Сборник текстов для изложений 4-8 классы (Виноградова, Горчак) 1981 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

Сборник текстов для изложений 4-8 классы (Виноградова, Горчак) 1981 

Назначение: ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ 4—8 КЛАССОВ  Настоящее пособие ставит своей целью предложить учителю русского языка материал для различных видов изложений и методические рекомендации к их проведению.

Тексты для изложений в сборнике сгруппированы по классам; внутри каждого класса распределены по видам изложений в соответствии с требованиями программы. Так, например, в 4 классе предлагаются следующие виды изложений: сжатое, подробное изложение текстов повествовательного характера с элементами описания (отдельных предметов, животных); сжатое изложение текстов повествовательного характера с элементами описания; изложение с заданием ввести в текст описание (предметов, животных) ит. д. ‚

На каждый вид изложения предлагается несколько текстов, различающихся степенью сложности, что позволит учителю более целенаправленно отобрать материал и организовать работу по развитию речи. Такое расположение материала, а также введение по классам разделов «Повторение в начале года» и «Повторение в конце годаждают возможность установить более глубокую связь с программой по развитию речи и осуществить преемственность в работе над изложением.

Авторы стремились представить в сборнике образцы текстов разных речевых стилей: художественного, научного и публицистического. В него включены тексты для различных видов изложений: подробных, выборочных, сжатых, творческого характера и т. п. Значительное место отведено изложениям с различного рода творческими заданиями, развивающими самостоятельное мышление учащихся, повышающими их речевую активность.

© " Просвещение" Москва 1981

Авторство: Людмила Алексеевна Виноградова, Анна Ниловна Горчак

Формат: PDF Размер файла: 44.9 MB

СОДЕРЖАНИЕ

ОТКРЫТЬ:  оглавление полностью...

 Предисловие 3

     

      IV КЛАСС

     

      Повторение в начале года 5

     

      Летом. По Г. Скребицкому

      Золотой дождь. По Н. Сладкову 6

      У Вечного огня. По М. Ефетову

      Первый урок. По В. Синицыну 7

      Чапай. По В. Неклюдову 8

      Ленинский снегирь. По М Богданову 9

      Голубые патрули. Из журн. «Пионер»

      Ласточка. По Г. Цыферову 10

      Бобренок. По Г. Снегиреву 11

      Сладкоежка-следопыт. По И. Орловской

      Артек. По Н. Рождественской 12

      Погоня. По Л. Савоненковой 13

      Сойки. По И. Соколову-Микитову

     

      Сжатое изложение 14

     

      Я научу вас творить чудеса. Из газ. «Пионерская правда»

      Гуля и Абрек. По Е. Ильиной 15

      Рябчик-невидимка. По Н. Устинович 16

      Наседка. По Г. Скребицкому 17

     

      Подробное изложение текстов повествовательного характера с элементами описания (отдельных предметов, животных) 18

     

      Барсучонок. По Г. Скребицкому

      Интересный жучок. По Г. Скребицкому 19

      Шарик-рыболов. По С. Мартынову

      Снегирь. По Д. Кайгородову и П. Соколову 20

      Одуванчики. По И. Соколову-Микитову 21

      Лесной концерт. По В. Брагину 22

      Подарки детям Вьетнама. По А. Маас

      Пенал. По С. Могилевской 23

      Голубые и черные ягоды. По Б. Александрову 24

      Так коня купали. По В. Бочарникову 25

      Встреча со змеей. По 4. Дорохову 26

      Луковица с радостью. По Н. Павловой

      Смертельная схватка. По В. Бианки 27

      В гимназию. По В. Катаеву 28

      Кирилкин портфель. По С. Могилевской 29

     

      Сжатое изложение текстов повествовательногохарактера с элементами описания (отдельных предметов, животных) 30

     

      Почтарь. По А. Батуеву —

      Джейранчик. По Н. Сладкову 31

      Дорогой подарок. По Л. Воронковой 32

     

      Изложение с заданием ввести в текст описания (отдельных предметов, животных) 33

     

      Крылатый друг. По В. Чаплиной

      Редкая гостья. По Г. Скребицкому 34

      Старый знакомый. По Н. Сладкову —

      Фомка и Сиротка. По В. Чаплиной 35

      Подружились. По Г. Скребицкому 36

      Смелый воробей. По К. Афанасьевой —

      Вкусное варенье. По Г. Скребицкому 37

      Топик и Катя. По Н. Сладкову 38

      Заяц на дереве. По В. Бианки 39

     

      Изложение повествовательных текстов с заданием ввести элементы рассуждения

     

      Для чего нужна стенгазета? Из журн. «Пионер» — На берегу реки. По В. Осеевой 40

      Лучший друг. По Ю. Ермолаеву 41

      Чуткий мальчик. По Ю. Ермолаеву

      Силач. По Ю. Ермолаеву 42

      Главный должник. По Ю. Ермолаеву —

     

      Повторение в конце года 44

     

      Летняя гроза. По Б. Тимофееву

      Наши корабли. По А. Лаврову 45

      Лесные пожары. По И. Балбышеву —

      Голубые и зеленые патрули. Из журн. «Пионер» 46

      Подвиг юного трубача. По Н. Богданову 47

      Родник. А. Алтайский 48

      Лакомка. По А. Дорохову —

      Белая шубка. По Г. Скребицкому 49

      В зоопарке. По В. Чаплиной 50

      Сказка про трясогузку. По И. Сидорову 51

      По главному закону будущего. По Ю. Яковлеву

     

      V КЛАСС

     

      Повторение в начале года 53

     

      Свет осени. По Н. Надеждиной —

      Хлебный патруль действует. По И. Васильеву 54

      На охоту. По Г. Скребицкому

      Длинноухий попутчик. По Н. Никольскому 55

      Чудесная солонка. По В. Чечель 56

     

      Подробные описания обстановки помещения

     

      После летних каникул. А. Мусатов —

      В каюте отца. По Л. Кассилю и М. Поляновскому 57

      В кабинете. По С. Георгиевской 58

      В школе космонавтов. По Г. Юрмину 59

      Талант — это труд. По Л. Либединской

     

      Подробное изложение текстов с элементами описания пейзажа 60

     

      Стожары. По А. Мусатову 61

      На зимней рыбалке. По Г. Скребицкому 62

      Первый снег. По В. Петрову 63

      Сиреневые опушки. По В. Петрову

      Половодье. По В. Петрову 64

      Июль — середина лета. По В. Петрову 65

     

      Сжатое изложение

     

      Белая рубашка. По Н. Устинович

      Разделите так, как делили работу. По В. Осеевой 67

      Ловля змей. По Ю. Качаеву —

      Первый галстук. По А. Ильиной 68

      Цветок-загадка. По П. Дудочкину 69

     

      Выборочное изложение 70

     

      Ягоды-двойники. По Б. Тимофееву —

      В гостях у Некрасова. М. Басина 71

      «Первое сентября». По Д. Звереву 72

      Сугробы. По А. Толстому —

      Авария. И. Носов 73

      Геройство матери. По М. Папоркову 74

      Клесты. По И. Соколову-Микитову 75

     

      Изложение с творческим заданием 76

     

      В физкультурном зале. По С. Георгиевской

      Школа лесных пловцов. По П. Стефарову 77

      Кто хозяин? По В. Осеевой 78

      Воробьиное бюро погоды. По Д. Звереву

      Карманный помощник. По П. Дудочкину 79

      Волшебная ручка. По А. Соколовскому 80

      Случай с кошельком. По Е. Пермяку

     

      Повторение в конце года 82

     

      Цветы у Мавзолея. По 3. Воскресенской —

      Яблоки Узбекистана. По С. Таенову 83

      Витин дебют. Из журн. «Пионер» 84

      След человека. По Н. Богданову —

      Праздничный салют. По В. Хомченко 85

      Родина помнит. Из журн. «Пионер» 86

      Весна По Ю. Поройкову 87

      Своими руками. По В. Осеевой

      Пичугин мост. По Е. Пермяку 88

      Самый маленький. По А. Некрасову 89

      Артист-агитатор. По Ю. Яковлеву 90

      Трус. По Л. Пантелееву 91

      «Снова весна». По Н. Краснову 92

      Байкало-Амурская магистраль. По Г. Ганейзер

      Посланец Земли. По В. Синицыну 93

      Героизм и смелость. Из кн. «Что такое? Кто такой?» 94

     

      VI КЛАСС

     

      Повторение в начале года 96

     

      Выстрела не было. В. Бочарников —

      Белка. По И. Балбышеву 97

      На туристских тропах. Ю. Крылов 98

      На полярной станции. По Н. Черногорскому 99

      Чудесный домик. В. Мухина-Петринская ,100

      В осеннем лесу. По В. Смирнову 102 Ночные, звуки. По Н. Сладкову 103

     

      Подробное изложение повествовательных текстов, содержащих элементы описания внешности людей и процессов труда 104

     

      Санинструктор. По Л. Поздняковой —

      В сурдокамере. По Ю. Нагибину 105

      Санька. По В. Тендрякову 107

      Мальчики. В. Смирнова-Ракитина 108

      Аэрографист. По В. Крамову 109

      На бульваре. По Л. Кассилю 110

      Счастливого льда! Н. Туманова111

      Квартира профессора ботаники. К. Паустовский 112

     

      Сжатое изложение 113

     

      Отважный почтальон. По Г. Соколову —

      Спасение мальков. По А. Мусатову 115

     

      Выборочное изложение

     

      Практикант. По Б. Полевому —

      Павлик. По Ю. Нагибину 118

     

      Изложение с творческим заданием 119

     

      Легенда о разведчике. По В. Торопыгину —

      Встреча в лесу. Р. Фраерман 121

      Самоотверженный поступок. Т. Тэсс 122

      Сердце Гайдара. По. Б. Комову 123

     

      Повторение в конце года 125

     

      Когда бушевали метели. По В. Пескову

      Запланированная биография. К. Курбатов 126

      Прощание с Артеком. Е. Ильина 127

      Замечательный случай. В. Катаев 128

      «Цветочки-лепесточки». По Э. Цурупа 129

      В пургу. По Л. Кассилю 131

     

      VII КЛАСС

     

      Повторение в начале года 133

     

      Машенька. По А. Маркуше —

      Испытатель. По А. Яковлеву 134

      Старший сержант. По В. Кожевникову 135

     

      Подробное и выборочное изложения с элементами описания местности, архитектурного памятника, памятника истории или искусства. 137

     

      Смольный. В. Нестеров —

      «Цветок жизни». Ю. Лукьянов 138 Архангельск. По Ю. Казакову 140

      «Рабочий и колхозница». В. И. Гапеева, Э. В. Кузнецова 141

      Город под соснами. По В. Пескову 142

     

      Сжатое изложение публицистического стиля 144

     

      Внучка Джамбула. По Т. Тэсс —

      Поединок в море. По Т. Тэсс 145

     

      Изложение с творческим заданием 147

     

      Советский воин. В. Михайловичев —

      «Отдых после боя». По И. Мямлину 149

      Юнга. А. Маркуша 150

      Первопроходцы. По В. Журавлеву 152

     

      Повторение в конце года 154

     

      Соловей. По Л. Соболеву —

      Завтра Всесоюзной ударной. И. Ачильдиев, О. Колесниченко 155

      Камень с Оки. По В. Пескову 157

      Защищайте леса! По К. Паустовскому 158

     

      VIII КЛАСС

     

      Подробное изложение 161

     

      «Береза». По Б. Полевому —

      Во имя жизни людей. В. Титов 163

      Город комсомольцев. А. Маресьев 164

     

      Сжатое изложение 166

     

      Крылатый капитан. М. Баранова, Е. Велтистов

      Покори свою высоту. По В. Снегиреву 168

     

     

     

      Рекомендовано Министерством просвещения РСФСР

      Материал пособия распределяется между авторами следующим образом:

      Л. А. Виноградова — «IV класс», «V класс»;

      А. Н. Горчак — «VI класс», «VII — VIII классы».

     

      Виноградова Л. А., Горчак А. Н.

      Сборник текстов для изложений (4 — 8 классы); Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1981. — 175 с.

     

      Сборник содержит тексты для проведения различных видов изложения, а также методический аппарат к этим текстам.

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Сборник текстов для изложений 4-8 классы (Виноградова, Горчак) 1981 года

СКАЧАТЬ PDF

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 ПРЕДИСЛОВИЕ

      В работе над связной речью учащихся большое значение имеют изложения. Наряду с другими упражнениями они помогают формировать умения и навыки, необходимые всякому культурному человеку. Работа над изложениями учит школьников излагать свои мысли в соответствии с нормами русского литературного языка, обогащает словарный запас, содействует развитию логического мышления, расширяет кругозор школьников и т. д.

      Настоящее пособие ставит своей целью предложить учителю русского языка материал для различных видов изложений и методические рекомендации к их проведению.

      Тексты для изложений в сборнике сгруппированы по классам; внутри каждого класса распределены по видам изложений в соответствии с требованиями программы. Так, например, в IV классе предлагаются следующие виды изложений: сжатое; подробное изложение текстов повествовательного характера с элементами описания (отдельных предметов, животных); сжатое изложение текстов повествовательного характера с элементами описания; изложение с заданием ввести в текст описание (предметов, животных) и т. д.

      На каждый вид изложения предлагается несколько текстов, различающихся степенью сложности, что позволит учителю более целенаправленно отобрать материал и организовать работу по развитию речи. Такое расположение материала, а также введение по классам разделов «Повторение в начале года» И «Повторение в конце года» дают возможность установить более глубокую связь с программой по развитию речи и осуществить преемственность в работе над изложением.

      Авторы стремились представить в сборнике образцы текстов разных речевых стилей: художественного, научного и публицистического. В него включены тексты для различных видов изложений: подробных, выборочных, сжатых, творческого характера и т. п. Значительное место отведено изложениям с различного рода творческими заданиями, развивающими самостоятельное мышление учащихся, повышающими их речевую активность, например: ввести в текст описание (описание предмета, интерьера, местности, внешности человека, архитектурного памятника и т. п.); продолжить рассказ; высказать свое отношение к персонажу; дополнить рассуждение; изменить лицо рассказчика и т. п.

      Авторы стремились в комплексе решать вопросы, связанные с анализом содержания и языковой подготовкой учащихся; органически сочетать интересы развития речи, грамматики и стилистики.

      В пособии, кроме текстов для изложений, предлагается развернутый методический аппарат: краткие комментарии к тексту для учителя (предлагаются тогда, когда учащимся, возможно, будет не совсем ясна ситуация, в которой действуют герои) и вопросы и задания, с помощью которых обращается внимание учащихся на особенности содержания, построения и языка текстов.

      Серьезное внимание уделяется в пособии осмыслению идейной направленности текстов, их композиции, своеобразия и достоинств языка автора. С этой целью предлагаются задания под цифрой I: определить основную мысль текста и его частей; составить план, расположить пункты плана в нужной последовательности, озаглавить текст, обосновать свой выбор заглавия и т. д.

      При выполнении предлагаемых в сборнике заданий учащиеся выясняют лексическое значение слов, находят неологизмы, устаревшие слова, профессионализмы и объясняют их использование в тексте; подбирают синонимы, антонимы; определяют, как образовано слово или его форма; конструируют словосочетания и предложения и т. п.

      Второй (II) пункт вопросов и заданий обращает внимание учащихся на орфографические и пунктуационные особенности текста, на изучаемый в данный момент или ранее пройденный материал, на слова, трудные для написания.

      Необходимо отметить, что вопросы и задания носят примерный характер и к выполнению их учитель должен подходить творчески.

      В работе с некоторыми текстами описательного характера или с элементами описания авторы рекомендуют использовать репродукции картин, фотографии, рисунки. Методика работы с наглядными пособиями кратко освещена в комментариях для учителя, в вопросах и заданиях.

      Сборник составлен из текстов, отвечающих воспитательным задачам советской школы. В него включены тексты, взятые из произведений русской классической и советской литературы, периодической печати наших дней: о трудовых й воинских подвигах советских людей, о прошлом и настоящем нашей Родины, о жизни замечательных людей, об истории создания произведений искусства, о животном и растительном мире, об охране окружающей среды и т. д.

     

     

      IV КЛАСС

     

     

      ПОВТОРЕНИЕ В НАЧАЛЕ ГОДА

     

      ЛЕТОМ

      Однажды мама пошла за земляникой и взяла меня с собой.

      День был солнечный, жаркий. Но только мы подошли к лесу, вдруг набежала синяя тучка, и из нее посыпался частый крупный дождь. А солнце все продолжало светить. Дождевые капли падали на землю, тяжело шлепались о листья. Они повисали на траве, на ветвях кустов и деревьев, и в каждой капле отражалось, играло солнце.

      Не успели мы с мамой стать под дерево, как солнечный дождик кончился. «Погляди, Юра, как красиво», — сказала мама. Я взглянул. Через все небо разноцветной дугой протянулась радуга. Один ее конец упирался в нашу деревню, а другой уходил далеко в заречные луга.

      От нагретой солнцем земли после дождя шел легкий пар. В воздухе пахло цветами, медом и земляникой. (118 сл.)

      (По Г. Скребицкому)

     

      Комментарий к тексту. Текст повествовательный, с незначительными элементами описания летнего дождя, радуги. Учащиеся передают содержание текста от 3-го лица и раскрывают настроение мальчика, глубоко чувствующего красоту природы.

     

      Вопросы и задания. I. 1. Передайте в двух-трех предложениях содержание текста. 2. Что описывается в тексте? 3. Что говорится о тучке? 4. Какие прилагательные использует автор, чтобы ярко и образно описать дождь? Подберите к ним прилагательные с противоположным значением. 5. Назовите слова, подтверждающие, что дождь был крупный (тяжело шлепались, повисали). Почему дождь назван «солнечным»? 6. Кто из вас видел радугу? Что говорится в тексте о радуге? 7. Как изменился воздух после дождя? 8. Разделите текст на части и озаглавьте их. Например: 1) Жаркий день. 2) Дождь и солнце. 3) После дождя. 9. Напишите изложение от 3-го лица. II. 1. Расскажите о правописании слов кончился, солнечный; приведите примеры слов с сочетаниями нч, чн, нщ и т. д. 2. Определите, какое это предложение — простое или сложное: Вдруг набежала синяя тучка, и из нее посыпался частый крупный дождь. Объясните расстановку знаков препинания. 3. Найдите в этом предложении местоимение; определите лицо, число, род, падеж. 4. Есть ли в тексте предложение с прямой речью? Объясните расстановку знаков препинания при прямой речи и при обращении.

     

     

      ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ

      Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И так налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки — багряными и золотыми.

      Налились, отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле.

      Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щелкнет — сорвется лист. Синицы на ветке завозятся — брызнут листья по сторонам. Ветер вдруг налетит — закружится пестрый смерч.

      Елочки листьями украсились. Папоротники1 под листьями пригрелись. Грибы под листьями спрятались.

      Листья шуршат, скребутся, лопочут. Листья летят, скачут, плывут. Листья качаются на паутинках. Листья вверху, внизу и вокруг. •

      Шумит золотой дождь. (102 сл.)

      (По Н. Сладкову)

      1 О правописании выделенных здесь и далее слов учащиеся предупреждаются.

     

     

      Комментарий к тексту. Цель данного изложения — передать содержание текста, сохранив, по возможности, яркие изобразительные средства, использованные автором для описания осеннего листопада.

     

      Вопросы и задания. I. 1. Определите тему высказывания. Почему «Золотой дождь» — наиболее удачное заглавие? 2. С чем сравниваются в тексте листья? Как вы понимаете значение слова багряные? 3. Почему, описывая листья, автор использует слова ладошки, щечки, спинки, животики? 4. Какие языковые средства употреблены в тексте для показа движения листьев? Что такое смерч? Почему автор, описывая листья, употребляет это слово? 5. Какие изменения произошли в лесу (с елочками, папоротниками, грибами)? 6. Как переданы в тексте звуки, которые издают падающие и летящие листья? Как понять значение слова лопотать? Составьте с ним предложение. 7. Приведите предложение, в котором подчеркивается, как много листьев в лесу. 8. Разделите текст на части; озаглавьте их. (Например: 1) Листья стали багряными и золотыми. 2) Листопад начался. 3) Лес изменился. 4) Шумит золотой дождь.) II. 1. Объясните правописание безударных гласных в корнях слов отяжелели, понеслись, потекли. 2. Объясните правописание слова смерч; подберите еще существительные, оканчивающиеся на шипящую. 3. В предложении Листья скребутся, качаются выделите глаголы, объясните их правописание. 4. В этом же предложении выделите главные члены; определите, какое предложение; объясните постановку знаков препинания. Соедините сказуемые союзом и. Как изменилась в связи с этим расстановка знаков препинания?

      У ВЕЧНОГО ОГНЯ

      Здесь, на главной площади города-героя Волгограда, каждое утро, ровно в 8 часов, к яркому пламени Вечного огня подходит в строгом строю необычный почетный караул: четыре мальчика с настоящими автоматами и две девочки-подчаска с красными повязками на рукаве.

      Пионерские караулы сменяются каждые двадцать минут — с восьми утра до восьми вечера.

      Вокруг сотни людей. Но все равно у Вечного огня так тихо, что юные часовые слышат стук своего сердца. Они смотрят на яркое пламя Вечного огня и думают о том, как бились на этой площади наши воины. Думают о том, что было здесь в войну. И еще о том, как сделать, чтобы это никогда не повторилось. (106 сл.)

      (По М. Ефетову)

     

      Комментарий к тексту. Текст повествовательный, с описанием. Учащиеся в изложении должны раскрыть необычность пионерского почетного караула и передать чувства и мысли пионеров, стоящих у Вечного огня.

     

      Вопросы и задания. I. 1. Почему караул назван «необычным».? Кто такой под часок? (Второй часовой на парном сторожевом посту). 2. Как сменяется караул? 3. Что говорится в тексте о тишине у Вечного огня? 4. О чем думают юные часовые? 5. Что вы знаете о битве под Сталинградом во время Великой Отечественной войны? Какие еще города-герои вы знаете? 6. В чем основная мысль текста? 7. Как наш народ борется за мир? Какое участие в этой борьбе принимают пионеры? 8. Составьте план изложения. (Например: I) Необычный караул. 2) Тишина у Вечного огня. 3) Мысли юных часовых). II. 1. Объясните правописание не с глаголом повторилось, приведите примеры. 2. Разберите по составу слова пионерские, подходят. 3. Назовите использованное в тексте имя собственное; приведите свои примеры названий городов. Как они пишутся?

      ПЕРВЫЙ УРОК

      Зоя будит: «Юрушка, в школу пора». Вмиг Юра вскочил, одевается, а внутри все ликует. Он идет в школу!

      Зоя привела Юру прямо в класс. Сюда же собирались его сверстники, с которыми он еще вчера бегал на речку, играл на лугу. Теперь они школьники. Ребята робко рассаживаются за партами и оглядываются на окна, за которыми толпятся взрослые.

      В класс входит учительница. Она обращается к классу: «У вас, дети, сегодня большой праздник, вы пошли в школу. В трудную пору наступил этот праздник. Идет война. Старшие братья и отцы бьются на фронте с врагами, защищают Родину. А вы должны хорошо учиться. Это тоже помощь фронту».

      Так начался для Юры Гагарина первый день в школе. (113 сл.)

      (По В. Синицыну)

 

★ ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "РУССКИЙ ЯЗЫК"

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "РУССКИЙ ЯЗЫК"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика