Skip to main content

"Ихтиандр" - советская мечта об автомобиле-амфибии

Автомобили-самоделки часто представляют собой необычный кузов, установленный на платформу серийной машины. Но некоторые образцы народного творчества не только внешне удивляют, но и имеют практическое применение. Они могут ездить не только по дорогам, но и по воде. Об одном таком необычном инженерном решении пойдет речь далее.

Самоделка - "Ихтиандр"

Вернее, о двух решениях, которые создатели назвали "Ихтиандр" в честь героя научно-фантастического романа Александра Беляева "Человек-амфибия". Автором автомобиля-амфибии стал инженер Игорь Рикман, специалист по угольным комбайнам. В 1971 году он начал строить свое детище вместе с единомышленником Алексеем Ревякиным. На создание рабочего прототипа у конструкторов ушло 8 лет. Готовый автомобиль-амфибия вышел на испытания в 1979 году.

Авто амфибия — «Ихтиандр».

Чтобы повысить герметичность, корпус "Ихтиандра" был выполнен без дверей и обшит снаружи алюминием. Чтобы улучшить гидродинамические характеристики, днище напоминало катер "Кама". Для повышения плавучести Рикман и Ревякин оклеили внутри кузова пенопластом и разместили его в специальных полостях. Корпус амфибии делился на три отсека.

"Ихтиандр"  самодельный автомобиль

В переднем находились главные цилиндры сцепления и тормозов с бачками, аккумуляторы и рулевое управление от "Запорожца" с дополнительными тягами и рычагом. Все выступы корпуса имели уплотнители. На крышке переднего отсека крепился якорь, соединенный тросом с лебедкой для вытаскивания машины на берег. Лебедка имела электрический и ручной приводы.

В среднем отсеке были салон и органы управления. Внутрь можно было попасть, отодвинув фонарь крыши. Специальные углубления-подножки облегчали этот процесс.

В кормовом отсеке "Ихтиандра", называемом "машинным отделением", находилась силовая установка. Двигатель от "тройки" ВАЗ соединялся переходной пластиной с КПП от "Запорожца" 966 модели. Интересно была устроена система охлаждения - на борту было 3 радиатора: 2 обычных воздушных, забиравших воздух через отверстия в кузове, и 1 днищевой, охлаждаемый водой.

"Ихтиандр"  с парусом

Еще одним нестандартным решением была подвеска. Передняя и задняя подвески были независимыми торсионными, сделанными по образцу передней подвески ЗАЗ-968. Для герметичности использовались плотные прокладки и противодавление масла из резервуара над ватерлинией. За счет регулировки дорожного просвета на воде колеса можно было спрятать внутрь арок, прикрыв задние колеса специальными шторками.

В "лодочном" режиме "Ихтиандр" передвигался благодаря гидрореактивному одноступенчатому осевому водомету. Он соединялся с передним концом коленвала мотора ВАЗ гибкой муфтой. Маневренность на воде обеспечивалась поворотом передних колес и положением выходного сопла водомета. "Задний ход" позволял включить гидрореверс. Скорость на воде до 20 км/ч, на суше - до 120 км/ч.

"Ихтиандр" 2, новая модификация

"Ихтиандр" был полностью функционален, что доказали пробег самоделок в 1979 году и пройденные им 400 000 км по суше и около 1000 км по воде.

В 90-е годы советские "Кулибины" создали вторую версию "Ихтиандра" с полным приводом, блокировкой дифференциалов и гидравлической подвеской. Кузов из стеклопластика, длиннее и шире ГАЗ-2402 на 350 мм, имел толщину 8 мм. Наличие дверей и складной крыши-гармошки позволяло стоять внутри в полный рост.

Новый "Ихтиандр"  на воде

"Ихтиандр-2" имел новый 80-сильный мотор от "Нивы" ВАЗ-21213. Так как он предназначен для передней оси, пришлось изменить систему охлаждения - радиатор перенесли на корму слева от двигателя. Крыльчатку вентилятора поставили на валу генератора, добавив электровентилятор. Воздухозаборники сделали под боковыми решетками, выброс через корму.

Рикман и Ревякин оснастили "Ихтиандр-2" коробкой передач, сцеплением и передним дифференциалом от ЛуАЗа, отказавшись от редукторов ради скорости. Тормоза взяли от "Нивы" 2121, на задней оси поставили диски - они сохнут быстрее барабанов. Стояночный тормоз сделали гидравлическим.

"Ихтиандр" последней модификации

"Ихтиандр-2" проехал 112 000 км по суше и около 200 км по воде. В 2013 году его продали в автосалоне за 430 000 рублей. По данным, новый дом - Германия. Хотелось бы покататься на такой необычной машине? Не дешево ли продали создатели?

Советские кулибины-самодельщики, Автосамоделки, Автомобили амфибии

Яндекс.Метрика