Легендарный "Ишачок" – истребитель и-153
Первым делом, первым делом самолеты, ну а девушки, потом!
и-153 впервые приняли участие в боях на Халхин-Голе в июле 1939 года. Там они продемонстрировали явное преимущество перед И-15бис, а также перед японскими истребителями-бипланами Кавасаки Ки-10. С более новыми монопланами Накадзима Ки-27 они воевали на равных.
Более долгим и суровым экзаменом стала «зимняя война» с Финляндией в 1939-1940 годах. Там И-153 и их пилотам пришлось сражаться не только с финской авиацией, но и с исключительно сложными погодными условиями. В сильные морозы,которые порой «зашкаливали» за 40°, пилотировать самолеты с неотапливаемыми открытыми кабинами было неимоверно трудно.
Но все же самый тяжелый и трагичный этап в жизни «Чайки» наступил 22 июня 1941 года. К моменту начала германской агрессии против СССР на вооружении советских ВВС в западных военных округах состояло около 1600 истребителей этого типа. По численности они занимали второе место после И-1 б.
Эскадрильи «Чаек» вступили в схватку с врагом буквально с первых минут войны. И сразу выяснилось, что пилоты Мессершмиттов не применяют тактику маневренного ближнего боя, на которую был рассчитан И-1 53. Вместо этого они, пользуясь превосходством своих машин в скорости и высотности, стремительно нападают сверху, а в случае промаха вновь быстро ускользают ввысь для повторения атаки.
Против этой методики «Чайки» оказались бессильны: они не могли догнать противника, а их пилотам оставалось только маневрировать, стараясь уклоняться от ударов. И хотя даже в такой почти безвыходной ситуации им порой удавалось «подлавливать» и сбивать немецкие самолеты, счет потерь был далеко не в нашу пользу. Гораздо более успешно «Чайки» применялись в качестве штурмовиков и легких бомбардировщиков, атакуя вражеские наземные объекты бомбами, ракетами и пулеметным огнем.
В неравных боях лета и осени 1941 года авиаполки, вооруженные «Чайками», потеряли сотни машин, а некоторые из них были выбиты полностью. Поскольку производство И-153 давно прекратилось, численность этих истребителей в советских ВВС резко упала. Тем не менее в некоторых полках их еще можно было встретить в 1942-м и даже в 1943 годах. Последние уцелевшие «Чайки» списали в 1 944 году из-за физического износа.
Подводя итог, надо признать, что к началу Великой Отечественной войны И-1 53 уже являлся анахронизмом. Он не соответствовал новой тактике воздушного боя на больших скоростях и на вертикалях. Тем не менее наши летчики на этих устаревших машинах делали все возможное для достижения победы над врагом.