Занятия по развитию речи во втором и третьем классах (Зволинская, Сыроечковская, Шейнина) 1959 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Занятия по развитию речи во втором и третьем классах (Зволинская, Сыроечковская, Шейнина) 1959

Назначение: Цель настоящей книги помочь учителю привить детям навык излагать мысли последовательно, точно, грамотно в устной и письменной речи. Весь материал книги дан в развёрнутых уроках и распределён по четвертям.

© "Учпедгиз" Москва 1959 

Авторство: Зволинская Ю.И., Сыроечковская Е.А., Шейнина М.С. 

Формат: PDF Размер файла: 8.44 MB

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие   3

II класс   12

Первая четверть 14

Вторая четверть 54

Третья четверть 79

Четвёртая четверть 110

III класс 119

Первая четверть 121

Вторая четверть 143

Третья четверть 156

Четвёртая четверть 171

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Занятия по развитию речи во втором и третьем классах (Зволинская, Сыроечковская, Шейнина) 1959 года

СКАЧАТЬ PDF

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 ПРЕДИСЛОВИЕ

Цель настоящей книги помочь учителю привить де¬тям навык излагать мысли последовательно, точно, грамотно в устной и письменной речи. Весь материа.п книги дан в развёрнутых уроках и распределён по чет¬вертям.

Одни из указанных работ должны быть проведены на уроках чтения, например предметные уроки и уро¬ки, связанные с экскурсиями; другие — на уроках грамматики, например изложения, имеющие своей целью не только развитие письменной речи, но и за-крепление навыков правописания.

Для II класса даны разработки уроков чтения с целью показать, какое место в работе по чтению за¬нимает развитие речи.

Основой распределения материала по четвертям являются сезонность, знаменательные даты, связь с те¬матикой книги по чтению и с работой по грамматике.

Материал, прочитанный детьми, находит большое отражение в детских письменных работах по развитию речи. Многие работы по развитию речи имеют целью закрепить те представления и понятия, которые полу¬чают учащиеся на уроках чтения. Во II и III классах много работ проводится в связи с чтением по темам: «Воспоминание о лете», «Осень», «Зима», «Весна».

Материал для работы подобран в последовательном переходе от лёгкого к более трудному как по форме, так и по содержанию. Методические приёмы также по¬степенно усложняются.

Вся работа школы должна быть построена так, что¬бы на любом уроке развивать мыслительные и речевые способности детей. Работа по развитию речи на уроках чтения выражается в составлении учащимися полных и

правильно построенных ответов на вопросы учителя по прочитанному, в составлении планов к статьям и рас¬сказам, в устном пересказе и систематической словар¬ной работе по тексту произведения. На уроках грамма¬тики дети должны постоянно упражняться в составлении предложений устно и письменно по изучаемому грамма¬тическому материалу, писать небольшие изложения текстов, содержащих определённые орфограммы, писать сочинение по опорным словам, подобранным на опреде¬лённую грамматическую тему. На уроках арифметики также проводится значительная работа по развитию речи. От учащихся требуется умение правильно пере¬дать условие задачи, точно и чётко сформулировать вопрос к арифметическому действию.

Однако в общей системе работы по русскому языку необходимы и специальные уроки по развитию речи, на которых следует учить детей писать изложения, сочи¬нения по картине, сочинения на основе наблюдений и переживаний, а также систематически проводить сло¬варную работу. Во всех классах виды работы по раз-витию речи одинаковы:

1. Работа над словарём.

2. Работа над предложением.

3. Работа над связной речью.

Остановимся на каждом из этих видов в отдель¬ности.

I. Словарь

Работа над словарём детей—это основа, фунда¬мент всей работы по развитию речи.

Не обладая достаточным запасом слов, ученик не сумеет построить предложения, не сумеет выразить свою мысль.

Работа над словарём должна состоять:

В уточнении словаря.

В обогащении и активизации словаря.

Во II классе проводятся следующие виды сло¬варной работы:

1. Логические упражнения: классификация предметов, подведение видовых понятий под родовые, названия отдельных частей предметов.

2. Тематические словари: летние работы на лугу и в поле; машины и орудия труда в колхозе; го¬

род и средства передвижения; словарь сезонных явле¬ний природы.

В III классе:

1. Тематические словари: словари времён года, словарь летних работ в колхозе, словари для описания дней красного календаря.

2. Работа над образными словами и вы¬ражениями (эпитеты, сравнения, синонимы, мета¬форы) при чтении художественных произведений. Тер¬мины эти детям не даются.

II. Работа над предложением

Наша речь состоит из предложений. Предложения, правильно, логично сформулированные, ярче выража¬ют высказываемую мысль. Речь, состоящая из пра¬вильно сформулированных предложений, всегда ясна и легко понимается.

Во всех классах, на всех уроках учитель должен учить детей правильно строить предложения.

Работа над предложением — это грамматическая те¬ма, но изучение грамматики тесно связано с развитием речи. Для развития речи необходимо провести ряд спе¬циальных упражнений по привитию навыка правильно строить предложения.

Во II классе над предложением проводятся сле¬дующие виды работ:

1. Распространение предложений по во¬просам учителя.

2. Составление предложений в связи с наблюдениями и переживаниями детей.

3. Составление предложений по дан¬ным словам.

4. Составление предложений из раз¬розненных слов.

5. Составление письменных ответов на вопросы к прочитанному рассказу.

В III классе даны те же виды работы над предло¬жением, что и во II, но на более сложном материале. Кроме того, работа над предложением в III классе про¬водится на основе знаний, полученных при изучении предложения на уроках грамматики.

III. Работа над связной речью

Школа должна научить детей толково, последова¬тельно и грамотно выражать свои и передавать чужие мысли в устной и письменной форме. Умение выражать свои мысли достигается последовательной работой над сочинениями, а умение передавать чужие мысли — ра-ботой над устными и письменными пересказами. Заня¬тия по изложению и сочинению должны быть обучаю¬щего характера и проводиться в строгой последователь¬ности от лёгкого к более трудному. Нельзя давать ребёнку ни одного вида работы, не научив его выпол¬нять её.

Виды работ над связной речью по классам одина¬ковы, но материал для работы даётся в зависимости от общего уровня развития детей и постепенно увели¬чивается по объёму, усложняется по содержанию, по словарю и по конструкции речи.

Помощь учителя в работе детей постепенно умень¬шается, а степень самостоятельности детей всё более повышается.

Остановимся на методике работы над связной речью.

1. Сочинение по картине

Одним из сложных и основных видов творческой работы является сочинение по одной или нескольким картинам.

К. Д. Ушинский о работе с картиной говорит: «Учи¬те ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинами двадцать таких слов — и ребёнок усвоит их на лету».

«...если вы входите в класс, от которого трудно до¬биться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное — заговорит свободно, непринуж¬дённо»

Учитель должен научить ребёнка «читать картину», т. е. уметь рассмотреть и понять её содержание. Рас¬сматривать картину первое время ребёнок должен под руководством учителя: дети не могут самостоятельно

1 К. Д. Ушинский, Избранные педагогические сочинения, Учпедгиз, 1939, стр. 157.

разобрать картину всесторонне, заметить все подроб¬ности, установить их значение. Разбор картины важен также для обогащения лексики детей. Новые для детей слова и слова, трудные для правописания, учитель за¬писывает на доске. Дети их списывают в свои тетради.

На основе материала картины дети могут предста¬вить себе предшествующий момент и последующее те¬чение событий. Самый метод рассматривания картины развивает в ребёнке сознательную наблюдательность. Работа по картине состоит из следующих этапов: а) предварительная беседа, помогающая де¬тям понять содержание картины; б) молчаливое рассматривание картины детьми; в) раз¬бор содержания картины под руководст¬вом учителя (чтение картины); г) коллектив¬ное составление рассказа по картине (с пла¬ном или без плана); д) коллективное или само¬стоятельное письмо сочинения детьми.

2. Сочинения на основе детских переживаний и детских наблюдений

Если даётся тема, общая для всего класса (о рево¬люционных праздниках, об экскурсии, описание при¬родных явлений и др.), то вся работа ведётся под руководством учителя. Учитель обсуждает с детьми возможное содержание рассказа, затем работает с уча¬щимися над словарём и даёт план. Во II классе дети пишут сочинения в большинстве случаев коллективно. В III классе учащиеся пишут сочинения самостоятель¬но после предварительной устной подготовки. Письмо сочинения в III классе в некоторых случаях может быть дано и на дом.

В тех случаях, когда сочинение даётся на тему, са¬мостоятельно выбранную детьми, подготовкой к сочи¬нению служит небольшая беседа. Надо разъяснить, детям, что приступать к письму сочинения можно толь¬ко после того, как обдумаешь, о чём будешь писать, изложишь про себя мысленно все то, что ты хочешь написать. Учитель напоминает, что в сочинении надо указать, когда и где происходит действие, подробно оп сать самое событие и указать, чем всё кончилось (вступление, содержание, заключение).

3. Работа над изложением

Рассказы и статьи, которые даются учащимся II и III классов для изложения, должны быть написаны хорошим, литературным языком. Обязательным требо¬ванием является доступность словаря, простая конст¬рукция предложений, ясная последовательность в раз-вертывании событий. По содержанию они должны вполне соответствовать развитию учащихся. Особенно ценными следует считать рассказы, имеющие образова¬тельное и воспитательное значение.

Многие тексты, взятые для изложений, а также те¬мы для сочинений имеют целью укрепить знания уча¬щихся, полученные в процессе обучения, и воспитать в них моральные качества советского школьника. Та¬ковы темы для сочинений во II классе, работа по ил¬люстрации в книге «Весенний сев в колхозе», рассказы из детской жизни, воспитывающие в детях любовь к природе и желание принять посильное участие в труде взрослых.

В III классе в сочинении по картине «Таня-трак¬тористка» учащиеся описывают радостный и плодо¬творный труд в колхозе, сопоставляют его с тяжелым трудом крестьянина в дореволюционное время. Темы для изложений «8 Марта», «Одна беседа» и другие вы-зывают в детях стремление быть настоящими пионе¬рами.

Подготовительная работа к письму изложения со¬держит ряд последовательных этапов.

1. Предварительная беседа. Предваритель¬ная беседа проводится не всегда, но по большей части она бывает нужна для выяснения знаний и опыта уча¬щихся по тому вопросу, о котором идёт речь в излагае¬мом тексте. Так, например, перед чтением текста «Де¬вочка и грибы» Л. Н. Толстого, намеченного для изло¬жения, необходимо побеседовать с детьми о том, что они знают о железной дороге, что такое насыпь, полот¬но железной дороги, рельсы, кондуктор и т. д.

В другом случае, для того чтобы учащиеся получи¬ли ясное представление о тех предметах, о которых идёт речь, важно использовать или самые предметы, или картины. Например, говоря об ауле, сакле, надо показать соответствующие картины.

В связи с предварительной беседой надо объяснить учащимся новые и непонятные для них слова.

2. Чтение учителем текста проводится чёт¬ко и выразительно.

3. Анализ содержания рассказа. Анализ прочитанного рассказа является самым ответственным и трудным этапом всей подготовительной работы к письму изложения.

Учитель должен повести работу так, чтобы учащие¬ся осознали главную мысль и идейное содержание рас¬сказа, ясно себе представили последовательность со¬бытий, причинно-следственные связи.

Если содержание рассказа можно связать с личным опытом детей, следует это сделать. Тогда пересказ бу¬дет ярче и эмоциональней.

4. Построение рассказа. В III классе можно показать и построение прочитанного рассказа.

Беседа о построении рассказа в начальной школе должна проводиться в самой элементарной форме.

Надо отметить, есть ли вступление, нужно ли оно.

Обсудить, из каких основных моментов состоит со¬держание рассказа и какой из этих моментов са¬мый важный.

Отметить, есть ли заключение.

5. Составление плана.

Работа над планом является логическим упражне¬нием. План должен помочь учащимся последовательно изложить содержание рассказа и осознать связь меж¬ду отдельными частями рассказа.

Во II и III классах план составляется учащимися коллективно под руководством учителя. Во II классе план часто даётся самим учителем. Коллективное со¬ставление плана учащимися под руководством учителя проводится различными приёмами.

Первый приём: составление картинно¬го плана. Очень полезно в начальных классах шко¬лы составлять картинный план. Картинный план помо¬гает детям подробнее и ярче изложить содержание рассказа.

Второй приём составления плана по вопросам. Учитель подводит детей к составлению плана

вопросами: «О чём вы будете писать сначала? О чём говорится дальше?» и т. д.

Третий приём составления плана — де¬ление текста на логически законченные части. Содер¬жание каждой части разбирается, выделяется главная мысль, даётся заглавие каждой части. Эти заголовки служат планом для рассказа.

Не следует непременно выдерживать весь план в форме однотипных заголовков. Озаглавливание каждой части может быть: 1) в форме повествователь¬ных предложений, 2) в форме вопроситель¬ных предложений и 3) в форме назывных предложений.

6. Анализ языка произведения.

При анализе языка рассказа необходимо обращать внимание детей на точность, выразительность, красоч¬ность некоторых слов и выражений.

Указать детям и те художественно-изобразительные средства языка (эпитеты, сравнения, метафоры), кото¬рыми пользуется автор.

Полезно некоторые более яркие слова и выражения записать в тетради, чтобы учащиеся могли их использо¬вать при изложении.

Изложение контрольного характера

Контрольные изложения проводятся начиная с III класса. В первом полугодии учащиеся III класса пишут одно изложение в четверть. Во втором полугодии можно писать по два контрольных изложения в чет¬верть.

Методика проведения контрольного изложения сле¬дующая: учитель читает текст рассказа, объясняет не¬понятные для детей слова, трудные по написанию слова выписывает на доску и читает рассказ повторно. После этого учащиеся обдумывают про себя план изложения и выполняют работу самостоятельно.

Исправление письменных работ

При исправлении письменных изложений и сочине¬ний учитель должен обращать внимание на содержа¬

ние, на структуру предложений, на язык, на орфогра¬фию и пунктуацию.

Учитель должен всеми мерами предупреждать ошибки. Слова, трудные для правописания, а также те, в написании которых учащиеся могут допустить ошиб¬ки, должны быть выписаны на доске и объяснены учи¬телем.

Поправляя работы, учитель сам исправляет все до¬пущенные ошибки. При исправлении работ учитель подчёркивает стилистические ошибки волнистой чертой, орфографические — двумя чертами, пунктуационные — одной чертой. На полях каждая орфографическая ошиб¬ка отмечается вертикальной чертой (1), пунктуацион¬ная галочкой (V). Ученик, получив тетрадь, сразу ви-дит характер своих ошибок.

Приступая к анализу детских работ в классе, учи¬тель отмечает, правильно ли понята тема, последова¬тельно ли изложены все события, правильно ли раскры¬та основная мысль рассказа. Для более детального анализа работы читается одна из лучших работ и от¬мечаются все её достоинства. Затем обсуждается рабо¬та посредственная. При этом разбирается каждое предложение со стороны построения, со стороны языка, отмечаются образные слова и выражения.

Особенно важно, чтобы учащиеся сами заметили и указали имеющиеся в работе достоинства и недочёты. Недочёты в работе дети коллективно выправляют под руководством учителя.

 

С этой книгой читают

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика