УЧЕБНИК РУССКОЙ ГРАММАТИКИ Часть II. ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ СИНТАКСИС (Смирновский) 1899 год скачать Досоветский учебник

Старые учебники СССР

 Учебник ЭТИМОЛОГИЯ

 

 

Назначение:   для младших классов средних учебных заведений

Книгоиздательство:  "Типография торгового дома М. Г. Волчанинов и Н. Н. Шарапов"

Авторство: Пётр Владимирович Смирновский

Формат: PDF, Размер файла: 2.50 MB

 Допущено Ученым Комитетом Министерства Народного Просвещения к употреблению в качестве учебного руководства для младших классов средних учебных заведений

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Сокращение речи

Предложения вводных

ru-smirnov2-18994.jpg

 

Скачать учебник  досоветского времени - УЧЕБНИК РУССКОЙ ГРАММАТИКИ Часть II. ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ СИНТАКСИС 1899 года  

Скачать

Скачать...

См. Отрывок из учебника...

 

ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ 

      Предлагаемый «Синтаксис» есть вторая часть моего «Учебника русской грамматики, первая часть которого заключает в себе «Этимологию». 

      При составлении своего «Синтаксиса» я руководился следующими соображениями: 

   

   I. Прежде всего предстояло решить вопрос относительно объема книги: о чем сказать? о чем не говорить? Правда, вопрос тот решается «Учебными планами», и я их держался; но дело в том, что и в пределах их указаний можно написать нисколько руководств — и все различного объема. Я поступил так: исходя из той мысли, что я пишу книгу для учеников лишь трех младших классов, которым прежде всего надо хорошо и прочно усвоить самая важные синтаксический явления, — я побоялся вносить в руководство, предназначенное для младшего возраста, слишком много разнообразных подробностей, чтобы тем самым не заслонить важного и не поменять прочному его усвоению. Но, с другой стороны, я старался ничего не упустить из виду из того, что нужно ученику, чтобы в течете трех лет постепенно дойти до понимашя синтаксического строя нашего литературного языка в сфере тех его явлений, которая могут быть названы не исключительными или редко встречающимися, а так сказать — общими и беспрестанно наблюдаемыми. Думаю, что изучение синтаксиса не должно начаться с определенного минимума; этот минимум должен быть прочно и толково усвоен, и затем уже на прочной основе легко можно развивать дальнейшие нити ткани. Это дальнейшее пополнение синтаксических сведений может совершаться отчасти тем что произведения нашей словесности, как письменной, так н устной, начиная с 4-го класса до 8-го включительно, отчасти при изучении синтаксиса древних, а также и новых языков, путем сравнения явлений чужого языка с родным. Это последнее — скажу кстати — делать гораздо удобнее преподавателю не русского языка, а иностранного, хотя бы уже по одному тому, что синтаксис русского языка в наших гимназиях первоначально (в 1-м и 2-м классе) проходится раньше синтаксиса иностранных языков; следовательно, в руках преподавателя русского языка не всегда есть и материал для сравнения. 

      В виду того, что мой с Синтаксис» написан для трех лишь младших классов, почему в нем и нет многого из того, что помещается в руководствах, предназначенных для классов последующих (как напр, в «Русском синтаксисе» Л. Поливанова), я и назвал его элементарным. 

      

      II. Из разнообразия существующих взглядов на то или другое синтаксическое явление следовало выбрать какой-нибудь один. Одни взгляды старые, другие новые; но я не позволял себе слишком увлекаться новизною и держался главным образом того, что более или менее общепринято: в школьное руководство но-вовведения должны быть допускаемы с большою осмотрительностью. Правда, кое-где и я отступаю от старого, но только в тех случаях, где следовать ему уж нет никакого резона. 

      

      III. Выбранный материал следовало известным образом распланировать. В планировке я отступил от общепринятого порядка и следовал «Учебные планам», которые, указывая, чтс «едует проходить из синтаксиса в каждом из младших классов, очевидно, имели в виду практически удобства. В самом деле, обычное делете синтаксиса на 2 части — на учение о предложении простом и на учение о предложены сложном — очень неудобно на практике. Куда, например, отнести предложения слитные? Говорить о них в первой части нельзя, ибо они принадлежать к категории сложных. Отнести их во вторую часть также невозможно, потому что ученики должны ознакомиться с этин видом предложений еще во втором классе, если только не в первом. Кроме того, есть и миопия другие неудобства этого обычного деления. Я предлагаю другое, и при моей планировке является полная возможность проходить синтаксис шаг за шагом с большою последовательностью, Начав с рассмотрения предложены и ею членов, я перехожу затем к видам предложения, различаемым по отношению: 1) к сказуемому, утверждающему или отрицающему, 2) к подлежащему, 3) к второстепенным членам, 4) к лицу говорящему; далее указываю ва способы сокращать речь посредством эллипсиса и слияния — и потом начинаю выдвигать постепенно разные элементы, входящие в составь сложного предложения: предложения придаточные, вводный, предложения чужой речи. Когда ученики уже ознакомились с этими элементами, я даю им понятие о предложении простом и сложном и о различных способах сочетания частей в этон последнем. Заканчиваю свой синтаксис указанием на то, что должно считать пределом сложного предложения, даю понятие о синтаксическом целом и говорю о той грани, на которой синтаксис сходится с теорией словесности. 

      Синтаксис свой я писал в течете почти трех лет, и в это время успел убедиться на ныть, что предлагаемая мною планировка на практике очень удобна.

 

НОВЫЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "РУССКИЙ ЯЗЫК"

ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "РУССКИЙ ЯЗЫК"

 

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика