Skip to main content

Советские учебники и книги по Русскому языку

Трудные вопросы грамматики и правописания - Выпуск первый (Добромыслов, Розенталь) 1958 год - старые книги

Скачать Советский учебник

Трудные вопросы грамматики и правописания - Выпуск первый (Добромыслов, Розенталь) 1958

Назначение: Настоящее пособие составлено на основе ответов на многочисленные вопросы, по которым в течение ряда лет авторам приходилось вести консультацию на страницах журнала „Русский язык в школе".
В пособии не даётся последовательного изложения грамматической теории, правил орфографии и пунктуации. В книгу включены так называемые трудные (и спорные) вопросы грамматики (морфологии и синтаксиса), фонетического и грамматического разбора, правописания и употребления знаков препинания. Пособие содержит в себе также некоторые вопросы, связанные с фонетикой и орфоэпией, лексикой и словообразованием. Изложение ведётся в форме вопросов и ответов, причём материал подобран систематически и приспособлен к структуре программы и учебника русского языка.

© Учпедгиз Москва 1958

Авторство: В.А. Добромыслов и Д.Э. Розенталь Под редакцией Проф. А.Б. Шапиро

Формат: PDF Размер файла: 22.3 MB

СОДЕРЖАНИЕ

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ 8

ЛЕКСИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. 15

МОРФОЛОГИЯ. 34

Части речи.

Имя существительное

Ударение в существительных 54

Имя прилагательное 57

Ударение в прилагательных. 63

Имя числительное 64

Местоимение 69

Глагол 72

Ударение в глаголах 85

Причастие и деепричастие 87

Наречие 92

📜 ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ

Предлог 95

Частицы. 99

Междометие 100

ОРФОГРАФИЯ 105

Буквы « — й. Буква э

Правописание гласных в корне 106

Гласные после шипящих и ц . ПО

Двойные согласные 111

Написание буквы ь после согласных 113

Правописание приставок

Правописание суффиксов и окончаний имён существительных 114

Сложные существительные 116

Правописание суффиксов имён прилагательных 117

Сложные имена прилагательные 122

Правописание суффиксов и окончаний глаголов 125

Правописание наречий 127

Правописание союзов. 132

Правописание частиц 133

Частица не 133

Частица ни 146

Употребление прописных букв 147

Графические сокращения 150

Перенос слов. 151

СИНТАКСИС . 155

Простое предложение

Предложения повествовательные, вопросительные и восклицательные

Главные члены предложения 156

Виды простого предложения по структуре 170

Второстепенные члены предложения 182

Виды синтаксической связи 200

Согласование сказуемого —

Согласование определений и приложений . 209

Управление 217

Однородные члены предложения 227

Слова, грамматически не связанные с предложением 231

Сложное предложение . 234

Союзы и союзные слова . —

Виды придаточных предложений. 235

Бессоюзные сложные предложения. 250

Обособленные второстепенные члены предложения . 256

Прямая и косвенная речь. 261

ПУНКТУАЦИЯ 264

Тире между членами предложения —

Знаки препинания при приложении 266

Пунктуация при однородных членах предложения 270

Знаки препинания при обращении 274

Пунктуация при вводных словах и предложениях. 276

Знаки препинания в сложных предложениях 279

Пунктуация при оборотах с союзами как, что, чем и т. п 284

Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях 286

Пунктуация при обособлениях и уточнениях 294

Знаки препинания при прямой речи. 303

Сочетание знаков препинания 306

Употребление кавычек 308

Анализ постановки разных знаков. ЗОЭ

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник СССР - Трудные вопросы грамматики и правописания - Выпуск первый (Добромыслов, Розенталь) 1958 года

СКАЧАТЬ PDF

📜 ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ

ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

В настоящее издание внесены необходимые изменения и исправления связанные с опубликованием в 1956 г. новых "Правил русской орфографии и пунктуации". Вместе с тем, в целях систематизации материала, пополнены некоторые разделы книги. В частности, учитывая интерес читателей к этимологии слов, авторы увеличили количество этимологических справок и разъяснений. При этом, не производя самостоятельных этимологических изысканий, авторы обычно опирались на современные словари, а также "Толковый словарь" В. Даля и "Этимологический словарь русского языка" А. Преображенского.

Сохраняя в основном прежний материал и структуру, книга и в теперешнем её виде далеко не исчерпывает круга трудных вопросов грамматики и правописания; она представляет собой лишь первый выпуск намеченного к изданию пособия для учителей-словесников.

Пользуясь случаем, авторы выражают глубокую благодарность проф. А. Б. Шапиро за ценные советы и указания, способствовавшие улучшению настоящего пособия.

Авторы

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ

Вопрос. При фонетическом разборе встречаются слова с удвоенными согласными. Как разбирать такие согласные - как два звука или один? Например, сколько звуков обозначают удвоенные согласные в словах аллея, касса, грамматика, аккорд?

Ответ. Двойные (удвоенные) согласные всегда обозначают один звук, хотя изображаются двумя буквами. Речь может идти только о том, что в одних случаях этот звук долгий, а в других- простой. Так, в слове касса звук с долгий, а в слове грамматика звук м простой. Различие в произношении связано в приведённых примерах с ударением: если ударение падает на предшествующий двойным согласным слог, то обычно произносится долгий согласный, например: касса, вилла, ванна, гамма, сумма; если же ударение падает на один из последующих слогов, то произносится простой согласный, например: бассёйн, кассета, коллекция, грамматика, корректор.

Во многих случаях различие в произношении не связано с ударением, а вызвано необходимостью различать слова по смыслу, например: вести - ввести, поделать - подделать, стеной - стенной. Произношение долгих согласных обычно наблюдается, как показывают эти примеры, там, где двойные согласные появляются на стыке морфем слова (приставки и корня, корня и суффикса).

В закрытом слоге двойной согласный произносится как простой звук (металл, грипп), в начале слова - как долгий согласный (ссора, жжёт).

Следует также учесть, что долгие согласные могут обозначаться на письме не двумя одинаковыми, а двумя различными буквами, например: сшить(ш), влезший(ш),__ сжечь(ж), раз- жать(ж), боится(ц), браться(ц), лётчик(ч), подчистить(ч) и т. п. (долгий согласный в фонетической транскрипции изображается одной буквой с горизонтальной чёрточкой над ней). При фонетическом разборе отмечается наличие во всех этих случаях одного долгого согласного звука (в отличие от орфографического разбора, где выясняется буквенный состав слова).

Вопрос, Существуют ли какие-нибудь правила относительно постановки ударения в русском языке? Бывают ли слова с двумя ударениями; например, как произносить слово радиоприёмник? Как произносятся слова: мышление или мышление, хйос или хабе, квбртал или квартбл? Как следует говорить: завуч или зйвуч, бтраслевое (хозяйство) или отраслевое?

Ответ. Ударение в русском языке не прикреплено к какому-нибудь определённому слогу или морфологическому элементу слова (к корню, приставке, суффиксу или окончанию) в противоположность некоторым другим языкам. Во французском языке, например, ударение ставится на последнем слоге; то же наблюдается в турецком, татарском и других тюркских языках, в армянском языке; в латышском, эстонском, финском, венгерском, чешском языках ударение падает на первый слог; в польском и грузинском языках ударение на предпоследнем слоге; в немецком языке оно обычно прикреплено к корню. Ударение, прикреплённое к определённому слогу или к определённой морфеме, называют связанным. В русском языке оно свободное, или разноместное, и может падать на любой слог и любую морфологическую часть слова: зарево, погода, перекрёсток, произведение, реорганизация, вызвать, вычерпывать, вычисление, выходной. Каждое слово в русском языке имеет своё собственное ударение, которое, таким образом, служит одним из признаков данного слова и средством различения слов, одинаковых по звуковому составу, например: пропасть и пропасть, сорока и сорока, пахнуть и пахнуть.

Будучи разноместным, ударение в русском языке, кроме того, в ряде слов может перемещаться с одного слога на другой при образовании разных форм, т. е. оказывается подвижным, например: город, города, городу. (единственное число) и города, городов, городам. (множественное число); пишу (1-е лицо), пиши (повелительное наклонение), пишешь, пишет и т. д.; начал, начала, начало, начали. Благодаря этой особенности русского ударения оно может служить и средством различения форм слова, например: города (родительный падеж единственного числа) и города (именительный падеж множественного числа).

Разноместность и подвижность ударения в русском языке дают возможность легко строить ритмическую речь, но затрудняют усвоение правильного произношения слов: ударение в словах не определяется какими-нибудь общими правилами; оно усваивается в каждом слове вместе с усвоением самого слова. Однако передвижка ударения в словах в связи с образованием форм иногда регулируется известными нормами. Так, например, в кратких прилагательных с суффиксом -ою в женском роде единственного числа ударение обычно перемещается с основы на

окончание: широк-широка, высок-высока, узок-узка, крёпок-крепка1.

Служебные слова, особенно односложные, обычно не имеют на себе ударения, например: над деревом, под мостом, на реке, светит, да не греет; брат и я; на днём ни ночью; Уж я тебя, воструху! (Крылов); Ведь скучно же это! (М. Горький). Однако наблюдаются случаи постановки ударения и на служебных словах. Так, предлог нередко перетягивает на себя ударение с существительного, перед которым стоит: на руки, за волосы, из лесу, по полу. Двусложные и многосложные служебные слова иногда употребляются с более слабым ударением, чем рядом стоящие самостоятельные слова: кроме вас, после обеда, только мы опоздали.

Сложные слова, состоящие из большого количества слогов, обычно имеют два ударения, первое из которых бывает более слабым: машиностроительный, радиоприёмник, морозоустойчивый.

Имеются в русском языке и слова с колеблющимися ударениями. Колебания нередко объясняются влиянием диалекта, просторечия или жаргона. Встречаются, например, профессиональные слова с ударением, отклоняющимся от литературной нормы: компас, добыча (литературное - компас, добыча).

Литературный язык стремится изживать эти колебания, если за тем или другим вариантом произношения не закрепляется особое значение. Так, слово хаос (с ударением на первом слоге) обозначает стихию, будто бы существовавшую, по мифологическим представлениям древних греков, до возникновения мира, а слово хаос значит "беспорядок", "неразбериха". Из вариантов произношения слова квартал литературным считается квартал (вариант квартал является просторечным). Из двух вариантов слова мышление следует предпочесть мышление. Действительно, можно найти не один десяток глаголов на -ить с ударением на втором слоге от конца (типа мыслить), от которых образуются отглагольные существительные с ударением на суффиксе: мучить-мучение, плавить - плавлёние, править-правление, строить - строение, сблизить - сближение, возвысить - возвышение, избавить - избавление, измерить - измерение, направить - направление, очистить - очищение, оформить - оформлёние, принудить - принуждёние, прибавить - прибав- лёние, приспособить - приспособлёние, расхитить-расхищё- ние, снизить - снижёние, увеличить-увеличёние, удвоить - удвоёние, улучшить -улучшение, умножить -умножёние, ухудшить-ухудшение и др. Между тем лишь немногие отглагольные существительные рассматриваемого типа сохраняют уда-

* Случаи подобного рода будут указываться в разделе . Морфология" в связи с рассмотрением вопросов, касающихся изменения той или иной части речи.

рение на корне, например: гладить- глажение, квасить - квашение, красить - крашение, упрочить-упрочение.

Слово завуч в "Орфографическом словаре русского языка* (Гос. изд. иностр, и национ. словарей, М., 1957) дано с ударением на первом слоге (завуч). Другие слова подобного типа имеют ударение на конце: завмаг, физрук. В современном литературном языке наметилась тенденция (вполне оправданная) к устранению подобных сокращённых слов, не всегда понятных широкому кругу лиц, хотя в разговорно-профессиональной речи они довольно широко используются.

Прилагательное отраслевое следует произносить с ударением на окончании: отраслевое (отраслевой).

Вопрос. Как правильно произносить имена и отчества: Феофан, Михаил, Михайлович, Николаевна, Алексеевна, Сергеевна и т. п.? Многочисленные примеры из классической поэзии показывают, что подобные имена и отчества издавна произносились стяжённо, а именно: Фан Алексеич, Михал Степаныч и т. д. Чаще всего это стяжение наблюдается в отчествах: Зашла беседа ваша за ночь. Вы глухи? Алексей Степаныч! (Грибоедов, Горе от ума.) Что станет говорить княгиня Марья Алексевна! (Там же.) Тогда Авдотья Ни- колавна, встав с кресел, медленно и плавно. (Лермонтов, Тамбовская казначейша.)

Ответ. Имена и отчества обычно употребляются в устной разговорной речи. Многие отчества, в буквенном составе которых имеются элементы ее, ае, ов, ев, произносятся стяжённо: Алексевна, Николавна, Степаныч, Михалыч, Василич и т. п. Точно так же некоторые имена в сочетании с отчествами изменяют своё произношение: Алексан-Николаич, Михал-Степаныч. Но не всякое стяжение допустимо в литературной разговорной речи. Так, имя Феофан, безусловно, не может быть превращено в Фан.

Разумеется, в просторечии мы столкнёмся с разнообразными сокращениями собственных имён, например: Лексей, Лександра и др., но нет никаких оснований рекомендовать подобные отклонения от литературной нормы к общему употреблению.

Вопрос. Почему произносят современный вместо обрусевшего современный? Ведь говорим же мы краснознамённый и безымённый; е следовало бы произносить только перед мягким н: современник, иноплеменник.

Ответ. Слово современный является обрусевшим, а современный представляет собой славянизм (само слово время - с неполногласным сочетанием - старославянское слово; в древнерусском языке было время). Произношение современный действительно является господствующим литературным произноше-нием. Дело в том, что у нас сохранилось немало славянизмов

в произношении, особенно в словах книжного характера, например: обыкновенный, вселенная, бренный, вдохновенный, надменный, а в старом литературном языке (до половины XIX в.) их было и ещё больше (например, безыменный, усыпленный и т. п.- у Пушкина). Произношение современный, соплеменный поддерживается к тому же наличием таких слов, как современник, иноплеменник, где е в положении перед мягким н обязательно. Произношение современный является просторечным.

Вопрос. Как в русском языке слова делятся на слоги? Как разделить на слоги слова: семья, братья, тоска, тоскливый, раздразнить?

Ответ. Исследователи, изучавшие вопрос о слогоразделе в русском языке, высказывали совершенно противоположные мнения по этому вопросу. Известный фонетист проф. Р. И. Аванесов пишет: "Стоящие перед исследователем структуры слога трудности определяются тем, что методами инструментального исследования ещё не удалось получить существенных результатов в области слогоделения. Что же касается непосредственных наблюдений над своим или чужим произношением, то при их помощи не всегда оказывается возможным получить вполне достоверные данные, так как при наблюдении чисто фонетического членения речи, каковым является деление на слоги, очень трудно отрешиться от ассоциаций морфологических, вызванных морфологическим членением речи, и даже графических, связанных с правилами переноса"1.

Конечно, фонетическое деление слов на слоги нельзя смешивать с делением слов на слоги для переноса. Так, при переносе мы можем разделить слово сестра на две части произвольно: се-стра, сес-тра, сест-ра, фонетическое же членение этого слойа на слоги допускает только один вариант: се-стра. Точно так же фонетическое слогоделение может совершенно не совпадать с морфологическим членением слова; ср., например, ра-зли- вной (фонетическое членение) и раз-лив-ной (морфологическое членение). Вместе с тем морфологическое членение речи, несом-ненно, может оказывать влияние на фонетическое слогоделение. Здесь может играть роль и характер произношения: замедленное, чёткое (так называемый полный стиль) или убыстрённое, менее чёткое (так называемый разговорный стиль). Всем этим и определяется сложность решения вопроса о слогоделении.

Следует отметить общую особенность слогораздела в русском языке - преобладание в нём открытых слогов внутри слова (не на конце). Если между гласными имеется один согласный, то этот согласный всегда относится к последующему слогу, например: по-ло-са, ста-до, о-са, ста-я (ста-йа), по-ём (по-йом),

1 Р. И. Аванесов, Фонетика современного русского литературного языка, изд. Московск. университета, 1956, стр. 41.

ра-йон, ма-йор. Но и при стечении нескольких согласных между гласными слогораздел обычно проходит перед сочетанием согласных: о-бвал, а-птека, ку-знец. Впрочем, при стечении согласных может оказаться и закрытый слог: кар-та, сер-(д)це. В частности, если при стечении согласных первый - й (йот), то он всегда отходит к предшествующему слогу, делая его закрытым: чай-ка, флей-та, вой-на.

Р. И. Аванесов пишет: "Основной закон слогораздела в русском языке заключается в том, что не начальный слог в русском языке всегда строится по принципу восходящей звучности, начинаясь с наименее звучного" \ Это значит, что в составе слога не должно быть сочетания: сонорный, шумный (согласный) -|- гласный, но может быть сочетание: шумный (один или два), сонорный -|-гласный, например: ве-зла, ко-стры, ба-дья (6a-d9Ja)\ Если же в сочетании согласных звукоз сонорный занимает первое место, то он отходит к предыдущему слогу, делая его закрытым: вер-статъ, кон-троль, пор-трет, ай-сберг. Таким образом, при сочетании сонорного с шумным образуется закрытый слог (сонорный относится к предыдущему, а шумный к последующему слогу). Но при сочетании двух сонорных, разных или одинаковых, по мнению Р. И. Аванесова, чаще образуются открытые слоги: ка-рман, во-лна, ска-мья (ска-M'jd), ва-нна, А-нна. Однако, если в ряду сонорных первое место занимает й (йот), то он, как более звучный, отходит к первому слогу: клей-мо.

Изложенной точки зрения на слогоделение придерживаются и авторы учебного пособия для факультетов русского языка и литературы педагогических институтов ("Современный русский язык", Учпедгиз, М., 1957) Е. М. Галкина^Федорук, К. В. Горшкова, Н. М. Шанский.

Из сказанного вытекает, что приведённые в вопросе слова делятся на слоги так: се-мья, бра-тья, то-ска, то-скли-вый, ра-здра-знить.

Надо сказать, что в "Грамматике русского языка", изд. АН СССР, М., 1952 (том 1, стр. 72) высказан несколько иной взгляд на слогоделение при стечении согласных. Здесь' при наличии нескольких согласных предлагается ещё учитывать, после какого гласного- ударного или безударного - находятся согласные. В положении согласных после ударяемого гласного здесь предусматривается двоякое слогоделение: а) если второй согласный л, или р, или й, то оба согласных отходят к последующему слогу, например: ка-пля, стё-кла, му-дрый; зе-лье, ко-пья; б) во всех остальных случаях первый согласный, кроме й (йот), после уда-

1 Р. И. Аванесов, Фонетика современного русского литературного языка, изд. Московск. университета, 1956, стр. 42.

2 Как известно, j (й) (йот) также относится к сонорным согласным.

8 Имеется в виду раздел "Фонетика", авторами которого являются Л. В. Щерба и М. И. Матусевич.

ряемого гласного отходит к предшествующему слогу, а второй - к последующему, например: Ан-на, вол-ны, кад-ка, кам-ни, каш-ка, кас-са, лап-mu, об-м о-рок, ос-па, Пен-за, плак-са, поч-та, фер-ма, хвос-тик. Если первое правило (пункт а) не вступает в противоречие с тем, что говорилось о слогоделении выше, то второе правило (пункт б) предполагает уже несколько иной подход к слогоделению (по сравнению с указанным ранее): по второму правилу, после ударного гласного, при стечении любых несонорных согласных, а также двух сонорных (в том числе и одинаковых) первый согласный отходит к предыдущему слогу; таким образом, допускается слогоделение кад-ка, каш-ка, кас-са, лап-mu, вол-ны, Ан-на и т. п. В положении согласных после неударяемого гласного, по академической грамматике, любые со-гласные (сколько бы их ни было), кроме первого й, отходят ко второму слогу, например: во-нзить, ко-льца, па-льба, абстрактный, ви-згли-вый, во-ткнуть, о-тпра-вить, но вой-ско-вой.

Различные, в ряде случаев диаметрально противоположные точки зрения на слогоделение при стечении нескольких согласных показывают, что вопрос не является окончательно выясненным. По-видимому, слогоделение при стечении нескольких согласных, в число которых не входит /, допускает в ряде случаев разные варианты. Недаром в академической грамматике указывается, что малейшее усиление неударяемого слога может изменить слогоделение (например, слово бабушка при посложном произношении с ударением на каждом слоге будет звучать не ба-бу-шка, а ба-буш-ка), что "изменение указанных правил может произойти и в результате стремления делить слова на слоги соответственно морфологическому членению слова" (слова с фонетическим слогоделением по-дпи-хнуть, ра-зда-вить могут быть произнесены и под-пих-нуть, раз-да-вить).

Вопрос. Как произносится сочетание чт в слове ничто7

Ответ. Как известно, сочетание чт произносится как шт в слове что и в производных от него словах что-то, что-либо, что-нибудь, кое-что, чтобы, потому что. Но в слове ничто сочетание чт может произноситься и как шт, и как чт.

В слове уничтожить (производном от ничто) сочетание чт произносится только как чт. Слово нечто также произносится с чт, а не с шт.

Вопрос. В каких словах сочетание чн произносится как ш"?

Ответ. В соответствии с нормами старого московского произношения сочетание чн произносилось как шн в довольно большом количестве слов, например таких, как беспорядочный, огу~ речный, достаточно, проволочный, гречневый, табачный и др. Не полагалось произносить шн вместо чн в любом слове, имею-

тем родственные образования со звуком ч, а также в словах книжного происхождения (не разговорных, тем более не просторечных). Например: дачник (дача), неудачник (удача), встречный (встреча), мелочный (мелочь), речной (речка), начну (начать) или алчный, античный, беспечный, вечный, восточный, мрачный, циничный.

Под влиянием широкого распространения грамотности, особенно в советскую эпоху, произношение шн стало постепенно вытесняться и заменяться произношением чн в соответствии с написанием. В настоящее время в литературном языке произ-ношение шн сохранилось лишь в немногих словах, таких, как: горчичник, конечно, нарочно, прачечная, пустячный, скворечник, скучно, яичница, а также в женских отчествах на -инна (Ильинична, Кузьминична, Никитична, Саввична и т. п.).

В ряде случаев считается допустимым и то и другое произношение: булочная и булошная, лавочник и лавошник, молочный и молошный, пшеничный и пшенишный, сливочное и сли- вошное (масло).

Произношение шн в прочих случаях обычно служит показателем просторечия.

Во многих новых словах, появившихся в наше время, произносится только чн: прожиточный (минимум), ленточная (пила), трелёвочный (трактор), съёмочный (аппарат) и пр.

Таким образом, старая московская норма произношения многих слов с шн вместо чн постепенно отмирает (см. более подробно о сочетании чн в книге Р. И. Аванесова "Русское литературное произношение", Учпедгиз, 1957).

Вопрос. Как произносится г в словах благодарить, богатый, богатырь, тогда, ага, ого, гоп - как щелевой или как смычный звук? Как произносить г в слове благ (родительный падеж множественного числа)?

Ответ. В словах благо, благодарить, бога, богу и т. д., богатый, богатырь, тогда, когда, иногда, всегда в настоящее время господствует произношение г взрывного (смычного). Это произношение и следует считать современной литературной нормой. Произношение этих слов с г фрикативным (6oha, 6ohy, блайо и пр.) считается устаревшим.

Слово бог (в именительном падеже единственного числа) произносится как бох, а слово благ (родительный падеж множественного числа) - как блак.

Междометия ага, ого, зге, гоп произносятся с г фрикативным (придыхательным): aha, oho, 3he, hon.

Вопрос. Как правильно произносить сочетание чш в словах лучший, лучше, улучшить?

Найти похожие материалы можно по меткам расположенным ниже

             👇

★Все➙ Для Учителей, ★ВСЕ➙Факультативное, углубленное, усиленной сложности, Автор - Добромыслов В.А., Автор - Розенталь Д.Э., Автор - Шапиро А.Б.

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела "РУССКИЙ ЯЗЫК"

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика