Skip to main content

Советская автотехника

Иж-2126: упущенные надежды на светлое будущее

К середине 1970-х мировые тенденции автомобилестроения стали меняться и автомобили вместе с ними, и на их фоне ещё вчера казавшиеся «суперсовременными», по мнению советских граждан, новинки смотрелись как минимум консервативно. В связи с этим автозаводы начали обновлять текущую продукцию и готовить к производству новую: как раз в этот период появляются волжские ВАЗ-2106 и «Нива» ВАЗ-2121, обновлённый «Запорожец» ЗАЗ-968А, московский Москвич-2140. А в это время, недавно построенное легковое отделение «Ижмаша» продолжало выпускать уже тогда устаревший Москвич-412, что не сулило ижевскому предприятию ничего другого, как остаться на обочине командно-административной экономики СССР. В такой ситуации министр обороны Устинов, как раз курировавший автозавод в Ижевске, сумел достать госзаказ на разработку нового авто. Поэтому ижевские конструкторы и дизайнеры, уже имевшие некоторые перспективные наработки, призванные улучшить 412-ю модель, принялись за работу.

Иж-2126

 

Благодаря всесильному покровительству Устинова коллектив молодых и амбициозных конструкторов мог сколько угодно творить в своё удовольствие, поэтому им было принято вопреки мировой моде делать компоновку авто заднеприводной. Причём хотелось провести не просто модернизацию существующего Москвича-412, а создать принципиально иную модель с новой агрегатной базой и модным тогда кузовом хэтчбек. После выбора творческим коллективом компоновки было предпринято выявление достоинств и недостатков машин с передним и задним приводом. К недостаткам последнего относили повышенную массу при одинаковых габаритах и наличие слишком большого тоннеля в полу, уменьшавшего полезное пространство салона. Поэтому особая ответственность возлагалась на компоновщиков, которые должны были улучшить потребительские качества будущей машины. Из этих побуждений ходовая часть была смещена вправо по ходу движения, что улучшило развесовку по осям, и из-за чего пришлось изменить передний щит салона и применить червячную рулевую передачу. При этом максимально была увеличена ширина кузова, сопоставимая с аналогичной характеристикой у Москвичей третьего поколения, но пространство салона стало почти как у Волги. Таким образом, первые ходовые прототипы были готовы к испытаниям уже в 1977. 

 Желтого цвета Иж-2126

Они показали, что обтекаемый кузов в сочетании с гнутыми боковыми стёклами обеспечивают хорошую аэродинамику, однако вместе с тем выяснилось, что для нормальной работы потребуется повышающая пятая передача в коробке и изменённая главная передача, рассчитанная на такие нагрузки. Выявленные недостатки решались постепенно, по мере их накопления, но при этом машина получалась современной и при помощи прогрессивных методов проектирования – кузов дорабатывался на компьютерах в Институте механики МГУ, а полноразмерные макеты испытывались на оборудовании фирмы «Renault». Но всё равно в каждую новую опытную серию вносилось что-то новое, доводя тем самым форму и технику до совершенства. С таким усердием и энтузиазмом ижевских конструкторов автомобиль был почти готов к 1983 году.

Оставалась только доработать техническую часть, работы над которой как раз и велись в это время. Первым делом решили улучшить качества подвесок путём установки передней типа «МакФерсон» и инновационной задней, однако в целях удешевления её заменили схожей по конструкции с «Жигулями». В этих же целях машине достались полностью унифицированные с ВАЗ-2108 тормозные механизмы и передние фонари. Отдельной «головной болью» стала коробка передач. Поначалу планировалось, что она будет автоматической (!) с дифференциалом повышенного трения и оригинальной главной передачей, но созданная опытная партия с такими коробками выдержала всего лишь чуть больше 1000 километров ресурса, поэтому затея с АКПП канула в лету, да и завод-смежник смог решить проблему с шумностью гипоидной передачи. Более удачной вышла пятиступенчатая механика, с врождёнными болезнями которой до конца справиться так и не удалось, поэтому «Орбита», как назвали этот автомобиль, получилась как компромиссный вариант между задним приводом и новыми достижениями техники. Но для того времени она была действительно оригинальной и современной машиной.

 оРБИТА

Опытный образец ИЖ-2126 "Орбита"

Дело оставалось за малым – нужно было только окончательно доработать конструкцию и подготовить её к серийному производству. Но в 1984 году умер всесильный покровитель Ижевского автозавода, и предприятию сразу урезали средства для промышленного внедрения «Орбиты», и ему не оставалось ничего другого, как строить новые цеха за свой счёт. Из-за этого пришлось отказаться от мечты о новом 1,6-литровом двигателе, качественной отделке салона и допустить ряд удешевлений, чтобы максимально упростить экономическую реализацию проекта. Деньги на это появились только в начале девяностых, но массовым или успешным такой выпуск назвать нельзя – большинство экземпляров неукомплектованными продавалось самим рабочим, да и тысячу машин смогли собрать только в 1995. Более-менее стабильное производство смогли организовать в 1997-1998, а начиная примерно с 2000 года, автомобиль стал называться «Ода». Для хотя бы минимального улучшения спроса были созданы грузовой фургон, универсал «Фабула», улучшенная комплектация «Ника» и полноприводная версия «4*4» на её базе, но судьба «Оды» была уже решена – через некоторое время после покупки группой компаний СОК ижевского автозавода её выпуск был полностью прекращён.

 Иж-2126

Автомобиль Иж-2126 выпускался пятнадцать лет – с 1990 по 2005 годы. Будучи созданный как современная замена грузопассажирскому Иж-2125 «Комби», он мог стать одной из самых современных советских легковушек, но «Ода» появилась слишком поздно и из-за нестабильного качества и высокой цены в начале производства повысить спрос на ижевскую продукцию ей так и не удалось.

НОВОЕ ИЗ РАЗДЕЛА - СОВЕТСКАЯ АВТО-МОТОТЕХНИКА

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНОЕ ИЗ РАЗДЕЛА - СОВЕТСКАЯ АВТО-МОТОТЕХНИКА

БОЛЬШЕ НЕТ

ЕЩЕ ИЗ РАЗДЕЛА - СОВЕТСКАЯ АВТО-МОТОТЕХНИКА

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика