Уроки русского языка в 5 классе (Гдалевич, Фудим) 1991 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Уроки русского языка в 5 классе (Гдалевич, Фудим) 1991

Назначение: Пособие адресовано учителям-словесникамВ книге обобщен опыт работы авторов – московских учителей-словесников – по программе V класса. В пособии уделено большое внимание связным текстам, играм, музыкальным диктантам, приему «открытие темы», дифференцированным заданиям, в которых учитывается уровень подготовки учеников и их интересы.

В книге не все темы программы доведены до поурочной структуры. По темам «Прилагательное», «Глагол», «Повторение материала в конце учебного года» предлагается дидактический материал в виде связных текстов и творческих заданий.

© "Просвещение" Москва 1991 

Авторство: Гдалевич Л.А., Фудим Э.Д.

Формат:DjVuРазмер файла: 1.2 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Урок 1. Язык — важнейшее средство общения 6

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ .... 8

Урок 2. Состав слова

Урок 3. Сочинение 11

Урок 4. Правописание безударных гласных в корне слова

Урок 5. Правописание безударных гласных в корне слова 12

Урок 6. Правописание согласных в корне слова 13

Урок 7. Правописание согласных в корне слова 15

Урок 8. Правописание согласных в корне слова 16

Урок 9. Буквы а, у, а после шипящих 17

Урок 10. Разделительные ъ и ь 18

Урок 11. Раздельное написание предлогов 19

Урок 12. Говори! 20

Урок 13. Запоминай и пиши! 21

ОТКРЫТЬ:  оглавление полностью...

 

Урок 14. Текст

Урок 15. Творческая работа

Урок 16. Части речи 22

Урок 17. Части речи 23

Урок 18. Глагол 25

Урок 19. -Ться  и -тся в глаголах 26

Урок 20. Личные окончания глагола

Урок 21. Имя существительное 27

Урок 22. Имя существительное 28

Урок 23. Тема текста 29

Урок 24. Творческая письменная работа 30

Урок 25. Имя прилагательное 31

Урок 26. Имя прилагательное 32

Урок 27. Имя прилагательное 33

Урок 28. Местоимение 35

Урок 29. Зачет по контрольным вопросам

Урок 30. Стили речи

Урок 31. Контрольный диктант 36

Урок 32. Анализ контрольного диктанта 37

Уроки 33, 34. Анализ творческих работ

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ 38

Урок 35. Словосочетание

Урок 36. Разбор словосочетания 39

Урок 37. Основная мысль текста 41

Урок 38. Предложение

Урок 39. Предложение. Грамматическая основа предложения .... 43

Урок 40. Предложение 44

Уроки 41, 42. Сжатое изложение или сжатый устный пересказ .... 45

Урок 43. Виды предложений по дели высказывания 46

Урок 44. Восклицательные предложения 47

Урок 45. Музыкальный диктант 49

Урок 46. Анализ диктанта 50

Урок 47. Сочинение 50

Урок 48. Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее

Урок 49. Сказуемое 51

Урок 50. Сказуемое 52

Урок 51. Нераспространенные и распространенные предложения ... 53

Урок 52. Второстепенные члены предложения. Дополнение 54

Урок 53. Определение 55

Урок 54. Обстоятельство 56

Урок 55. Закрепление темы «Обстоятельство» и повторение темы «Главные

и второстепенные члены» 58

Урок 56. Предложения с однородными членами 59

Урок 57. Знаки препинания в предложениях с однородными членами . .

Урок 58. Знаки препинания в предложениях с однородными членами . . 60

Урок 59. Предложения с обращениями

Урок 60. Предложения с обращениями 63

Урок 61. Письмо

Урок 62. Разбор простого предложения 65

Урок 63. Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка!» 66

Урок 64. Простые и сложные предложения

Урок 65. Простые и сложные предложения 68

Урок 66. Разбор сложного предложения 69

Урок 67. Прямая речь

Урок 68. Прямая речь 70

Урок 69. Диалог 71

Урок 70. Диалог 72

Урок 71. Обобщение изученного в теме «Синтаксис. Пунктуация» ... 73

Урок 72. Зачет по теме «Синтаксис» 74

Урок 73. Контрольный диктант

Урок 74. Анализ контрольного диктанта

Уроки 75, 76. Изложение 75

Уроки 77, 78

ФОНЕТИКА, ГРАФИКА, ОРФОГРАФИЯ, КУЛЬТУРА РЕЧИ .... 76

Урок 79. Гласные звуки

Урок 80. Согласные звуки 78

Урок 81. Повествование 80

Урок 82. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие

Урок 83. Алфавит 81

Урок 84. Обозначение звонких и глухих согласных на письме ... 82

Уроки 85, 86. Описание предмета 83

Урок 87. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака . . 84

Урок 88. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака . . 85

Урок 89. Двойная роль букв е, ё, ю, я 86

Урок 90. Слог. Ударные и безударные слоги 87

Урок 91. Фонетический разбор слова 90

Урок 92. Закрепление 91

Урок 93. Устное описание картины (натюрморта)

Урок 94. Зачет 93

Урок 95. Контрольный диктант

Урок 96. Анализ контрольного диктанта

Урок 97. Анализ творческих работ

ЛЕКСИКА, КУЛЬТУРА РЕЧИ 94

Урок 98. Слово и его лексическое значение

Урок 99. Однозначные и многозначные слова 95

Урок 100. Прямое и переносное значение слов 96

Урок 101. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов

Урок 102. Омонимы 97

Урок 103. Синонимы 99

Урок 104. Синонимы 101

Уроки 105, 106. Сочинение по репродукции картины Грабаря «Февральская лазурь» 102

Урок 107. Антонимы ЮЗ

Урок 108. Зачет по теме «Лексика» 105

Уроки 109, ПО. Изложение

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ОРФОГРАФИЯ, КУЛЬТУРА РЕЧИ .... 107

Урок 111. Однокоренные слова и формы одного и того же слова ...

Урок 112. Окончание и основа слова 108

Урок 113. Окончание и основа слова 109

Урок 114. Сочинение 110

Урок 115. Корень слова  

Уроки 116, 117. Сочинение с включениями элементов рассуждения в повествование 112

Урок 118. Суффикс

Урок 119. Анализ творческих работ 113

Урок 120. Суффикс

Урок 121. Приставка

Уроки 122, 123. Изложение 114

Урок 124. Чередование звуков 115

Урок 125. Беглые гласные

Урок 126. Разбор слова по составу 116

Урок 127. Правописание гласных и согласных в приставках 117

Урок 128. Буквы з и с на конце приставок

Урок 129. Буквы з и с на конце приставок 118

Урок 130. Буква о — а в корне -лаг лож- 119

Урок 131. Рассуждение 120

Урок 132. Буквы о — а в корне -раст рос-

Урок 133. Различение чередующихся гласных и гласных, проверяемых

ударением в корне 121

Урок 134. Буквы о — е после шипящих в корне 122

Урок 135. Буквы ы — и после ц

Урок 136. Письменное закрепление пройденного в разделе «Словообразование» 123

Урок 137. Обсуждение творческих работ

Урок 138. Зачет 124

Урок 139. Контрольный диктант

Урок 140. Анализ контрольного диктанта

Урок 141. Сочинение по упр. 444

МОРФОЛОГИЯ, ОРФОГРАФИЯ, КУЛЬТУРА РЕЧИ 126

Урок 142. Самостоятельные и служебные части речи

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ 130

Урок 143. Имя существительное как часть речи

Урок 144. Имя существительное как часть речи 132

Урок 145. Доказательства и рассуждения 134

Урок 146. Имена существительные одушевленные и неодушевленные . .

Урок 147. Имена существительные собственные и нарицательные . . . 136

Урок 148. Имена существительные собственные и нарицательные . . . 137

Урок 149. Сжатое изложение 140

Урок 150. Морфологический разбор имени существительного .... 141

Урок 151. Контрольная работа на материале первого этапа изучения

имени существительного 142

Урок 152. Анализ контрольной работы

Урок 153. Род имен существительных

Урок 154. Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

Урок 155. Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

Урок 156. Три склонения имен существительных

Урок 157. Падеж имен существительных

Урок 158. Падеж имен существительных

Урок 159. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных

в единственном числе

Урок 160. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе

Урок 161. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе

Урок 162. Изложение

Урок 163. Множественное число имен существительных

Урок 164. Множественное число имен существительных

Урок 165. Правописание о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных

Урок 166. Повторение изученного в разделе «Имя существительное» .

Урок 167. Зачет по теме «Имя существительное»

Урок 168. Контрольный диктант

Урок 169. Анализ контрольного диктанта

Урок 170. Сочинение

Урок 171. Анализ творческих работ

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Имя прилагательное как часть речи (§ 89). Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных (§ 90)

Описание животного (§91) _

Прилагательные полные и краткие (§ 92). Морфологический разбор имени прилагательного (§ 93)

ГЛАГОЛ .

Глагол как часть речи (§ 94)

Не с глаголами (§ 95)

Неопределенная форма глагола (§ 97)

Неопределенная форма глагола (§ 97). Правописание -тся и -ться в

глаголах (§ 98)

Виды глагола (§ 99)

Видовые пары (§ 100)

Буквы е — и в корнях с чередованием (§101)

Время глагола (§ 103). Прошедшее время (§ 104). Настоящее время (§ 105). Будущее время (§ 106)

Невыдуманный рассказ (§ 102) 163

Изложение (или устный пересказ) по рассказу Ю. Яковлева «Реликвия» 164

Спряжение глаголов (§ 107, 108) 165

Морфологический разбор глагола (§ 109) 166

Правописание ь в глаголах во втором лице единственного числа (§ ПО) 167

Контрольный диктант по теме «1 лагол»

Сочинение по картине 168

ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V КЛАССЕ ... 169

Сочинение «Экскурсия в картинную галерею» 170

Контрольный диктант 171

 

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Уроки русского языка в 5 классе (Гдалевич, Фудим) 1991 года

СКАЧАТЬ DjVu

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 Уважаемый коллега!

В нашем пособии мы рассказываем о том, как проводим уроки русского языка в V классе. Основная часть пособия имеет традиционную форму поурочных разработок.

Мы не ставили своей целью осветить все методические проблемы, например вопросы, которые глубоко и всесторонне рассматриваются в пособии Т. А. Ладыженской и др. «Обучение русскому языку в IV классе». Данные разработки не так полны, как «Уроки русского языка в IV классе» Е. И. Никитиной.

Наше пособие не идеальный ответ на вопрос, как надо преподавать русский язык, но один из возможных вариантов такого ответа. Каким же опытом мы решили поделиться с Вами?

Мы стараемся строить преподавание на мотивационной основе — при постоянном поиске ответа на вопрос, как сегодня (завтра, послезавтра, ежедневно) вызвать (сохранить) у учеников желание писать и говорить на родном языке, как стимулировать интерес учителя и ученика к совместной деятельности.

Урок родного языка должен в первую очередь стать уроком речевого творчества. В основе такого урока — интересный текст, способствующий духовному развитию ученика и учителя, соответствующий возрастным особенностям школьника, вместе с тем содержащий что-то новое в интеллектуальном и эмоциональном плане и, разумеется, насыщенный орфографически, грамматически, пунктуационно и т. д.

Для нас бесспорна воспитательная роль связного текста и то, что именно в тексте взаимодействуют все языковые средства; вот почему мы убеждены в том, что нетекстовая методика отбрасывает детей назад в их речевом и умственном развитии, текстовая ■— ведет вперед.

Важная деталь — мы диктуем текст по предложениям, не читая его весь с самого начала. Следуя таким образом за естественным ходом зрительного и слухового восприятия человека, пытаемся сохранить мотивацию письма: у ученика возникает потребность в написании каждой последующей строки.

Используем одновременное написание текста на доске; при самостоятельной работе учащихся возможна последующая проверка с помощью заранее подготовленного на пленке графопроектора (кодоскопа) образца. В зависимости от цели урока и со-

держания текста либо комментируется каждая фраза, либо анализируется текст в целом.

Работа по предупреждению и исправлению ошибок технически облегчается, если дети приучены писать текст через строчку (оставляя таким образом для анализа правописания «проверочную строку»), а также умеют пользоваться орфографической

развилкой, например в да (неправильное написание зачеркивается), пропуском буквы, в написании которой сомневаются, например вырасту, и другими приемами.

Текст записан. Что дальше?

Говорят, вся детская литература заключена в одном слове. Сюжет развивается, что-то происходит... и вдруг!.. Вот этим «вдруг!» мы и пользуемся как трамплином: текст обрывается на самом интересном месте, и — допиши, придумай, что там будет дальше, или сочини нечто жанрово аналогичное (или, если ничего не хочешь придумывать, сделай такое-то исполнительское задание) .

Конечно, писать творческие работы будут далеко не все. Какая-то группа участвует в этом постоянно; часть ребят — в тех случаях, когда их увлекает тема; есть такие, которые останутся равнодушными к творческим поискам. Это не страшно. Опыт показывает, что постепенно тех, кто пишет от души, нестандартно, по-своему, становится все больше. А те, кто не умеет так писать, живут в атмосфере творческого поиска, которая действует на них вдохновляюще, и постоянно развиваются в речевом отношении.

На уроках мы используем и такие приемы, как «открытие темы», «музыкально-литературный диктант», «игра-соревнование».

Прием «открытие темы» опирается на психологические особенности детского восприятия, на естественное желание разгадать загадку, поставленную в интересной форме.

«Музыкально-литературный диктант» поднимает урок на более высокий эмоциональный уровень (материал для такого диктанта — и грамзаписи песен, и чтение профессиональными актерами стихотворений или прозаических отрывков). Тематически объединенный с текстом, используемым на данном уроке, «музыкальнолитературный диктант» выполняет эстетические функции, обостряет восприятие школьниками поставленной перед ними проблемы и как бы «погружает» их в текст художественного произведения.

Органичной частью урока может стать игра-соревнование, при которой класс делится на две команды. Игровые моменты могут^ возникать практически на каждом этапе: во время лексической работы, разбора, объяснения орфограмм, работы над ошибками и т. д. Задания для синтаксических, морфологических и других турниров готовятся заранее. Например, дома дети подбирают примеры из стихотворений, иллюстрирующие то или иное правило, формулируют на их основе разнообразные задания: 4

найти слова, употребленные в переносном значении; определить спряжение глаголов; выделить главные члены предложения и т. п.— и на уроке предлагают их игрокам команды-соперницы. По окончании работы составы команд (т. е. практически весь класс), наблюдавшие за дуэлью своих представителей и проверявшие друг у друга правильность выполнения заданий, получают плюс-очки за правильные замечания и, соответственно, минус- очки за ошибки. Подсчет очков определяет команду-победительницу на сегодня — но завтра можно отыграться! Эта цель мобилизует детей, делает живой взаимопомощь, потому что руководит ими естественное желание помочь своей команде.

На всех этапах урока ведущую роль играет слово учителя. Учитель на нашем уроке — друг, которому можно доверить даже сомнительную гипотезу, соучастник поисков, для которого ход рассуждений столь же интересен и нов, сколь он интересен и нов для самих школьников. Ведь ребенок не может мыслить творчески, если он боится допустить оплошность. И Вы должны быть готовы к импровизации: учитель — профессия быстрого реагирования!

Устойчивость любого здания определяется прочностью фундамента и плавностью соединения несущих конструкций. Фундамент предлагаемой системы работы на уроке русского языка — личность учителя, способного «без швов» связать в единое целое все элементы урока и через интерес, любовь к предмету добиться желаемых результатов: научить детей понимать грамматический строй языка, писать без ошибок, красиво и логично говорить, умно и по-доброму мыслить.

Будем рады, если наша книга поможет Вам и Вашим ученикам.

 

★ ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "РУССКИЙ ЯЗЫК"

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "РУССКИЙ ЯЗЫК"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика