Skip to main content

Советские учебники и книги по Русскому языку

Методические указания к преподаванию русского языка в 1 классе (Кеменова, Кузьмина) 1958 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

Методические указания к преподаванию русского языка в 1 классе (Кеменова, Кузьмина) 1958

Назначение: Методические указания по русскому языку для учителей первых классов охватывают круг тем по грамматике и правописанию, которые учащиеся постепенно усваивают в процессе обучения грамоте в первом полугодии и закрепляют систематической работой по учебнику — во втором

В книге даны методические указания по усвоению знаний по правописанию в процессе обучения грамоте и развёрнутые уроки по изучению всех тем программы по грамматике и правописанию. По каждой теме указано число часов для её прохождения. В содержание каждого урока входит материал для классной ра-боты и для задания на дом. Имеются также методические указания по усвоению минимума слов, правописание которых дети должны запомнить. В конце книги даны указания по обобщению и систематизации полученных детьми знаний, а также уроки повторения и закрепления их.

© "Учпедгиз" Москва 1958

Авторство: Кузьмина Антонина Антоновна, Кеменова Александра Васильевна

Формат: PDF Размер файла: 4.32 MB

 

СОДЕРЖАНИЕ

Первое полугодие

Второе полугодие

Методические указания к урокам учебника Н. А. Костина

Повторение о звуках и буквах

Деление слов на слоги

Слово и предложение

Большая буква в именах и фамилиях.

Большая буква в кличках животных

Повторение пройденного

Слова с буквой й

Слова с буквой э

Повторение

Мягкий знак в конце и середине слов

Слова с буквами я, ю, 6, е

Сочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу

Повторение пройденного за весь год

Примерное планирование

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник СССР - Методические указания к преподаванию русского языка в 1 классе (Кеменова, Кузьмина) 1958 года

СКАЧАТЬ PDF

📜 ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ.

Первоначальные сведения по грамматике и правописанию в процессе обучения грамоте. Первоначальные сведения по грамматике и орфографии в I классе даются детям уже в процессе обучения грамоте в связи с изучением звуков и букв. Эти сведения основаны на слуховых восприятиях предложений и слов и на умении расчленять слова на их составные части—слоги и звуки. Обучение письму тесно связано с обучением чтению, это, можно сказать, две неразрывные части целого процесса обучения грамоте: дети пишут те слова, которые читают, и прочитывают то, что пишут. Порядок грамматических сведений обусловлен определённой системой обучения грамоте и соответствует расположению материала в букваре.

Ещё в подготовительный период обучения дети практически знакомятся с предложением, они узнают, что небольшой рассказ состоит из предложений, учатся отвечать на вопросы учителя целыми предложениями, придумывают предложения по картинке с данными учителем словами.

В это же время начинаются звуковые упражнения, в процессе которых дети изучают слова по смыслу и со стороны их слогозвукового состава.

Так постепенно намечается порядок первоначальных сведений по грамматике и орфографии в процессе обучения грамоте.

На первом этапе обучения грамоте учащиеся узнают, что предложение состоит из слов, что каждое слово имеет своё значение; слова можно делить на слоги и звуки. Дети учатся понимать, что звуки обозначаются буквами, что звуки мы слышим, а буквы видим, печатаем или пишем.

Не все звуки произносятся одинаково: одни легко И свободно, а другие произносятся труднее. Учителю нужно настойчиво учить детей произносить звуки слова чётко и чисто (без призвуков: л, м, с, н, а не лэ, мэ, сэ, нэ), а для этого он сам должен показывать пример такого произношения.

На первом этапе обучения грамоте дети узнают, что звуки а, у, ы, о—гласные, они образуют слог; м, ш, с, р—согласные.

Когда звук выделен, дети учатся, как написать каллиграфически правильно соответствующую букву, как правильно связать изученную букву с последующей буквой слова. Правильному, красивому письму нужно учить с первых шагов обучения. В небрежных и неряшливых тетрадях больше ошибок. Письмо нужно ставить так, чтобы дети никогда не ошибались: „Ни одной ошибки ни для глаза, ни для руки Г— говорит Всеволод Флёров.

Для лучшего запоминания пройденных букв и .упражнения в правильном каллиграфическом письме полезно проводить слуховой диктант отдельных букв, слогов и слов.

Учитель отчётливо и чисто произносит: ы, м, а, ш,у... Дети пишут названные буквы. Учитель обходит класс и берёт на заметку ошибки некоторых детей (замена одной буквы другой, пропуск какой-нибудь буквы, искажение начертания буквы). Ошибки исправляются, буквы прочитываются.

Перед записью слов анализ слова повторяется и вместо печатания на наборном полотне слово пишется в тетради сначала по слогам (ша-ры), а потом, связывая слоги в целое слово (шары). И здесь нужно следить, чтобы все ученики писали слово правильно, чтобы и рука, и глаз запомнили правильное начертание слова. С первых шагов надо приучить учащихся к самопроверке: прочитать написанное слово про себя и сравнить со словом, написанным на доске; найденную ошибку исправить и написать ещё раз слово совершенно правильно.

В процессе обучения грамоте слуховые диктанты проводятся раз в неделю. Но основной вид письменных работ в процессе обучения грамоте—списывание слов с прописи букваря, а также списывание слов и предложений, красиво написанных учителем на доске, с предварительным слогозвуковым анализом их. Разлиновка и расположение слов доске должны соответствовать страничке тетради.

Организация строчки и странички тетради продумывается учителем при подготовке к уроку; для этого полезно самому учителю написать в тетради по трём линиям то, что предполагается писать в классе.

Таким образом, с первых шагов письма учащимся приходится работать с большим напряжением: правильно писать все части буквы, правильно связывать элементы в целые буквы, а буквы — в слоги и слова, отсчитывать линейки и клеточки на страничке тетради, чтобы расположить слова на строчке так, как требует учитель, писать слова грамотно.

При чтении предложений по букварю, а в дальнейшем при записи предложений дети узнают, что в начале предложения ставится большая буква, а в конце предложения ставится точка.

Во всех случаях учителю нужно помнить, что письмо должно быть не только орфографически и каллиграфически правильным, но и сознательным: ни одного слова без живого представления того, о чём пишут дети! При сооб-щении первоначальных грамматических сведений, как и вообще при обучении детей-семилеток, должна быть наглядность в самом широком значении этого слова: показ натурального предмета, его изображения, доступной детскому пониманию картинки, таблицы, рисунка учителя и красивой записи на доске. Перед записью предложения сначала проводится смысловой анализ этого предложения (О ком или о чём говорится в предложении? Что говорится о предмете?), а затем — деление предложения на слова, слов — на слоги и звуки. (Сколько слов надо написать? Первое слово? Второе? Слоги и звуки каждого слова.) И только после такого анализа дети пишут данное предложение. Написанное предложение прочитывается, выявляются и исправляются ошибки. На первых порах исправленное предложение полезно выписать ещё раз.

Читая имена людей (Маша, Саша, Рома, Луша, Мура и др.), дети узнают, что имена людей и клички животных печатаются и пишутся с большой буквы.

Таким образом, к концу первого этапа обучения грамоте учащиеся получают следующие знания по грамматике и орфографии:

1. Практическое знакомство с предложением без определения предложения.

2. Точка в конце предложения.

3. Большая буква в начале предложения.

4. Большая буква в именах и кличках животных.

5. Деление предложения на слова, слов —на слоги и звуки.

Второй этап обучения грамоте начинается изучением звука и буквы а. При анализе слов с этим звуком дети учатся произносить мягкие согласные, выделяют и читают слоги с буквой и (ми, си, ли, ри...). Нужно развить у детей умение слышать и вслушиваться в такой степени, чтобы при анализе слога с буквой и они слышали мягкое произношение согласного звука: рь, мь, сь, ль... Это подготовит их к правильному чтению и письму слов с мягкими согласными и к пониманию значения мягкого знака как знака мягкости согласного звука.

Правильный анализ слова типа окунь, конь, соль подведёт детей к пониманию необходимости обозначения мягкости согласной в конце слова мягким знаком. Уча-, щиеся придумывают слова с мягкой согласной на конце, анализируют их, составляют из букв разрезной азбуки и списывают их с доски в тетради и словарики. Путём анализа слов типа окуньки, коньки дети убеждаются, что при письме этих слов мягкий знак сохраняется. Вывеши-вается таблица знакомых детям слов с мягким знаком на конце слова и в середине.

На втором этапе обучения грамоте учащиеся анализируют, составляют из букв разрезной азбуки и читают слова со слогами жи и ш.и. При работе с указанными словами учащимся нужно сообщить, что звуки ж и ш всегда произносятся одинаково твёрдо, а слоги жи и ши всегда пишутся с буквой и. Это надо хорошо запомнить. Очень полезно дать детям задание придумать слова со слогами жи и ши и с помощью учителя записать их в словарики.

Запоминанию сочетаний жи и ши помогает таблица этих слогов.

жи ши

Звук и изучается путём сопоставления со звуком и. Например, анализируются слова сараи и сарай. Уже до-

статочно развитой слух детей легко улавливает разницу в произношении звуков ин й. Звук и можно протянуть, й произносится коротко и потому называется и краткое. На наборном полотне данные слова составляются по слогам: .

са-ра-и са-рай

Дети подводятся к выводу, что звук и составляет слог. Звук а слога не составляет.

Они охотно придумывают слова со звуком й, находят и читают их в букваре, составляют из букв разрезной азбуки и списывают после слогозвукового анализа в свои тетради и словарики. Чем больше слов проанализировано, составлено и записано, тем лучше дети усвоят произно-шение звука й и написание слов с этой буквой.

На втором этапе обучения грамоте учащиеся приобретают следующие знания по правописанию:

1. Правописание слов со слогами жи и ши.

2. Письмо слов с буквой й.

3. Мягкое произношение согласных перед и.

4. Мягкое произношение согласных в конце слова и в середине слова (конь — коньки) и обозначение этой мягкости буквой ь (мягким знаком).

5. Правописание слов с буквой э.

На третьем этапе обучения грамоте дети изучают йотированные буквы: е, ё, я, ю.

При обучении чтению и письму слов с йотированными гласными хорошим пособием может служить таблица гласных букв, расположенных в следующем порядке:

а у о ы э я ю ё и е

Используя приём сопоставления слов с твёрдыми и мягкими согласными: мыл I мал I вол I лук:

мил | мял | вёл I люк и др., учитель подводит детей в выводу, что после мягких согласных пишутся буквы и, е, ё, я, ю, а после твёрдых согласных — буквы а, о, у, ы, э.

Первое полугодие 3

Второе полугодие 9

Методические указания к урокам учебника Н. А. Костина 14

Повторение о звуках и буквах Деление слов на слоги Слово и предложение Большая буква в именах и фамилиях. Большая буква в кличках животных Повторение пройденного Слова с буквой й Слова с буквой э Повторение Мягкий знак в конце и середине слов Слова с буквами я, ю, 6, е Сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу Повторение пройденного за весь год Примерное планирование

УЧЕБНИКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 1 КЛАССА

БОЛЬШЕ НЕТ

Найти похожие материалы можно по меткам расположенным ниже

             👇

Автор - Кеменова А.В., Автор-учебника - Кузьмина А.А., ★ВСЕ➙ Учебники 1 класс, Методики преподавания , Русский язык - 1 класс, Для учащихся младших классов, Русский язык - Для младших классов

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела "РУССКИЙ ЯЗЫК"

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика