Легендарный "Ишачок" – истребитель и-153

Первым делом, первым делом самолеты, ну а девушки, потом!

и-153 впервые приняли участие в боях на Халхин-Голе в июле 1939 года. Там они продемонстрировали явное преимущество перед И-15бис, а также перед японскими истребителями-бипланами Кавасаки Ки-10. С более новыми монопланами Накадзима Ки-27 они воевали на равных.

Более долгим и суровым экзаменом стала «зимняя война» с Финляндией в 1939-1940 годах. Там И-153 и их пилотам пришлось сражаться не только с финской авиацией, но и с исключительно сложными погодными условиями. В сильные морозы,которые порой «зашкаливали» за 40°, пилотировать самолеты с неотапливаемыми открытыми кабинами было неимоверно трудно.

 

 

Но все же самый тяжелый и трагичный этап в жизни «Чайки» наступил 22 июня 1941 года. К моменту начала германской агрессии против СССР на вооружении советских ВВС в западных военных округах состояло около 1600 истребителей этого типа. По численности они занимали второе место после И-1 б.



Эскадрильи «Чаек» вступили в схватку с врагом буквально с первых минут войны. И сразу выяснилось, что пилоты Мессершмиттов не применяют тактику маневренного ближнего боя, на которую был рассчитан И-1 53. Вместо этого они, пользуясь превосходством своих машин в скорости и высотности, стремительно нападают сверху, а в случае промаха вновь быстро ускользают ввысь для повторения атаки.

 



Против этой методики «Чайки» оказались бессильны: они не могли догнать противника, а их пилотам оставалось только маневрировать, стараясь уклоняться от ударов. И хотя даже в такой почти безвыходной ситуации им порой удавалось «подлавливать» и сбивать немецкие самолеты, счет потерь был далеко не в нашу пользу. Гораздо более успешно «Чайки» применялись в качестве штурмовиков и легких бомбардировщиков, атакуя вражеские наземные объекты бомбами, ракетами и пулеметным огнем.

В неравных боях лета и осени 1941 года авиаполки, вооруженные «Чайками», потеряли сотни машин, а некоторые из них были выбиты полностью. Поскольку производство И-153 давно прекратилось, численность этих истребителей в советских ВВС резко упала. Тем не менее в некоторых полках их еще можно было встретить в 1942-м и даже в 1943 годах. Последние уцелевшие «Чайки» списали в 1 944 году из-за физического износа.

 



Подводя итог, надо признать, что к началу Великой Отечественной войны И-1 53 уже являлся анахронизмом. Он не соответствовал новой тактике воздушного боя на больших скоростях и на вертикалях. Тем не менее наши летчики на этих устаревших машинах делали все возможное для достижения победы над врагом.

 

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ "СОВЕТСКАЯ АВИАЦИЯ"

 

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика