Сборник диктантов для начальных классов (Костенко) 1972 год скачать Советский учебник
Старые учебники СССР
Назначение: Пособие для учителя
Настоящий сборник является пособием для учителей начальных классов. Автор поставил своей задачей дать учителю разнообразный материал для практических занятий по выработке навыков орфографии и пунктуации у школьников I—III классов.
Издательство: "ПРОСВЕЩЕНИЕ" Москва 1972
Авторство: Фина Дмитриевна Костенко
БИБЛИОТЕКА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Издание второе переработанное и дополненное
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
I класс
Словарь 6
Предложения для грамматического разбора 6
Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ё, ю, я 7
Буквы и — й 11
Мягкий знак на конце н в середине слова 12
Правописание жи, ши, на, ща, чу, щу 15
Большая буква в именах, фамилиях, в кличках животных, названиях городов, сёл, рек 18
Ударение 20
Написание безударных гласных в двусложных словах 20
Звонкие и глухие согласные 23
Предлоги 26
Родственные слова 26
Вопросительный н восклицательный знаки в конце предложения 28
Повторение за год 28
II класс
Словарь 36
Предложения для грамматического разбора 36
Повторение пройденного 37
Буквы а — й 37
Гласные после шипящих 37
Большая буква 38
Безударные гласные 38
Глухие и звонкие согласные 39
Буква ь разделительный 43
Удвоенные согласные 46
Предложение 47
Подлежащее н сказуемое 48
Состав слова» 48
Материал для переноса слов 49
Глухие и звонкие согласные 50
Звонкие и глухие согласные на конце слова 50
Звонкие и глухие согласные в середине слова 55
Безударные гласные о, а, и, е, я 64
Непроизносимые согласные 82
Приставки и предлоги 86
Разделительный ъ 88
Имя существительное 90
Мягкий знак в конце существительных после шипящих 91
Имя прилагательное 96
Родовые окончания прилагательных 96
Правописание имён прилагательных во множественном числе 97
Не с глаголами 102
Повторение пройденного за год 103
III класс
Словарь 124
Предложения для грамматического разбора 124
Повторение пройденного во II классе 126
Безударные гласные в корне 126
Приставки 126
Суффиксы 127
Непроизносимые согласные 127
Разделительные ь и ъ 127
Мягкий знак в конце существительных после шипящих 127
Имя существительное 138
Правописание существительных первого склонения в единственном числе 138
Правописание существительных второго склонения в единственном числе 146
Правописание существительных третьего склонения в единственном числе 150
Правописание окончаний существительных первого, второго и третьего склонения (повторение) 151
Имя прилагательное 102
Родовые окончания имён прилагательных 102
Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе 103
Правописание падежных окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе 107
Правописание имён прилагательных мужского, женского и среднего рода во множественном числе
Местоимение
Глагол 176
Правописание глаголов в неопределённой форме 176
Правописание окончаний глаголов во втором лице единственного числа 178
Правописание окончаний глаголов в третьем лице единственного и множественного числа 182
Повторение пройденного о глаголе 188
Наречие
Однородные члены (перечисление) 201
Сложные предложения 210
Обращение 214
Прямая речь 215
Повторение пройденного за год 221
Скачать учебник СССР - Сборник диктантов для начальных классов 1972 года
СКАЧАТЬ DjVu
В. ЕВСЕЕВ, специальный корреспондент журнала «Наука и религия»
КОГДА ПОЮТ ПТИЦЫ
Знакомясь с атеистической телевизионной программой «Спрэ лумине» в Кишиневе, я обратил внимание на один небольшой сюжет, в котором рассказывалось о музее природы, расположенном в здании бывшей церкви молдавского села со странным названием Вуда. Относительно этого названия я слышал много различных версий, в том числе самых неожиданных. Согласно одной из них, жил будто бы некогда на этой земле монах-буддист. Но какими путями забрел он сюда и что здесь искал, выяснить так и не удалось. Каларашский район, где расположено это село, находится в самом центре республики и известен код-рами — массивами леса.
Добраться до села оказалось не просто. Дорога то забрасывала машину на поросшие богатой растительностью холмы, то резко опускала к их подножию на живописные поля. Наконец, когда мы в очередной раз взобрались наверх, передо мной раскинулась Вуда.
В тот же день я пошел в местный музей, расположившийся в бывшей церкви. Приход здесь был не из богатых, с каждым годом редела паства. Последний священник уехал из села в 1950 году, и с того времени здание пустовало почти два десятка лет — до тех пор, пока в конце 60-х годов Анатолий Иванович Харя, учитель биологии местной восьмилетней школы, не организовал здесь музей природы.
Идея зародилась у Анатолия Ивановича давно. Он вырос в этом селе, свой край знает прекрасно и любит природу с малых лет. Анатолий Иванович поступил на биологический факультет Тираспольского педагогического института и, окончив его, стал учителем.
— Ведь как нередко бывает,— говорит он,— проходят люди ежедневно мимо растущих около их дома дерева или кустарников и даже не знают, как они называются. Или, скажем, любуются грациозной позой какого-нибудь зверька, слушают пение птиц и теряются в догадках: кто это? Ио знание того, что растет и водится в твоем лесу, — лишь первая ступень в познании природы. Затем следует понимание ее. И тогда человек входит в нее не как потребитель, а прежде всего думает о приумножении ее богатств.
Разумеется, отведенных учебной программой часов для учителя-энтузиаста оказалось мало. И вот по его инициативе ребята решили создать в селе музей, экспонаты которого подробно рассказывали бы о растительном и животном мире их края.
Таких самодеятельных музеев у нас в стране много. И в любом областном, а го и районном центре можно найти в них разделы, в которых представлены растительный и животный мир края. Правда, при всей своей познавательности подобные разделы кажутся подчас какими-то мертвыми, формальными. В музее, который создан в Вуде, те же чучела птиц и зверей. Но вот вы входите в помещение, а кажется, будто попали в лес. Вы видите, как ловит зазевавшуюся пташку куница, наблюдаете, как строит себе гнездо сорока. Тут же укоризненно смотрит на свою безответственную мать кукушонок... Иными словами, экспозиция составлена как бы кот ситуации». И при этом тут широко использованы сюжеты из молдавских народных сказок.
Все это — и деревья, и чучела птиц, зверей — делали вместе со своим учителем сами ребята. Полторы
тысячи экспонатов! Какой любовью к своему делу нужно обладать, чтобы выполнить столь кропотливую работу. И какие нужно найти слова, чтобы приохотить к ней ребятишек. Ведь даже самые отчаянные непоседы, сорвиголовы, для которых посидеть спокойно и десять минут—трагедия, трудились здесь часами.
Популярность пришла к музею сразу. Со дня открытия в нем побывало уже свыше 50 тысяч человек. Стоит ли говорить, что его не один раз посетил каждый житель села. Шли даже те, кто в свое время скептически относились к этой идее. О музее стало известно далеко за пределами республики. Сюда приезжают из Архангельска и Закавказья, из Сибири и Прибалтики. Знакомились с музеем делегации из Румынии и ГДР.
Вот некоторые записи из книги посетителей: «...Благодарна за увиденное! Уверена в дальнейшем процветании этого музея». «Не перестаю удивляться энтузиазму этого дела. Впечатление незабываемое! Желаю больших удач Анатолию Ивановичу в его благородной работе». «Мне доставило большую радость увидеть музей природы в селе Буда. Здесь я многому научился. Желаю всем ребятам и их учителю больших успехов».
На мой взгляд, и коллективу школы, и местным органам власти удалось решить сложную и важную проблему. Здание церкви продолжает существовать как творение рук человека: сейчас специалисты определяют ценность этого памятника архитектуры. Здесь вновь звучит пение, но не церковного хора, а пение птиц. Оно записано ребятами на магнитную пленку в лесу и сопровождает каждую экскурсию.
Наконец,— здесь «новь идет разговор о доброте, но не о той, какую проповедовали священнослужители. Мы ведь строим общество, в котором будут жить люди не только сильные и уверенные, но и гуманные, чья доброта не абстрактна, а проявляется в конкретных делах. Вспомним, например, о том, как наши люди всегда готовы отдать своему товарищу кровь, если надо спасти ему жизнь, или о том, как старый рабочий помогает молодому постичь тайны профессии. Это доброта особая, рожденная социализмом, самим образом жизни советского человека. Воспитывается она в людях сызмальства, дома и в школе, в том числе и через приобщение к миру природы. Замечательный советский педагог В. А. Сухомлинский писал в одной из своих статей: «Если ребенок вырастил розу для того, чтобы любоваться ее красотой, если единственным вознаграждением за труд стало наслаждение красотой и творение этой красоты для счастья и радости другого человека,— он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность». Любовь к родной природе — одна из составляющих любви к Родине.
И когда видишь, с какой любовью, как увлекательно и интересно ребята из небольшого молдавского села рассказывают во время экскурсий о крае, в котором они живут, о своем музее, можно не сомневаться, что семена доброты, посеянные учителем в их душах, обязательно дадут добрые всходы.
Один из сюжетов молдавской сказки о пропавшем козленке.
КОНТРОЛЬНЫЕ, ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Русский язык - ОРФОГРАФИЯ - ПРАВОПИСАНИЕ
УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
УЧЕБНИКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
★ВСЕ➙ Учебники 1 класс, ★Все➙ Учебники 2 класс, ★Все➙ Учебники 3 класс, ★Все➙ Для Учителей, ★ВСЕ➙СБОРНИКИ, Автор - Костенко Ф.Д., Орфография - Правописание, Русский язык - 1 класс, Русский язык - 2 класс, Русский язык - 3 класс, Русский язык - Сборники, Русский язык - Для Учителей, Для учащихся младших классов, Русский язык - Для младших классов