Учитесь быстро читать (Андреев, Хромов) 1991 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Учитесь быстро читать (Андреев, Хромов) 1991

Назначение: Книга для учащихся старших классов 

В книге рассказывается о том, как научиться быстро читать, глубже и полнее понимать прочитанное, разбираются причины медленного чтения и приемы освоения техники быстрого и эффективного чтения. Авторы приводят 10 бесед с упражнениями и контрольными заданиями, позволяющими самостоятельно или с помощью педагогов освоить метод быстрого чтения

© "Просвещение" Москва 1991 

Авторство: АНДРЕЕВ ОЛЕГ АНДРЕЕВИЧ, ХРОМОВ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ

Формат: PDF Размер файла: 13.2 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

От издательства 3

Введение к беседам о технике быстрого чтения . 4

Беседа первая. Как мы читаем 9

Беседа вторая. Первое правило быстрого чтения . 20

Беседа третья. Интегральный алгоритм чтения . . . 28

Беседа четвертая. Дифференциальный алгоритм чтения 44

Беседа пятая. Артикуляция и чтение ... 61

Беседа шестая. Движение глаз при чтении . 74

Беседа седьмая. Внимание при чтении . . 93

Беседа восьмая. Чтение и память ... 113

Беседа девятая. Что читать? Как читать? 130

Беседа десятая. Читаем быстро, быстрее, еще быст¬рее . . . 143

Приложения 151

Литература . . 159

Учебное издание

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Учитесь быстро читать (Андреев, Хромов) 1991 года

СКАЧАТЬ PDF

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 От издательства

Как читать? Вопрос не праздный, хотя, на первый взгляд, может показаться наивным. Велика, мол, мудрость — бери и читай!

Но каждый ли грамотный человек действительно умеет «куль¬турно» читать? Каждый ли читающий уверенно скажет, что пони¬мает и запоминает все прочитанное? Что такое читательский та¬лант— природный дар или результат упорного труда? Благо или блажь быстрое чтение? А медленное — недостаток или необходи¬мость? Вопросы, вопросы... Мы не всегда задаем их себе — так естественны для многих потребность и привычка раскрывать книгу или газету. А если задать?

Книга О. А. Андреева и Л. Н. Хромова, наверное, поможет на них ответить. Более того, объяснит сам механизм чтения и восприя¬тия прочитанного, подскажет, как стать по-настоящему грамотным читателем и успешнее плыть в море современной печатной про¬дукции.

Конечно, методика, предлагаемая авторами,— это не волшебный ключик, который откроет все потайные двери подлинного искусства чтения. Здесь, как говорится, каждый сам себе мастер. И, конечно же, система быстрого чтения и интеллектуального развития челове¬ка, которую разработали авторы вместе с единомышленниками, не единственная и не абсолютная. Но она дает эффект, пользуется популярностью, о ней говорят (правда, не всегда точно^) —так что лучше обо всем узнать из первых уст.

Предлагая эту книгу вам, дорогие друзья, мы, издатели, надеем¬ся, что она подтолкнет вас прежде всего к раздумьям, к собствен¬ным поискам. Для кого-то, возможно, книга станет практическим пособием, кто-то использует лишь некоторые рекомендации авторов, а кому-то они покажутся спорными или просто неприемлемыми. Не беда. Главное понять, что чтению надо учиться. Тогда оно — и радость, и труд души, и польза. Успеха вам!

Введение к беседам о технике быстрого чтения

Дорогой друг! Мы предлагаем открыть эту книгу для того, чтобы познать, изучить и освоить новый способ чтения, который мы называем быстрое чтение. Настоящая книга — итог двадцатилетней научной и практической деятель¬ности ее авторов по разработке и внедрению техники быстрого чтения. Ч и- тают все, но быстро читать умеют немногие. Многолет¬ний опыт исследований доказал справедливость этого тезиса. Наша мето¬дика обучения получила название «Доминанта 2000 года». Термин доминанта (главенствующая идея, основной признак) означает использование дости¬жений современной науки, а число 2000 означает, что мы готовимся сегодня к деятельности в 2000 г.

Вам жить и работать в XXI в. Готовиться к этому нужно сегодня. Мы считаем, одно из непременных условий продуктивной деятельности в XXI в.— освоение техники быстрого чтения.

Предлагаемая в книге методика освоения техники быстрого чтения яв-ляется первой ступенью комплексной программы интеллектуального разви¬тия человека, разработанной нашей научной группой.

Как справедливо отмечают ученые, исследующие процессы умственной деятельности, в школах и институтах всего мира учат знаниям, а не грам-матике творческого процесса. Мы предлагаем вам частично восполнить этот пробел. Вторая ступень обучения получила название «Сатори», что означает озарение. Ее задача — тренировка памяти и дальнейшая активизация ин-теллектуальной деятельности.

Третья ступень обучения — программа «Ультра-рапид» — сверхбыстрое чтение — ставит своей целью развитие и тренировку внимания. По каждой из этих программ предполагается создание отдельных книг.

Подробнее о них вы узнаете в десятой беседе.

Цель нашей работы помочь вам научиться читать так хорошо, как вы того желаете. Независимо от вида занятий или материала, который читаете, вы можете научиться читать гораздо быстрее и с лучшим пониманием, чем делали это раньше.,

Новый- спосо’0\чт<ё^йя — быстрое чтение — возник в соответствии с лежа¬щей в глубине у каждого читателя потребностью читать быстрее и лучше. В этой книге вы найдете объяснение основных приемов для освоения метода быстрого и эффективного чтения, а также тесты для практических занятий.

Разумеется, одно прочтение книги еще не обеспечит повышения ско¬рости чтения. Для этого нужны упорные тренировки. Но, прочитав ее, вы поймете, что чтение — это работа. Быстрое чтение — не напряженный труд, а работа более производительная и эффективная.

Быстрое чтение — это подарок, который вы можете сделать , себе сами. После начального прочтения книги мы предлагаем приступить к тренировкам в соответствии с рекомендациями на с. 5.

Если вы будете аккуратно следовать наставлениям и добросовестно вы-полнять указания, то сможете со временем достичь успехов в таком эффек-тивном чтении, о котором можете только мечтать.

Навыки быстрого чтения обеспечат вам следующее:

помогут справиться с информационным взрывом;

гарантируют максимальное возмещение затрат времени и усилий, вложенных вами в чтение;

покажут различие между полезным смыслом и бесполезным объемом текста;

— помогут вам обрести принципиально новые качества в организации внимания и памяти для дальнейшей успешной учебы, активизации позна-вательной деятельности.

Позвольте пожелать вам успехов в освоении метода быстрого чтения. Авторы книги верят, что со временем — за пять — шесть месяцев — вы до-стигнете поставленной перед собой цели — стать опытным читателем. Мы будем признательны всем пожелавшим прислать свои замечания и предло-жения по анкете, помещенной в конце книги (с. 158).

Методика самостоятельных занятий

Освоение техники быстрого чтения в предлагаемой книге построено в виде бесед. Каждая беседа содержит небольшой теоретический раздел, описание упражнений и порядок их выполнения, а также тесты и контрольные тексты для измерения скорости чтения. К книге прилагается вкладыш, содержащий 8 таблиц Шульте для тренировки поля зрения. Они понадобятся вам для выполнения упражнений, изложенных в шестой беседе.

В книге имеются шесть приложений, в которых вы найдете контрольные вопросы к текстам для измерения скорости чтения, формулы внушения для занятий аутогенной тренировкой, а также ответы по некоторым тестам, которые вы будете выполнять в процессе занятий.

Методы обучения, положенные в основу упражнений, предложенных в книге, отличаются тем, что при кажущейся своей простоте они обеспечивают глубинное воздействие на тонкие механизмы мозга. Именно в этом принци-пиальное отличие нашей методики от других, разработанных в Советском Союзе и за рубежом. Обязательным компонентом обучения является про-ведение в рамках занятий методов психофизического саморегулирования — аутогенной тренировки. Как известно, аутогенная тренировка представляет собой научно-психологическую дисциплину, а именно методику самовнуше-ния, которая позволяет посредством психологических процессов, прежде всего воображения, внимания и эмоциональных состояний, влиять на дея-тельность органов, управляемых вегетативной нервной системой. В процессе обучения быстрому чтению роль воображения, внимания и эмоционального состояния исключительно велика.

Сравнительные исследования показали, что сеансы аутогенной трени¬ровки на 40% повышают эффективность обучения. Чем же объяснить это? Чтение в значительной степени процесс подсознательный. Большая часть механизмов психической деятельности, сопровождающих чтение и регули¬рующих его эффективность, управляется подсознанием. Означает ли это, что мы не можем воздействовать на него? Формировать новые программы и коды на уровне бессознательного? Достижения психологии свидетельствуют о том, что управлять этими процессами — задача вполне реальная. Более того, раз-работан комплекс упражнений, обеспечивающих обучение на подсознатель-ном уровне. В ряду таких упражнений важная роль принадлежит аутогенной

тренировке (АТ). Рекомендуемые формулы внушения для занятий АТ даны в приложении 2. Как уже указывалось, освоение метода быстрого чтения — процесс приобретения нового навыка умственной деятельности. Психологи-ческой основой для формирования такого навыка и является состояние аутогенного погружения.

Обязательное условие успешности самостоятельного обучения — непре-рывность, регулярность занятий, полнота и систематичность выполнения всех упражнений. Пять — шесть месяцев занимает цикл тренировок. Период за-нятий нужно спланировать так, чтобы на протяжении всего времени обучения выделять ежедневно для тренировок 30—40 мин.

Другое обязательное условие — сознательное освоение упражнений при глубоком понимании сущности выполняемых действий. Вряд ли можно достиг¬нуть успеха, если начать, например, тренировки, не поняв рекомендуемых приемов.

Главная особенность предлагаемой методики — активное и осознанное участие самого обучающегося в целенаправленном изменении тех сложных процессов, которые связаны с реализацией программ умственных действий. Без осознания этого, без вовлечения в опосредованную тренировку высших структур коры головного мозга, обеспечивающую перестройку процессов мышления, освоить метод быстрого чтения невозможно. Читать быстро, усваивать полно и глубоко прочитанное без познания сути процессов самого чтения нельзя, именно поэтому методы, основанные только на использо¬вании приборов, чаще всего и не имеют успеха. Они тренируют только след¬ственные факторы: движение глаз, периферические механизмы слуха и речи. Приборы оказывают слабое воздействие на мозговые центры, управляющие процессами чтения. Вот почему результаты такого обучения поверхностны и созданный с их помощью неустойчивый стереотип чтения разрушается до¬вольно быстро. Не могут дать положительных результатов и другие методики, в том числе и безаппаратные, не содержащие в своем арсенале упражнений, активно воздействующих на механизмы мозга.

Освоение метода быстрого чтения глубоко индивидуально. В нашей практике еще не было случая, чтобы все учащиеся одинаково успешно ос-ваивали упражнения и теоретический курс. Каждый сам выбирает для себя темп и методику наращивания скорости чтения. Отдельные упражнения и методика в целом подсказывают ряд принципов решения этой задачи. Таким образом, общая задача обучения — сформировать новые программы умствен-ных действий, новые коды. Средства и сроки ее решения каждый выбирает са-мостоятельно.

И наконец, третье обязательное условие успешного овладения методом быстрого чтения — постепенность наращивания скорости и приобретения на-выков. Это означает, что необходимо следовать таким известным принци¬пам: от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Переходить к следующему упражнению нужно только тогда, когда твердо освоены преды-дущие навыки.

Прежде чем приступить к выполнению заданий и упражнений, необходи¬мо провести некоторые подготовительные работы.

Материалы. Для занятий нужно иметь: 1) секундомер или часы с се¬кундной стрелкой, возможно использование электронных наручных или на¬

стольных часов с цифровой индикацией секундных интервалов; 2) любой школь¬ный калькулятор для подсчета объемов текстов, которые вы будете читать, и вычисления скорости вашего чтения; 3) экран мысленного взора (возьмите половину большого листа ватмана размером 430 X 400 мм. Проведите рамку зеленым фломастером или краской на расстоянии 10 мм от края. Образуется внутренний прямоугольник размером 410 X 380 мм. Укрепите лист кноп¬ками на стене в удобном на все время занятий месте узкой стороной гори¬зонтально. Экран мысленного взора — это своего рода демонстрационная доска, на которой отрабатываются основные элементы упражнений техники быстрого чтения и аутогенной тренировки).

План занятий. Советуем спланировать свое время так, чтобы на период занятий — 5—6 месяцев — вас не отвлекали другие дела (туристи¬ческие поездки, загородные прогулки). Совершенно недопустимо одновремен¬но осваивать технику быстрого чтения и, например, вождение мотоцикла или вязание. Приступая к занятиям, вы должны быть уверены в том, что ничто не помешает довести их до конца. Каждая беседа-урок требует 2—3 недели ин-тенсивных тренировок. При необходимости можно увеличить время для отра-

Рис. 1. График роста скорости чтения в процессе занятий

ботки отдельных упражнений. Однако во всех случаях общая продолжитель-ность занятий не должна превышать 6 месяцев. При появлении каких-либо серьезных мешающих факторов лучше прервать занятия и начать их заново в благоприятное для вас время. Для успешной работы следует наметить пред-варительный план работы и стараться неукоснительно следовать ему. Об¬разец примерного плана занятий показан в приложении 1. Рекомендуем так¬же в процессе занятий вести дневник обучения, где вы будете отмечать ус¬пехи и трудности. Числовые результаты скорости чтения контрольных текстов следует фиксировать на специальном графике, образец которого показан на рис. 1.

Рабочее место, режим занятий. Оптимальными следует счи¬тать ежедневные занятия дома. Продолжительность каждого занятия 30— 40 мин. Желательно работать в одно и то же время. Рабочее место должно быть хорошо и ровно освещено. На столе ничего лишнего. Ничто не должно отвлекать от занятий. Настоятельно рекомендуем читать большую часть вре¬мени в положении стоя, размещая книгу на наклонной поверхности типа бюро или конторки. Во время занятий полезно делать небольшие перерывы. Прежде всего расслабиться, дать отдых глазам. Посмотреть в окно вдаль, затем на пе¬редний план. Хорошо, если перед глазами будет любимая картина, фотогра¬фия или предмет. Полезны несложные физические упражнения. Спокойная тихая музыка также создает благоприятные условия для полноценного отдыха. Наконец, комплекс упражнений аутогенной тренировки позволит в необходи-мых случаях полностью снять психические нагрузки, настроиться на отдых или занятия. Следует помнить, что период освоения техники быстрого чтения потребует мобилизации душевных и физических сил. Рациональный режим дня, полноценный ночной сон, компенсированное питание — все эти факторы создадут благоприятные условия для получения желаемых результатов.

Для развития ПРОЕКТА!

С этой книгой читают

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика