Первый день моего отдыха в деревне
Летом мы с братом отдыхали у бабушки в деревне.
[ ] Два дня мы ехали в поезде, смотрели в окошко. После того как вышли из вагона, мы ехали на автобусе.
Приехав на место, мы сразу подружились с одним мальчиком.
Он позвал нас купаться...
Прочитаем отрывок. Почему на полях поставлен этот знак? Что же лишнее в этом тексте? Как можно его исправить?
А записывать в тетради надо так: вы ставите знак и записываете отрывок в исправленном виде. Вот так (запись на доске и в тетрадях):
[ ) Летом мы с братом отдыхали у бабушки в деревне. Особенно запомнился мне первый день моего отдыха. Дело в том, что мы сразу же подружились с одним мальчиком. Он позвал нас купаться.
Аналогичным образом провидится работа и над другими недочетами, взятыми из сочинений учеников.
В этот день я пошла в лес, собирала цветы, грибы, ягоды.
П Папа, мама и я пошли в лес. Мы перешли по мосту речки, прошли луг и подошли к лесу. Когда мы вошли в лес, то кругом стояла тишина.
(П — неоправданное повторение однокоренных слов.)
Для этого урока целесообразно также использовать «Дидактические материалы», карточки № 59—67.
ПОНЯТИЕ О ТЕКСТЕ
Задача урока: дать понятие о тексте, о его признаках. План урока
I. Проверка домашнего задания (§ 14, пунктограмма № 1 на с. 41, упр. 105).
II. Сообщение нового.
1. Постановка задачи.
2. Анализ материала наблюдений (учебник, с. 41—42).
3. Анализ текста.
III. Закрепление. Упражнения 106, 108, 109.
IV. Подведение итогов.
V. Задание на дом: определение на с. 41, упр. 107, повторить § 14; провести работу над ошибками в тетради.
Разработка урока (II этап)
— Дома вы устанавливали границы предложений и обозначали эти границы с помощью знаков препинания. Можно ли эту запись назвать текстом? Сегодня на уроке мы узнаем, что такое текст, каковы его основные признаки, и тогда вы ответите на этот вопрос. Запишем тему урока — «Текст».
Таким образом учитель создает проблемную ситуацию и связывает второй этап урока с первым.
— Откроем учебники на с. 41. Прочитаем определение. Ясно ли, что значит «связанных по смыслу и грамматически»? (Нет. Неясно, в чем именно состоит эта связь — смысловая и грамматическая.)
Так уточняется направление поисков учащихся.
— Найдите материал для наблюдений. Прочитайте про себя вопросы на с. 41, проанализируйте самостоятельно данный далее материал (на с. 42), подготовьте ответы. (Время для работы 3—4 минуты.) Возможный ответ ученика: «В правом столбике для выражения развернутой мысли используется ряд предложений. Это не отдельные предложения, а текст. Его можно озаглавить «Раннее утро», «На рассвете», «Пробуждение природы» и т. д.»
— Следовательно, когда мы хотим выразить развернутую мысль (обратите внимание на это словосочетание), нам недостаточно (в очень многих случаях) одного предложения — для этого мы используем текст. Конечно, нам понятно, что речь идет о первых признаках наступления утра уже из первого предложения «Звезды еще сверкали остро и холодно», но, чтобы описать картину пробуждения природы, чтобы высказанная вначале мысль получила развитие, нам нужен текст. Значит, текст состоит из ряда предложений. Их может быть больше или меньше, т. е. тексты бывают большие и маленькие. А для чего, как вы думаете, вам предложили озаглавить текст? («Когда мы ищем заголовок, мы устанавливаем, о чем говорится в тексте»; «Если можно найти заголовок, значит, предложения связаны между собой по смыслу».)
— Теперь вспомним текст, над которым мы уже работали — на с. 31 («Сказка о двух раках»). Слушайте, я напомню его вам — мы будем его анализировать.
— О чем говорится в этом тексте? (О двух раках... о том, как они хотели выбраться из корзинки и мешали друг другу.)
— Итак, в сказке говорится о том, как два рака пытались спасти себя. Это предмет речи, тема высказывания. А что хотел сказать нам автор этой сказки, ради чего он написал ее? (Он хотел внушить читателям мысль, что во время опасности не надо суетиться и терять голову, что надо уметь думать обо всех, а не только о себе.)
— Это основная мысль, которую мы поймем, если внимательно перечитаем сказку и задумаемся над ее смыслом,— ведь сам автор такого вывода не делает.
— Сколько раз в тексте употребляется слово раки? (Пять, если учитывать и заголовок текста.)
— Как еще называются раки и какие слова указывают, что речь идет именно о них? (Оба, один, другой, безобразники; их, на них, из-за вас.)
— Итак, 14 раз в этой маленькой сказке употребляются слова, которые называют предмет высказывания или указывают на него. Раз уж сказка о раках — нельзя не использовать эти слова. Конечно, в этом маленьком тексте каждое слово выполняет свою роль, все они нужны и важны. Но среди этих слов есть особенно важные. Какие? Назовите такие слова, словосочетания или сочетания слов. (Поймал, сложил в корзинку, спасения ищут, нашли дырочку, друг дружке мешают, суступите кто-нибудь», «все пропадем».)
Конечно, дети могут назвать другие слова, словосочетания и сочетания слов — важно, чтобы они аргументировали свои ответы, доказывали, что данное слово или словосочетание действительно несет большую смысловую нагрузку.
Так как тематическое и смысловое единство текста находит выражение в заголовке, который является одним из существенных признаков текста, необходимо обратить внимание детей на заголовок данного текста.
— Прочитайте заголовок («Сказка о двух раках»). Что он отражает: тему, предмет речи или также и основную мысль высказывания? (Только тему.)
— Как иначе можно озаглавить текст, чтобы отразить в заголовке основную мысль высказывания? (Словами автора — «Из-за вас все пропадем», «Спасай товарищей, а потом спасайся сам», «Не теряй голову в минуты опасности» и т. д.)
— Автор этой сказки хотел, вероятно, чтобы читатель задумался и сам сделал нужные выводы, поэтому он в своем заголовке отразил только тему, предмет речи.
Следующая часть анализа должна убедить четвероклассников в том, что каждое предложение текста соотносится с его заголовком и занимает определенное место в раскрытии темы высказывания.
— Прочитайте на выбор любое предложение. О чем в нем говорится? Соотносится ли оно с заголовком? (Например: «Два рака нашли дырочку». В нем говорится именно о раках, продолжается рассказ о них. Значит, это предложение соотносится с заголовком.)
— Как вы думаете, какое предложение текста указывает на то, что текст завершен? (Последнее предложение — слова старого рака. Именно его слова подводят итог этой сказочной истории.)
— Прочитайте первое предложение. Докажите, что именно этим предложением должен начинаться данный текст. (В этом предложении намечается предмет речи, то, о чем (или о ком) пойдет дальше речь: все началось с того, что мальчик поймал десяток раков, положил их в корзину и завязал ее сверху тряпочкой.)
— Это первое, начальное предложение не зависит от других предложений текста, оно понятно само по себе. А второе понятно без первого? (Нет, потому что без первого предложения непонятно, как раки очутились в корзине, закрыта она или нет.)
— А третье предложение понятно само по себе — без предыдущих? (Нет. Без первого и второго предложений непонятно, где находятся раки, где они нашли дырочку.)
Аналогичным образом может быть разобрано любое из имеющихся в тексте предложений, что позволит сделать вывод: в начальном предложении намечается тема высказывания—следующие предложения ее развивают, конечное предложение показывает, что текст завершен. Следовательно, в данном тексте, как и в любом другом, можно выделить три взаимосвязанные смысловые части: начальную, среднюю и конечную (концовку). Каждая из них занимает определенное место в раскрытии темы, и поэтому невозможно изменить порядок их следования. Нередко части текста имеют свои «опознавательные признаки». Допустим: «Однажды поймал мальчик в реке десяток раков...» Какое слово в предложении подсказывает, что это начальная часть рассказа? (Однажды.)
— Как иначе можно было начать этот рассказ? (Как-то раз) один раз.)
— А если мы начнем так: «Жил-был...» или «В некотором царстве, в некотором государстве...»? (То станет ясно, что мы начинаем рассказывать сказку.)
— Какое слово в предложении «Так раки и сделали» показывает, что его место в конце текста? (Слово гак.)
Остается установить, как же связываются между собой самостоятельные предложения.
— С помощью какого повторяющегося слова второе предложение связывается с первым? (Десяток раков — раки.) Третье со вторым? (Раки — два рака.)
Начатая работа продолжается при закреплении на материале упр. 109 (где требуется выписать предложения, которые соединяются повторами слов, местоимениями, словами, близкими по значению).
Подводя итоги урока, учитель предложит ученикам сказать, что они узнали о признаках текста. Затем они ответят на вопрос (поставленный в начале объяснения), можно ли назвать текстом их запись (см. упражнение 105). Обсуждение этого вопроса позволит подчеркнуть, что именно в тексте особенно важно — просто необходимо — обозначать границы предложения.