«ИжАвто»: не автоматы, так автомобили!
История этого отечественного автозавода началась ещё в самой середине 1960-х годов, когда высшим руководством страны была затеяна широкомасштабная волна обновлений существующей автомобильной промышленности.
Как раз благодаря этому были созданы такие предприятия, как КамАЗ в Набережных Челнах и ВАЗ в Тольятти, появление которого инициировал председатель Совмина СССР А.Н. Косыгин. Сегодня трудно сказать, что именно побудило Д.Ф. Устинова, курировавшего в то время советскую оборонную промышленность, сказать про строительство завода рядом с оборонным предприятием «Ижмаш», выпускающим всем известные автоматы Калашникова, взявшим за основу производственной линейки Москвич-408 и подчинявшемся непосредственно «оборонке». Может это были амбиции министра или внутренние интриги между Косыгиным и Устиновым, но как бы там не было, Брежнев одобрил два варианта.
После этого строительство завода в столице Удмуртии пошло ударными темпами – создавались новые цеха,
в основном связанные с производством кузовов и сборкой готовых автомобилей, фирмой Renault было изготовлено оборудование для штамповки кузовных деталей и скоро на «малом заводе» «Прогресс» были собраны первые экземпляры. На серийный выпуск заводу удалось выйти в 1970-1971, однако выпускались уже не 408-е, а 412-е Москвичи. Вскоре талантливому коллективу молодых конструкторов удалось создать целый модельный ряд на базе основного седана – грузопассажирский Иж-2125 «Комби», названный так за единожды применённый в советском автомобилестроении редкий тип кузова комби, грузовой фургон Иж-2715 – легендарный «каблучок» и пикап Иж-27151 на его базе.
В 1982 проходит рестайлинг всей линейки, в ходе которого ею были получены некоторые технические и дизайнерские изменения, главными из которых стали новая чёрная решётка радиатора и пересмотренное решение передней оптики. В конце восьмидесятых, на пике «Перестройки», завод осваивает единственную в Советском Союзе коммерческую грузопассажирскую версию Иж-27156 на базе всё того же «каблучка», пользовавшуюся большим спросом у кооператоров и у их приемников, строителей капитализма в России. Уже перед распадом СССР заводу в Ижевске удаётся освоить выпуск «долгостроя» - автомобиля нового поколения Иж-2126 «Орбита», с которым «ИжАвто» вступил в экономический кризис девяностых.
От этого кризиса завод смог оклематься в период с 1998-2001, когда окончательно был прекращён выпуск всей «классической» линейки на базе Москвича-412 и улучшено качество выпускаемого Иж-2126, переименованного в «Ода». В это время автозавод был куплен группой компаний «СОК».
Казалось бы, всё идёт замечательно - удалось наконец-то стабилизировать качество и количество выпускаемой продукции, освоить новые модификации «Оды»: полноприводную версию «4*4», фургон Иж-2717, улучшенную комплектацию «Ника» и универсал «Фабула». Но из-за противостояния старых хозяев с новыми этот период закончился быстро полным прекращением выпуска всего вышеперечисленного семейства. После этого руководство ищет новые компании, готовые инвестировать деньги в их предприятие. И такую компанию она находит в лице корейского производителя «KIA», который организовал в Ижевске выпуск трёх своих основных моделей – «Rio», «Sorento» и «Spectra». Позже ещё один главный акционер предприятия – АвтоВАЗ, по воле которого здесь выпускалась его «Классика» - ВАЗ-2106, 2104 и 2107, решает организовать здесь выпуск ещё одной бюджетной малолитражки – Lada Granta, начавшей производиться с 2012, а после выхода «Весты» помимо своего «родителя» она начала производиться ещё и на заводе в Ижевске.
Это неполный перечень выпускаемых на «ИжАвто» автомобилей, так как в разное время предприятие сотрудничало с разными компаниями, в числе которых японский Nissan и французский Renault, модели которого возможно будут выпускать в Ижевске. Таким образом, завод живёт, развивается, не смотря на кризисы, долги и другие «житейские мелочи».