться примерно такие фразы: Охотники зимой сбились с дороги. Они зашли в самую глушь леса. Наступила ночь. Что делать? Они развели костёр. И т. д.

В III и IV классах можно проводить самостоятельное составление и запись фраз на данные слова, но, конечно, сначала под контролем учителя.

Применение творческого диктанта связывает уроки правописания с работой по развитию устной и письменной речи учащихся.

Свободный диктант. Материал для свободного диктанта дан в конце раздела для III и IV классов. Но это не значит, что к нему можно приступить только в самом конце учебного года.

Техника ведения свободного диктанта складывается из следующих моментов:

1) Учитель сначала читает всю статью, чтобы учащиеся восприняли её общее содержание. В целях проверки, насколько воспринято это содержание, может быть предложено по прочтении статьи несколько общих вопросов.

2) Затем учитель предупреждает, что он будет читать статью по частям (но не по отдельным предложениям). Учащиеся должны схватить содержание прочитанной части, не стремясь к точному её воспроизведению. Она может быть передана одним, двумя или несколькими предложениями, кто как су

меет. Чтобы не навязывать детям дословную передачу текста, учитель прочитывает каждую часть один раз, о чём и предупреждает учащихся заранее. Части диктуемых статей выделены в сборнике абзацами, но учитель сам может устанавливать размеры таких абзацев.

3) По окончании диктанта учитель отбирает работы и проверяет их дома.

4) После проверки работ учитель подвергает некоторые из них классному разбору как со стороны содержания, так и со стороны орфографической, пунктуационной и стилистической.

В тексте для свободного диктанта могут встретиться слова на правила, которые ещё не изучены классом. Учитель должен обратить на это внимание и, если надо, написать эти слова на доске.

Проверочный диктант проводится не часто, лишь после того, как достаточно прочно усвоено то или иное правило правописания или орфографический раздел. При контрольном диктанте ученик заведомо лишается права навести справку в орфографическом словаре, найти соответствующий параграф в учебнике, посмотреть на стенную таблицу и т. д. Таким образом, при сомнении он должен проявить решимость и в том случае, когда для этого у него не хватает знания.

Обучающая роль принадлежит другим видам письменных работ, в том числе и другим видам диктанта.

Объём диктуемого материала по классам примерно такой: для I класса 20—30 слов, для II класса 30—45 слов, для III класса 50—70 слов, для IV класса 70—95 слов.

Если диктуется связный текст, то перед началом записи под диктовку следует прочитать его целиком и поставить, если надо, 2—3 вопроса к содержанию прочитанного, чтобы учащиеся осмыслили то, что они будут писать. Затем диктуется первое предложение. Если предложение длинное, оно может произноситься по частям. Надо приучить учащихся к запоминанию диктуемого предложения с однократного или двукратного чтения его целиком. По окончании диктовки учитель прочитывает весь текст, а учащиеся в это время проверяют написанное и вносят исправления, если они потребуются.

«Словарь» может быть использован различно:

1) Учитель выбирает из словаря группы слов на ту или иную тему для творческого диктанта. Он берёт лишь такие слова, которые для данного класса, по его мнению, являются наиболее подходящими, наиболее нужными.

2) «Словарь» может дать нужный материал для составления стенных орфографических таблиц.

3) «Словарь» даёт возможность ставить ряд заданий для письменных работ такого, например, типа: учитель пишет на классной доске нужные слова вразбивку: медведь, карась, олень, лось, конь, ячмень, пекарь, сирень, тополь, окунь, морковь, а класс списывает их в таком порядке: сначала названия животных, а потом названия растений.

4) Учитель может использовать «Словарь» и для предупредительного диктанта путём включения данных слов в свои собственные примеры.

В «Сборнике» ко многим параграфам и отдельным работам даны в самом тексте необходимые краткие методические указания для учителя.

В заключение необходимо сказать о количестве диктовочного материала, его поурочной дозировке.

Авторы «Сборника» не считали нужным и целесообразным указывать в самом «Сборнике» размеры материала, который как диктант должен быть использован на одном уроке. Учитель каждый раз берёт столько материала, сколько укладывается в намеченный им отрезок времени, учитывая, как технику письма учащихся, так и количество времени, требуемое на предварительный грамматический и орфографический разбор. Кроме того, нужно иметь в виду, что на диктант следует уделять только часть урока (примерно 20—25 минут в I и II классах, 25—35 минут в III и IV классах).

Подчёркиваем, что учитель не берёт подряд диктовочный материал, а делает выбор с учётом особенностей своего класса, тем более, что в пособии все грамматико-орфографические разделы представлены.

Учитель может использовать материал данных «зрительных диктантов», когда текст предварительно пишется на классной доске, и для обычного (объяснительного, предупредительного, слухового) диктанта.

Если по соображениям времени учитель берёт только часть диктанта, то всё же предварительно прочитывается классу весь текст полностью (если, конечно, последний представляет собой более или менее законченную статью или отрывок). Тогда цельность впечатления от него и после сокращения не пострадает.

Составители вводят здесь так называемое письмо по памяти предварительно заученного наизусть текста. Они считают, это этот вид письменной работы должен занять своё место в работе школы. Конечно, каждый раз класс должен быть подготовлен к такому письму, чтобы оно отнюдь не могло обратиться в упражнение в делании ошибок.

Просьба к товарищам учителям сообщать, в какой мере данное пособие помогает им в их школьной работе, и указывать, какие, по их мнению, необходимы или желательны исправления, изменения, дополнения.

Адрес: Москва, Чистые пруды, Министерство просвещения РСФСР, Учпедгиз. Редакция русского, языка и литературы.

Математика - Биографии - работы - авторов

БОЛЬШЕ НЕТ

КОНТРОЛЬНЫЕ, ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

БОЛЬШЕ НЕТ

Найти похожие материалы можно по меткам расположенным ниже

             👇

★Все➙ Для Учителей, ★ВСЕ➙СБОРНИКИ, Автор - Ягодовская В.К., Русский язык - Сборники, Русский язык - Для Учителей, Русский язык - Контрольные-диктанты

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела "РУССКИЙ ЯЗЫК"

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика