Skip to main content

Советская автотехника

ГАЗ-53/52: «третье пришествие «ГАЗона»

ГАЗ-53 во всей красе

Необходимость в таком роде транспорта, как грузовики в СССР была остра с самого момента его образования. Ведь даже первым по-настоящему отечественным автомобилем, который известен сегодня как АМО-Ф-15, был именно грузовик, что также немаловажно. После Великой Отечественной войны эта потребность стала только острее, поэтому первейшим делом вся автомобильная промышленность перестроилась на грузовые «рельсы». Не стал исключением и Горьковский автозавод. «Полуторка» при всей своей полезности, показанной во время войны, уже устарела, и её время уже прошло – требовалась машина нового поколения. Такой машиной в своё время стал ГАЗ-51, конструкция которого была достаточно современна и удачна для того времени. Благодаря этому свойству он сумел дожить до столь преклонного возраста, но время шло, и его современность уходила вместе с ним. Горьковские инженеры всегда были чутки к подобному роду изменений, и поэтому ими было решено разрабатывать машину следующего поколения, сумевшую заменить «пятьдесят первый» в ближайшей перспективе. Новый грузовик должен был прибавить в грузоподъёмности, получив к тому же новый двигатель. Таким автомобилем вскоре стал ГАЗ-53.

 

Помимо «пятьдесят третьего» планировалось создать целое семейство, сумевшее полностью заменить модификации грузовиков второго поколения. В нём были полноприводные варианты грузоподъёмностью 1,2 и 2 тонны ГАЗ-62 и 66 соответственно, «полуторка» ГАЗ-56, в серию так и не внедрённая, и автомобиль грузоподъёмностью две с половиной тонны ГАЗ-52, являвшийся всё тем же ГАЗ-51, максимально унифицированным с агрегатами ГАЗ-53. Его конструкция была достаточно существенно преобразована в сравнении с машиной предыдущего поколения и получила следующий пакет изменений. Главными из них стали специально спроектированный двигатель V8, новая «пухлая» кабина с рядом решений, объединяющих её с аналогичным ЗИЛ-130, и т. д. Изначально предполагалось сделать грузоподъёмность три с половиной тонны, что было воплощено на модификации ГАЗ-53Ф, однако вскоре по техническим соображениям её уменьшили до трёх. Как и свой предшественник, ГАЗ-53 имел большое количество модификаций, в том числе экспортные и версии для различных видов топлива, поэтому отметим лишь основные. Одной из первых это был ГАЗ-53Ф, имевший форсированный до 82 лошадей двигатель «пятьдесят первого» с задним мостом от него же и редуктором его полноприводной версии (ГАЗ-63). Также на основе базового грузовика были сделаны специальные модификация для армии ГАЗ-53Н с дополнительным баком для топлива и дополнительным оборудованием, а также специальное удлинённое шасси ГАЗ-53-40 для установки на него кузова автобусов марки КАвЗ модели «685». Также на базе грузовика выпускалась простое шасси с кабиной, на которое устанавливали различные кузова для работы в государственных службах (например, для пожарных).

 Газ 53 приборная панель

Своеобразной «эрзац» версией «пятьдесят третьего» стал ГАЗ-52, имевший по сравнению с ним меньшую грузоподъёмность и всё тот же шестицилиндровый двигатель «пятьдесят первого» ГАЗ-11. Существует множество различий между ГАЗ-52 и 53, однако главными из них можно назвать двигатель и больший радиатор второго из-за восьмицилиндрового силового агрегата, оставлявшего свободными всего два отверстия в решётке радиатора вместо четырёх на ГАЗ-52. Другими отличиями можно считать решётку радиатора, на ГАЗ-53 красившуюся в белый цвет, а на ГАЗ-52 в цвет кузова, колёса с тремя отверстиями большего диаметра на «пятьдесят третьем» и колёса с шестью отверстиями меньшего диаметра на «пятьдесят втором». Однако из-за того, что большинство деталей взаимозаменяемы, определить индекс конкретно взятой модели будет весьма затруднительно. Наверняка это можно будет выяснить разве что по документам, если таковые имеются. Набор модификаций «пятьдесят второго» можно поделить на две большие части – с длинным шасси и с коротким. К первым можно отнести, например, шасси ГАЗ-52-01 и бортовой ГАЗ-52-03, а к последним шасси ГАЗ-52-02 и грузовик с бортовой платформой ГАЗ-52-04 и остальные модификации на их базе. Интересна версия ГАЗ-52Ф с форкамерно-факельным двигателем, выпущенная ограниченной партией, и бортовой грузовик, выпущенный в единичном экземпляре, грузоподъёмностью три тонны с усиленной подвеской ГАЗ-3302 (сейчас такой индекс имеет бортовая «полуторка» из совершенно иного семейства «ГАЗель»). 

 

За почти тридцатилетнее производство обоих грузовиков происходили их постоянные модификации. В большинстве своём они касались внешности решётки радиатора, о которых и пойдет речь далее. Первый вариант имел верхнее расположение фар головного света и относительно них нижнее расположение подфарников. В 1965 году происходит обновление облицовки, связанное с переездом подфарников вверх относительно фар, а выражение отверстий приняло характерную форму, названную «улыбкой». Через девять лет она меняется, в результате чего «улыбка» исчезла, подфарники сместились больше к краям, а сами отверстия стали длиннее. Через год, то есть в 1985 году, подфарники становятся двухцветными – в них добавляется секция указателей поворота. Тем временем на ГАЗ-52 подфарники всегда были одноцветными прозрачными, с годами менялась лишь их форма.

 ГАЗ-53 возле ТП

Таким образом, грузовик ГАЗ-53 выпускался в период с 1961 по 1993 годы, а ГАЗ-52 с 1964 по 1993 годы. Оба этих грузовых автомобиля, имея почти одну и ту же базу, сохранили лучшие черты предшественника, став такими же надёжными и выносливыми. Это ценилось и там, где они работали, и теми, кто ими управлял, поэтому ГАЗ-53 со своими модификациями стал самым массовым грузовым автомобилем за всю историю СССР – более четырёх миллионов экземпляров за все годы производства.

 

НОВОЕ ИЗ РАЗДЕЛА - СОВЕТСКАЯ АВТО-МОТОТЕХНИКА

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНОЕ ИЗ РАЗДЕЛА - СОВЕТСКАЯ АВТО-МОТОТЕХНИКА

БОЛЬШЕ НЕТ

ЕЩЕ ИЗ РАЗДЕЛА - СОВЕТСКАЯ АВТО-МОТОТЕХНИКА

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика