Skip to main content

Советский учебный самолёт "По-2"

Детище конструкторского бюро Н. Н. Поликарпова. Лёгкий биплан, пришедший на смену неудачному «У-1». Первые прототипы этой модели строились на авиастроительной концепции того времени – любой самолёт можно построить из унитарных и дешёвых компонентов, которые при необходимости можно переставить на любой другой самолёт. Первые – же лётные испытания разнесли эту инженерную мысль в пух и прах. Самолёт получился не удачным по целому ряду полётных показателей, не отличался особой маневренностью и был тяжёл на взлёт. Но об этом чуть позже.

ПО 2 в полете

 

В начале октября 1926 года, на очередном заседании инженерно – технологического совета СовАвиаТреста был представлен проект самолёта – биплана «У-2М12» (позднее «У-2» и затем – «По-2»). Инженеры – авиатехники проект рассмотрели и приняли решение о переносе места расположения топливного бака в район верхних крыльев. При этом резко снижалась – бы аэродинамика крыла. Инженеры КБ, во главе с Поликарповым, настойчиво пытались отстоять первоначальный вариант, но комиссия наотрез отказалась от подобной конструкции и КБ пришлось сдаться. 

Схема ПО2

При выборе двигателя для самолёта тоже возник целый ряд проблем. Рассматривалось четыре варианта: отечественные «М-11» и «М-12» (разработка Н. А. М. И.) и два импортных, которые на тот момент имелись в наличии в стране – великобританский «Lucifer» (фирма «Bristol») и французский «Salmson» (фирма «Salmson»). Вскоре выяснилось, что оба импортных агрегата выведены из строя и ремонт – совсем не выход из положения. За неимением других импортных образцов было решено ставить отечественный «М-12». Но многократные стендовые испытания выявили его непригодность к использованию в условиях высоких авиационных нагрузок. Пришлось от него отказаться и поставить «М-11». Этот двигатель показал более подходящие результаты, но требовал серьёзных конструкторских доработок, которые советские инженеры в кратчайшие сроки выполнили и двигатель был признан подходящим к использованию. 

Двигатель ПО2

Заменив неуклюжее название – индекс «У-2 М12» (учебный, второй, двигатель М-12) на просто «У-2» в КБ приступили к созданию макета будущего самолёта. Сразу после его изготовления был построен первый самолёт «У-2», который в конце июня 1927 года был привезён на аэродром и уже через месяц начались его лётные испытания. На них были выявлены недостатки двигателя, аэродинамики крыла (из – за перенесённого бензобака), перегруженности самолёта на взлёте лишней массой и физически тяжёлое управление в воздухе. 

Приборы  ПО2

Учитывая все минусы, КБ Поликарпова разработало новую, улучшенную версию самолёта. И уже в конце зимы 1928 года проект был утверждён, а весной того же года руководство ВВС РККА СССР отдало приказ на постройку первой серии новых самолётов (6 машин), которые были переданы Осавиахим для распределения по центральным аэроклубам. Самолёт очень быстро получил признание пилотов и начался массовый выпуск этих бипланов. Всего до 1954 года их было построено более 32000 штук и 23 модификации только в СССР и 3 – в Польше.

Вид сзади ПО2

В В. О. В. самолёты «По-2» (название, пришедшее на смену «У-2») выполняли роль самолётов – связистов и вели воздушную разведку. Вооружались лёгкими пулемётами и могли нести незначительный бомбовый груз, а при необходимости – доставлять грузы в труднодоступные места или забрать раненого. 

 

 учебный самолёт "По-2"

В целом, получился вполне удачный деревянный биплан, вполне соответствующий поставленным требованиям. Его можно смело считать первым, полностью отечественным, учебным самолётом.

Яндекс.Метрика