Skip to main content

Учимся писать сочинение (Морозова)1987 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Учимся писать сочинение (Морозова)1987

Назначение: Книга для учащихся 10 класса средней школы

 Основываясь на современных достижениях методической науки, автор, учитель-словесник, раскрывает приемы и методы работы над школьным сочинением.

© "Просвещение" Москва 1987 

Авторство: Морозова Н.П. 

Формат: PDF Размер файла: 6.49 MB

 

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Предисловие

Глава

Глава П. Обдумывание темы

Глава III. Определение идеи сочинения . . .

Глава IV. Подбор материала

Глава V. Составление плана

Глава VI. Написание сочинения

Глава VII. Редактирование и переписывание . 1

Приложение. Ответы на задания .... 1

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник СССР - Учимся писать сочинение (Морозова)1987 года

СКАЧАТЬ PDF

📜  ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

Предисловие

«А у нас стряслась беда: сочиненье снова», — поется в шуточной песенке. И действительно, как часто приходится видеть неподдельный ужас в глазах старшеклассников, когда, по их мнению, подобно стихийному бедствию, на класс обрушивается сочинение. Каждый спасается, как может. Пессимисты срочно заболевают, оптимисты надеются за один вечер прочесть то, что не прочли за месяц. Иные не прочь и списать... Причем этим неблаговидным делом занимаются порой умные, толковые ребята. Рассуждают они примерно так: «Я не собираюсь быть ни писателем, ни критиком... Зачем мне мучиться над сочинением? Мое призвание иное».

Вот здесь, пожалуй, и заключен ответ на вопрос, почему многие учащиеся и не стремятся научиться хорошо писать сочинения. В наш век информационного взрыва людям, желающим достичь заметных результатов в какой-то области, присущ некий рационализм: нежелание тратить время и силы на то, что не пригодится в будущей деятельности. Бесспорно, каждая профессия имеет свою специфику, и едва ли кто сомневается, что будущему писателю, критику, сценаристу просто необходимо научиться самостоятельно излагать на бумаге плоды своих творческих раздумий. А нужно ли это умение физику, шоферу, продавцу, токарю, врачу... Многие решают для себя этот вопрос отрицательно и смотрят на сочинение как на тяжелую и скучную обязанность.

Хочется предостеречь от этого заблуждения: ведь умение писать сочинение — это умение доказательно, логично и образно излагать свои мысли. А это нужно каждому человеку. Посмотрите, в какое интересное время мы живем! Среди проблем, стоящих перед нашим обществом, все настойчивее начинают выходить вперед проблемы духовные. Загляните еще раз в нашу Конституцию: если раньше советский человек имел право на труд, то rto новой Конституции это право дополняется правом на выбор профессии. Государство помогает советскому человеку получить образование, повышать квалификацию, а если нужно, то и переквалифицироваться. Государство поощряет любую полезную инициативу: рационализаторские предложения, почины, всевозможные движения... Словом, в любом виде деятельности возросло и будет еще больше возрастать творческое начало. Сегодня надо не только хорошо работать — надо еще^ уметь поделиться своими достижениями с другими. Современный человек должен уметь сделать доклад или написать статью о своих исследованиях» изобретениях, рационализаторских предложениях.

Творческая активность советского человека растет не только з

в сфере его профессии, но и в общественной жизни. У нас немало людей, которые имеют оригинальный взгляд на ту или иную проблему и могли бы внести ценное предложение... Но умные мысли их, по выражению Маяковского, порой остаются «на станциях лбов» только лишь потому, что человек не умеет изложить на бумаге суть своих размышлений или предложений. Культура чувств... В это понятие входит и умение грамотно рассказать о своих мыслях и чувствах. Не только рассказать, но и написать. И какая же это радость, когда на бумаге удается ярко и убедительно выразить то, что занимает ваш ум, что тревожит ваше сердце! Конечно, добиться этого нелегко. Приходится порой по десять раз зачеркивать, переделывать какую-нибудь фразу, мучиться в поисках наиболее подходящего слова. Но это особые муки — это муки творчества.

Итак, приступая к чтению этой книги, постарайтесь забыть о том, что сочинение — это беда. Настройте себя на противоположную волну: «сочинение — это радость». Только радость эту вы должны добыть своими руками. Известно ведь, что только та работа доставляет нам удовольствие, которую мы умеем хорошо делать.

Обратите внимание, что в книгу включен литературный материал 8 и 9 классов, что даст вам возможность приступить к работе с пособием уже в начале учебного года, когда программный материал 10 класса еще не пройден.

Прежде чем практически работать с предложенным материалом, полезно сначала прочитать книгу целиком. Это даст ощущение перспективы, ощущение взаимосвязи всех этапов работы над сочинением. И пусть вас нс пугает большое количество этих этапов: не все они одинаково трудны и велики. В этом вы убедитесь, выполняя тренировочные задания, данные в конце каждой главы. Но нельзя в работе над сочинением пропускать тот или иной этап, сочтя его необязательным. Несерьезное отношение хотя бы к одному из этапов непременно отразится на качестве сочинения в целом.

Каждому этапу посвящена отдельная глава.

После общего ознакомления с этой книгой надо потренироваться в составлении планов, то есть взять несколько тем и с каждой из них пройти с I по V этапы. Темы вам поможет выбрать учитель. Лучше взять темы из материала 8 и 9 классов, так как курс литературы 10 класса еще в начальной стадии изучения.

Если вы чувствуете, что основные принципы составления плана вами усвоены, неплохо хотя бы по двум-трем из них написать сочинение целиком. Но если в школе вам уже задали домашнее сочинение по курсу 10 класса, то, конечно же, сразу переключайтесь на новый материал. Попробуйте в работе над новой темой применить советы данного пособия. Не откладывайте работу над сочинением на последние дни перед 4

сдачей, а приступайте сразу же, как только получили задание.

Скажем, в первый день выберите тему и обдуманге ее, определите идею своего будущего сочинения, подбериге материал, перечитайте его. Во второй и третий дни поработайте над планом. В четвертый и пятый дни делайте записи мыслей на выбранную тему. Напротив каждого пункта плана запишите номера страниц книги, о которой будете писать, пли названия стихотворений (тоже с указанием страниц), если сочинение на гему о поэзии. Постарайтесь все эти дни время от времени возвращаться мыслями к теме, чтобы опа постепенно вызревала в вас. Примерно на шестой день хорошо бы уже и вплотную взяться за написание сочинения. Начинать лучше всего тогда, когда вам очень хочется писать, спорить, доказывать. Это состояние сродни вдохновению, так что не упускайте его.

Рекомендованные здесь сроки, конечно, нс категоричны, они зависят и от вашей подготовленности, и от способностей, и от многих других индивидуальных качеств. Главное, не упустить момент: ведь на первых порах именно на домашнем сочинении удобнее всего отрабатывать правила, изложенные в данном пособии. Классное сочинение поначалу будет даваться труднее. И все же накануне классного сочинения полистайте еще раз эту книгу, особенно внимательно — V главу (составление плана).

И уж, конечно, не делайте из книги шпаргалки. Постарайтесь с первого же сочинения писать исключительно самостоятельно. Только при этом условии наши советы принесут вам пользу. И пусть первое сочинение не будет отличным — не огорчайтесь, опыт показывает, что при добросовестной, терпеливой и активной работе по предлагаемому методу уже в конце первого полугодия десятиклассники начинают писать хорошие и отличные сочинения.

У некоторых может возникнуть мысль: а что, если эту книгу изучат все десятиклассники и начнут писать одинаковые сочинения? Эти опасения напрасны. Сочинения бывают одинаковыми, когда списываются с одной и той же шпаргалки. Самостоятельные сочинения всегда индивидуальны, всегда несут на себе отпечаток личности пишущего, обладают неповторимым стилем.

Индивидуальный стиль, вырабатывается не сразу, это процесс длительный. Причем понятие «стиль» не следует трактовать узко, лишь как систему языковых средств. В «Толковом словаре» Ушакова читаем, что стиль — это «система языковых средств и идей...». Заметьте: идей! Это означает, что у каждого есть приверженность к тем или иным темам, проблемам, свой взгляд на события и явления. Наша книга дает рекомендации, как при работе над сочинением найти такой ракурс, при котором наиболее полно можно выразить свои симпатии и антипатии, свои любимые мысли. Так, например, в VI главе в разделе

«Самостоятельность» вы прочитаете о том, что в одной теме можно найти не одну, а несколько идей (и, разумеется, вы выберете идею, близкую вам). Прочтете и о том, что одну идею можно доказывать разными способами, что даже по одному и тому же плану (например, составленному в классе на доске) каждый может написать вполне самостоятельное сочинение согласно своей индивидуальности, своему стилю.

Но для этого надо быть личностью, надо постоянно заботиться о росте своего духовного багажа, много читать, многим интересоваться. Ни одно, даже самое совершенное, пособие не сможет вас научить глубоко и интересно мыслить, если вы сами к этому не стремитесь.

Наша цель помочь вам научиться:

1. Правильно понимать предложенную тему.

2. Придать теме направление, созвучное вашим духовным исканиям.

3. Четко формулировать свои мысли.

4. Располагать мысли последовательно, логично.

5. Аргументировать своп мысли.

6. Уметь делать выводы и обобщения.

И еще хочется сказать, что не все рекомендации следует воспринимать в категорическом, однозначном смысле. Есть рекомендации принципиального характера, и им лучше следовать строго в соответствии с изложенными правилами. Таковы советы не пропускать ни одного этапа работы над сочинением, таковы принципы работы над составлением плана, над выбором стиля, над внешним оформлением сочинения.

Но есть рекомендации, которые показывают один из возможных вариантов. Ну, скажем, совету выбирать для той или иной темы определенное введение вы можете последовать, а можете выбрать и другое введение. Главное, чтобы ваш выбор был оправдан, чтобы введение выполняло свои функции по отношению к теме вашего сочинения.

В общем, побольше самостоятельности. Это поможет вам испытать ни с чем не сравнимое чувство радости творчества!

Глава I

ВЫБОР ТЕМЫ

Не удивляйтесь, что этому короткому этапу работы нац сочинением посвящена специальная глава. Если к выбору темы не отнестись серьезно, трудно будет как следует организовать себя и на следующих этапах. Более того, бывают случаи, когда несерьезный подход к выбору темы приводит к полному, что называется, провалу. Известны случаи, когда даже на экзаменационном сочинении через час, а то и через два после начала человек вдруг обнаруживал, что взялся не за свою тему. Напи-санное перечеркивалось, бралась другая тема, но... время уже потеряно, нервы напряжены, в результате разочарование.

Итак: выбор чемы --- очень ответственный этан. Но надо отчетливо себе представлять мотивы, которыми руководствуетесь при выборе. Надо уметь учитывать обстоятельства, главные из которых следующпс:

1. Знание материала.

2. Интерес к теме.

3. Понимание темы.

4. Опыт в написании подобных тем.

Есть и еще несколько обстоятельств, может быть, не столь принципиально важных, как указанные, но иногда играющих едва ли не решающую роль. Это и особенности вашего индивидуального стиля, и некоторые черты характера, и даже, если хотите, настроение к моменту написания сочинения. Конечно, идеально, если при выборе темы есть возможность учесть все пли почти все обстоятельства. Но чаще бывает, когда что-то одно выходит на первое место, становится главным, решающим. Тут многое зависит от условий написания сочинения, времени, места, важности фактора оценки и т. д.

При выборе темы домашнего сочинения, конечно же, решающим обстоятельством является интерес к теме. Все остальное в вашей власти. Недостаточно помните материал — есть время перечитать. Ни разу еще подобную тему не писали, или, говоря точнее, нет опыта работы над таким типом сочинения,— что ж, тем интереснее испытать себя в новом жанре. О времени и говорить нечего — сколько захотите, столько и потратите.

Классное сочинение предъявляет более жесткие требования к выбору темы. Здесь иногда приходится поступиться интересом к какой-либо теме, если материал для этой темы помнится недостаточно хорошо. Поэтому при выборе темы классного сочинения надо руководствоваться главным образом знанием мате- 7

риала. Остальные обстоятельства учитывать по возможности.

На экзаменационном же сочинении к выбору темы надо подойти еще внимательней. Экспериментировать на экзамене не стоит. На экзамене человек должен показать лучшее, на что он способен. Неудивительно поэтому, что на экзамене учащиеся часто мотивируют свой выбор имеющимся у них опытом в напи-сании сочинений на подобную тему, если, конечно, такая тема есть в экзаменационной подборке. Но~подчеркнем еще раз: речь здесь идет только об экзаменационном сочинении. Вообще же на похожие темы часто писать не стоит. Неразумно постоянно эксплуатировать какое-то одно свое умение в ущерб развитию других. Скажем, в восьмом классе вы удачно написали сочинение «Чацкий и Молчалин», в девятом — «Базаров и Рахметов» и уверовали, что рассуждения типа сравнительной характеристики — ваш конек. Вот бы и всегда писать сочинения такого типа! Но такое отношение обедняет палитру ваших возможностей, может и оказать вам медвежью услугу: не всегда среди тем может оказаться сравнительная характеристика.

Но вернемся к экзаменационным сочинениям. Если в экзаменационных темах нет знакомой для вас темы, то надо учитывать, в первую очередь, знание материала и, конечно же, свои возможности. Если вы пишете медленно, не беритесь за обширную тему, включающую разговор о нескольких крупных произведениях. Завязнете в материале, не успеете написать все задуманное, в конце работы станете нервничать, наделаете ошибок, скомкаете хорошие мысли.

Если вы любите поспорить, возьмите тему поострее — ваша черта характера поможет раскрыть тему живо, интересно. Словом, выбирайте тему так, чтобы использовать лучшие стороны и своей подготовки, и своих способностей, и своего характера.

Посмотрим, как изложенные правила мотивировки выбора темы сочинения используются на практике. На выпускном экзамене было дано три темы:

Вослед Радищеву восславил я свободу.

Горький -- певец труда.

Страницы Великой Отечественной войны в произведениях советских писателей.

После экзамена мы взяли короткие интервью у нескольких учеников. Каждому был задан лишь один вопрос: «Каковы мотивы выбора данной темы?» Приводим ответы трех учащихся, выбравших соответственно первую, вторую и третью темы. Их ответы представляются нам наиболее продуманными. (Кстати, все трое получили пятерки.)

Первый учащийся: «Я выбрал первую тему, так как очень люблю Пушкина, много знаю наизусть. Кроме того, недавно мне подарили книгу «Избранное» Радищева и я, знакомясь с книгой,, увлекся и прочитал почти все. Так что на экзамене была возмож- 8

кость полностью раскрыть тему. Я мог бы взять и третью тему, так как люблю читать книги о войне и много уже прочитал. Но я побоялся завязнуть в материале, я себя знаю: увлекусь, забуду о времени, захочется сказать и о том, и об этом... А первая тема более конкретна в отношении материала».

Ну что ж, в ответе первого учащегося счастливым образом сочетались почти все наиболее важные обстоятельства при выборе темы: и интерес к теме (любовь к Пушкину), и знание материала (знание и Пушкина, и Радищева), и даже знание своих слабостей.

Второй учащийся: «Я выбрал вторую тему, потому что ненавижу лентяев, бездельников. Горького я читал много и не только то, что по программе. И мне больше всего нравятся те его произведения, где показывается, как труд для общества облагораживает человека, высвечивает в человеке самые лучшие его черты, например рассказ «Супруги Орловы», который я тоже использовал в сочинении».

Как видите, здесь тоже учтены важные обстоятельства: знание материала, интерес к теме, довольно осознанный интерес — ненависть к бездельникам и уважение к людям труда. Да и в глубоком понимании темы этому учащемуся не откажешь.

Третий учащийся: «Я много думала, прежде чем выбрать третью тему. Произведения о войне меня всегда очень волнуют, можно даже сказать, потрясают силой характеров людей, красотой их души. Но я боялась, что не успею раскрыть такую, казалось бы, обширную тему: ведь произведений о войне так много, и о многих захочется написать. А я пишу не быстро, часто задумываюсь,— в общем, могу не уложиться в срок. Но потом я заметила в формулировке темы слово, которое вначале почему-то ускользнуло от моего внимания «страницы». Значит, можно остановиться на двух-трех произведениях, да и то не целиком (ведь «страницы»!). Это меняло дело, и я решилась писать на эту тему».

Мотивировка ученицей выбора темы особенно интересна тем, что она раскрыла нам свои сомнения в процессе выбора. В результате все-таки оказалось, что главные обстоятельства учтены. Знание материала и интерес к теме сразу выделили се из остальных тем. Но ученице мешали остановиться на этой теме индивидуальные качества: медлительность письма, некоторая рассеянность... Выручило слово из темы — «страницы». Да, бывает и так, что даже самое первое слово из формулировки темы может пройти мимо вашего внимания, показаться несу-щественным. При начале же обдумывания темы смысл такого слова вдруг проясняется (подробно об обдумывании темы в следующей главе), и это помогает уточнить тему и свое к ней отношение. В данном случае слово «страницы» помогло сузить рамки темы и не захлебнуться в огромном количестве книг, эпизодов, имен...

Убедили ли вас эти три примера, как важен серьезный подход к выбору темы? Кстати, удачный выбор темы еще и в том отношении важен, что в самом начале работы над сочинением обеспечит вам хорошее настроение и создаст творческий, деловой настрой для всех этапов работы.

Итак, выбрав тему, вы должны твердо себе сказать: «Эту тему я могу написать и хочу ее писать». «Могу» — это значит «знаю материал, уложусь в срок, иногда — имею опыт в работе над такими типами сочинений и т. д.». «Хочу» — это значит «испытываю интерес к теме, у меня есть что сказать по этой теме, о чем поспорить, что доказать...».

Вот с таким настроением можно приступать ко второму этапу — к обдумыванию темы.

Задание № 1

Ознакомьтесь с подборкой из трех тем:

Любовь и дружба в лирике Пушкина.

Любимые герои Льва Николаевича Толстого.

«Скажем

именем

всех детей:

«Мы

земную жизнь переделаем!» (Маяковский).

Представьте, что вы на экзамене. В вашем распоряжении шесть часов,— значит, на выбор темы можно потратить не более десяти минут. Учтите и то, что времени и возможностей пополнить свои знания у вас нет. Сообразуясь с этими предполагаемыми условиями, постарайтесь выбрать тему с помощью изложенных в этой главе рекомендаций. Обоснуйте свой выбор. Сравните свое обоснование с примерными ответами на с. 114.

Глава II

ОБДУМЫВАНИЕ ТЕМЫ

Если осознанный выбор темы обеспечит вам эмоциональный подъем, неугасающий интерес к работе на протяжении всего процесса написания сочинения, то тщательное обдумывание темы поможет избежать неприятной оценки учителя: «Сочинение не на тему».

Конечная цель обдумывания темы — это четкое представление о чем писать. К сожалению, очень многие учащиеся недооценивают этот этап работы. «Как это, о чем писать? Разве это не

видно из названия темы? Чего здесь долго раздумывать да обдумывать!» — так высказались трое десятиклассников. Вызов принят — вступаю в спор. Ну что ж, говорю, если обдумывать тему ни к чему, то тогда вот вам каждому по теме и попробуйте сразу, без обдумывания, сказать, о чем здесь надо писать.

Роль образа Ниловны в раскрытии идейного замысла романа Горького «Мать».

Образы Чацкого и Молчалива.

Тема советского патриотизма в лирике Маяковского.

Ответы последовали сразу:

Об образе Ниловны, об идее романа «Мать».

О Чацком и о Молчалинс. Ну, сравнить их надо, конечно... Ну, конечно же, о том, как Маяковский любил свою Родину и как выражал эту любовь в своих стихах.

— Ну что ж, примерно так раскрывали некоторые учащиеся эти темы в прошлом году на экзамене. Получилось неважно. Так что и у вас в конце сочинения могла бы появиться запись учителя: «Сочинение не на тему» или «Тема раскрыта неполно».

— Почему?

— А вот как раз потому, что вы не обдумали тему, не поняли свою задачу, а потому писать собрались не на тему, а вокруг темы, нечто по поводу темы.

Так давайте уточним, что же такое обдумывание темы. Обдумать тему — это значит взвесить, проанализировать каждое слово в формулировке темы, определить, какое из них содержит в себе основное зерно темы. Отсутствие такого анализа ведет к смещению акцентов, а иногда и просто к искажению темы. Очень часто учащиеся, уловив лишь общие контуры темы, бросаются сразу писать, боясь потерять драгоценное время.

Давайте посмотрим, в чем же ошиблись те трое десятиклассников, обдумаем по-настоящему предложенные им три темы и выясним, о чем же все-таки в этих сочинениях надо писать.

По теме «Роль образа Ниловны в раскрытии идейного замысла романа Горького «Мать» ученик, как вы помните, предложил писать об образе Ниловны. Подумай он хотя бы несколько минут над темой, он понял бы, что формулировка темы требует от пишущего сделать следующий шаг. В формулировке темы образ выступает как условие задачи. А найти здесь нужно роль, которую играет этот образ в идейном замысле романа «Мать». Основной акцент темы, стало быть, не в слове «образ», а в слове «роль», которое ученик второпях не заметил. Конечно, несколько абзацев сочинения можно будет посвятить и образу Ниловны, но лишь для того, чтобы уточнить исходные позиции.

Второй учащийся, которому была предложена тема «Образы Чацкого и Молчал ина», недооценил слово «образы». В формулировке темы он принял к сведению лишь фамилии двух главных персонажей комедии Грибоедова. Работать над сочине-нием этот учащийся собирался, видимо, так: сначала расскажет

все про Молчалина, потом возьмется за Чацкого. Где-то он сравнит их, противопоставит. Скажем, если Молчалин — карьерист, то Чацкий думает о пользе дела; если Молчалин — лицемер, то Чацкий — пылкий, искренний и страстный человек... Ну и так далее. В общем, получится нечто в духе сравнительной характеристики, что-то на уровне восьмого класса. А ведь тема «Образы Чацкого и Молчалина» была предложена десятиклассникам! Но десятиклассник не может, да и не должен писать о Пушкине, о Грибоедове, о Лермонтове так же, как он писал о них в восьмом классе, его взгляд должен быть и шире, и глубже.

Давайте же попробуем обдумать тему «Образы Чацкого й Молчалина» с позиции десятиклассников, которые должны понимать разницу между героем как человеком и как художественным образом. Согласимся, что между человеком Чацким и человеком же Молчалиным действительно нет ничего общего, они поистине «лед и пламень». В восьмом классе мы и сравнивали их как живых людей, восторгаясь одним и разоблачая другого. Кстати, в восьмом классе и тема формулировалась «Чацкий и Молчалин». Теперь же перед вами поставлена другая задача: порассуждать о Чацком и Молчалине не как о людях, а как о художественных образах. И тут вдруг обнаруживается, что между образами (в отличие от людей) можно найти и общее. Ну, например, место этих образов в сюжете пьесы. Разве не интересно над этим думать и, размышляя, сделать свое маленькое открытие? Скажем сразу: открытий может быть несколько. Остановимся на одном из них.

Оказывается, что оба эти образа могут служить для освещения одной и той же проблемы. Мы знаем, что главный удар своей сатиры Грибоедов направил на дворянское общество. И знаем также, что и Чацкий, и Молчалин — оба непосредственно связаны с этим обществом, правда, каждый по-своему. Чацкий— потомственный дворянин, то есть он без особых усилий может пользоваться всеми привилегиями дворянского сословия. Но мы знаем также, что Чацкий не принимает это общество. Молчалин — «безродный». Чтобы добиться дворянской «сладкой» жизни, ему надо приложить огромные усилия. Но уж зато как он обожает и почитает это дворянское общество!

После такого сопоставления мы и убеждаемся, что Грибоедов хотел дать не только яркую картину дворянства путем обрисовки типичных его представителей (Фамусова, Хлестовой и др.), но и осветить это общество с разных сторон. Один ракурс — отрицание общества Чацким. Другой ракурс — восхваление общества Молчалиным. Есть над чем задуматься, не правда ли?

Вот мы и обдумали тему. Так о чем же будет наше сочинение на тему «Образы Чацкого и Молчалина»? Очевидно, о том, как Грибоедов с помощью этих образов добивается выпуклого, объемного изображения дворянского общества.

Теперь нам осталось обдумать третью тему «Тема советского патриотизма в лирике Маяковского». Как вы помните, третий ученик сказал, что здесь надо писать о патриотизме, это, мол, совершенно ясно. Значит, при беглом взгляде на тему слово «патриотизм» показалось ему главным. А теперь посмотрим на формулировку темы не бегло, а внимательно, то есть обдумаем тему. Да, конечно, Маяковский любил свою Родину, кто же. с этим станет спорить? Ну, будем на все лады повторять: «Ах, как он любил!» Ну, приведем массу цитат, вроде: «Я землю эту люблю!» А для чего? Не будет ли это называться «ломиться в открытую дверь»? Нет, скажем прямо, такое сочинение не интересно ни писать, ни читать.

Л теперь обратим внимание еще на одно слово формулировки темы, стоящее рядом со словом «патриотизм». Слово это — «советский». К чему зовет нас это слово? По-вндимому, к тому, чтобы определить характер патриотизма Маяковского. Как мы знаем, естественное чувство патриотизма присуще многим на земле. Это интересно нс само по себе. Интересно то, за что же конкретно люди любят свою Родину. Слово «патриотизм» неоднозначно. Нам известно, например, понятие «квасной патриотизм». А Лермонтов сам называл свой патриотизм «странным» («Люблю отчизну я, но странною любовью...»).

А каков патриотизм /Маяковского, за что именно он люби г свою отчизну? Не кажется ли вам, что раскрытие темы наиболее плодотворно вести именно по этому пути? Видите, слово «советский» — не просто часть словосочетания «советский патриотизм», а то самое главное слово, в котором содержится зерно темы. Значит, на вопрос «О чем писать сочи пенне «Тема советского патриотизма в лирике Маяковского»?» правильно было бы ответить так: «О характере патриотизма лирики Маяковского, о тех свойствах его патриотизма, которые позволяют назвать его советским».

Итак, мы обдумали три предложенные темы, то есть выяснили, о чем будем писать в каждом из трех случаев.

А теперь признайтесь, не правда ли, у вас осталось какое-то неудовлетворение? Обдумывали-обдумывали, а многое осталось неясным. В сочинении на тему «Роль образа Ниловны в раскрытии идейного замысла романа Горького «Мать» мы выяснили, что писать будем о роли, которую предназначил Горький образу Ниловны в раскрытии идейного замысла романа. А какова эта роль? На этот вопрос мы не ответили. Говоря о теме «Образы Чацкого и Молчалина», мы решили, что будем рассматривать в сочинении образы Чацкого и Молчалина как средство для выяснения авторского отношения к фамусовскому обществу. А каково это отношение по существу? Снова вопрос остался без ответа. И наконец, приступая к сочинению «Тема советского патриотизма в лирике Маяковского».

СОЧИНЕНИЯ, ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ

БОЛЬШЕ НЕТ

 

Найти похожие материалы можно по меткам расположенным ниже

             👇

Автор - Морозова Н.П., ★Все➙ Учебники 10 класс 11 класс, Русский язык - Сочинения, Изложения, Русский язык - 10-11 классы, Все - Для учащихся старших классов

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела "РУССКИЙ ЯЗЫК"

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика