Занятия по развитию речи в 4 классе (Зволинская, Шейнина) 1959 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Занятия по развитию речи в 4 классе (Зволинская, Шейнина) 1959

Назначение: Пособие «Занятия по развитию речи в 4 классе» составлено на основе педагогического и методического опыта авторов.

Настоящая работа является продолжением книги тех же авторов «Занятия по развитию речи во 2-3 классах

Подбирая материал для развития речи учащихся 4 класса, авторы имели в виду, что учащиеся уже имеют некоторые навыки работы над словарем, предложением, изложениями и сочинениями. Весь материал книги дается по четвертям в развернутых уроках. Большое количество материала дает возможность учителю выбрать те работы, которые соответствуют подготовке и интересам его класса. Поэтому учителю следует в начале учебного года прочитать книгу и отобрать нужный для него материал

© "Учпедгиз Москва 1959 

Авторство: Зволинская Ю.И., Шейнина М.С. 

Формат: PDF Размер файла: 6.16 MB

СОДЕРЖАНИЕ

I. Общие методические указания к урокам

Словарная работа 3

Свободный диктант . 4

Письменные ответы на вопросы к прочитанному произведению 5

Работа над изложением 7

Уроки, обучающие письму изложений

Контрольные изложения 14

Работа над сочинением

Сочинения по картинке   .

Сочинения о пережитом 17

Сочинения-описания

Характеристики   18

ОТКРЫТЬ:  оглавление полностью...

 

Исправление детских изложений и сочинений, работа над ошибками

II. Распределение материала по четвертям учебного года 23

ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ

Сочинение по картине «В пионерском лагере» 24

Свободный диктант «Лето» 27

Сочинение о пережитом «Случай из моей жиз¬ни л е т о м»   29

Составление письменных ответов на вопросы к рассказу

А. И, Герцена «Как проходят пустые страхи» 32

Ведение дневника природы 34

Сочинения на основе наблюдений в природе .... 39

Сочинение на тему «Золотая осень» . . . . . 41

Работа с образными словами 42

Значение глаголов для точной и образной речи (по

рассказу Бианки «За ястребом» и по очерку

Овечкина «Степь» 44 45

Сочинение-описание на тему «М ой любимый уго¬лок л е т о м» . . . .  48

Изложение рассказа «В ж а р к и е страны» . . . 59

Значение прилагательных в речи 54

Изложение рассказа «Н а о х о т е» 57

Свободный диктант «Осенний перелет птиц» Изложение рассказа «Лошадь на льдине» . 62

ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ

Сочинение на данную тему 66

Работа над изобразительными средствами языка . . 67

Изложение рассказа «Самоотверженный по¬

ступок Миши Лопатина» 69

Свободный диктант «Попугай» 72

Подготовка к заучиванию наизусть басни Крылова

«Ворона и Лисица» 74

Сочинение по картине «В зимнюю ночь» . . . 77 Свободный диктант «Лев и собачка» . . . . 79 Изложение сказки «М орозко»   81

ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ

Слова противоположного значения 83

Изложение рассказа «Таня Л о г а й» 84

Свободный диктант «Польза ветра» 87

Составление письменных ответов на вопросы к рассказу

Н. Ходза «Из жизни Щорса» 88

Изложение отрывка из рассказа «Сережа Тюленин» 90 Составление письменных ответов на вопросы к рассказу

А. П. Чехова «Ванька»   . 93

Сочинение по картине Маковского «Свидание» — Свободный диктант «Зима» 96

Сочинение по картине «У порога школы» . . 97

Характеристика татарки Дины   . . . Ю0

Изложение рассказа «Незнакомец» 102

Составление письменных ответов на вопросы к рассказу

Л. Воронковой «В новой семье» 104

Изложение рассказа «В г о р а х» 105

ЧЕТВЕРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ

Свободный диктант «Весна» 108

Составление письменных ответов на вопросы к рассказу

Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» . 110

Изложение рассказа «Н о ч е в к а в л е с у» . . . . 111

Сочинение по картине Баюскина «Сигнал» . . . . 113

Изложение рассказа «Волшебный сад» . . . 115

Сочинение по картине «В. И. Ленин в Разливе» 118 Изложение рассказа «Скворец» 121

Свободный диктант «Жаворонок в неволе» . . 123

 

 

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Занятия по развитию речи в 4 классе (Зволинская, Шейнина) 1959 года

СКАЧАТЬ PDF

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ К УРОКАМ

СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

Основным видом словарной работы является расши¬рение словаря учащихся. Чем богаче словарь ученика, тем развитее его речь. Поэтому на всех уроках и особен¬но на уроках русского языка (чтение, грамматика и раз¬витие речи) проводится большая словарная работа с учащимися.

При проведении любого урока учитель должен не¬уклонно руководствоваться следующим правилом: нельзя оставлять неразъясненным ни одного непонятного для детей слова или выражения. Кроме того, надо органи¬зовать работу так, чтобы новые слова как можно скорее переходили в активный словарь ребенка. Поэтому на всех уроках данной книги ведется объяснение трудных слов с постоянным напоминанием о том, что в своей по¬следующей работе надо пользоваться этими словами. В книге дана также разработка урока чтения басни Кры¬лова «Ворона и Лисица», на котором большое место за¬нимает словарная работа.

Хорошим приемом для усвоения и осознания смысла трудных слов является работа со словами противополож¬ного значения. В книге на эту тему дан урок, причем про¬водится полезное для учащихся IV класса ознакомление со словами, обозначающими понятия отвлеченного ха¬рактера.

Очень важно также приучать детей осмотрительно от¬носиться к словам, возбуждать в них сознание того, что для полного выражения своей мысли надо выбрать опре¬деленное, точное слово. В связи с этим в первой четверти даны два урока на тему «Значение глаголов для точной и правильной речи». Эта работа может быть проведена на уроках чтения, так как она построена на текстах рас¬сказов, которые дети читают в классе.

1*

— з —

Три урока отведены для ознакомления с изобрази¬тельными средствами языка. Кроме того, почти на всех уроках развития речи привлекается внимание учащихся к изобразительным средствам языка.

СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ.

Учителя младших классов школы отмечают, что дети при письме диктанта делают меньше ошибок, чем при письме изложений и сочинений. И это понятно. При пись¬ме диктанта учащиеся дословно записывают диктуемое предложение и все внимание ребенка сосредоточивается на применении известных ему орфографических правил.

При письме изложений и сочинений ученику прихо¬дится думать о содержании и стиле того, о чем он пишет, и внимание к орфографии сильно понижается.

Но как приучить детей объединять и то и другое — излагать свои чувства и мысли и в то же время внима¬тельно следить за орфографической правильностью сво¬его письма?

Известный педагог-методист Вс. Флеров рекомендует для этой цели пользоваться так называемым «свободным диктантом». Сущность этой работы заключается в том, что диктуемая статья делится на логически законченные отрывки, которые учащиеся не в состоянии запомнить дословно, однако, запомнив мысли, образы диктуемого, они свободно, своими словами, передадут их на бумаге. Свободный диктант удовлетворяет требованию творче¬ского письма.

Дети постепенно приобретают навык воспринимать и самостоятельно излагать те мысли, которые содержатся в диктуемом отрывке.

Свободный диктант является подготовительной рабо¬той для перехода к письму изложений. Он легче для де¬тей, чем письмо изложений, потому что дети сосредоточи¬вают свое внимание только на одной части рассказа. Сво¬бодный диктант должен отвечать и целям обучения ор¬фографии: во-первых, он может быть употреблен как проверка усвоенных орфограмм. Учащиеся преду¬преждаются, что данный диктант дается для проверки, как ими усвоены те или другие орфографические пра¬вила. Кроме того, свободный диктант может иметь форму предупредительного диктанта. Перед письмом изложения текста проводится орфографический разбор слов. Трудные для написания слова учитель записывает на доске, и, кроме того, учащимся предлагается спрашивать учителя, как пишутся слова, написание которых их за¬трудняет.

При свободном диктанте дети, передавая текст свои¬ми словами, имеют возможность избегать тех слов, в правописании которых они сомневаются. Хотя опыт ра¬боты показал, что дети в значительной степени воспроиз¬водят слова подлинника, но все-таки они могут выпустить или заменить некоторые трудные для написания слова.

К работе над свободным диктантом учащиеся про¬являют большой интерес, поэтому он должен занять до¬статочное место в работе учителя.

Какие требования должны быть предъявлены к ма¬териалу для свободного диктанта? Статьи, отобранные для диктовки, должны быть доступны пониманию детей и интересны для них. Важно, чтобы содержание текста расширяло кругозор детей.

Полезно выбирать тексты, связанные с темами на уроках объяснительного чтения.

Работа проводится в таком порядке: учитель читает весь рассказ; несколькими вопросами уточняет его со¬держание, его основную мысль; все новые слова учитель объясняет; затем рассказ читается по законченным логи¬чески частям из двух-трех предложений. Учитель объяс¬няет детям, что не надо стараться непременно запом¬нить все слова, надо понять мысль прочитанного отрыв¬ка и записать его своими словами. Дети записывают последовательно часть за частью.

ПИСЬМЕННЫЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ К ПРОЧИТАННОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ.

Одним из видов работ, готовящих детей к письму изложений, является составление письменных ответов на вопросы к прочитанному рассказу, статье, басне. Работа эта значительно облегчена, по сравнению с обычным из¬ложением, наличием вопросов учителя и возможностью обращаться во время письма к тексту произведения, так как учащиеся пишут свои ответы при открытых книгах.

Подготовка учителя сводится к следующему. Учитель должен выбрать из книги для чтения рассказ (статью,басню), по которому учащиеся будут работать. Рассказ этот должен удовлетворять определенным требованиям. Во-первых, он должен быть ценным в образовательном или воспитательном отношении. Во-вторых, рассказ дол¬жен быть хорош по языку, так как практически служит образцом для письменной речи учащихся. В-третьих, рас¬сказ должен быть так построен, чтобы его содержание было легко передать в сокращенном виде.

Остановив свой выбор на определенном произведе¬нии, учитель готовит вопросы к рассказу, на которые учащиеся будут самостоятельно писать ответы. Вопросы эти следует сформулировать так, чтобы ученик мог лег¬ко дать на каждый из них ответ, состоящий из одного, двух или трех предложений. Кроме того, вопросы долж¬ны быть так составлены, чтобы ответы учащихся соста-вили короткий, связный пересказ произведения.

Подготовка учащихся проводится на уроках чтения. Намеченный учителем рассказ читается на уроке в соот¬ветствии с планом по чтению так, чтобы не нарушилась работа по текущей теме. Учитель работает над рассказом с детьми, как он обычно работает над произведением на уроках чтения, то есть учащиеся читают рассказ, разби¬рают его содержание, работают над словарем, состав¬ляют план (если учитель считает это в данном случае нужным), находят главную мысль и устно передают со¬держание рассказа.

Урок составления письменных ответов на вопросы проводится спустя некоторое время после чтения расска¬за в классе. Учитель объясняет детям характер предстоя¬щей работы.

— Вы будете писать письменные ответы на вопросы к рассказу (указывается рассказ), который вы уже чи¬тали. Вопросы написаны на доске. Каждый ваш ответ может состоять из одного, двух или трех предложений. Писать надо, как всегда, короткими предложениями. Ответы на вопросы вы должны самостоятельно излагать своими словами. Старайтесь писать ответы так, чтобы у вас получился связный рассказ. Следите также за тем, чтобы не было ошибок. Книги у вас будут открыты. Справляйтесь по книге или обращайтесь ко мне в тех случаях, когда вам нужно будет написать трудное слово.

Затем учитель говорит детям, что вопросов списывать не надо. Все предложения, составляющие ответы, следует писать подряд.

После такого объяснения, учащиеся читают вопросы, записанные учителем на доске до урока. Сначала они читают их про себя, потом вслух по вызову учителя. Ес¬ли в вопросах что-либо окажется ученику непонятным, он обращается за разъяснением к учителю.

Учитель показывает на доске, как озаглавить работу.

Дата.

Составление письменных ответов на вопросы. Название произведения.

Затем учащиеся приступают к самостоятельной ра¬боте.

Учитель проверяет и исправляет детские работы. На следующий день он возвращает их учащимся и проводит работу над ошибками.

РАБОТА НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ.

УРОКИ, ОБУЧАЮЩИЕ ПИСЬМУ ИЗЛОЖЕНИЯ.

Работа над изложением прочитанного текста является неотъемлемой и весьма существенной частью всей рабо¬ты по развитию речи учащихся начальной школы. В об¬щей системе работы по развитию речи изложение зани¬мает свое определенное место и имеет свои особенные задачи. Первая особенность заключается в том, что при письме изложения дети учатся правильно и полно излагать чужие мысли, выраженные в форме рассказа, статьи, басни. Вторая — состоит в том, что дети непосредственно на литературных образцах учатся правилам построения рассказа, построения предло¬жений, умению выбрать точное слово и умению поль¬зоваться различными изобразительными средствами языка.

Таким образом, воспроизведение образца является характерной чертой работы над изложением. Однако это воспроизведение ни в коем случае не может и не должно основываться на механической памяти. Значение работы над изложением заключается в том, что она приучает детей к большой логической работе, состоящей вначале

из анализа произведения (его содержания, идеи, языка), а затем из вполне осознанного воспроизведения.

Опыт показал, что письмо изложений нелегко дается детям и требует довольно большой подготовительной работы. Вот почему в практике работы школ уроки, обучающие письму изложения, начинают носить все бо¬лее углубленный характер.

Чтобы лучше уяснить себе, какими приемами следует пользоваться, обучая детей письму изложения, необходи¬мо рассмотреть те требования, которые мы предъявляем к детским изложениям.

I. Ученик должен правильно передать со¬держание того произведения, которое он излагает, не упуская ничего существенного и не добавляя того, чего нет в произведении. Кроме того, в изложении должна быть достаточно четко выражена главная мысль расска¬за. Поэтому на уроке, подготавливающем к письму из-ложения, следует тщательно разобрать с детьми произ¬ведение, вскрывая его содержание при помощи вопро¬сов, и выяснить главную мысль. В некоторых случаях, для более полного понимания содержания, нужна еще небольшая вступительная беседа или короткий рассказ учителя, объясняющий детям обстановку, в которой про¬исходят события. Почти всегда полезно показать кар-тину, иллюстрирующую рассказ или уточняющую какие- нибудь детали. Картина бывает полезна и тогда, когда она, не внося никаких особых пояснений, возбуждает воображение учащихся или помогает им сосредоточить внимание. Конечно, нельзя показывать такие картины, которые могут отвлечь мысль ребенка от существа предстоящей ему работы.

II. Рассказ ученика должен быть правильно построен. Почти все произведения, которые предла¬гаются для письменного пересказа учащимся начальной школы, имеют три основные конструктивные части: вступление, изложение основного содержа¬ния и заключение. Ученик в своем изложении дол¬жен четко выдержать эту конструкцию рассказа. Он легко усваивает ее, если вполне понимает назначение каждой части. Опыт показал, что дети лучше овладе¬вают построением рассказа, если сами сознательно вос¬пользуются такой структурой в своем собственном со¬чинении. Такого рода урок дан в этой книге в начале

первой четверти на тему «Случай из моей жизни летом». Урок этот полезен и в том случае, если дети уже позна¬комились с конструкцией рассказа в III классе.

В IV классе можно несколько расширить понятие о характере последней части — заключения. Учащиеся знают, что в этой части нужно рассказать, чем кончи¬лось описываемое в рассказе событие или происшествие. Учитель объясняет детям, что в заключении можно также выразить и свое отношение к событию или герою. Дети охотно и умело выполняют это указание. Так, в изложе¬нии отрывка из «Молодой гвардии» о Сереже Тюленине, дети писали в заключении: «Сережа поступил, как на¬стоящий патриот», «Сережа отомстил фашистам. Он герой».

III. В передаче содержания должна быть соблюдена строгая последовательность.

Последовательность в изложении достигается нали¬чием хорошо продуманного плана. Поэтому работа над планом занимает довольно большое место на уроках обучающего характера. Новым в работе IV класса яв¬ляется то, что учитель приучает детей самостоятельно составлять план к своему изложению.

Работа над планом проводится по большей части од¬новременно с разбором содержания. Прочитав рассказ первый раз и выявив, насколько дети поняли основное со¬держание его, учитель переходит к подробному разбору текста и составлению плана. Он читает рассказ второй раз по небольшим, но законченным отрывкам; содержа¬ние каждого отрывка дети разбирают по вопросам. За¬тем учитель предлагает подумать, о чем главном гово¬рится в прочитанном отрывке, и озаглавить его. Каж¬дый ученик молча записывает составленный им заголо¬вок. Учитель предлагает двум-трем ученикам прочитать, как они озаглавили разобранную часть рассказа. Не¬правильно составленный заголовок тут же исправляют, причем к исправлению его привлекается весь класс. Ру¬ководствуясь замечаниями, сделанными учащимися и учителем при обсуждении неудачных заголовков, осталь¬ные ученики вносят нужные поправки в свои планы.

Форма заголовков может быть разная: и в виде во¬проса и в виде распространенного или же назывного предложения. Не надо требовать особенно отшлифо¬

ванных заголовков. Основные творческие силы учащих¬ся следует сохранить для работы над самим изложением. План составляется для лучшего осознания и усвоения содержания. Дети записывают его на листочках, так как они не любят зачеркивать и исправлять написанное в тетради.

Когда изложение написано, листочек с планом вкла¬дывается в тетрадь и вся работа сдается учителю.

Работа над самостоятельным составлением плана ин¬тересует детей. Только в самом начале эта работа идет медленно, а потом она уже не представляет большой трудности для учащихся. Заканчивая работу над планом, учитель напоминает детям, что каждую часть изложения надо писать с красной строки.

Во всех случаях, когда это только возможно, полезно составлять с учащимися картинный план. Опыт показал, что картинный план помогает детям ярче, образнее, пол¬нее изложить содержание рассказа. В этой книге дано два урока изложения с составлением картинного плана: «Лошадь на льдине» и «В горах».

Если текст, взятый для изложения, дает один цело¬стный образ (личность героя, картину природы и т. п.), следует несколько изменить порядок работы. После пер¬вого чтения надо подробно разобрать содержание в це¬лом так, чтобы возможно ярче выявить образ героя, кар¬тину события и т. д. В таких случаях план часто и не нужен.

В книге имеются два таких урока: изложение сказки «Морозко» и рассказа «Подвиг». Возможно писать без плана изложения и таких рассказов, как «Самоотвер¬женный поступок Миши Лопатина» и «Незнакомец».

Вышеизложенные требования к детским изложениям являются основными. Таким образом, самой важной частью урока обучающего письму изложения является разбор произведения, который по большей части соче¬тается с составлением плана.

Остановимся еще на очень важных требованиях, от¬носящихся к стилю и грамотности детских работ.

IV. Ученик должен выражать свои мысли в форме законченных и правильно построенных предложений. Между тем недочеты в построении предложений являются наиболее распространенным ви¬дом ошибок в работах многих учащихся.

 

 

С этой книгой читают

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика