Skip to main content

Советские учебники и книги по Русскому языку

Современный русский литературный язык - Часть II синтаксис (Гвоздев) 1973 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

Современный русский литературный язык - часть II синтаксис (Гвоздев) 1973

Назначение: Кинга предназначена для студентов педагогических институтов.
Четвертое издание соответствует третьему.

Книга является продолжением I части пособия «Современный русский литературный язык».
Во второй части учебника дается систематическое изложение вузовского курса синтаксиса русского языка.

Министерством просвещения СССР в качестве учебника для студентов факультета русскою языка и литературы педагогических институтов

© "Просвещение" Москва 1973

Авторство: Александр Николаевич Гвоздев

Формат: PDF Размер файла: 13.9 MB

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие 3

Задачи синтаксиса 5

Предложение и его структура 6

Основные средства выражения синтаксических отношений 10

Словосочетание. 19

Согласование, управление, примыкание 30

Согласование. —

Управление. 32

Совмещение управления и согласования 36

Примыкание 37

Синтагмы 38

Виды предложений. 44

Утвердительные и отрицательные предложения —

Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения Восклицательные предложения 46

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Понятие о простом двусоставном предложении 56

Выражение подлежащего 57

📜 ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ

Выражение сказуемого 61

Именное составное сказуемое 64

Глагольное составное сказуемое

Осложненные типы составного сказуемое

Сложное сказуемое

Согласование сказуемого с подлежащим

Частицы, выражающие отношения между подлежащим и сказуемым

Односоставные предложения 86

Определенно-личные предложения —

Обобщённо-личные предложения 90

Безличные предложения 91

Инфинитивные предложения 95

Назывные предложения 9’

Второстепенные члены предложения 101

Разработка вопроса о второстепенных членах предложения —

Состав" и определение второстепенных членов . 107

Дополнение .

Определение. 114

Приложение. 120

Обстоятельства 122

Обстоятельство времени 123

Обстоятельство места 125

Обстоятельство причины 126

Обстоятельство цели 127

Обстоятельства условия и уступительности 128

Обстоятельства образа действия —

Обстоятельства меры и степени 130

Однородные члены предложения 131

Соединительные отношения 134

Противительные отношения 139

Разделительные отношения 142

Обобщающие слова 144

Особенности согласования сказуемого и определения, относящихся к однородным членам в целом 146

Употребление предлогов при однородных членах 150

Обособленные второстепенные члены предложения 152

Обособленные определения 154

Обособленные приложения 159

Обособленные обстоятельства 102

Обособленные дополнения 180

Порядок слов в простом предложении 167

Порядок слов в словосочетаниях 169

Порядок слов в предложении 173

Неполные предложении 177

Междометные предложения 186

Побудительные междометные предложения 188

Восклицательные междометные предложения —

Утвердительные и отрицательные междометные предложения 189

Междометные предложения, являющиеся выражением речевого этикета —

Вокативные предложения 190

Слова и группы слов, грамматически не связанные с предложением . 191

Вводные снова. —

Вводные и вставные предложения 195

Обращения. 198

Междометия 200

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Понятие о сложном предложении 202

Синтаксические средства, служащие для выражения связи отдельных предложений внутри сложного 205

Сочинение и подчинение предложений 210

Сложносочиненные предложения 220

Сложносочиненные предложения, выражающие соединительные и присоединительные отношения 221

Сложносочиненные предложения, выражающие противительные и сопоставительные отношения 227

Сложносочиненные предложения, выражающие разделительные отношения 229

Сложноподчиненные предложения 230

Сложноподчиненные предложения с придаточным подлежащим . 240

Сложноподчиненные предложения с придаточным сказуемым 247

Сложноподчиненные предложения с дополнительным придаточным предложением 249

Сложноподчиненные предложения с определительным придаточным предложением 257

Сложноподчиненные предложения с придаточным времени 263

Сложноподчиненные предложения с придаточным места 271

Сложноподчиненные предложения с придаточным причины 272

Сложноподчиненные предложения с придаточным цели 276

Сложноподчиненные предложения с придаточным условным 279

Сложноподчиненные предложения с придаточным уступительным . 283

Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени 288

Сложноподчиненные предложения с придаточным следствии 296

Сложноподчиненные предложения с придаточным присоединительным 298

Бессоюзные сложноподчиненные предложения 299

Сложные предложения с несколькими придаточными предложениями 309

Сложные предложения с сочинением и подчинением 317

Чужая речь. 318

Прямая речь. 319

Косвенная речь. 320

ПУНКТУАЦИЯ

Основы пунктуации . 326

Обзор знаков препинания 334

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник СССР - Современный русский литературный язык - часть II синтаксис (Гвоздев) 1973 года

СКАЧАТЬ PDF

📜 ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

Раздет «Синтаксис» представляет вторую часть пособия «Современный русский литературный язык» и служит продолжением первой части, посвященной фонетике и морфологии. Обе части связаны общим пониманием цепей курса к характера его построения. Основные устремления курса были коротко намечены в предисловии к первой части.

Дополнительно следует указать, что в области синтаксиса дискуссионных и нерешенных проблем значительно больше, чем в морфологии. Особенно остро стоит вопрос о второстепенных членах и их определении, о классификации придаточных предложений, о месте и группировке бессоюзных предложений. При изложении этих тем в пособии сохраняются традиционные подходы и классификации. В первую очередь это сделано по практическим соображениям, чтобы нс разрывать со школьной практикой, а также с широко распространенными в науке традициями (например, учение о второстепенных членах и группировка придаточных предложений в соответствии с членами простого предложения в основном приняты в академической «Грамматике русского языка»). Уже эта «живучесть» традиционных концепций свидетельствует, что, несмотря на имеющиеся в них недостатки, в них имеются и положительные стороны (это будет отмечено в соответствующих местах). К тому же взамен их не выработано новых решений о второстепенных членах и о классификации придаточных предложений, которые (решения) были бы настолько обстоятельно и конкретно разработаны, чтобы стать предметом изложения в учебном пособии,

Указанные синтаксические явления (второстепенные члены предложения, придаточные предложении) характеризуются сложностью, многообразием связей, переплетением и столкновением различных грамматических (а иногда и лексических) факторов.

В связи с этим задача их изучения состоит не в том, чтобы ограничиться распределением соответствующих синтаксических явлений по классификационным схемам или найти для них тот или иной терминологический ярлык, как это иногда делается, а в том, чтобы путем анализа выяснить их функции и присущие им грамматические средства, их соотношение с другими явлениями. Такая характеристика явлений и выдвигается на первый план. При этом обращается внимание на односторонность, схематичность традиционных трактовок проблем, а также выясняются связи между отдельными выделяемыми разрядами, отмечается наличие переходных явлений, условность отнесения к известному разряду ряда стоящих особняком групп.

Необходимо сделать особое предупреждение относительно отмечаемых интонационных особенностей предложений разных типов. В устной речи они играют важную роль, и их изучение совершенно необходимо. Но письмо, включая и транскрипцию, не располагает средствами для сколько-нибудь точной передачи разновидностей интонаций. Следует поставить на очередь вопрос о сопровождении разделов, касающихся интонации и звуковой стороны речи вообще, воспроизведением устных иллюстраций средствами механической записи (пластинки, магнитофон, говорящее письмо). Это внесло бы полную четкость и уберегло ба от многих недоразумений. Пока этого не сделано, в настоящем курсе обычно внимание сосредоточивается па функциях интонаций и указываются лишь некоторые признаки их акустической характеристики. Предполагается, что владеющие русским языком студенты сами сумеют их воспроизводить, для чего все же требуется известная самостоятельность и внимание. Без такого активного отношения к произнесению приводимых примеров многое, касающееся интонаций, может оказаться неясным.

Выражаю благодарность проф. С. Е. Крючкову, проф. В. А. Малаховскому, читавшим рукопись и сделавшим ряд замечаний, способствовавших улучшению пособил.

Просьба направлять критические замечания и пожелания по адресу: г. Куйбышев обл., ул. М. Горького, 67, Куйбышевский педагогический институт имени В. В. Куйбышева, кафедра русского языка.

5 ноября 1956 г.

А. Н. Гвоздев.

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

Второе издание по сравнению с первым переработано в соответствии с замечаниями рецензентов и дополнено новыми материалами. Переработку «Синтаксиса» после смерти автора докончила доцент Куйбышевского государственного педагогического института Е. С. Скобликова. Все исправления и дополнения сделаны Е. С. Скобликовой по наметкам и планам А. Н. Гвоздева. Эти исправления коснулись главным образом следующих параграфов: 15, 55, 75, 82—86, 88, 94, 111, 119, 120, 172, 198—201, 213, 214, 216, 219, 307—310, 352, 359, 361, 367, 378, 391, 397, 400, 406, 421, 425-427, 431—436, 439 и др.

Редакция

Четвертое издание воспроизводит второе без изменений.

ЗАДАЧИ СИНТАКСИСА

  • 1. Синтаксис наряду с морфологией является одним из двух основных разделов грамматики. В связи с тем, что речевое общение протекает в виде обмена мыслями, основной единицей языка, непосредственно используемой в процессе общения, является то речевое целое, посредством которого оформляются и выражаются мысли х. Такой единицей и является предложение. Синтаксис рассматривает строение предложений — их грамматические свойства и типы, их синтаксические средства, в том числе разнообразные объединения в них слов, формы и порядок слов, интонации.

Для структуры предложения особенно характерно использование грамматически связанных объединений слов начиная с простейших сочетаний двух знаменательных слов; такие объединения, характеризующиеся определенными присущими им грамматическими свойствами и функциями, получили название словосочетаний. Словосочетания также являются синтаксической единицей.

Разные направления в изучении синтаксиса главным образом характеризуются тем, какое место отводят они этим синтаксическим единицам — предложению и словосочетанию. Так, 1) синтаксис понимается исключительно как учение о словосочетании, или 2) в нем выделяются два более или менее самостоятельных раздела — учение о словосочетании и учение о предложении, или 3) словосочетание рассматривается как подчиненная предложению единица. Так как самостоятельной языковой единицей, обслуживающей мышление и общение, является предложение (именно предложениями пользуются говорящие в процессе речевого общения), а словосочетание не обладает такой самостоятельностью, то его и следует

1 Здесь и в дальнейшем термин мысль понимается широко, включая не только суждения (Ученик решает задачу), но и побуждения (Пусть ученик решает задачу), вопросы (Ученик решает задачу?) и эмоционально окрашенные высказывания (Ученик решает задачу!). Во всех этих случаях имеется общее мыслимое содержание, только с разным осложнением в зависимости от стоящих перед говорящим задач. (Относительно непосредственного выражения эмоций будет сказано ниже; см. междометные предложения, § 247.) По роли в процессе общения эти разновидности высказываний иногда называются сообщениями.

рассматривать как подчиненную единицу, как один из элементов структуры предложения (подробнее ниже, § 17 и сл.).

Об отношении синтаксиса к морфологии было сказано в первой части (§ 142). Следует отметить, что русский язык как флективный язык имеет развитую морфологию и в нем морфология и синтаксис представляют более или менее равноправные разделы; наоборот, в других типах языков синтаксис может иметь преобладающее значение.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ЕГО СТРУКТУРА

  • 2. Предложение, как указывалось, является языковом единицей, служащей средством оформления и выражения мысли и передачи ее другим лицам. Выражая законченную мысль, предложение обладает рядом грамматических признаков, указывающих на его единство и самостоятельность.

Предложение, как и другие единицы и категории языка, характеризуется наличием обобщенного значения и средств его выражения.

В отношении значения предложение отличается от слова и противополагается ему. Слова связаны с понятиями, а предложения обычно выражают мысли и могут передавать те или иные знания о предметах и явлениях действительности, оценку этих явлений, эмоциональные отклики на происходящее, побуждения к деятельности, желание получить от других те или иные сведения. Мысль, облеченная в форму предложения, заключает в себе известное утверждение или, наоборот, отрицание, и то и другое выражает отношение к действительности; так, утверждение или отрицание известных положений может быть истинным или ложным, т. е. может соответствовать действительности или не соответствовать; например, когда мы говорим: Поезд пришел без опоздания, Сегодня тепло. Дом построен досрочно, Товарищ не приедет, Волга не вскрылась, — мы высказываем такие мысли, которые могут быть истинными или ложными, с которыми можно согласиться или которые можно оспорить; но при любых условиях они рассчитаны на выражение фактов действительной жизни.

Служа для выражения сообщения тех или иных сведений о действительности, высказываемые мысли помогают нам ориентироваться в жизни, в окружающей обстановке, в производственной деятельности, в отношениях с другими людьми. Это п достигается посредством предложений, а не отдельных слов или их сочетаний, так как слова и сочетания слов, не составляющие предложения, не дают нам сообщений о действительности, о них нельзя сказать, выражают ли они нечто соответствующее действительности или противоречащее ей: таковы, например, отдельно взятые вне контекста и ситуации слова: поезд, дом культуры, товарищ, без опоздания. В них не заключено утверждения или отрицания, поэтому нет оснований соглашаться с ними или отрицать их. В процессе общения, как правило, отдельные слона и не употребляются, так как не выражают мыслей (о неполных предложениях будет сказано ниже, § 237 и сл.).

Грамматическая структура предложения, благодаря которой создается возможность передавать другим выражаемые в предложениях мысли, включает ряд языковых средств, связанных между собой и совместно служащих для выражения законченной мысли.

  • 3,1 . Прежде всего предложение характеризуется сочетаниями слов, создаваемыми по свойственным языку грамматическим законам. Ряды слов, не составляющие таких сочетаний, не могут образовать предложения, например слова отец, писать, сын, письмо. Наоборот, из них можно образовать предложения, если они будут поставлены в известные отношения посредством их сочетаний, например: Отец пишет письмо сыну; Отцу пишет письмо сын. Каждый вид сочетания слов служит для выражения особых значений, так что, как показывает приведенный пример, различные сочетания слов образуют разные предложения, выражающие различные мысли. Сочетания слов охватывают все слова предложения (подробнее см. § 17, 18).
  • 4. 2. Необходимым и специфическим признаком предложения является предикативность, т. е. утверждение или отрицание чего-либо по отношению к явлениям действительности. Типичным выражением предикативности служат особые сочетания слов, которые и получили название предикативных словосочетаний. Предикативные словосочетания противополагаются разным видам непредикативных словосочетаний, выражающих отношения между понятиями не как что-то повое, только устанавливаемое в данном предложении, а как что-то используемое в сложившемся, готовом виде. Различие между предикативными и непредикативными связями особенно отчетливо проявляется при сравнении тех и других сочетаний, состоящих из одинаковых слов, например в предложениях: Работа Сергеева — отличная и Отличная работа — Сергеева. В первом случае нечто заранее данное выражается непредикативным сочетанием работа Сергеева, о которой и утверждается как нечто новое, устанавливаемое: работа — отличная. Во втором предложении заранее данным является отличная работа; речь идет о том, кому принадлежит отличная работа, кто ее автор, это и получает ответ в утверждении: работа — Сергеева. Или в предложении Стоящие у причала лодки — без парусов утверждение, как нечто устанавливаемое о лодках, выражено сочетанием лодки — без парусов, этот признак приписывается данным предметам; наоборот, в предложении Лодки без парусов отстали от парусных лодок то же сочетание лодки без парусов представляет обозначение предмета и его признака как данное, не требующее установления. Ср, также выделенные сочетания: Дом — высокий 1 и Высокий дом отремонтирован; Девочка, которой надо передать книгу, — с косой

1 Постановка тире в этих случаях не предусмотрена правилами пунктуации, но дается для отграничения предикативных отношений от непредикативных.

и Нам повстречалась девочка с косой. Как видно из примеров, предикативные сочетания отличаются от непредикативных своей интонацией (об интонации предложения будет сказано ниже).

Предикативная связь, выражающая отношение к реальности, включает выражение модальности, передавая, что объединение понятий мыслится как реально существующее или как возможное, желательное, необходимое (Лодки — без парусов, Лодки были бы без парусов, Пусть лодки будут без парусов). Непредикативные сочетания не могут;' выражать таких различий модального характера; модальность; морфологически выражается наклонениями глагола, которые и употребляются только в предикативных сочетаниях.

Важность для предложения предикативного сочетания видна из того, что, с одной стороны, предложение может включать только это сочетание: Деревья распустились, Утро теплое, Он — с характером. С другой стороны, непредикативные сочетания, сколько их ни распространяли бы, не образуют предложения, пока не включено предикативное сочетание. Как это демонстрировал А. М. Пешковский, такие сочетания, не составляющие предложений, могут быть очень обширными. Например: Высокое дерево. Высокое дерево с раскидистыми ветвями. Высокое дерево с раскидистыми ветвями и засохшей вершиной. Высокое дерево с раскидистыми ветвями и засохшей вершиной, растущее на берегу ручья. Но достаточно к одной из этик групп-слов присоединить слова, выражающие утверждение, и предложение может быть сформировано, например: распустилось пли огорожено, или не шелохнется; то же получится при замене нс- предикативного сочетания предикативным; ср.: высокое дерево и дерево — высокое. Предикативные сочетания образуются сочетанием определенных форм, причем важным признаком этих сочетаний является интонация.

Кроме того, предикативность может выражаться и одним словом в определенных формах в связи с интонацией, характеризующей предложения в целом. Таковы однословные предложения: Утро. Светает. Рассказывайте (подробнее см. § 100 и сл.).

  • 5. 3. Показателем объединения слов в предложении и отграничения предложения от других предложений в устной речи выступает интонация. Интонация, с одной стороны, указывает, что ряд слов входит в одно предложение. Входящие в предложения слова получают строго установленный в языке интонационный рисунок с определенным распределением повышений и понижений, с отсутствием пауз или с их распределением в известных местах, с градацией силы ударений отдельных слов. Нарушение одного из этих условий может исказить данное предложение или привести к его разрушению (подробнее об интонации как синтаксическом средстве установления взаимоотношений слов внутри предложения будет сказано ниже, § 11—14).

С другой стороны, интонация служит показателем законченности предложения и его отграниченное™ от соседних предложений.

Такая интонация и получила название интонации конца. Интонация конца включает ряд разновидностей. Особенно типична интонация конца повествовательных предложений, выражающаяся в спокойном понижении голоса (обозначаемая на письме точкой). Она помогает установить, что предложение окончено. И одни и те же сочетания слов при наличии этой интонация представляют закопченные предложения, а при ее отсутствии — только сочетания слов, входящих в то или другое предложение. Например, Мальчик вернулся представляет предложение, а Мальчик вернулся. только часть почему-то незаконченного предложения; оно может быть закончено, например, так: Мальчик вернулся вечером. Но и это сочетание может быть незаконченной частью какого-то предложения Мальчик вернулся вечером. — хотя бы такого: Мальчик вернулся вечером с товарищем. При наличии спокойного понижения голоса мы получаем ряд предложений, включающих одинаковые слова и частично сходных по значению: Мальчик вернулся — сообщает о возвращении; Мальчик вернулся вечером — присоединяет указание на время; Мальчик вернулся вечером с товарищем — еще указывает, что он пришел вместе с другим лицом.

В случаях, когда предложение состоит из одного слова, оно тоже интонационно однородно с предложениями, состоящими из нескольких слов, и произносится с интонацией конца. Этим слово-предложение отличается от слова, входящего в предложение, или от слова, взятого отдельно (например, в словаре). Ср.: Весна и Весна еще не наступила; Темнеет и С каждым днем темнеет все позже (об отличии по значению слов от слов-предложений см. ниже, § 100) *.

  • 6. Благодаря наличию у предложения рассмотренных признаков оно представляет без труда выделяемую языковую единицу. Расчленение речи па предложения на письме пишущие осуществляют посредством знаков препинания: точки, восклицательного и вопросительного знаков.

В синтаксисе изучается структура предложения, те общие свойства, которые характеризуют ле индивидуальные предложения, а охватывают или все предложения в целом (как рассмотренные признаки предложения), или широкие группы предложений, объединяемые в особые типы, обладающие своими синтаксическими особенностями. Конкретное содержанке индивидуальных предложений, которое обусловлено как их грамматической структурой, так и лексическим составом, в целом не является предметом анализа в синтаксисе, но отдельные моменты связи синтаксических явлений с лексикой подлежат учету.

  • 7. По вопросу о самостоятельности и законченности предложения в последнее время выдвигается формула, что предложение выражает относительно законченную мысль. Следует рассмотреть,

1 Выяснение главных признаков предложения производилось на простейших примерах — на разновидностях простых предложении; в основном те же признаки характеризуют все типы предложений, в том числе и разновидности сложных предложении.

в чем проявляется эта неполная самостоятельность предложения, зависимость его содержания от связи с другими предложениями, а также от других условий языкового и внеязыкового порядка.

Вот случаи, в которых наблюдается явная необходимость известных разъяснений и дополнений, для того чтобы предложения были понятны вполне так, как это имел в виду автор.

Здание института кишело, как муравейник, хотя лекции еще не начинались (Короленко, История моего современника). Отдельно взятое, это предложение может вызвать представление о каком-нибудь институте нашего времени, а здесь речь идет о Технологическом институте в начале учебного года осенью 1871 года. Но такое уточнение не меняет самого сообщения в его обобщенном значении: отношения между понятиями остаются те же.

В «Педагогической поэме» Макаренко рассказ о том, как совершился переход в колонию имени Горького, сопровождается заключением: Мы вступили в новую эпоху. Контекст конкретизирует, что мы — руководимые Макаренко колонисты, а новая эпоха — это новая жизнь колонии после переселения; отношения же между понятиями остаются одинаковыми как в контексте, так и вне контекста.

Таким образом, контекст и ситуация способствуют уточнению и конкретизации отдельных понятий, выражаемых в предложении, тогда как отношения, устанавливаемые между понятиями, не зависят от внешних по отношению к предложению условий; в выражении этих отношений предложение самостоятельно; они целиком устанавливаются связями слов внутри предложения. Так как в синтаксисе рассматривается структура предложений, а не их конкретное содержание, то в синтаксическом отношении разобранные предложения остаются без изменения, рассматривать ли их в контексте или изолированно (о неполных предложениях см. ниже, § 237 и сл.).

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ СИНТАКСИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

  • 8. Предложение, основная синтаксическая единица, передающая мысли, как выяснялось, характеризуется наличием ряда языковых средств, служащих для выражения, заключенного в нем содержания.

К таким средствам относятся: 1) формы отдельных слов; 2) служебные слова; 3) интонации; 4) порядок слов.

В первую очередь остановимся на значении форм отдельных слов.

  • 9. Русский язык, как уже отмечалось, по своей структуре — флективный язык. Он располагает развитой, богатой системой склонений и спряжений. Формы склонения и спряжения обычно и выполняют синтаксические функции. Во многих случаях флексии слов дают вполне ясное представление как о связи слов, так и о роли этих слов в предложении. Например: Маленькая девочка увидела входившую бабушку. Здесь флексии всех слов делают совершенно ясной роль этих слов в предложении и существующие между словами связи. Так, слово девочка, как показывает форма именительного падежа, выступает подлежащим. Прилагательное маленькая может быть связано только со словом девочка. Прошедшее время увидела, в форме единственного числа женского рода, связано также со словом девочка; бабушку своим окончанием винительного падежа указывает на то, что перед нами объект действия; входившую своей формой указывает, что это причастие может быть в предложении связано только со словом бабушку, а не со словом девочка.

С наличием развитой системы форм отдельных слов связано и то, что нередко различие в синтаксических отношениях получает свое выражение в различии форм известного слова, в употреблении разных форм этого слова. Так, с одной стороны: Прочти письмо брата, с другой стороны: Прочти письмо брату. В первом случае родительный падеж брата указывает на принадлежность, обозначает, чье письмо; во втором случае дательный падеж брату указывает на адресата, выражает, кому нужно прочитать письмо. Или: Письмо послано братом и Письмо послано брату. В первом случае творительный падеж указывает на действующее лицо; во втором случае, как указывалось, дательный падеж обозначает адресата.

Сравним такие формы, как Достань нож и Достань ножом. В первом случае мы имеем объект действия, во втором — орудие действия. Принеси тетради и Принеси тетрадей. В первом случае обозначается определенный объект, охватываемый целиком; во втором случае родительный падеж указывает на неопределенный объект, на частичный его охват.

Приведенные примеры показывают, как в ряде случаев формы отдельных слов определяют их функцию в предложении и характер связи. Это и оказывается возможным, как уже отмечалось, вследствие того, что в русском языке имеется развитая система склонений и спряжений.

  • 10. Вторым средством выражения синтаксических связей являются служебные слова. Служебные слова, как уже выяснялось при их обзоре в морфологии, обычно и выполняют в предложении функции, связанные с установлением разных взаимоотношений между словами и между предложениями.

Среди служебных слов, которые играют большую роль в установлении синтаксических отношений, с одной стороны, выделяются предлоги, с другой — союзы. Предлоги во многом служат дополнительным средством к системе склонения. Они совместно с косвенными падежами существительных выражают разного рода зависимое положение существительных в предложении. Они дополняют, детализируют, уточняют значение отдельных падежей. Это особенно ясно бывает тогда, когда несколько предлогов употребляется с одним падежом. Например, винительный падеж может указывать на направление движения, а отдельные предлоги точно указывают, до каких пределов это движение распространяется.

Все части "Современный русский литературный язык (Гвоздев) 1973"

РУССКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ ВУЗов и ТЕХНИКУМОВ

БОЛЬШЕ НЕТ

Русский язык - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

Найти похожие материалы можно по меткам расположенным ниже

             👇

★ВСЕ➙ДЛЯ ВУЗОВ-ТЕХНИКУМОВ, Педагогическое образование, Синтаксис Русского языка, Автор - Гвоздев А.Н., Русский язык - Для ВУЗов-Техникумов

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела "РУССКИЙ ЯЗЫК"

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика