Советский мотоцикл ИЖ-7.105 с оппозитным двигателем
Истории перспективного мотоцикла довольно печальна, как истории многих советских разработок в авто и мототранспорте, так и не попавших на конвейер. По некоторым данным было около десяти различных модификаций мотоцикла с этим мотором, естественно была и версия с боковым прицепом под индексом ИЖ-7.106, ну где сейчас вся эта техника не известно. По крайней мере хотя бы один мотоцикл из этого семейства можно увидеть своими глазами, сейчас этот оппозитный мотоцикл стоит на втором этаже музея техники Вадима Задорожного.
Оппозитный двигателель объемом 500 кубических сантиметров
Предыстория. В 1979 году в министерствах и ведомствах СССР, которые отвечали за мотопром, созрел план по внедрению в серию нового мотоцикла дорожного класса с четырехтактным мотором объемом 500 кубических сантиметров. К работе предполагалось подключить коллег из Чехословакии, инженеров Явы, и совместными усилиями создать мотор мощностью до 40 лошадиных сил.
В 1980-ом году закипела активная работа. В Чехословакии, в то время, пытались еще и трехсот пятидесяти кубовый оппозит сделать, но это уже другая история.
В СССР все работы были завершены к 1985 году. Была представлена новая пред серийная модель под условным названием ИЖ 500. Двойная трубчатая рама, дисковые тормоза спереди, спицованные либо литые колеса, новая вилка, рулевое управление с демпфером, 5-ступенчатая коробка передач, интегрированная в общем корпусе с движком, и даже электростартер, для версии с боковым прицепом были предусмотрены тормоза для коляски с гидроприводом. В общем для начала восьмидесятых мотоцикл был весьма неплох, правда на архивных фотографиях там явно стоят другие карбюраторы, точно не те что на этом мотоцикле, возможно просто были несколько вариантов с разными карбюраторами.
Созданный советскими инженерами оппозитный движок воздушного охлаждения объем 496 кубических сантиметров легко выдавал 36 лошадиных сил при 39 ньютон метров крутящего момента. Была внедрена комбинированная система смазки с мокрым картером, смазка осуществлялась под давлением от масляного насоса и разбрызгиванием. Моторная передача здесь шестеренчатая с демпфером. Система зажигания батарейная с регулятором опережения зажигания. Кроме электростартера был предусмотрен и более традиционный кис стартер.
Межведомственные приемочные испытания мотоциклов показали высокие параметры опытных образцов новых моделей. Параллельно работу над оппозитом вели и в Чехословакии, там с подобным мотором появилась модель java 500 type 824, до 1984 года было собрано некоторое количество прототипов, но как и в СССР масштабного производства оппозита Java так и не случилось, хотя сами мотоциклы оказались весьма неплохими, что по дизайну, что по динамическим характеристикам.
Java 500 type 824
Вы можете задать логичный вопрос, почему оппозитные так и не появились на конвейере?
Ситуация сложилась следующая, четырехтактный мотор требовал высокой конструктивной точности изготовления картерных узлов и головок цилиндров, то есть для массового производства таких моторов, нужно было высокоточное оборудование для механической обработки деталей. Естественно, ИЖМАШ обратился с просьбой в соответствующие министерства и ведомства помочь с приобретением соответствующий станков для налаживания крупномасштабного производства. Была даже идея отдать производства некоторых комплектующих по лицензии на запад, в компании у которых есть нужное оборудование, либо там же закупить необходимые станки, поскольку в СССР изготовители оборудования необходимой точности не было. В итоге процесс наладки массового производства оппозитного ИЖ 500 затянулся и попытка создать про двинутый мотоцикл для народа провалилась. А, к 1988 году проект закрыли окончательно, вот такая вот печальная история.
Источник: Ютубканал "Автомобильная Россия"