Занятия по развитию речи в 4 классе (Зволинская, Шейнина) 1959 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Пособие «Занятия по развитию речи в 4 классе» составлено на основе педагогического и методического опыта авторов.
Настоящая работа является продолжением книги тех же авторов «Занятия по развитию речи во 2-3 классах
Подбирая материал для развития речи учащихся 4 класса, авторы имели в виду, что учащиеся уже имеют некоторые навыки работы над словарем, предложением, изложениями и сочинениями. Весь материал книги дается по четвертям в развернутых уроках. Большое количество материала дает возможность учителю выбрать те работы, которые соответствуют подготовке и интересам его класса. Поэтому учителю следует в начале учебного года прочитать книгу и отобрать нужный для него материал
© "Учпедгиз Москва 1959
Авторство: Зволинская Ю.И., Шейнина М.С.
Формат: PDF Размер файла: 6.16 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Общие методические указания к урокам
Словарная работа 3
Свободный диктант . 4
Письменные ответы на вопросы кпрочитанному произведению 5
Работа над изложением 7
Уроки, обучающие письмуизложений —
Контрольные изложения 14
Работа над сочинением —
Сочинения по картинке .—
Сочинения о пережитом 17
Сочинения-описания —
Характеристики 18
Исправление детских изложений и сочинений, работа над ошибками
II.Распределение материала по четвертям учебного года 23
ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ
Сочинение по картине «В пионерскомлагере»24
Свободный диктант «Лето»27
Сочинение о пережитом «Случай из моей жиз¬ни л е т о м» 29
Составление письменных ответов на вопросы к рассказу
А. И, Герцена «Как проходят пустые страхи» 32
Ведение дневника природы34
Сочинения на основе наблюдений в природе ....39
Сочинение на тему «Золотая осень» . . . . .41
Работа с образными словами 42
Значение глаголов для точной и образной речи (по
рассказу Бианки «За ястребом» и по очерку
Овечкина «Степь»4445
Сочинение-описание на тему «М ой любимый уго¬лок л е т о м». . . .48
Изложение рассказа «В ж а р к и е страны» . . .59
Значение прилагательных в речи54
Изложение рассказа «Н а о х о т е» 57
Свободный диктант «Осенний перелет птиц» Изложение рассказа «Лошадь на льдине» .62
ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ
Сочинение на данную тему 66
Работа над изобразительными средствами языка . .67
Изложение рассказа «Самоотверженный по¬
ступок Миши Лопатина»69
Свободный диктант «Попугай»72
Подготовка к заучиванию наизусть басни Крылова
«Ворона и Лисица» 74
Сочинение по картине «В зимнюю ночь» . . . 77 Свободный диктант «Лев и собачка» . . . . 79 Изложение сказки «М орозко» 81
ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ
Слова противоположного значения83
Изложение рассказа «Таня Л о г а й»84
Свободный диктант «Польза ветра» 87
Составление письменных ответов на вопросы к рассказу
Н. Ходза «Из жизни Щорса» 88
Изложение отрывка из рассказа «Сережа Тюленин» 90 Составление письменных ответов на вопросы к рассказу
А. П. Чехова «Ванька» .93
Сочинение по картине Маковского «Свидание» — Свободный диктант «Зима»96
Сочинение по картине «У порога школы» . .97
Характеристика татарки Дины .. . Ю0
Изложение рассказа «Незнакомец» 102
Составление письменных ответов на вопросы к рассказу
Л. Воронковой «В новой семье»104
Изложение рассказа «В г о р а х»105
ЧЕТВЕРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ
Свободный диктант «Весна»108
Составление письменных ответов на вопросы к рассказу
Л. Н. Толстого«Кавказский пленник».110
Изложение рассказа«Н о ч е в к а в л е с у»....111
Сочинение по картине Баюскина «Сигнал»....113
Изложение рассказа«Волшебный сад»...115
Сочинение по картине «В. И. Ленин в Разливе» 118 Изложение рассказа «Скворец» 121
Свободный диктант «Жаворонок в неволе» . .123
Скачать бесплатный учебник СССР - Занятия по развитию речи в 4 классе (Зволинская, Шейнина) 1959 года
СКАЧАТЬ PDF
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ К УРОКАМ
СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
Основным видом словарной работы является расширение словаря учащихся. Чем богаче словарь ученика, тем развитее его речь. Поэтому на всех уроках и особенно на уроках русского языка (чтение, грамматика и развитие речи) проводится большая словарная работа с учащимися.
При проведении любого урока учитель должен неуклонно руководствоваться следующим правилом: нельзя оставлять неразъясненным ни одного непонятного для детей слова или выражения. Кроме того, надо организовать работу так, чтобы новые слова как можно скорее переходили в активный словарь ребенка. Поэтому на всех уроках данной книги ведется объяснение трудных слов с постоянным напоминанием о том, что в своей последующей работе надо пользоваться этими словами. В книге дана также разработка урока чтения басни Крылова "Ворона и Лисица", на котором большое место занимает словарная работа.
Хорошим приемом для усвоения и осознания смысла трудных слов является работа со словами противоположного значения. В книге на эту тему дан урок, причем проводится полезное для учащихся IV класса ознакомление со словами, обозначающими понятия отвлеченного характера.
Очень важно также приучать детей осмотрительно относиться к словам, возбуждать в них сознание того, что для полного выражения своей мысли надо выбрать определенное, точное слово. В связи с этим в первой четверти даны два урока на тему "Значение глаголов для точной и правильной речи". Эта работа может быть проведена на уроках чтения, так как она построена на текстах рассказов, которые дети читают в классе.
Три урока отведены для ознакомления с изобразительными средствами языка. Кроме того, почти на всех уроках развития речи привлекается внимание учащихся к изобразительным средствам языка.
СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ.
Учителя младших классов школы отмечают, что дети при письме диктанта делают меньше ошибок, чем при письме изложений и сочинений. И это понятно. При письме диктанта учащиеся дословно записывают диктуемое предложение и все внимание ребенка сосредоточивается на применении известных ему орфографических правил.
При письме изложений и сочинений ученику приходится думать о содержании и стиле того, о чем он пишет, и внимание к орфографии сильно понижается.
Но как приучить детей объединять и то и другое - излагать свои чувства и мысли и в то же время внимательно следить за орфографической правильностью своего письма?
Известный педагог-методист Вс. Флеров рекомендует для этой цели пользоваться так называемым "свободным диктантом". Сущность этой работы заключается в том, что диктуемая статья делится на логически законченные отрывки, которые учащиеся не в состоянии запомнить дословно, однако, запомнив мысли, образы диктуемого, они свободно, своими словами, передадут их на бумаге. Свободный диктант удовлетворяет требованию творческого письма.
Дети постепенно приобретают навык воспринимать и самостоятельно излагать те мысли, которые содержатся в диктуемом отрывке.
Свободный диктант является подготовительной работой для перехода к письму изложений. Он легче для детей, чем письмо изложений, потому что дети сосредоточивают свое внимание только на одной части рассказа. Свободный диктант должен отвечать и целям обучения орфографии: во-первых, он может быть употреблен как проверка усвоенных орфограмм. Учащиеся предупреждаются, что данный диктант дается для проверки, как ими усвоены те или другие орфографические правила. Кроме того, свободный диктант может иметь форму предупредительного диктанта. Перед письмом изложения текста проводится орфографический разбор слов. Трудные для написания слова учитель записывает на доске, и, кроме того, учащимся предлагается спрашивать учителя, как пишутся слова, написание которых их затрудняет.
При свободном диктанте дети, передавая текст своими словами, имеют возможность избегать тех слов, в правописании которых они сомневаются. Хотя опыт работы показал, что дети в значительной степени воспроизводят слова подлинника, но все-таки они могут выпустить или заменить некоторые трудные для написания слова.
К работе над свободным диктантом учащиеся проявляют большой интерес, поэтому он должен занять достаточное место в работе учителя.
Какие требования должны быть предъявлены к материалу для свободного диктанта? Статьи, отобранные для диктовки, должны быть доступны пониманию детей и интересны для них. Важно, чтобы содержание текста расширяло кругозор детей.
Полезно выбирать тексты, связанные с темами на уроках объяснительного чтения.
Работа проводится в таком порядке: учитель читает весь рассказ; несколькими вопросами уточняет его содержание, его основную мысль; все новые слова учитель объясняет; затем рассказ читается по законченным логически частям из двух-трех предложений. Учитель объясняет детям, что не надо стараться непременно запомнить все слова, надо понять мысль прочитанного отрывка и записать его своими словами. Дети записывают последовательно часть за частью.
ПИСЬМЕННЫЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ К ПРОЧИТАННОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ.
Одним из видов работ, готовящих детей к письму изложений, является составление письменных ответов на вопросы к прочитанному рассказу, статье, басне. Работа эта значительно облегчена, по сравнению с обычным изложением, наличием вопросов учителя и возможностью обращаться во время письма к тексту произведения, так как учащиеся пишут свои ответы при открытых книгах.
Подготовка учителя сводится к следующему. Учитель должен выбрать из книги для чтения рассказ (статью,басню), по которому учащиеся будут работать. Рассказ этот должен удовлетворять определенным требованиям. Во-первых, он должен быть ценным в образовательном или воспитательном отношении. Во-вторых, рассказ должен быть хорош по языку, так как практически служит образцом для письменной речи учащихся. В-третьих, рассказ должен быть так построен, чтобы его содержание было легко передать в сокращенном виде.
Остановив свой выбор на определенном произведении, учитель готовит вопросы к рассказу, на которые учащиеся будут самостоятельно писать ответы. Вопросы эти следует сформулировать так, чтобы ученик мог легко дать на каждый из них ответ, состоящий из одного, двух или трех предложений. Кроме того, вопросы должны быть так составлены, чтобы ответы учащихся соста-вили короткий, связный пересказ произведения.
Подготовка учащихся проводится на уроках чтения. Намеченный учителем рассказ читается на уроке в соответствии с планом по чтению так, чтобы не нарушилась работа по текущей теме. Учитель работает над рассказом с детьми, как он обычно работает над произведением на уроках чтения, то есть учащиеся читают рассказ, разбирают его содержание, работают над словарем, составляют план (если учитель считает это в данном случае нужным), находят главную мысль и устно передают содержание рассказа.
Урок составления письменных ответов на вопросы проводится спустя некоторое время после чтения рассказа в классе. Учитель объясняет детям характер предстоящей работы.
- Вы будете писать письменные ответы на вопросы к рассказу (указывается рассказ), который вы уже читали. Вопросы написаны на доске. Каждый ваш ответ может состоять из одного, двух или трех предложений. Писать надо, как всегда, короткими предложениями. Ответы на вопросы вы должны самостоятельно излагать своими словами. Старайтесь писать ответы так, чтобы у вас получился связный рассказ. Следите также за тем, чтобы не было ошибок. Книги у вас будут открыты. Справляйтесь по книге или обращайтесь ко мне в тех случаях, когда вам нужно будет написать трудное слово.
Затем учитель говорит детям, что вопросов списывать не надо. Все предложения, составляющие ответы, следует писать подряд.
После такого объяснения, учащиеся читают вопросы, записанные учителем на доске до урока. Сначала они читают их про себя, потом вслух по вызову учителя. Если в вопросах что-либо окажется ученику непонятным, он обращается за разъяснением к учителю.
Учитель показывает на доске, как озаглавить работу.
Дата.
Составление письменных ответов на вопросы. Название произведения.
Затем учащиеся приступают к самостоятельной работе.
Учитель проверяет и исправляет детские работы. На следующий день он возвращает их учащимся и проводит работу над ошибками.
РАБОТА НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ.
УРОКИ, ОБУЧАЮЩИЕ ПИСЬМУ ИЗЛОЖЕНИЯ.
Работа над изложением прочитанного текста является неотъемлемой и весьма существенной частью всей работы по развитию речи учащихся начальной школы. В общей системе работы по развитию речи изложение занимает свое определенное место и имеет свои особенные задачи. Первая особенность заключается в том, что при письме изложения дети учатся правильно и полно излагать чужие мысли, выраженные в форме рассказа, статьи, басни. Вторая - состоит в том, что дети непосредственно на литературных образцах учатся правилам построения рассказа, построения предложений, умению выбрать точное слово и умению пользоваться различными изобразительными средствами языка.
Таким образом, воспроизведение образца является характерной чертой работы над изложением. Однако это воспроизведение ни в коем случае не может и не должно основываться на механической памяти. Значение работы над изложением заключается в том, что она приучает детей к большой логической работе, состоящей вначале
из анализа произведения (его содержания, идеи, языка), а затем из вполне осознанного воспроизведения.
Опыт показал, что письмо изложений нелегко дается детям и требует довольно большой подготовительной работы. Вот почему в практике работы школ уроки, обучающие письму изложения, начинают носить все более углубленный характер.
Чтобы лучше уяснить себе, какими приемами следует пользоваться, обучая детей письму изложения, необходимо рассмотреть те требования, которые мы предъявляем к детским изложениям.
I. Ученик должен правильно передать содержание того произведения, которое он излагает, не упуская ничего существенного и не добавляя того, чего нет в произведении. Кроме того, в изложении должна быть достаточно четко выражена главная мысль рассказа. Поэтому на уроке, подготавливающем к письму из-ложения, следует тщательно разобрать с детьми произведение, вскрывая его содержание при помощи вопросов, и выяснить главную мысль. В некоторых случаях, для более полного понимания содержания, нужна еще небольшая вступительная беседа или короткий рассказ учителя, объясняющий детям обстановку, в которой происходят события. Почти всегда полезно показать кар-тину, иллюстрирующую рассказ или уточняющую какие- нибудь детали. Картина бывает полезна и тогда, когда она, не внося никаких особых пояснений, возбуждает воображение учащихся или помогает им сосредоточить внимание. Конечно, нельзя показывать такие картины, которые могут отвлечь мысль ребенка от существа предстоящей ему работы.
II. Рассказ ученика должен быть правильно построен. Почти все произведения, которые предлагаются для письменного пересказа учащимся начальной школы, имеют три основные конструктивные части: вступление, изложение основного содержания и заключение. Ученик в своем изложении должен четко выдержать эту конструкцию рассказа. Он легко усваивает ее, если вполне понимает назначение каждой части. Опыт показал, что дети лучше овладевают построением рассказа, если сами сознательно воспользуются такой структурой в своем собственном сочинении. Такого рода урок дан в этой книге в начале
первой четверти на тему "Случай из моей жизни летом". Урок этот полезен и в том случае, если дети уже познакомились с конструкцией рассказа в III классе.
В IV классе можно несколько расширить понятие о характере последней части - заключения. Учащиеся знают, что в этой части нужно рассказать, чем кончилось описываемое в рассказе событие или происшествие. Учитель объясняет детям, что в заключении можно также выразить и свое отношение к событию или герою. Дети охотно и умело выполняют это указание. Так, в изложении отрывка из "Молодой гвардии" о Сереже Тюленине, дети писали в заключении: "Сережа поступил, как настоящий патриот", "Сережа отомстил фашистам. Он герой".
III. В передаче содержания должна быть соблюдена строгая последовательность.
Последовательность в изложении достигается наличием хорошо продуманного плана. Поэтому работа над планом занимает довольно большое место на уроках обучающего характера. Новым в работе IV класса является то, что учитель приучает детей самостоятельно составлять план к своему изложению.
Работа над планом проводится по большей части одновременно с разбором содержания. Прочитав рассказ первый раз и выявив, насколько дети поняли основное содержание его, учитель переходит к подробному разбору текста и составлению плана. Он читает рассказ второй раз по небольшим, но законченным отрывкам; содержание каждого отрывка дети разбирают по вопросам. Затем учитель предлагает подумать, о чем главном говорится в прочитанном отрывке, и озаглавить его. Каждый ученик молча записывает составленный им заголовок. Учитель предлагает двум-трем ученикам прочитать, как они озаглавили разобранную часть рассказа. Неправильно составленный заголовок тут же исправляют, причем к исправлению его привлекается весь класс. Руководствуясь замечаниями, сделанными учащимися и учителем при обсуждении неудачных заголовков, остальные ученики вносят нужные поправки в свои планы.
Форма заголовков может быть разная: и в виде вопроса и в виде распространенного или же назывного предложения. Не надо требовать особенно отшлифо
ванных заголовков. Основные творческие силы учащихся следует сохранить для работы над самим изложением. План составляется для лучшего осознания и усвоения содержания. Дети записывают его на листочках, так как они не любят зачеркивать и исправлять написанное в тетради.
Когда изложение написано, листочек с планом вкладывается в тетрадь и вся работа сдается учителю.
Работа над самостоятельным составлением плана интересует детей. Только в самом начале эта работа идет медленно, а потом она уже не представляет большой трудности для учащихся. Заканчивая работу над планом, учитель напоминает детям, что каждую часть изложения надо писать с красной строки.
Во всех случаях, когда это только возможно, полезно составлять с учащимися картинный план. Опыт показал, что картинный план помогает детям ярче, образнее, полнее изложить содержание рассказа. В этой книге дано два урока изложения с составлением картинного плана: "Лошадь на льдине" и "В горах".
Если текст, взятый для изложения, дает один целостный образ (личность героя, картину природы и т. п.), следует несколько изменить порядок работы. После первого чтения надо подробно разобрать содержание в целом так, чтобы возможно ярче выявить образ героя, картину события и т. д. В таких случаях план часто и не нужен.
В книге имеются два таких урока: изложение сказки "Морозко" и рассказа "Подвиг". Возможно писать без плана изложения и таких рассказов, как "Самоотверженный поступок Миши Лопатина" и "Незнакомец".
Вышеизложенные требования к детским изложениям являются основными. Таким образом, самой важной частью урока обучающего письму изложения является разбор произведения, который по большей части сочетается с составлением плана.
Остановимся еще на очень важных требованиях, относящихся к стилю и грамотности детских работ.
IV. Ученик должен выражать свои мысли в форме законченных и правильно построенных предложений. Между тем недочеты в построении предложений являются наиболее распространенным видом ошибок в работах многих учащихся.
УЧЕБНИКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 4 КЛАССА
★Все➙ Учебники 4 класс, Русский язык - Развитие речи у детей, Автор - Зволинская Ю.И., Автор - Шейнина М.С., Русский язык - 4 класс, Для учащихся средних классов