Сборник диктантов по пунктуации ДЛЯ 7-8 КЛАССОВ (Бенцианова) 1974 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Учебное пособие для учителей для 7-8 классов
Настоящий «Сборник диктантов по пунктуации» рассчитан на учителей, работающих в VII — VIII классах средней школы. Составлен сборник в соответствии с новой школьной программой по русскому языку. В него вошли тексты, отражающие правила постановки знаков препинания в различных синтаксических конструкциях.
Авторство: Элла Шоломовна Бенцианова
Формат: PDF Размер файла: 8.44 MB
СОДЕРЖАНИЕ
VII класс
Знаки препинания в простом предложении
Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения
Тире между подлежащим и сказуемым
Оба главных члена выражены именами существительными
Подлежащее выражено личным местоимением
Один из главных членов или оба выражены глаголом в неопределенной форме
Частицы это и вот перед сказуемым
Отсутствие тире при составном именном сказуемом, именная часть которого выражена кратким прилагательным
Тире в неполных предложениях
Черточка при приложении
Кавычки при приложении
Связные тексты
Однородные члены предложения
Запятая при бессоюзном соединении однородных членов предложения
Союзное соединение однородных членов предложения
Соединительные союзы при однородных членах предложения
Отсутствие запятой при одиночном союзе и
Запятая при повторяющемся союзе и
Отсутствие и наличие запятой при союзе да в значении союза и
Запятая при повторяющемся союзе ни — ни
Разделительные союзы при однородных членах предложения
Отсутствие запятой при одиночном союзе или
Запятая при повторяющемся союзе или
Запятая при повторяющемся союзе то — то
Запятая при повторяющемся союзе не то — не то V Противительные союзы при однородных членах предложения
Союз а
Союз но
Союз да в значении но
Двойные союзы
Неоднородные определения
Однородные определения
Несколько рядов однородных членов
Обобщающие слова при однородных членах предложения
Двоеточие при обобщающих словах
Тире при обобщающих словах
Двоеточие и тире при обобщающих словах
Связные тексты
Предложения с вводными словами, вводными предложениями и обращениями
Знаки препинания при обращении
Обращение в начале предложения
Обращение в середине предложения 57
Обращение в конце предложения
Сравнение обращений и похожих на них членов предложения 58
Запятая при вводных словах 59
Сравнение вводных слов и похожих на них членов предложения 60
Знаки препинания при вводных предложениях 62
Запятая
Тире —
Скобки 63
Знаки препинания при междометиях
Знаки препинания при словах-предложениях да и нет 64
Сравнение слов-предложений да и нет с похожими на них словами
Связные тексты 65
Предложения с обособленными членами 75
Обособленные определения —
Необособленные определения 79
Обособленные приложения 80
Запятая при обособленных приложениях
Тире при обособленных приложениях 82
Обособленные обстоятельства
Обособление обстоятельств, имеющих уточняющее значение 86
Обособленные члены предложения, присоединяемые различными союзами и предлогами
Связные тексты 89
Прямая речь 108
Двоеточие при прямой речи —
Тире при прямой речи 109
Знаки препинания при прямой речи, разорванной словами автора
Знаки препинания при диалогах 110
Сравнение прямой и косвенной речи 112
Связные тексты 113
VIII класс
Сложносочиненные предложения 124
Запятая в сложносочиненных предложениях —
Соединительные союзы —
Противительные союзы 125
Разделительные союзы 126
Сопоставление простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений 128
Отсутствие запяюй в сложносочиненных предложениях при наличии общего члена 130
Связные тексты 131
Сложноподчиненные предложения 135
Запятая в сложноподчиненных предложениях с одним придаточным — Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными 137
Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени 138
Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными 139
Простые предложения со сравнительными оборотами 140
Сложноподчиненные предложения с придаточными места 141
Сложноподчиненные предложения с придаточными времени 142
Сравнение сложноподчиненных предложений с придаточными времени и простых предложений с деепричастными оборотами 143
Сложноподчиненные предложения с придаточными цели —
Сложноподчиненные предложения с придаточными причины 144
Сложноподчиненные предложения с придаточными условия 145
Сложноподчиненные предложения с придаточными уступительными 146
Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия 147
Наличие рядом двух союзов 148
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными
Сложноподчиненные предложения с однородным соподчинением придаточных
Сложноподчиненные предложения с неоднородным соподчинением придаточных 149
Сложноподчиненные предложения с последовательным подчинением придаточных 150
Связные тексты 152
Бессоюзные сложные предложения 166
Запятая в бессоюзных сложных предложениях
Точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях 169
Двоеточие в бессоюзных сложных предложениях 171
Тире в бессоюзных сложных предложениях 173
Связные тексты 174
Сложные синтаксические конструкции 184
Предложения для синтаксического и пунктуационного разбора
Связные тексты 187
Повторение пройденного 197
Связные тексты —
Содержание 222
+ Условные сокращения (фамилий писателей) — в конце книги.
Скачать бесплатный учебник СССР - Сборник диктантов по пунктуации ДЛЯ 7-8 КЛАССОВ (Бенцианова) 1974 года
СКАЧАТЬ PDF
ОТ АВТОРА
В последнее время в практике работы школы наметилась тенденция к одновременному изучению морфологии и синтаксиса, поэтому некоторые связные тексты могут быть использованы и при работе над морфологическими темами, т. е. до начала систематического изучения курса синтаксиса.
Внутри каждой темы материал располагается следующим образом: вначале идут отдельные примеры (они сгруппированы тематически) и небольшие связные тексты, предназначенные для текущих упражнений при изучении соответствующих разделов синтаксиса. Затем идет группа смешанных примеров, которые можно использовать на повторительно-обобщающих уроках или при подготовке к контрольным диктантам. Например, в разделе «Обособленные второстепенные члены предложения» даны примеры, включающие одновременно обособленные определения, приложения, дополнения, обстоятельства.
В некоторых разделах дается сопоставление конструкций похожих, трудно различимых или таких, в которых чаще допускаются ошибки (например, сопоставление простых предложений с союзом и при однородных членах и сложносочиненных предложений с тем же союзом; сложноподчиненных предложений, в которых различные виды придаточных предложений присоединены одинаковыми союзами; вводных слов и похожих на них членов предложения).
В заключение каждой темы даются связные тексты. При изучении синтаксиса большее предпочтение следует, несомненно, отдать связным текстам, поэтому им и уделено основное внимание в сборнике.
В сборнике представлены следующие виды диктантов: предупредительный (объяснение пунктограмм до записи на доске и в тетрадях), комментированный (объяснение в процессе написания), диктант «Проверяю себя» (во время записи текста ученик может задать вопрос учителю, если его затрудняет какая-либо орфограмма или пунктограмма, пользоваться словарем, таблицами, справочником, учебником), подготовленный
(трудный текст разбирается полностью на уроке, записывается, повторяется дома и на следующем уроке записывается в классе под диктовку учителя) объяснительный (объяснение после записи текста), диктант по памяти (дается краткий выразительный текст, и после анализа его на уроке и домашней подготовки ученики пишут текст наизусть), диктант с грамматическим заданием (при записи каждого предложения ученик должен выполнить еще какое-то грамматическое задание, например: подчеркнуть однородные члены предложения, грамматическую основу частей сложного предложения), выборочный (производится запись не всего текста, а лишь отдельных синтаксических конструкций, например предложений с вводными словами или обращениями), творческий (в процессе написания текста производится его переделка, например, предложения с обособленными членами заменяются сложноподчиненными предложениями с придаточными), свободный (переходная форма упражнений от диктанта к изложению — работа очень полезная и интересная — текст после прочтения записывается (не дословно); при проведении свободных диктантов можно дать одновременно грамматическое, задание, например использовать только простые предложения или только сложносочиненные; можно провести свободный диктант с использованием картины), наконец, контрольный.
Конечно, текст, предназначенный для одного вида диктанта, учитель может использовать и для другого по своему усмотрению, в зависимости от особенностей класса и методики прохождения и повторения темы. Поэтому лишь к некоторым связным текстам даны рекомендации по использованию их в качестве диктантов того или иного вида.
Сборник составлен из текстов, взятых из произведений советской литературы, русской классической литературы и периодической печати наших дней. Тексты представляют собой рассказы о настоящем и прошлом нашей Родины, о соратниках В. И. Ленина по революционной борьбе, о героях — защитниках Отечества, о родной природе, об истории создания произведений искусства, рассказы о спорте, о городах нашей страны, об этимологии слов и выражений. Анализируя несколько текстов, взятых из произведений одного писателя (И. А. Бунина, И. А. Гончарова, А. С. Пушкина, А. П. Гайдара и др.), учитель может показать особенности авторского стиля; таким образом, некоторые материалы сборника можно использовать и на уроках по стилистике.
В последний раздел сборника включены связные тексты на повторение всего пройденного по пунктуации.
Наиболее сложные в синтаксическом отношении тексты могут быть использованы и для повторения курса русского языка в IX — X классах.
Русский язык - КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ И ДИКТАНТЫ
Русский язык - ПУНКТУАЦИЯ
КОНТРОЛЬНЫЕ, ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
УЧЕБНИКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 7-8 КЛАССОВ
УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
★Все➙ Учебники 7 класс, ★Все➙ Учебники 8 класс, ★Все➙ Для Учителей, ★ВСЕ➙СБОРНИКИ, Пунктуация, Автор - Бенцианова Э.Ш., Русский язык - 7 класс, Русский язык - 8 класс, Русский язык - Сборники, Русский язык - Для Учителей, Русский язык - Контрольные-диктанты, Все - Для учащихся старших классов, Для учащихся средних классов