Секреты пунктуации ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ (Граник, Бондаренко) 1986 год скачать Советский учебник
Старые учебники СССР
Назначение: КНИГА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И ПОСТУПАЮЩИХ В ВУЗЫ
Книгоиздательство: "Просвещение" Москва 1986
Авторство: Генриетта Григорьевна Граник, Стелла Морисовна Бондаренко
Формат: PDF, Размер файла: 5.29 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Части первая и втораяКнига для учащихся и поступающих в вузы
ЧАСТЬ 1.
К читателям 3
Похвальное слово знакам препинания 4
Глава I. Хотя «путь и далек, и долог» 10
Правило — самоинструкция — тренировка
«Предчувствие» знака препинания 13
Память и грамотность 15
Блоки 16
Грамотность на «кончике пера» 18
Глава II. Самые легкие знаки препинания 21
Мысли, чувства и знаки—
Знак, полный загадок 24
Беспокойный знак 28
Поставим точку 35
Глава III. На чем держится предложение 37
В поисках грамматической основы
Множество обличий подлежащего 42
Небольшое отступление в защиту шпаргалок 45
В мире сказуемых 47
Маленькая повесть о совсем маленьком глаголе быть, который бывает не похож на самого себя 60
«Лукавые» члены предложения 66
На непонятном языке 70
Глава IV. Тире внутри предложения 72
Между подлежащим и сказуемым
А если сказуемое пропало 79
Глава V. «И грамматика пустилась
с арифметикой плясать»83
Если подлежащее или сказуемое не откликнулось 88
Синтаксические «карлики» 107
Синтаксические «великаны» 111
«Граница» и «пограничники» в предложении 114
«Гуси» и «матрешки» 123
«Скелет» предложения 134
Стечение союзов140
«Собралась компания знаков препинания» 144
Глава VI. Перед «опасными» союзами, или
Рассказы о загадочной запятой 147
Грамматика надвое сказала
Когда предложение сложное 148
Когда предложение простое 153
«Поспешай медленно» 163
Если рядом с «опасным» союзом
стоит другой союз 168
ЧАСТЬ 2
Введение 3
Оглянемся на пройденный путь 3
Еще раз о блоках 7
Ответы 10
Глава I. Однородные члены предложения 11
О запятых при однородных членах 11
Рассказ можно начать так 11
Сочинительные союзы 13
Ряды однородных членов 17
"Скелетики" однородных членов 18
Вот это да! (О запятой перед союзом да) 20
Бабушка надвое сказала
(О запятой перед союзом или в простом предложении) 21
"Двуликое" слово однако 23
Обобщающие слова при однородных членах 27
Ответы 33
Глава II. Обособленные члены предложения 38
Зачем нам обороты? 38
Поздороваемся с деепричастиями 38
Обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом 40
Добавочные сказуемые — обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами, с запятыми и без них 41
Одиночные деепричастия без запятых 43
Смотрим вперед 44
Специальный разговор о трудных случаях 46
Нос вытащишь — хвост увяз 49
В самом общем виде 54
Три вида определений 55
Когда определения обособляются 57
Определения с добавочными значениями 58
Определяемое слово, знай свое место! 61
Еще раз о том, что "нос вытащишь - хвост увяз" 63
Что такое приложение? 68
Обязательное тире 70
Тире не обязательно, но выглядит хорошо 72
С собственным именем 74
Приложения с добавочными значениями 76
С помощью других слов 77
Одиночные приложения, преодолевшие одиночество 79
"Закавыченные" приложения 81
А более точно?
(Разговор об уточняющих обстоятельствах) 82
Мы тоже хотим обособляться!
(Обособленные второстепенные члены с предлогами) 89
Ответы 91
Глава III. О двоеточиях, тире, бессоюзных предложениях и прямой речи 103
Зачем изобрели двоеточие? 103
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении 104
Прямая речь с двоеточием 114
Многообразие слов-сигналов и их место 117
Интонация конца предложения в прямой речи 122
Несколько историй из жизни тире 124
Тире в бессоюзных предложениях 125
Вслед за прямой речью 131
Когда слова автора внутри прямой речи, одного тире мало 134
Прямая речь в окружении авторских слов 139
"Трагедии" диалога 140
Как еще передать чужую речь 143
Ответы 146
Глава IV. Слова, грамматически не связанные с предложением 156
Какие это члены предложения? 156
Обращения 156
Поговорим о местоимениях ты и вы 160
Вводные слова 161
Уверенность и неуверенность 162
"Неравнодушные" слова 163
Источник информации 165
Послушайте! 165
Во-первых, наконец и другие 167
Попросту говоря 170
Еще одна небольшая проблема: запятая при слове однако 174
Вводные предложения 175
Ахи и охи (Разговор о междометиях) 179
Да и нет 182
Ответы 187
Глава V. Запятая перед союзом как 194
О сказуемых с союзом как 194
Союз как и однородные члены 195
Некоторые сложности со сложным предложением 198
Приложение надвое сказало 200
Сравнительные обороты 203
Союз как и улыбки языка (Разговор о фразеологических оборотах) 209
Пунктуация на копчике пера 214
Ответы 215
Скачать учебник СССР - Секреты пунктуации ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ 1986 года
СКАЧАТЬ PDF
РАБОТА ПО СЛОВООБРАЗОВАНИЮ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НЕСЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕМ
Работа по словообразованию продолжается в. течение всего года. Она необходима для закрепления словообразовательных знаний и умений и для создания условий овладения морфологией и орфографией.
Характер заданий постепенно усложняется. При ознакомлении с новым явлением ставятся вопросы, требующие воспроизведения изученного, например: что называется основой слова (окончанием, приставкой и т. д.)? Каково назначение суффиксов (окончаний, корня и т. д.)? При обобщении изученного целесообразны вопросы, направляющие внимание учащихся на выяснение общих признаков всех частей слова, например: в чем сходство и в чем различие между суффиксом и приставкой? Что общего имеют и чем различаются корень и основа слова? Чем отличаются друг от друга однокоренные слова?
ИЗУЧЕНИЕ ЧАСТЕЙ РЕЧИ ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Школьный курс морфологии традиционно следует за тем направлением в лингвистике, которое считает, что в центре морфологии стоит слово «как носитель морфологических категорий и систем форм»1. Рассматриваемое в этих аспектах слово входит в классы, называемые частями речи. Это и позволяет формулировать предмет изучения школьной морфологии следующим образом: «Морфология изучает слово как часть речи». Из такого определения следует, что в школьной морфологии рассматриваются части речи, т. е. грамматические классы2 слов, которые вы- 1
Общеобразовательное значение морфологии состоит в том, что она содержит сведения о грамматических классах слов (частях речи) родного языка, об образовании форм слов и их системах, о грамматических категориях, которые в этих формах выявляются. Такие сведения важны для общего образования, так как ученик благодаря им получает общее представление о грамматике родного языка.
Морфология способствует развитию логического мышления детей, так как она, как часть грамматики, обобщает и типизирует явления языка, отвлекаясь от частного и конкретного. Поэтому процесс усвоения морфологии неизбежно сопровождается такими умственными действиями, как абстрагирование, обобщение, сравнение и др. Развивающее значение морфологии состоит также в том, что она формирует у школьников сознательное отношение к своей речи и к речи окружающих. Иными словами, знания по морфологии позволяют ученикам произвольно контролировать речь, т. е. обеспечивают сознательное отношение к своей речи и к речи окружающих. Таким образом, общеобразовательное, развивающее значение морфологии оказывается непосредственно связано с ее практическим значением.
Изучение морфологии состоит как в усвоении знаний по морфологии, так и в практическом овладении морфологическим языковым материалом. Морфология воздействует на речь детей путем отработки языковых норм, исправления того, что в речи школьников, овладевших языком естественно, в процессе общения, идет вразрез с нормой. Обогащение детской речи в период обучения морфологии происходит и вследствие усвоения некоторых морфологических явлений (например, причастий, отыменных предлогов и союзов), несвойственных детской речи. В результате изучения морфологии школьники обучаются распознавать части речи и свойственные им грамматические категории, лексико-грамматические разряды и формальные классы слов. Практическая ценность этих умений проявляется опосредованно, через другие разделы школьного курса русского языка (орфографию, пунктуацию, словообразование, синтаксис, стилистику). От умения распознавать части речи и свойственные им морфологические признаки в значительной степени зависит успешность орфографического, пунктуационного, синтаксического и стилистического анализа, а следовательно, и овладения соответствующими нормами русского литературного языка, Действительно, характер русской орфографии таков, что, не разграничивая частей речи и их форм, ученик не сможет применить целый ряд орфографических правил; например, к VIII классу должна быть изучена 71 орфограмма, причем в 50 формулировках содержится указание или на часть речи, или на ту или иную форму части речи. Несколько реже требуется умение разграничивать части речи для применения пунктуационных правил: при постановке тире между подлежащим и составным именным сказуемым в зависимости от способа выражения главных членов, в отдельных случаях выделения обособленных второстепенных членов предложения. Теснейшие взаимосвязи морфологии и синтаксиса исключают изучение одного без другого. Об основных направлениях синтаксической работы при изучении частей речи см. в главе «Изучение синтаксиса».
Наконец, среди стилистических ресурсов русского языка выделяются стилистические ресурсы морфологии: именные, глагольные и отглагольные формы и др. При характеристике функциональных стилей речь также идет об особенностях употребления тех или иных частей речи и их форм в том или ином стиле (например, научный стиль отличается широким использованием настоящего вневременного глаголов и т. д.).
Из сказанного вытекает важный для методики вывод: умение разграничивать части речи и их формы приобретает практическое значение, входит как составная часть в орфографическое, пунктуационное и т. п. действие, если все школьники обучены быстро и безошибочно распознавать все части речи «в лицо». Отсюда можно сделать и второй вывод: практическая ценность умения разграничивать морфологические явления осуществляется только при условии, если морфологические умения вырабатываются в оптимальные сроки и остается время для формирования орфографических и других умений и навыков, непосредственно важных для владения литературным языком.
Рассматривая обучение морфологии в IV классе, можно выделить следующие этапы и приблизительно указать тот уровень, которого должны достигнуть морфологические умения школьников на каждом из них.
I этап — с начала учебного года до изучения систематического курса морфологии. К концу этого этапа все ученики должны уметь разграничивать по значению и вопросам (как показателям значения) имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, наречия, глаголы. В период изучения синтаксиса формируется умение разграничивать предлоги и союзы.
На этом этапе ученики могут производить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных и глаголов (спрягаемых форм) с указанием не только значения, но и морфологических признаков, изученных в начальных классах.
И этап — изучение частей речи в IV классе.
РАБОТА ПО СЛОВООБРАЗОВАНИЮ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НЕСЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕМ
Работа по словообразованию продолжается в. течение всего года. Она необходима для закрепления словообразовательных знаний и умений и для создания условий овладения морфологией и орфографией.
Характер заданий постепенно усложняется. При ознакомлении с новым явлением ставятся вопросы, требующие воспроизведения изученного, например: что называется основой слова (окончанием, приставкой и т. д.)? Каково назначение суффиксов (окончаний, корня и т. д.)? При обобщении изученного целесообразны вопросы, направляющие внимание учащихся на выяснение общих признаков всех частей слова, например: в чем сходство и в чем различие между суффиксом и приставкой? Что общего имеют и чем различаются корень и основа слова? Чем отличаются друг от друга однокоренные слова?
ИЗУЧЕНИЕ ЧАСТЕЙ РЕЧИ ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Школьный курс морфологии традиционно следует за тем направлением в лингвистике, которое считает, что в центре морфологии стоит слово «как носитель морфологических категорий и систем форм»1. Рассматриваемое в этих аспектах слово входит в классы, называемые частями речи. Это и позволяет формулировать предмет изучения школьной морфологии следующим образом: «Морфология изучает слово как часть речи». Из такого определения следует, что в школьной морфологии рассматриваются части речи, т. е. грамматические классы2 слов, которые вы- 1
Общеобразовательное значение морфологии состоит в том, что она содержит сведения о грамматических классах слов (частях речи) родного языка, об образовании форм слов и их системах, о грамматических категориях, которые в этих формах выявляются. Такие сведения важны для общего образования, так как ученик благодаря им получает общее представление о грамматике родного языка.
Морфология способствует развитию логического мышления детей, так как она, как часть грамматики, обобщает и типизирует явления языка, отвлекаясь от частного и конкретного. Поэтому процесс усвоения морфологии неизбежно сопровождается такими умственными действиями, как абстрагирование, обобщение, сравнение и др. Развивающее значение морфологии состоит также в том, что она формирует у школьников сознательное отношение к своей речи и к речи окружающих. Иными словами, знания по морфологии позволяют ученикам произвольно контролировать речь, т. е. обеспечивают сознательное отношение к своей речи и к речи окружающих. Таким образом, общеобразовательное, развивающее значение морфологии оказывается непосредственно связано с ее практическим значением.
Изучение морфологии состоит как в усвоении знаний по морфологии, так и в практическом овладении морфологическим языковым материалом. Морфология воздействует на речь детей путем отработки языковых норм, исправления того, что в речи школьников, овладевших языком естественно, в процессе общения, идет вразрез с нормой. Обогащение детской речи в период обучения морфологии происходит и вследствие усвоения некоторых морфологических явлений (например, причастий, отыменных предлогов и союзов), несвойственных детской речи. В результате изучения морфологии школьники обучаются распознавать части речи и свойственные им грамматические категории, лексико-грамматические разряды и формальные классы слов. Практическая ценность этих умений проявляется опосредованно, через другие разделы школьного курса русского языка (орфографию, пунктуацию, словообразование, синтаксис, стилистику). От умения распознавать части речи и свойственные им морфологические признаки в значительной степени зависит успешность орфографического, пунктуационного, синтаксического и стилистического анализа, а следовательно, и овладения соответствующими нормами русского литературного языка, Действительно, характер русской орфографии таков, что, не разграничивая частей речи и их форм, ученик не сможет применить целый ряд орфографических правил; например, к VIII классу должна быть изучена 71 орфограмма, причем в 50 формулировках содержится указание или на часть речи, или на ту или иную форму части речи. Несколько реже требуется умение разграничивать части речи для применения пунктуационных правил: при постановке тире между подлежащим и составным именным сказуемым в зависимости от способа выражения главных членов, в отдельных случаях выделения обособленных второстепенных членов предложения. Теснейшие взаимосвязи морфологии и синтаксиса исключают изучение одного без другого. Об основных направлениях синтаксической работы при изучении частей речи см. в главе «Изучение синтаксиса».
Наконец, среди стилистических ресурсов русского языка выделяются стилистические ресурсы морфологии: именные, глагольные и отглагольные формы и др. При характеристике функциональных стилей речь также идет об особенностях употребления тех или иных частей речи и их форм в том или ином стиле (например, научный стиль отличается широким использованием настоящего вневременного глаголов и т. д.).
Из сказанного вытекает важный для методики вывод: умение разграничивать части речи и их формы приобретает практическое значение, входит как составная часть в орфографическое, пунктуационное и т. п. действие, если все школьники обучены быстро и безошибочно распознавать все части речи «в лицо». Отсюда можно сделать и второй вывод: практическая ценность умения разграничивать морфологические явления осуществляется только при условии, если морфологические умения вырабатывается в оптимальные сроки и остается время для формированиевания орфографических и других умений и навыков, непосредственноственно важных для владения литературным языком.
Рассматривая обучение морфологии в IV классе, можно выделить следующие этапы и приблизительно указать тот уровень, которого должны достигнуть морфологические умения школьников на каждом из них.
I этап — с начала учебного года до изучения систематически ского курса морфологии. К концу этого этапа все ученики должны уметь разграничивать по значению и вопросам (как показателям значения) имена существительные, имена прилагается тельные, личные местоимения, наречия, глаголы. В период изучения синтаксиса формируется умение разграничивать предложения и союзы.
На этом этапе ученики могут производить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных и глаголов (спрягаемых форм) с указанием не только значения, но и морфологических признаков, изученных в начальных классах.
И этап — изучение частей речи в IV классе.
Русский язык - ПУНКТУАЦИЯ
Русский язык - ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ, АБИТУРИЕНТОВ
★ВСЕ➙ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ-АБИТУРИЕНТОВ, Пунктуация, Автор - Граник Г.Г., Автор - Бондаренко С.М., Русский язык - Для поступающих-абитуриентов