Сборник диктантов для начальных классов (Матвеева, Васильева, Бугаева) 1987 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

Сборник диктантов для начальных классов (Матвеева, Васильева, Бугаева) 1987 

Назначение: Учебное пособие для учителей трехлетней начальной школы 

Цель настоящего сборника диктантов — дать учителю начальных классов систематизированный материал по всем основным грамматико-орфографическим темам программы по русскому языку в I — III классах. Этот материал учитель сможет использовать для отработки орфографических умений и навыков и для осуществления контроля за усвоением учебного материала по грамматике и правописанию.

© " Просвещение" Москва 1987

Авторство: Антонина Николаевна Матвеева, Рита Александровна Васильева, Алла Львовна Бугаева

Формат: PDF Размер файла: 5.56 MB

СОДЕРЖАНИЕ

1 класс

Предложение, слово, звук, буква

Обозначение мягкости согласных гласными буквами

Буквы и и й

Мягкий знак на конце слова

Мягкий знак в середине слова

Правописание жи, ши

Правописание ча, ща

Правописание чу, щу

Ударение Ударные и безударные гласные

Звонкие и глухие согласные

Большая буква в именах, отчествах и фамилиях

Большая буква в кличках животных

Большая буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек

Слова, отвечающие на вопросы к т о?, ч т о?

Слова в, из, к, на, от, по, с, у (предлоги)

Слова, отвечающие на вопрос что делает?

ОТКРЫТЬ:  оглавление полностью...

Слова, отвечающие на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?

Предложение. Точка, вопросительный знак, восклицательный знак

Повторение пройденного за год

 

2 класс

Повторение пройденного в 1 классе

Разделительный мягкий знак (ь)

Правописание слов с двойными согласными

Предложение

Состав слова

Правописание звонких и глухих согласных на конце

слова и перед согласными

Правописание безударных гласных в корне слова

Правописание непроизносимых согласных

Гласные и согласные в приставках

Приставки и предлоги

Разделительный твердый знак (ъ)

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Повторение пройденного за год

 

3 класс

Повторение пройденного во 2 классе

Однородные члены предложения

Имя существительное

Имя прилагательное

Местоимение

Глагол

Повторение пройденного

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Сборник диктантов для начальных классов (Матвеева, Васильева, Бугаева) 1987 года

СКАЧАТЬ PDF

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 Введение

      

      Материал пособия подобран в полном соответствии с разделами и темами программы по русскому языку. Он расположен в сборнике в той же последовательности, что и материал учебника.

      Пособие имеет следующую структуру. Во введении даются краткие методические рекомендации по проведению диктантов различных видов. Далее по классам (годам обучения) предлагаются диктанты в такой последовательности: словарные, выборочные, зрительные, письмо по памяти, предупредительные и объяснительные, контрольное списывание, творческие, свободные, контрольные.

      Текстовым материалом диктантов являются: слова, словосочетания, отдельные предложения, связные тексты. Связные тексты сборника подобраны с учетом образовательно-воспитательных задач школы и возрастных особенностей младших школьников. Большая часть текстов — это отрывки из произведений классиков русской и советской литературы. Здесь помещены также тексты познавательного характера, из журналов и газет («Пионерская правда», «Юный натуралист», «Вожатый» и др.). В тексты обучающих диктантов включается материал как на только что изученную тему, так и на ранее пройденные.

      В конце каждой темы дается несколько вариантов контрольных диктантов с грамматическими заданиями, что позволит учителю проверять знания учащихся по грамматике и вырабатывать умение осознанно применять эти знания в практике письма.

      Такая организация материала в сборнике имеет целью обеспечить достаточную повторяемость пройденного материала и привести в систему знания и навыки учащихся по языку.

      Значительное место в сборнике занимают предупредительные и объяснительные диктанты. Эти виды диктантов наиболее широко применяются при изучении нового материала и при совершенствовании навыков правописания.

      Каждый вид диктанта представлен несколькими текстами. Учитель может выбрать тот текст, который соответствует уровню подготовки учащихся данного класса. В целом ряде случаев к диктантам различных видов даются дополнительные задания, позволяющие закрепить определенные умения. Например: разделить выделенные слова для переноса; указать склонение имен существительных; подчеркнуть сочетания ча, ща; выделить части слова и т. д.

      Остановимся на видах диктантов и методике их проведения.

      Диктант — это такой вид письменной работы, при котором читель диктует текст, а учащиеся записывают его на основе сложившегося ранее навыка письма. Учитель диктует текст в соответствии с произносительными нормами русского языка.

      Весь текст прочитывается выразительно, медленно. Учащиеся слушают его, уясняя содержание. Затем текст читается по отдельным предложениям. Учащиеся приступают к записи предложения после того, как оно прочитано учителем до конца. Желательно, чтобы ученики запомнили предложение и «про себя» повторили его до записи: это предупреждает переспрашивание. Учитель при диктовке текста должен выдерживать равномерный темп, с тем чтобы не было отстающих в письме. Важно читать текст достаточно громко, внятно. Чтение не должно быть подсказывающим или, наоборот, «подлавливающим» учеников. Следует предупредить учителя о том, что если в диктанте встречаются слова на еще не изученные правила, то эти слова следует произносить четко или выписать на доске.

      После записи всего текста учащимися учитель прочитывает его целиком. Учащиеся следят по тетрадям, проверяя написанное. На проверку отводится 5 — 7 минут урока.

      Такова методика проведения контрольного диктанта.

      Остальные виды диктантов представляют собой методический прием обучения правописанию, особого рода упражнение по орфографии. Все они носят обучающий характер и применяются в сочетании с другими видами письменных работ.

     

      Словарные диктанты в данном пособии состоят из слов и словосочетаний. Они включают: а) слова с непроверяемыми написаниями (из орфографического минимума каждого класса), б) слова на то или иное правило правописания, связанные с составом слова (корень, приставка, суффикс), в) слова и формы слов на правописание безударных окончаний (падежные окончания имен существительных и прилагательных, личные окончания глаголов).

     

      Выборочные диктанты ставят целью отработать правописание слов на изучаемые в данный момент орфографические правила. Этот вид диктанта ценен тем, что при его проведении можно за короткое время повторить и закрепить большой по объему материал. При выборочном диктанте учащиеся выписывают из читаемого текста слова с определенной орфограммой. Образец записи оформляется на доске. Затем учащиеся самостоятельно выполняют эту работу. Диктант может быть осложнен дополнительным заданием, например: подчеркнуть гласные, проверяемые и не проверяемые ударением; выделить окончания имен прилагательных и т. д. Выборочный диктант позволяет выявить у учащихся осознанное усвоение изучаемого правила правописания.

     

      Зрительные диктанты отличаются тем, что текст, предназначенный для записи, прочитывается самими учащимися. Учитель записывает его на доске. Ученики внимательно вчитываются в текст,

      всматриваются в орфограммы, распознают слова на изучаемое правило. Можно эти правила повторить при зрительной подготовке к записи текста. Текст закрывается. Затем учитель диктует. После записи учащиеся сами проверяют написанное. Зрительные диктанты особенно полезны при обучении правописанию слов, не регулируемых правилами (непроверяемых написаний, гласных после шипящих, двойных согласных и др.).

     

      Письмо по памяти проводится с целью закрепления навыка правописания слов с различными орфограммами, но преимущественно с теми, запоминание которых основано на зрительном восприятии. Как орфографическое упражнение, оно ценно тем, что требует от учащихся тщательной подготовки. Они заучивают наизусть текст в несколько строк (стихотворный или прозаический), объясняют все орфограммы, знаки препинания, запоминают слова на еще не изученные правила (если они есть в тексте). Заранее подготовленный текст самостоятельно записывается учащимися. После записи проводится проверка: дети сличают текст с написанным на доске. Такой вид диктанта развивает орфографическую зоркость, умение видеть «опасные места».

     

      Предупредительные диктанты применяются с целью закрепления полученных орфографических навыков и повторения изученного материала. Методика его проведения состоит в том, что учитель читает текст по предложениям. Вызванный ученик повторяет предложение и объясняет, как надо писать слова. Затем дети записывают предложение в тетрадь. Слова и части слов, написание которых объяснялось, подчеркиваются. Можно записывать текст на доске одновременно с записью в тетрадях. Ценность предупредительного диктанта состоит в том, что в этом орфографическом упражнении чередуются анализ и синтез. Учащиеся воспринимают текст на слух, выделяют трудные в орфографическом отношении слова и решают, как нужно их писать. Ошибки предупреждаются до записи текста. Этот вид диктанта лучше всего использовать на начальном этапе изучения правила.

     

      Объяснительные диктанты в большой степени способствуют развитию самостоятельности учащихся в усвоении программного материала. Они позволяют активизировать деятельность учащихся. Объяснительный диктант проводится тогда, когда ученики достаточно хорошо усвоили те или иные правила правописания и могут самостоятельно применять их в практике письма.

      Методика проведения данного вида диктанта заключается в том, что текст пишется без предварительного объяснения и разбора орфограмм, т. е. ошибки не предупреждаются. Объяснение написания встретившихся в тексте слов проводится после записи. Учитель диктует предложение, учащиеся повторяют его и записывают в тетрадь. Затем объясняют написанное, причем объяснение дается кратко. При проведении этого вида диктанта можно опросить многих учащихся. Дети приучаются анализировать текст с орфографической и грамматической сторон.

      Однако объяснительный диктант можно проводить и с элементами предупреждения ошибок. Это целесообразно делать при первоначальном закреплении изученного материала. Перед записью предложений идет коллективная работа по объяснению написания наиболее трудных слов. По усмотрению учителя, для предупреждения ошибок может быть взята часть текста, а остальные предложения записываются с последующим объяснением.

      В заключение этой работы проверяется написанное. Это может быть проверка всего текста или же отдельных слов, включающих основные изучаемые орфограммы.

     

      Контрольное списывание. Этот вид работы за последнее время стал реже проводиться в начальных классах, хотя он имеет немаловажное значение для формирования у учащихся орфографических навыков. Обучение целенаправленному списыванию способствует развитию орфографической зоркости, умения видеть как предложение в целом, так и его отдельные части. Сначала дети читают текст с доски (зрительно воспринимают его), анализируют слова на изучаемое правило (происходит осмысливание текста), затем текст списывается, после чего проводится самопроверка написанного. При проведении этого вида работы очень важно научить детей правильно списывать текст, т. е. не по отдельным словам или буквам, а предложениями.

      Этот вид работы проводится в различных комбинациях с грамматическим и орфографическим заданиями.

     

      Творческие диктанты являются такими же обучающими, как предупредительные, объяснительные и другие, но существенное отличие их от остальных видов диктантов заключается в том, что ученики, опираясь на даннце слова или словосочетания, самостоятельно создают текст. Творческий диктант способствует развитию самостоятельности учащихся, их речи и мышления и служит средством повторения и закрепления изученного материала.

      Методика проведения этого вида диктанта может быть разнообразной и включать элементы зрительного и слухового диктантов. Материал для проведения творческих диктантов должен постепенно усложняться. Сначала диктанты этого вида представляют собой слова для составления отдельных предложений или начало предложения, которое нужно закончить. Затем учащимся могут быть предложены опорные слова, с которыми нужно составить предложения, объединив их общим сюжетом. Первые предложения, составленные учащимися, обязательно подвергаются коллективному разбору. Предложения оцениваются с точки зрения их смысла, правильности их построения и наличия в них слов с изучаемой орфограммой. По возможности учащимся предоставляется максимальная самостоятельность в отборе лучших вариантов предложений. Причем, учащиеся обосновывают этот отбор. Примерно в такой же последовательности идет работа с творческими диктантами по опорным словам.

      Творческие диктанты по данному началу — это интересный для учащихся вид работы. Учитель читает начало текста, ученики составляют предложения, которые являются продолжением прочитанного. В предложения, придуманные учениками, должны войти слова на повторяемые правила.

     

      Свободные диктанты отличаются от других видов диктантов тем, что при их проведении учащиеся должны запомнить не одно, а несколько предложений, связанных одной мыслью.

      В свободном диктанте учащимся предоставляется право свободно выбирать слова и сочетания слов при сохранении общего смысла предложений. Чтобы свободный диктант больше служил целям орфографии, ученикам предлагается обязательно употреблять определенные слова на изучаемые правила. Текст диктанта должен быть прост, с легко запоминающимся сюжетом, понятен и интересен учащимся.

      Методика проведения свободного диктанта отличается от проведения других видов диктантов. Сначала учитель для общего восприятия содержания читает текст целиком. Затем текст читается по логически законченным частям с выяснением главной мысли отрывка. Далее следует пересказ текста, после чего учитель снова читает текст по логически законченным частям, учащиеся записывают его, как запомнили (по 3 — 5 предложений). При этом учитель добивается не дословной передачи содержания текста учащимися, а их умения понять главную мысль прочитанного и записать текст, не пропуская наиболее существенного.

      Затем проводится проверка написанного. Учитель должен обратить внимание на орфографическую грамотность, на точное употребление слов и правильное построение предложений.

      Ценность данного вида диктанта состоит в том, что он способствует как совершенствованию навыков грамотного письма и правильного употребления грамматических форм, так и развитию письменной речи.

 

★ ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "РУССКИЙ ЯЗЫК"

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "РУССКИЙ ЯЗЫК"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика