Советский мини-автомобиль ИМЗ-НАМИ-А50 "Белка"
В середине 50-х годов главный конструктор мотоциклетного завода предлагает своим московским коллегам из НАМИ создать компактный народный автомобиль. К созданию машины подключаются инженеры Долматовский, Корзинкин, Алямов и другие специалисты.
Небольшой автомобиль длиной всего 3 метра 12 сантиметров должен был получить современный и стильный дизайн, а вагонная компоновка обеспечила бы хорошую вместимость.
В качестве силового агрегата применили 750 кубовый оппозитный двигатель от ирбитского мотоцикла. Силовой агрегат получил оригинальную систему принудительного воздушного охлаждения. Двигатель был размещен сзади, привод естественно тоже на задние колеса. Масса небольшого авто составляла около 600 килограмм. В качестве коробки передач приспособили 3 ступенчатую механическую КПП от 401 москвича.
Двигатель мотоцикла м-72 развивал более 20 лошадиных сил, чего вполне хватало очень небольшой машинке. Колёса позаимствовали у мотоколяски серпуховского завода. Подвеска всех колес полностью независимая, пружинная с амортизаторами от мотоцикла м-72, от него же взяли и тормоза, но немного их модернизировали, тормоза получили гидравлический привод.
Сам автомобиль получил название ИМЗ НАМИ А-50 или "Белка", скорее всего из за своего необычного внешнего вида.
В 1955 году машина "Белка" вышла на свои первые ходовые испытания
Уникальная форма кузова подразумевала большой внутренний объем, спереди располагались два кресла, а сзади диван для трёх человек. Специально, для задних пассажиров, была предусмотрена боковая дверь, доступ к небольшому багажнику открывался только если сложить спинку заднего дивана. Передние панорамное стекло обеспечило невероятную обзорность.
Для доступа к передним креслам - откидывалась передняя часть кузова, примерно как на БМВ "Изетта".
Испытания предсерийного прототипа показали отличные результаты. Легкая компактная машина, максимально унифицированная с советской мото-авто техникой, могла бы стать настоящим прорывом своего времени, первым народным автомобилем. Именно с автомобилей подобного класса и началось послевоенное восстановление европейской экономики.
Конструкторы, окрыленные успехом и довольно удачными техническими решениями, решают создать еще одну версию машины. Уже к 1956 году появляется второй прототип. Если первый вариант "Белки" был предназначен для жителей городов, то вторая машина была создана для жителей сельской местности. Более утилитарная машина получила упрощенный кузов и была предназначена для тяжелых дорожных условий.
Кузов открытого типа получил откидное ветровое стекло и тентованную крышу. Запасное колесо прикрутили к передней облицовке, а на капоте и в средней части борта разместили удобные поручни. Днище сделали абсолютно плоским. Привод по-прежнему был задний. Были ли планы насчет полного привода, история об этом факте умалчивает, в любом случае машина бы пригодилась жителям сельской местности.
Чуть позже конструкторы задумались над установкой более мощного двигателя ведь компоновка позволяла разместить мотор посолиднее. Основные проблемы при создании машины касались возможного перегрева движка, несовершенства трансмиссии и карданных валов, но в середине пятидесятых это никого не пугало, при развитии проекта, все это можно было исправить. Кстати, вместо брезентовой крыши, позже появляется жесткий съемный стеклопластиковый вверх.
Почему же белка так и не пошла в серию? Вопрос конечно интересный, есть версия, что руководство страны просто не нашло лишних денег и желания на серьезное расширение Ирбитского мотоциклетного завода
К сожалению, до наших дней прототипы этого необычного автомобиля не дошли, экспериментальные машины отправили на утилизацию. Кроме исторических фотографий и современных "рендеров" ничего найти не получится.