ГАЗ-24-10 «Волга»: основные модификации
К 1980-м на легковом отделении Горьковского автозавода сложилась противоречивая ситуация. Штампы ГАЗ-24, уже морально устаревшего, из-за своих стотысячных тиражей порядком износились и требовали хотя бы частичной замены.
Но вместе с ней неподалёку мелкими сериями (около двух-трёх тысяч экземпляров в год) выпускалась «представительская «Волга» ГАЗ-3102, созданная специально для нужд средней партийной элиты. Парадокс заключался в том, что вся производственная оснастка этого авто была заточена под такие же, как у ГАЗ-24, стотысячные партии, что вразрез шло с политикой, навязанной нуждами министерства. Да и откровенную анахроничность «двадцать четвёрки» не могли скрыть уже никакие мелкие модернизации – требовалось нечто более основательное. Всё это вкупе с интересами самого завода и стало основаниями для, пожалуй, самой дерзкой в истории СССР попытки осовременить морально устаревшую машину. Из-за уже изначально заложенного «половинчатого» или компромиссного характера этого проекта такой же «половинчатый» характер имели и модификации данной модели. Из-за этого «десятка» должна была стать чем-то средним между «обыкновенной «двадцать четвёркой» и «номенклатурной «тридцать первой». Таким же средним получилось и количество модификаций.
По сути, оно стало лишь упрощённым представлением модельного ряда «двадцать четвёртой» модели и обогащённым ряда ГАЗ-3102. Благодаря этому в производственной линейке был, как и прежде, предусмотрен универсал, «санитарка» и версия для таксомоторов. Как и у базового седана, индексы всех остальных версий машины отличались от аналогичных у предшественника на число «десять». Значительно сократилась до одного линия экспортных модификаций и вариантов исполнения для разных типов климата, представленная теперь лишь версией для тропического климата ГАЗ-24-60. Однако, в отличие от двух своих «родителей», ГАЗ-24-10 имел весьма ограниченную линейку «заряженных» седанов, так называемых «догонялок», созданных специально для нужд КГБ. Если у ГАЗ-24 она имела две модификации, а у ГАЗ-3102 – три, то «десятка» располагала всего одной такой машиной, имевшей обозначение «ГАЗ-24-34». Как и две названные модели она располагала теми же характерными особенностями. Это были всё те же «специфические» агрегаты «Чайки», представленные здесь гидроусилителем руля, восьмицилиндровым силовым агрегатом и автоматической гидротрансформаторной трансмиссией. Увеличенная мощность и, как следствие, «резвость, требовали установления дополнительного противовеса в багажнике, представленного обычно массивной плитой из чугуна.
Уже к началу девяностых слегка обновлённые штампы успели износиться окончательно, что требовало незамедлительной замены «десятки». Такой заменой стала слегка перелицованная «Волга» ГАЗ-31029, ставшая, как и своя предшественница, чем-то средним между «тридцать первой» и «двадцать четвёркой», но только уже «десяткой». От первой ей достался слегка перелицованный кузов, а от второй вся «техника» и салон, оставшийся тем же самым. Но в сравнении с ГАЗ-24-10 производственная линейка ГАЗ-31029 ещё больше помелела и помимо седана стала состоять из разве что универсала ГАЗ-31022.
Таким образом, ГАЗ-24-10 сумел выполнить свою миссию, продержав тем самым «двадцать четвёрку» аж до самого начала девяностых. Тем не менее, он не смог стать приемником «двадцать четвёрки» в полном смысле этого слова – ведь «десятка» стала проще и дешевле своей предшественницы, утратив её лоск и не предложив взамен «роскоши «тридцать первой». Приемник «десятки» на роль такого тоже не тянул, оставив «престол» без нужного наследника. Новая «десятка» ГАЗ-3110 также в полной мере не смогла завершить этот процесс, оставив технический уровень «Волги» в далёких восьмидесятых…