Творческие диктанты (Ладыженская) 1963 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 SovieTime.ru -

Назначение: Пособие для учителей. 

Пособие включает многочисленные упражнения, связанные с правописанием и употреблением частей речи, простым и сложным предложением, обособлением, прямой и косвенной речью. Данное пособие состоит из двух частей: в первой автор дает определение понятию "творческие диктанты", рассказывает о методике проведения. Во второй части приведены тексты такого рода диктантов.

© "Учпедгиз" Москва 1963 

Авторство: Ладыженская Т.А.

Формат:DjVuРазмер файла: 2.69 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Творческие диктанты, методика, их проведения 3

Части речи 22

Имя существительное 22

Имя прилагательное 25

Местоимение 29

ГЛагол 31

Причастие 36

Деепричастие 38

Наречие 40

Междометие 41

Простое предложение 42

Сказуемое 43

Второстепенные члены предложения 46

ОТКРЫТЬ:  оглавление полностью...

 

Типы предложений 52

Однородные члены предложения 54

Сложное предложение 57

Сложносочиненные предложения 57

Сложноподчиненные предложения 59

Бессоюзные сложные предложения 70

Обособление 71

Слова, грамматически не связанные с предложением 80

Прямая и косвенная речь 84

 

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Творческие диктанты (Ладыженская) 1963 года

СКАЧАТЬ DjVu

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 ТВОРЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ, МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

     

      Известно, что в системе упражнений, активизирующих мыслительную деятельность школьников, большую роль играют диктанты. Особое место среди них занимают творческие диктанты, которые служат одновременно задачам обучения правописанию и задачам развития речи.

      Несмотря на то, что значение этого вида диктантов общепризнано и бесспорно, в практике работы учителей он еще не занимает должного места.

      Это объясняется тем, что учителя не располагают ни нужными текстами, ни соответствующими рекомендациями по методике проведения творческих диктантов.

      В самом деле, в сборниках диктантов, как правило, такие тексты отсутствуют. Нет также специальных работ, посвященных методике проведения творческих диктантов. Отдельные указания общего характера можно найти лишь в курсах общих методик и в исследованиях, описывающих различные виды письменных работ2.

      Отдельные тексты творческих диктантов встречаются в литературе, преимущественно в статьях, где обобщается опыт работы того или иного учителя.

      Ясно, что при таком положении дела учитель не может систематически использовать этот полезный вид упражнения на уроках русского языка.

      Нужно обеспечить учителя необходимым материалом для проведения творческих диктантов в V—VIII классах.

      В соответствии с поставленной задачей в данном пособии наметаются два раздела.

      В первом — раскрывается вопрос о видах творческого диктанта и методике его проведения.

      Во втором — помещаются тексты творческих диктантов по различным разделам программы. Этот материал учитель сможет использовать по своему выбору и усмотрению.

      Данное пособие написано на основании собственного опыта автора и обобщения опыта работы других учителей. Предлагаемые ниже тексты, составленные автором, в большей своей части неоднократно проверялись в практике работы учителей.

     

      Что такое творческий диктант

      В понимании термина «творческий диктант» нет единства. Многие методисты, например Н. С. Поздняков, А. В. Текучее, С. П. Редозубов, относят к творческому диктанту такой вид упражнения, при котором учащиеся составляют и записывают предложения с данными словами.

      М. В. Ушаков считает, что этот вид работы есть не что иное, как упражнение в составлении предложений, при котором отсутствует собственно сам процесс диктовки, и потому нет оснований относить это упражнение к диктантам. С точки аргмпн М, В. Ушакова, творческий диктант предполагает такую запись диктуемого, при которой учащийся вводит в текст определённые слова или словосочетания (имена прилагательные, наречия и т. п.) или заменяет одни формы слова другими1.

      Чешские методисты относят к творческому только первый вид упражнения, ставящий задачу обогащения текста, второй выделяется ими в самостоятельный вид и называется диктантом с заменами2. При этом они исходят из того, что творческую работу по введению слов (а также словосочетаний) в текст диктуемого нельзя отождествлять с упражнением по замене в диктуемом тексте одних форм другими.

      Нельзя не согласиться с этим разделением видов диктантов чешскими методистами. Несомненно, при введении в текст определенных категорий учащиеся совершают другие умственные операции, чем в том случае, когда они заменяют одну форму или конструкцию другой.

      Однако в силу сложившейся в русской методике традиции мы, вслед за М. В. Ушаковым, относим к творческим диктантам такой вид упражнения, при котором учащиеся вставляют в диктуемый учителем текст слова или словосочетания определенной грамматической категории или заменяют в диктуемом тексте определенные слова и словосочетания другими, близкими по значению грамматическими категориями.

      Значение этого вида работы очевидно. Обогащая текст диктанта определенными грамматическими категориями, учащиеся наглядно на практике осознают их роль и учатся ими пользоваться. Заменяя одни формы слов другими, школьники овладевают грамматической синонимикой, умением при помощи различных грамматических средств выражать мысли.

      Орфографические и пунктуационные задачи разрешаются вместе с задачами развития речи. Таким образом, творческие диктанты — экономный вид работы, промежуточный между чисто орфографическими и пунктуационными упражнениями, с одной стороны, и специальными упражнениями по развитию речи, с другой стороны.

      Как показывает опыт, творческие диктанты пробуждают у учащихся живой интерес, активизируют их мыслительную деятельность, развивают речь и закрепляют навыки правописания.

     

      Творческий диктант на вставку слов и словосочетаний

      При использовании этого вида творческого диктанта преследуются в основном две задачи. Первая — более формальная — научить учащихся пользоваться определенными группами слов или конструкциями. Учащимся предлагается вставить вводные слова, обращения, союзы и т. п. При этом, подыскивая нужное слово, ученики отталкиваются от смысла данной фразы. Например, учитель, ставит задачу ввести в диктуемый текст подходящее по смыслу обособленное приложение: Поэзия Маяковского... освещала людям путь к новой жизни. Опираясь на свои знания, учащиеся вводят предложение и записывают предложение полностью: Поэзия Маяковского, талантливого поэта советской эпохи, освещала людям путь к новой жизни.

      Можно привести другие примеры.

      Вставляя в текст союзы при однородных членах, учащиеся осознают их значение и применяют определенные правила пунктуации. Например, учитель диктует: Ветер подхватывает семена шишек, кружит, опускает, уносит по воздуху. Ставится задача: использовать для связи однородных членов подходящие по смыслу союзы. Учащиеся могут в данном случае употребить повторяющийся союз то-то. Ветер то подхватывает семена шишек, то кружит...; или союз и; Ветер и подхватывает семена шишек, и кружит... Однородные сказуемые, связанные повторяющимся союзом то-то, обозначают чередующиеся действия. Эти же сказуемые, объединенные повторяющимся соединительным союзом и-и с усилительным значением, обозначают одновременные действия. Вводя в записываемый текст эти союзы, ученик осознает оттенки значений, свойственные однородным сказуемым, связанным при помощи соединительных и разделительных союзов.

      Вставляя в текст подходящие по смыслу обобщающие слова, школьники запоминают их, для них становится более ясным конкретизирующий характер существительных, употребленных при обобщающих словах. Вместе с этим учащиеся тренируются в расстановке знаков препинания, например:

      Текст диктанта

      Дождь и ветер, роса и зной, жизнь полей, лугов, рек, озер и леса пс ускользает от внимания юных натуралистов.

      Запись учащихся

      Дождь и ветер, роса и зной, жизнь полей, лугов, рек, озер и леса — ничто не ускользает от внимания юных натуралистов.

      Или:

      Ничто: ни дождь и ветер, ни роса и зной, ни жизнь полей, лугов, рек, озер и леса — не ускользает от внимания юных натуралистов.

      Точно так же учащиеся тренируются в конструировании предложений с вводимыми ими обособленными членами.

      Так, опирая ожения Зимой приехал

      в диктуемый текст различные уточняющие обстоятельства: Зимой, в конце января...; Зимой, в последних числах января месяца...; Зимой, во второй половине января...; Зимой, после окончания первого семестра... и т. д. и т. п.

      Заканчивая начатое предложение, учащиеся «дополняют» его до сложносочиненного или сложноподчиненного. Например:

      Мы направились туда... (куда ушел первый отряд; где протекала река; откуда можно было наблюдать восход солнца) и т. п.

      С заданиями такого рода учащиеся встречаются при выполнении некоторых упражнений учебника. Но в данном случае ученик должен решить эту задачу в процессе диктовки, при более быстром темпе. При этом учащийся сталкивается с необходимостью самостоятельно решать задачи правописания. Таким образом, учащийся ставится в условия, близкие к тем, которые существуют при оформлении им в процессе письма своих мыслей.

      Вместе с тем очевидна разница, которая имеется в деятельности учащихся, когда они пишут указанный выше творческий диктант и когда они (например, описывая какой-нибудь предмет) выражают свои мысли в письменной форме.

      Дело в том, что при вставке слов и словосочетаний учащийся руководствуется лишь смыслом данной фразы, данного контекста. Задача точного и выразительного описания предметов с помощью вводимых слов не ставится. Начатое предложение, как мы видели, ученик может закончить разными по содержанию придаточными (хотя во всех случаях эти придаточные будут придаточными места).

      В жизни же мы сталкиваемся с необходимостью выразить определенную мысль, описать предмет точно, полно и по возможности ярко. Содержание, которое мы стремимся выразить, не произвольно, оно должно соответствовать действительности.

      Научить учащихся точно, правдиво и ярко описывать предметы действиительности с помощью вводимых в текст у слов и словосочетаний — вторая задача, которая может быть поставлена перед творческими диктантами.

      Однако при проведении таких творческих диктантов мы встречаемся с большой трудностью, которая состоит в необходимости преодолеть формальный подход при решении задачи вставить в диктуемый текст определенные слова и словосочетания. Ведь нужно, чтобы вставляемые учащимися слова соответствовали действительности, восприятию автора и его настроению, с которым он подходит, например, к описанию природы. Проникнуться замыслом составлявшего текст очень трудно, даже если в предварительной беседе он будет раскрыт учителем. Собственно говоря, это вообще вряд ли возможно. Вот что получается в связи с этим на практике.. Мы диктуем, например: Наступила осень. Если требуется обогатить текст прилагательными, учащиеся могут написать, говоря о ранней поре осени: прекрасная, скучная, золотая, грустная и т. п. осень. Каждое из этих прилагательных само по себе верно, но какое из них следует предпочесть, сказать трудно.

      Невозможно определить, насколько точно подобраны вставленные в текст слова и словосочетания. Нельзя же требовать от учащихся, чтобы они использовали именно те слова, которые были в готовом тексте. Дело в том, что в представлении каждого учащегося названное слово (осень) вызывает ассоциации, связанные с конкретным жизненным опытом и восприятием данного учащегося. Каков же выход?

      Очевидно, необходимо обеспечить единство у в восприятии того, что должно быть описано учащимися. Нужно, чтобы учащиеся имели в виду один и тот же конкретный предмет, одно и то же явление действительности.

      Следовательно, нужно подбирать такой предмет описания, который ученики могут наблюдать. Если речь пойдет об описании природы, то нужно предельно конкретно сформулировать тему. Например: «Весенний день сегодня, 14 апреля», «Из окна нашей школы», «Какой мы увидели осень вчера на прогулке».

      В этом случае дети будут идти от действительности, подыскивая нужное слово или словосочетание. Так, например, вставляя в текст описания «Весной на школьном дворе» имена прилагательные, учащиеся руководствуются своими непосредственными впечатлениями от хорошо известного им предмета. Вместе с тем разрешаются и задачи грамматико-орфографического порядка.

      В нашем сборнике учитель найдет подобные тексты, которые он сможет в несколько измененном виде предложить учащимся в качестве творческого диктанта. Это такие тексты, как «Наш город», «Наша школа», «В мастерской», «Осенью у нас на участке» и т. п.

      Перед тем как начать диктовку, текст необходимо прочитать. Наши тексты составлены таким образом, чтобы они были связными, несмотря на отсутствие в них тех слов и словосочетаний, которые учащиеся сами вставят в процессе работы1. Текст читается без этих слов, затем формулируется задача: вставить определенную группуч слов (наречия, вводные слова и т. п.) в соответствии с тем, что имеется в действительности,

      Работа может носить коллективный или самостоятельный характер, но во всех случаях при обсуждении или при анализе написанного отмечается, насколько точно и выразительно описывается предмет с помощью вводимых слов и словосочетаний. Как и в других случаях, в зависимости от подготовленности учащихся, до или после записи разбирается правописание отдельных слов и постановка знаков препинания.

      Другой путь, дающий возможность преодолеть формальный подход при выборе нужного слова, — это проведение творческого диктанта по картине.

      В сравнительно небольших по объему текстах кратко описывается изображенное на картин2, Используются репродукции с картин мастеров.

     

      1 В помещаемых ниже текстах в скобках даются примерные слова и словосочетания, которые учащиеся могут употребить. Понятно, что в зависимости от реальной обстановки учащиеся могут использовать совсем иные по содержанию слова и словосочетания.

      2 Ниже помещаются тексты этих диктантов, составленные автором. Были использованы описания картин, имеющиеся в литературе, н сочинения учащихся.

     

      Разумеется, по своему содержанию картины должны быть доступны для учащихся данного возраста. Только в этом случае можно преодолеть формальный подход к работе.

      При проведении этого диктанта, как и предыдущего, учащиеся должны исходить из того, что они видят, йз того, что изображено на картине. Поэтому можно говорить, правильно или неправильно найдено нужное слово,-насколько точно с его помощью описывается предмет, насколько оно выразительно.

      Подбирая картину, необходимо учитывать и ту грамматическую цель, которая будет стоять перед творческим диктантом. Нужно, чтобы употребление определенных грамматических средств при описании этой картины было естественно, диктовалось самим содержанием картины. Так, например, при описании картины пейзажного характера можно использовать прилагательные, причастия, вообще определения как однородные, так и неоднородные, обособленные и необособленные. При описании картин, на которых изображены люди и их действия, естественно будут употребляться наречия и деепричастия, обстоятельства, обособленные и необособленные.

      В классе, перед тем как диктовать, следует вывесить репродукцию и в двух-трех словах рассказать о художнике и его замысле (кто написал картину, как она называется, что хотел сказать этой картиной художник). Затем прочитывается приготовленный текст. При этом, читая, учитель показывает на картине описываемые в тексте предметы. Затем обращается внимание учащихся на то, что данное описание картины можно сделать более полным и ярким, если обогатить этот текст определенными словами, называющими признаки изображенных предметов и действий. Ставится задача: распространить диктуемое за счет слов определенной категории, но так, чтобы употребленные учащимися слова соответствовали изображенному на картине.

      Диктовать следует медленнее, чем обычно, чтобы дать учащимся возможность всмотреться в изображенное, обдумать прочитанное учителем предложение и найти нужные слова.

      Если данная работа ставится впервые, следует проводить ее как предупредительный диктант. Устно указываются слова, которые могут быть определены с помощью других слов. Также обсуждаются предлагаемые учащимися варианты для вставок. При этом отмечаются

      лучшие из найденных учащимися. Одновременно, если требуется, производится орфографический или пунктуационный разбор. По мере того, как учащиеся овладеют методикой работы, следует увеличивать их самостоятельность. Так, вначале вместо.разбора можно голосом (интонацией или паузами) выделять слова, к которым следует подбирать поясняющие их слова, а затем учащиеся сами, без помощи учителя, должны находить эти слова.

      После записи всего текста двое-трое учащихся зачитывают свои работы, называя вставленные ими слова. Попутно (если в этом есть необходимость) проводится разбор трудных орфограмм.

      В конце урока делается выВод о значении включенной в описание категории слов в нашей речи.

      На следующем уроке проводится работа над ошибками. При этом главное внимание уделяется разбору найденных учащимися слов — насколько они точны и выразительны.

      Для иллюстрации сказанного выше опишем творческий диктант по картине Ф. Решетникова «Прибыл на каникулы» (в связи с изучением прилагательного в V классе).

      Вывешивается репродукция и обращается внимание учащихся на то, что перед ними картина известного советского художника, который очень любит изображать детей. Перед нами суворовец — будущий воин, который отдает рапорт своему деду, бывшему солдату, Художник .Решетников показывает счастливое детство наших ребят. Затем читается следующий текст.

      На картине «Прибыл на каникулы» изображен мальчик, перед которым, в жизни открыты все дороги.

      Лицо суворовца озарено улыбкой, дышит здоровьем и энергией. Он одет в шинель с погонами на плечах. Будущий воин рапортует деду об окончании учебы. Дед с усмешкой принимает рапорт внука.

      В центре комнаты — стол, покрытый скатертью, на полу ковер, на окне занавеси. В углу елка. Всё готово к приезду гостя.

      Эта картина — творческая удача художника.

      Обращаем внимание учащихся на то, что текст очень бедно описывает картину. Это объясняется в большой мере тем, что в нем почти нет прилагательных, которые указывают на признаки изображенных предметов. Ставим перед учащимися задачу: записать этот текст под диктовку и вставить там, где это будет возможно, соответствующие изображенному, но вместе с тем наиболее яркие и выразительные имена прилагательные.После этого приступаем к диктовке. Первое предложение разбирается: Какое лицо у суворовца? Какой улыбкой оно озарено? (Лицо — радостное, обаятельное, веселое, румяное, улыбка — счастливая, радостная). Разбираем лучшие варианты: румяное, обаятельное (последнее прилагательное имеет оценочный характер). Записав предложение, учащиеся подчеркивают имена прилагательные и выделяют окончания. Диктуя дальше, мы выделяем нужные слова паузой, а учащиеся самостоятельно подыскивают к ним имена прилагательные и записывают полностью предложения. Так же самостоятельно, во время всей диктовки учащиеся подчеркивают имена прилагательные и их окончания, например: Будущий воин рапортует деду об успешном окончании учёбы.

      По окончании работы учащиеся должны молча перечитать написанное, и затем двое-трое учеников зачитывают записанный ими текст. К обсуждению выслушанного привлекается весь класс. Учащиеся должны отметить неудачные из найденных слов и назвать свои, более точные и выразительные. Попутно обращается внимание на орфографию таких слов, как обаятельное, с алыми погонами и др.

      Ответы учащихся, прочитавших текст и объяснивших ряд орфограмм, оцениваются.

      При проверке этих диктантов дома мы фиксируем все употребленные учащимися имена прилагательные.

      Лицо — обаятельное, симпатичное, привлекательное, румяное, краснощекое.

      Улыбка — радостная, счастливая.

      Усмешка — ласковая, добрая, добродушная.

      Картина — замечательная, прекрасная, чудесная.

      Елка — высокая, пушистая, нарядная.

      И т. д.

      На следующем уроке мы отмечаем работы тех учащихся, которые наиболее успешно справились с поставленной задачей. Одновременно указываются некоторые недочеты в подборе имен прилагательных отдельными учащимися (например, скатерть — голубая). И еще раз подчеркивается значение точного и правдивого описания изображенного. Затем зачитываем выписанные намя имена прилагательные, показывая тем самым, какие слова были употреблены учащимися в целом.

      Некоторые из этих рядов прилагательных разбираются. Учащиеся отмечают, какие из прилагательных данного ряда наиболее точно и ярко описывают предмет. На отдельных примерах выясняются оттенки значений ряда прилагательных-синонимов. Например: добрая, ласковая усмешка. Затем мы подчеркиваем, что благодаря синонимам можно избежать повторения одних и тех же слов. Так, в работе некоторых учащихся дважды повторяется прилагательное радостный. Эти случаи разбираются, и учащиеся устраняют тавтологию: обаятельное, веселое лицо; радостная улыбка.

      В итоге читается описание картины с наиболее удачными именами прилагательными и еще раз подчеркивается значение имен прилагательных в нашей речи.

      Творческие диктанты содержат большие возможности для работы по развитию речи учащихся. Образовательное и воспитательное значение этого вида упражнения также очевидно.

      Кроме того, творческие диктанты по картине помогают учащимся овладеть навыкам описания изображенного на картине, воспитывают внимание к слову и подготавливают учащихся к сочинениям по картине.

      В определенных случаях целесообразно продолжить начатую таким образом работу по картине. Можно предложить учащимся подготовить дома устно более полное описание картины, обратить внимание на некоторые детали, опущенные в тексте диктанта. В некоторых случаях целесообразно, чтобы школьники продолжили описание рассказом о том, что произойдет после момента, изображенного на картине. Точно так же, отталкиваясь от творческого диктанта, учащиеся могут подготовить сочинение на близкие темы из окружающей их действительности, например «Наша школа». Используя диктант как основу, учащиеся дополняют его, вводят отдельные части, изменяют, если это необходимо, план и т. п. Дома они готовятся к устному сочинению, при этом записываются только план и некоторые наиболее важные моменты содержания.

      На следующем уроке двое-трое учеников рассказывают приготовленное дома сочинение, пользуясь составленным ими планом. Устные рассказы обсуждаются, при этом отмечается, насколько удачно использованы в них отдельные группы слов, например прилагательные, наречия и т. п. После такой подготовки учащиеся пишут сочинения (дома или в классе). Таким образом творческие диктанты включаются в систему письменных работ и служат для подготовки к сочинениям.

      Диктанты на вставку целесообразно использовать при изучении таких грамматических категорий, употребление которых помогает сделать нашу речь более богатой, точной, выразительной, т. е. при изучении категорий, имеющих грамматико-стилистическое значение (прилагательные, наречия, причастия, деепричастия, определения, обстоятельства образа действия и некоторые другие).

      Эти диктанты удобнее использовать в конце изучения грамматической темы — при повторении, когда учащиеся подготовлены орфографически и могут правильно образовывать слова определенной категории (например, причастия и деепричастия).

     

      Творческий с заменами

      При этих диктантах учащиеся заменяют одну грамматическую форму, категорию, конструкцию другой. Чтобы произвести эту операцию, нужно определить то, что предлагается заменить, и образовать требуемую форму или конструкцию.

      Так, например, перед учащимися ставится задача заменить в диктуемом тексте глаголы прошедшего времени глаголами настоящего-будущего времени. Ученики должны найти в воспринимаемом ими тексте глагол прошедшего времени и образовать соответствующую по виду форму настоящего или будущего времени.

 

★ ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "РУССКИЙ ЯЗЫК"

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "РУССКИЙ ЯЗЫК"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика