Skip to main content

Сборник диктантов для начальных классов (Костенко) 1972 год скачать Советский учебник

Старые учебники СССР

Обложка Сборник диктантов для начальных классов 1972

Назначение: Пособие для учителя

Настоящий сборник является пособием для учителей начальных классов. Автор поставил своей задачей дать учителю разнообразный материал для практических занятий по выработке навыков орфографии и пунктуации у школьников I—III классов.

Издательство: "ПРОСВЕЩЕНИЕ" Москва 1972

Авторство: Фина Дмитриевна Костенко

Формат: DjVu, Размер файла: 2.38 MB

БИБЛИОТЕКА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Издание второе переработанное и дополненное

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 3

I класс

Словарь 6

Предложения для грамматического разбора 6

Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ё, ю, я 7

Буквы и — й 11

Мягкий знак на конце н в середине слова 12

Правописание жи, ши, на, ща, чу, щу 15

Большая буква в именах, фамилиях, в кличках животных, названиях городов, сёл, рек 18

Ударение 20

Написание безударных гласных в двусложных словах 20

Звонкие и глухие согласные 23

Предлоги 26

Родственные слова 26

Вопросительный н восклицательный знаки в конце предложения 28

Повторение за год 28

📜 ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ....

II класс

Словарь 36

Предложения для грамматического разбора 36

Повторение пройденного 37

Буквы а — й 37

Гласные после шипящих 37

Большая буква 38

Безударные гласные 38

Глухие и звонкие согласные 39

Буква ь разделительный 43

Удвоенные согласные 46

Предложение 47

Подлежащее н сказуемое 48

Состав слова» 48

Материал для переноса слов 49

Глухие и звонкие согласные 50

Звонкие и глухие согласные на конце слова 50

Звонкие и глухие согласные в середине слова 55

Безударные гласные о, а, и, е, я 64

Непроизносимые согласные 82

Приставки и предлоги 86

Разделительный ъ 88

Имя существительное 90

Мягкий знак в конце существительных после шипящих 91

Имя прилагательное 96

Родовые окончания прилагательных 96

Правописание имён прилагательных во множественном числе 97

Не с глаголами 102

Повторение пройденного за год 103

 

III класс

Словарь 124

Предложения для грамматического разбора 124

Повторение пройденного во II классе 126

Безударные гласные в корне 126

Приставки 126

Суффиксы 127

Непроизносимые согласные 127

Разделительные ь и ъ 127

Мягкий знак в конце существительных после шипящих 127

Имя существительное 138

Правописание существительных первого склонения в единственном числе 138

Правописание существительных второго склонения в единственном числе 146

Правописание существительных третьего склонения в единственном числе 150

Правописание окончаний существительных первого, второго и третьего склонения (повторение) 151

Имя прилагательное 102

Родовые окончания имён прилагательных 102

Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе 103

Правописание падежных окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе 107

Правописание имён прилагательных мужского, женского и среднего рода во множественном числе

Местоимение

Глагол 176

Правописание глаголов в неопределённой форме 176

Правописание окончаний глаголов во втором лице единственного числа 178

Правописание окончаний глаголов в третьем лице единственного и множественного числа 182

Повторение пройденного о глаголе 188

Наречие

Однородные члены (перечисление) 201

Сложные предложения 210

Обращение 214

Прямая речь 215

Повторение пройденного за год 221

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать учебник СССР - Сборник диктантов для начальных классов 1972 года

СКАЧАТЬ DjVu

📜 ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

В. ЕВСЕЕВ, специальный корреспондент журнала «Наука и религия»

КОГДА ПОЮТ ПТИЦЫ

КОГДА ПОЮТ ПТИЦЫ

Знакомясь с атеистической телевизионной программой «Спрэ лумине» в Кишиневе, я обратил внимание на один небольшой сюжет, в котором рассказывалось о музее природы, расположенном в здании бывшей церкви молдавского села со странным названием Вуда. Относительно этого названия я слышал много различных версий, в том числе самых неожиданных. Согласно одной из них, жил будто бы некогда на этой земле монах-буддист. Но какими путями забрел он сюда и что здесь искал, выяснить так и не удалось. Каларашский район, где расположено это село, находится в самом центре республики и известен код-рами — массивами леса.

Добраться до села оказалось не просто. Дорога то забрасывала машину на поросшие богатой растительностью холмы, то резко опускала к их подножию на живописные поля. Наконец, когда мы в очередной раз взобрались наверх, передо мной раскинулась Вуда.

В тот же день я пошел в местный музей, расположившийся в бывшей церкви. Приход здесь был не из богатых, с каждым годом редела паства. Последний священник уехал из села в 1950 году, и с того времени здание пустовало почти два десятка лет — до тех пор, пока в конце 60-х годов Анатолий Иванович Харя, учитель биологии местной восьмилетней школы, не организовал здесь музей природы.

Идея зародилась у Анатолия Ивановича давно. Он вырос в этом селе, свой край знает прекрасно и любит природу с малых лет. Анатолий Иванович поступил на биологический факультет Тираспольского педагогического института и, окончив его, стал учителем.

— Ведь как нередко бывает,— говорит он,— проходят люди ежедневно мимо растущих около их дома дерева или кустарников и даже не знают, как они называются. Или, скажем, любуются грациозной позой какого-нибудь зверька, слушают пение птиц и теряются в догадках: кто это? Ио знание того, что растет и водится в твоем лесу, — лишь первая ступень в познании природы. Затем следует понимание ее. И тогда человек входит в нее не как потребитель, а прежде всего думает о приумножении ее богатств.

Разумеется, отведенных учебной программой часов для учителя-энтузиаста оказалось мало. И вот по его инициативе ребята решили создать в селе музей, экспонаты которого подробно рассказывали бы о растительном и животном мире их края.

Таких самодеятельных музеев у нас в стране много. И в любом областном, а го и районном центре можно найти в них разделы, в которых представлены растительный и животный мир края. Правда, при всей своей познавательности подобные разделы кажутся подчас какими-то мертвыми, формальными. В музее, который создан в Вуде, те же чучела птиц и зверей. Но вот вы входите в помещение, а кажется, будто попали в лес. Вы видите, как ловит зазевавшуюся пташку куница, наблюдаете, как строит себе гнездо сорока. Тут же укоризненно смотрит на свою безответственную мать кукушонок... Иными словами, экспозиция составлена как бы кот ситуации». И при этом тут широко использованы сюжеты из молдавских народных сказок.

Все это — и деревья, и чучела птиц, зверей — делали вместе со своим учителем сами ребята. Полторы

тысячи экспонатов! Какой любовью к своему делу нужно обладать, чтобы выполнить столь кропотливую работу. И какие нужно найти слова, чтобы приохотить к ней ребятишек. Ведь даже самые отчаянные непоседы, сорвиголовы, для которых посидеть спокойно и десять минут—трагедия, трудились здесь часами.

Популярность пришла к музею сразу. Со дня открытия в нем побывало уже свыше 50 тысяч человек. Стоит ли говорить, что его не один раз посетил каждый житель села. Шли даже те, кто в свое время скептически относились к этой идее. О музее стало известно далеко за пределами республики. Сюда приезжают из Архангельска и Закавказья, из Сибири и Прибалтики. Знакомились с музеем делегации из Румынии и ГДР.

Вот некоторые записи из книги посетителей: «...Благодарна за увиденное! Уверена в дальнейшем процветании этого музея». «Не перестаю удивляться энтузиазму этого дела. Впечатление незабываемое! Желаю больших удач Анатолию Ивановичу в его благородной работе». «Мне доставило большую радость увидеть музей природы в селе Буда. Здесь я многому научился. Желаю всем ребятам и их учителю больших успехов».

ОЛЕНЕНОК

На мой взгляд, и коллективу школы, и местным органам власти удалось решить сложную и важную проблему. Здание церкви продолжает существовать как творение рук человека: сейчас специалисты определяют ценность этого памятника архитектуры. Здесь вновь звучит пение, но не церковного хора, а пение птиц. Оно записано ребятами на магнитную пленку в лесу и сопровождает каждую экскурсию.

Наконец,— здесь «новь идет разговор о доброте, но не о той, какую проповедовали священнослужители. Мы ведь строим общество, в котором будут жить люди не только сильные и уверенные, но и гуманные, чья доброта не абстрактна, а проявляется в конкретных делах. Вспомним, например, о том, как наши люди всегда готовы отдать своему товарищу кровь, если надо спасти ему жизнь, или о том, как старый рабочий помогает молодому постичь тайны профессии. Это доброта особая, рожденная социализмом, самим образом жизни советского человека. Воспитывается она в людях сызмальства, дома и в школе, в том числе и через приобщение к миру природы. Замечательный советский педагог В. А. Сухомлинский писал в одной из своих статей: «Если ребенок вырастил розу для того, чтобы любоваться ее красотой, если единственным вознаграждением за труд стало наслаждение красотой и творение этой красоты для счастья и радости другого человека,— он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность». Любовь к родной природе — одна из составляющих любви к Родине.

И когда видишь, с какой любовью, как увлекательно и интересно ребята из небольшого молдавского села рассказывают во время экскурсий о крае, в котором они живут, о своем музее, можно не сомневаться, что семена доброты, посеянные учителем в их душах, обязательно дадут добрые всходы.

Один из сюжетов молдавской сказки о пропавшем козленке.

КОНТРОЛЬНЫЕ, ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

Русский язык - ОРФОГРАФИЯ - ПРАВОПИСАНИЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

БОЛЬШЕ НЕТ

 

Найти похожие материалы можно по меткам расположенным ниже

             👇

★ВСЕ➙ Учебники 1 класс, ★Все➙ Учебники 2 класс, ★Все➙ Учебники 3 класс, ★Все➙ Для Учителей, ★ВСЕ➙СБОРНИКИ, Автор - Костенко Ф.Д., Орфография - Правописание, Русский язык - 1 класс, Русский язык - 2 класс, Русский язык - 3 класс, Русский язык - Сборники, Русский язык - Для Учителей, Русский язык - Контрольные-диктанты, Для учащихся младших классов, Русский язык - Для младших классов

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела "РУССКИЙ ЯЗЫК"

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика