Там, где кончается слово - О слитных, дефисных и раздельных написаниях (Львова) 1991 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Книга для учащихся 8—11 классов средней школы
Читая книгу, вы сможете не только найти готовые ответы на множество вопросов, но и попытаться самостоятельно решить лингвистические задачи (в тексте глав они отделены специальной рисованной заставкой; каждая задача имеет свой номер), которые так или иначе связаны с обозначением на письме границ между словами. Заглянув в раздел «Проверь себя», вы сможете найти ответы на самые трудные задачи.
© "Просвещение" Москва 1991
Авторство: Львова С.И.
Формат: PDF Размер файла: 7.92 MB
СОДЕРЖАНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ
За вопросами — вопрос (О чем эта книга) , . . . 3
ГДЕ КОНЧАЕТСЯ СЛОВО?
Подпоручик Киже и его сородичи (Из истории слитных и раздельных написаний) 6
Похвальное слово слову
(О слове как единице языка, о словах самостоятельных и служебных, гигантах и малютках) 19
Об этой жерке и той хте (Этимология о границе слов) 33
Зачемпоставленатамарка? (Как найти границу слов в устной речи) , 47
В гостях у Каламбура (Словесные шутки, построенные на противопоставлении слова и сочетания слов) 57
О знаке единитном (Об употреблении дефиса) . . 71
СЛИТНО? РАЗДЕЛЬНО? ЧЕРЕЗ ДЕФИС?
В чем сложность сложных слов? (О правописании сложных существительных и прилагательных) . 88
Живые ископаемые (О правописании наречий) 105
Жил и-были бы, ли, же ... (О правописании служебных частей речи) 120
Разбериха с доучками и дотепами (О слитном и раздельном написании не) 131
Знать язык до корня... (Послесловие) 146
Проверь себя (Ответы) 149
Скачать бесплатный учебник СССР - Там, где кончается слово - О слитных, дефисных и раздельных написаниях (Львова) 1991 года
СКАЧАТЬ PDF
(О чем эта книга)
Кажется, чего проще ответить на вопрос, поставленный в названии книги: там, где кончается слово, ставится особый знак, вроде тех. что расставлены на границе между государствами, сигнал конца слова — пробел. Кончилось слово — пробел, второе слово — опять пробел, следующее слово — еще пробел... Просто? Просто, да не совсем...
Попробуем распределить такие пограничные сигналы между словами в такой фразе:
емуженадобудетхлебсухойнадождать.
Что вообще может обозначать эта странная фраза? Трудно ответить, но ясно одно: чтобы понять предложение, его нужно записать, указывая, где кончается одно и начинается другое слово. Но где кончается слово? Ведь эту фразу можно записать, по крайней мере, четырьмя способами, по-разному расставляя пробелы. Почему же так происходит?
А нужно ли вообще обозначать конец слова в письменной речи? Были «счастливые» времена, когда люди не задумывались над тем, где кончается одно слово и начинается другое, когда деле-ние записанной речи на слова было вовсе не обязательным. Может, стоит вновь вернуться к слитному письму?
И еще один вопрос. Почему так происходит, что ошибки в словоделении речи затрагивают ее смысловую сторону, способны исказить ее или вовсе превратить в бессмысленный набор слов и буквенных сочетаний? Хотите убедиться в том, что эти превращения вполне возможны? Пожалуйста. Читайте:
У бежали и здома развилки
Идав ай удорож ной раз вилки Танце вать подлуной к раков як. — Маршна ку хню!
В с воем выум ели?
Выжер ань шепляс атьн еум ели? — Закр и чал при бежав шийчер пак.
А ведь это стихи, и автор — Я. Козловский — конечно, оформил их по всем правилам русского письма. Неупорядоченное употребление слитного и раздельного написания слов искажает текст до неузнаваемости. А как правильно расставить границы слов в этом стихотворении^
На последний вопрос вы вполне можете ответить сейчас же, не откладывая его напоследок (впереди нас ждет немало других задач и загадок) Пытаясь выполнить это задание, вы будете в тексте выделять слова, а уж затем обозначать границы между ними. А гга граница между словами надежна? Оказывается, словесные границы могут с течением времени меняться и даже гораздо чаще, чем вам кажется. Никто из нас не решится сейчас написать конечное -ся (~сь) отдельно от возвратного глагола. Но если бы мы вдруг очутились в далеком прошлом, то вынуждены были бы писать именно так, потому что это буквенное сочетание в то время было не суффиксом, а отдельным, вполне самостоятельным словом — местоимением (краткая форма местоимения себя): цмывати ся («умывать себя»), брити ся («брить себя») и т. п.
Ни у одного из нас не возникнет желания при написании словосочетания доброму коню (два слова) отделить пробелом основу и окончание полного прилагательного. Но как раз так писали наши далекие предки, потому что различали в этом сочетании три слова: добру (краткое прилагательное), ему (местоимение) и коню.
Немало подобных превращений произошло в русском языке, о них тоже пойдет речь в нашей книге. А еще вы побываете в гостях у Каламбура, где всегда весело, где много забавных из-менений происходит на границе слова. Вы повнимательнее прислушаетесь к звучащей речи с тем, чтобы выяснить, не может ли произношение подсказать, где кончается слово. Вы познакомитесь со многими словами, чьи необычные судьбы были «изломаны» перемещениями словораздела. Эти и многие другие встречи ожидают нас в первой части книги.
Необходимость разделения речи на слова рождает сложную орфографическую проблему «Слитно? Раздельно? Через дефис?», которая касается установления границы слов в самых сложных случаях. Мы постоянно сталкиваемся в письменной речи с такими вопросами и знаем, как трудно порой выбрать правильное написание: по видимому или по-видимо му, также или так же, нес гучайно или не случайно?
Разобраться в этих вопросах нам поможет вторая часть. Мы обратимся к хорошо известным правилам. Каждое из них имеет свой секретный ключик, свое лицо, свою историю, и это нельзя не учитывать, потому что прошлое языка скрывает от нас много полезного и важного для практики письма.
УЧЕБНИКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
Автор - Львова С.И., ★Все➙ Учебники 8 класс, ★Все➙Учебники 9 класс, ★Все➙ Учебники 10 класс 11 класс, Лингвистика, Русский язык - 8 класс, Русский язык - 9 класс, Русский язык - 10-11 классы, Все - Для учащихся старших классов